Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2011 в 12:59, реферат
У Дзержинского был свой талант, который ставит его на свое, совершенно особенное место. Это — моральный талант, талант непреклонного революционного действия и делового творчества, не останавливающегося ни перед какими препятствиями, не руководимого никакими побочными целями, кроме одной — торжества пролетарской революции. Его личность внушала непреодолимое доверие.
Поле деятельности Дзержинского весьма разнообразно. Он был замечательным оратором, публицистом, борцом революции, государственным деятелем, соратником и сподвижником многих деятелей. Сейчас очень много споров по поводу деятельности и личности Дзержинского, однако, не стоит забывать и о достижениях этого человека. Жизненный подвиг Ф. Э. Дзержинского поистине легендарен. Имя его стало символом священной верности заветам Ленина, пролетарскому интернационализму, традициям борьбы за счастье народов.
Пример тому — его выступление 13 декабря 1921 года на заседании Петроградского Совета. Охарактеризовав в своем докладе общее положение на транспорте, роль рабочего класса в его возрождении, Феликс Эдмундович сказал, что искать силы для поднятия транспорта необходимо в труде и воле трудящихся, которые должны на хозяйственном фронте проявить такой же энтузиазм, с каким они сражались на фронтах гражданской войны. Нарком раскрыл международное значение хозяйственного строительства в Советской России, подчеркнув, что ее экономические успехи вынуждают капиталистов устанавливать с нашим государством деловые отношения. «Нет ни одного хозяйственного вопроса,— говорил он,— который может быть разрешен вне... мировой перспективы классовой борьбы... Мы имеем великого союзника — международный пролетариат...»
Во всей своей деятельности Дзержинский опирался на рабочий класс, был тесно связан с ним. Редактор «Торгово-промышленной газеты» М. А. Савельев писал о Дзержинском: «Всем известны те «новые слова», те великие кампании, которые он умел так страстно раздувать горном своего сердца, исключительным порывом энергии и воли... И все это на фоне широчайшего общения с революционными рабочими массами, на фоне апелляции к классовому чутью пролетариата, все это на основе истинно ленинского подхода к решению основных проблем революции».
Глубоко веря в силу коллективного творчества, Дзержинский всегда ставил важные вопросы на широкое обсуждение коммунистов, хозяйственных руководителей и рабочих, причем эти обсуждения часто носили характер задушевных бесед. «Я был свидетелем бесед Феликса Эдмундовича с железнодорожными рабочими в Сибири в начале 1922 года,— вспоминал Д. Ф. Сверчков, работавший в то время комиссаром Омской железной дороги.— Они приходили к нему с протестами против ничтожной заработной платы и против казавшихся им непосильными требований производственной программы. И нескольких минут было достаточно, чтобы личные интересы их совсем исчезли из поля зрения и чтобы они превратились незаметно для самих себя в его собеседников, занятых вместе с ним одной задачей: как при нищенской заработной плате и полуразрушенных орудиях производства осуществить в наискорейший срок преподанные задания, как их даже увеличить в той или иной части...»
С именем Дзержинского связана развернувшаяся в стране массовая борьба за строжайшую экономию во всех звеньях народного хозяйства ради изыскания средств для ускорения экономического развития. Он явился инициатором кампании за режим экономии, обосновав в ряде выступлений значение и практические меры по осуществлению этого важного движения. «В условиях советской действительности,— говорил Феликс Эдмундович в беседе с представителями печати,— экономия — это одна из важнейших партийных директив в области нашего хозяйственного строительства». Вот почему, указывал он, к борьбе за режим экономии должны быть привлечены самые широкие круги советской общественности. Это вопрос не ведомственный, а общеполитический и общехозяйственный.
Умение видеть за каждым хозяйственным вопросом общегосударственные интересы, решать любую задачу с партийных позиций — характерная черта стиля работы Дзержинского.
Страстно боролся пламенный революционер за ленинское единство партийных рядов, против фракционеров и раскольников. Во многих речах и выступлениях он подверг уничтожающей критике лидеров различных группировок, не боялся называть вещи своими именами, квалифицируя действия оппозиционеров как измену интересам партии.
Большую роль сыграл Феликс Эдмундович в разоблачении «новой оппозиции», возглавлявшейся Зиновьевым и Каменевым. Известно, что XIV съезд ВКП(б) осудил поведение представителей этой группировки, вскрыл фракционную сущность их действий, попытки противопоставить Ленинградскую партийную организацию всей партии. Однако раскольники продолжали стоять на своем, не подчинились решениям высшего органа партии. Понадобилось еще до окончания съезда созвать 28 декабря 1925 года экстренный пленум ЦК партии для обсуждения вопроса о проведении в жизнь постановлений съезда об оппозиции. Яркую речь произнес Дзержинский. Обращаясь к оппозиционерам, он бросил в их адрес гневные слова обвинения: «...вы подняли знамя восстания против единства нашей большевистской партии». Защищая необходимость единства партийных рядов, Феликс Эдмундович подчеркнул: «...Единство партии должно быть сохранено, оно должно быть свято для всех нас, не формально, как вы это пытаетесь предлагать и доказывать, а по существу».
1 января 1926 года собрался пленум вновь избранного ЦК партии, где Дзержинский выступил в защиту ленинского понимания железного единства партии. «Ты можешь иметь свое мнение,— говорил он,— но только в границах определенной линии, которая дана. В этом заключается наше большевистское единство. И только при таком единстве... мы будем побеждать...»
Многие из тех, кто слышал Феликса Эдмундовича, отмечают, что он был блестящим полемистом. Дзержинский не только вскрывал логическую порочность доводов противника, но и показывал негодность приемов, которыми пользовался его оппонент. Выступая 7 апреля 1926 года на пленуме ЦК ВКП(б) с разоблачением «политической комбинации» троцкистско-зиновьевской группы, он говорил: «В тех речах, с которыми здесь выступали Каменев и Троцкий, совершенно ясно и определенно нащупывалась почва для создания новой платформы, которая приближалась бы к замене не так давно выдвинутого лозунга «лицом к деревне» лозунгом «кулаком к деревне». Те речи, которые здесь говорились ими, метод искания ими средств, постановка ими вопроса, откуда взять средства для индустриализации страны,— все это клонилось к тому, что надо обобрать мужика. Вместе с тем, они не приводили никаких конкретных подсчетов, сколько же от этого мужика можно взять».
Блестящим подтверждением высоких качеств ораторского мастерства Дзержинского может служить его речь на июльском (1926 года) Объединенном пленуме ЦК и ЦКК ВКП(б), обсудившем важнейшие вопросы общегосударственного и хозяйственного строительства, внутрипартийной жизни и положения рабочих. Свое выступление Феликс Эдмундович начал с резкого заявления о том, что докладчик и содокладчик (ими были представители оппозиции) «проявили полное незнание и незнакомство с теми вопросами, о которых они здесь трактовали». Он дал критический анализ этих докладов, показав с помощью цифр, насколько выдвинутые в них положения надуманны и бессмысленны.
Когда один из лидеров оппозиции попытался помешать оратору говорить, бросив реплику «Вы 4 года нарком, а я только несколько месяцев», Дзержинский немедленно отпарировал: «А вы будете 44 года, и никуда не годны, потому, что вы занимаетесь политиканством, а не работой»
Немного помолчав, Дзержинский произнес знаменательные слова, которые наилучшим образом отразили суть его облика борца, верного ленинца: «...Вы знаете отлично, моя сила заключается в чем? Я не щажу себя... никогда. И поэтому вы здесь все меня любите, потому что вы мне верите. Я никогда не кривлю своей душой; если я вижу, что у нас непорядки, я со всей силой обрушиваюсь на них».
Эти слова были произнесены за 3 часа до внезапной кончины бесстрашного солдата, стойкого борца за сплочение и единство партийных рядов.
После смерти Дзержинского в период всевластия Сталина была создана сохранявшаяся в неприкосновенности до конца 1980-х годов легенда о кристально честном, гуманном, романтичном «железном Феликсе», «рыцаре революции». Лишь в 1988 стали появляться публикации, приоткрывающие иные страницы жизни этой фанатичной и неоднозначной личности. В августе 1991 москвичи снесли памятник Дзержинскому на Лубянке – это стало символом конца коммунистического режима в СССР.
Заключение
Диапазон государственной и общественной деятельности Ф. Э. Дзержинского был исключительно широким. Он участвовал в работе всероссийских и всесоюзных съездов Советов, избирался членом ВЦИК и ЦИК СССР, входил в состав Совнаркома и Совета Труда и Обороны, возглавлял высшие правительственные комиссии. Выступал с докладами и речами на профсоюзных съездах и конференциях, пленумах ЦК отраслевых профсоюзов. Вместе с К. Э. Циолковским и Ф. А. Цандером Дзержинский принимал активное участие в работе Общества по изучению межпланетных сообщений, Совета оборонного общества «Авиахим СССР» и других.
«Ему свойственно было сочетание добросовестности и гибкости духа, благодаря которой он умел постигать как знаток различные специальные области. Он обладал смелой предприимчивостью и ничем неустрашимым боевым духом. Непоколебимая стальная воля и жаждущая действия энергия. И, прежде всего — рабочая сила редкой мощи и выносливости» (Клара Цеткин).
Дзержинского
как руководителя и человека социалистической
формации, отличали инициативность и чувство
нового. Именно Дзержинскому принадлежит
заслуга в постановке перед Центральным
Комитетом партии и Советским правительством
многих принципиальных вопросов развития
экономики, государственного и партийного
строительства.
Литература