Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 23:47, лекция
Возникновению раннефеодального государства в Японии предшествовала длительная борьба племенных групп, приведшая к гегемонии племенной группы во главе с сильнейшим родом Ямото.
Представители дома Ямото стали рассматриваться как носители власти высших вождей, жрецов и судей. Опираясь на буддистскую церковь, имевшую значительное политическое влияние в стране, они присвоили себе титул "сынов неба"-императоров, и вместе с родовой аристократией узурпировали власть племенных вождей, превратив ее в наследственную.
§ 4. Феодальное государство
в Японии
Возникновению раннефеодального
государства в Японии предшествовала
длительная борьба племенных групп,
приведшая к гегемонии
Представители дома Ямото стали рассматриваться как носители власти высших вождей, жрецов и судей. Опираясь на буддистскую церковь, имевшую значительное политическое влияние в стране, они присвоили себе титул "сынов неба"-императоров, и вместе с родовой аристократией узурпировали власть племенных вождей, превратив ее в наследственную.
Все жители объявлялись непосредственными поддан-ными императора-"тэнно" (букв. "небесный", т. е. верховный).
При императоре, власть
которого передавалась по наследству,
был создан обширный государственный
аппарат. Важное место в государстве
занимал Верховный
Несмотря на обожествление императора, власть его не была неограниченной. Он делил ее с главами круп-ных феодальных домов. Все важные должности в госу-дарстве занимали члены императорского дома или дру-гих крупных феодальных домов, главы которых часто оттесняли императора на второй план и фактически уп-равляли страной.
С 645 года в Японии
было введено территориальное
К концу XIII века в Японии
оформляются ленные отношения, складывается
система иерархической
Еще в XII веке возникает деление класса феодалов на наиболее привилегированную его группу, непосредственных вассалов военных правителейсёгунов и вассалов других феодальных владельцев, храмов и монастырей. Пытаясь расширить свою со-циальную базу, сёгун создает мелкопоместное ленное дворянство, которое становятся главной опорой в его борьбе с крупными феодалами за упрочение центральной власти.
Важные социальные сдвиги происходят в Японии в XV-XVI вв. Рост ремесла и торговли, развитие городов приводят к созданию местных рынков, окончательному утверждению крупных, экономически более сильных феодальных хозяйств владетельных князей (даймё, букв. "большое имя"). Даймё лишь номинально признавали власть центрального правительства, вели бесконечные междоусобные войны. Они почти повсеме-стно ликвидировали поместья своих вассалов-самураев, поселяли часть из них в своих замках и обеспечивали их рисовыми пай-ками.
Мелкое самурайское землевладение, частично сохранившееся, было нестойким; самураи разорялись, закладывали свои земли ростовщикам. Обедневшие самураи пополняли армию ронинов (бродячих самураев), потерявших в междоусобных войнах свои владения, тот фактически деклассированный социальный слой, который часто выступал вместе с крестьянами против засилия ростовщиков, богатых храмов, крупных феодальных владельцев.
Начало второго
периода развития феодального государства
в Японии совпадает с возникновением
в XII веке своеобразной политической формы
японского феодального
И раньше отдельные феодальные дома отстраняли императора с политической арены, но в конце XII века впервые был создан правительственный аппарат - бакуфу (букв. "полевая ставка великого полководца сёгуна").
В XIII веке сёгун присвоил себе право утверждать императора, определять порядок престолонаследия, назначать регентов и других высших придворных советников.
Центральный аппарат бакуфу состоял из главной административной палаты, ведавшей законодательством главной военной палаты, особого органа, ведавшего самурайским сословием, и главной судебной палаты.
Относительно большая
степень независимости
Во все провинции
назначались военные
Пресечение антибакуфских настроений среди знати поручалось особой коллегии правительственных доклад-чиков, состоящей из 10 человек.
С конца XVI века в Японии начался процесс централи-зации страны. Росли ремесло и торговля. Несмотря на феодальную регламентацию и ограничения, в Японии стали возникать первые ростки капиталистической промышленности в виде домашнего крестьянского производ-ства, подчиненного купцам. Складывался единый нацио-нальный рынок. Наряду с экономическими причинами существовал и ряд политических условий, ускоривших объединение страны. XVI век был временем непрерыв-ных антифеодальных восстаний, крайнего обострения социальных противоречий, что побуждало наиболее дальновидных представителей господствующего класса к созданию сильной центральной власти, направленной на укрепление феодальных порядков. Средние феодалы видели в усилении центральной власти средство защи-ты от крупных феодалов, мелкие - средство обеспечить за счет нее свое существование.
В XVI веке в Японию проникают первые европейцы и угроза потери политической независимости также дик-товала необходимость объединения.
Процесс объединения страны особенно усилился в период третьего сёгуната дома Токугава. Объедине-ние Японии сопровождалось подавлением непокорных феодалов, более строгим прикреплением крестьян к зем-ле.
В Токугавской Японии существовали четыре сосло-вия: самураев "буси" (си), к которым относились фео-дальные князья дайме, собственно самураи и придворная аристократия "куге", крестьяне "номин" (но), ремесленники "сюкогёся" (ко) и торговцы "сёнин" (сё). На вершине этой сложной иерархической системы находил-ся дом Токугава.
Военной опорой сёгуната были са-мураи, входящие в княжеские войска и получавшие за это рисовый паек или земельные угодья.
Самураи, которым запрещались все виды деятель-ности, кроме военной, превратились в замкнутое военно-дворянское сословие.
Крестьянин в Японии был традиционным "владельцем земли, пользующимся ею на правах вечной аренды, за что он и должен был платить налоги и выполнять повинности в пользу государства и феодала. Вместе с тем японский крестья-нин в это время был крепостным, ибо ему было запре-щено переходить от одного феодала к другому, свобод-но передвигаться по стране, выбирать себе род занятий.
Во главе государства стоял сёгун - полководец. Осо-бая роль военной силы в Японии объяснялась непрекра-щающимися сепаратистскими движениями, необходимо-стью сохранять ту непрочную централизацию, которая была достигнута при третьем сёгунате.
При бакуфу был создан разветвленный бюрократи-ческий полицейский аппарат. В стране существовал особый слой самураев - хатомото, из которых комплек-товался учетный, налоговый и административный аппа-рат сёгуна, находившийся в его непосредственном под-чинении.
В ведении высших правительственных чиновников - родзю (старейшин, министров), составлявших прави-тельство сёгуна, находился императорский двор, государственные финансы, предоставление земельных владений, сношения с иностранными государствами и др. Иногда устанавливалась должность главного регента или главного министра-тайро. Ниже родзю стояли младшие старейшины, их помощники по всем делам управления. Многие должности передавались по наследству.
Токугавская Япония была полицейским государством, в котором жестоко преследовались любые проявления антиправительственных настроений. Одним из средств укрепления власти сегуната была система заложничества (санкин-нотай), окончательно закрепленная законом в 1635 году, при которой все даймё должны были попеременно проживать в доме сёгуна, а возвращаясь в свои владения, оставлять в Эдо. (столиц сёгуната) свои семьи. Для наблюдения за императорским двором был назначен особый наместник сёгуна Киото - сёсидай.
Особая система сыска ("мэцкэ - сэйдзи", мэцкэ - букв. "прикрепленный глаз") осуществляла негласный полицейский надзор за чиновниками и всем населением страны. Ее возглавляли полицейские инспекторы - о-мэцке, следящие одновременно и друг за дpуroм. О-мзцке проникали в дома дайме и даже в дом императора. Передвижение в стране было регламентировано строгой системой пропусков.
Для надзора за крестьянами и прежде всего для сбора с них налогов была установлена должность дайкана, заместителя начальника финансового департамента. Им в свою очередь подчинялись старосты деревень (сея). В городах помимо назначавшихся градоначальников существовали советы крупных торговцев, но система городского самоуправления не получила сколько-нибудь заметного развития в Японии.