Автор: Анастасия Милюченкова, 06 Декабря 2010 в 18:38, реферат
Федеративное устройство- разновидность государственного устройства, являющегося необходимым институтом конституционного права каждой страны. Государства по-разному определяют свое внутреннее устройство в зависимости от исторических традиций, национального состава населения и других факторов. Территориально крупные государства принимают федеративную форму государственного устройства – одни по соображениям решения национального вопроса, другие в силу невозможности эффективного демократического управления из одного центра. Устанавливая ту или иную форму государственного устройства, конституция любого государства распределяет или, наоборот, концентрирует властные полномочия, тем самым предопределяя правовую базу решения проблем общественного развития.
1. Введение
2. История развития федерализма в России
3. Понятие и принципы федеративного устройства России
4. Конституционно- правовой статус субъектов РФ
5. Состав субъектов РФ
6. Заключение
7. Список литературы
2. Шесть краев:
Алтайский край, Краснодарский край, Красноярский край, Приморский край, Ставропольский край, Хабаровский край.
3. Сорок девять областей:
Амурская область, Архангельская область, Астраханская область, Белгородская область, Брянская область, Владимирская область, Волгоградская область, Вологодская область, Воронежская область, Ивановская область, Иркутская область, Калининградская область, Калужская область, Камчатская область, Кемеровская область, Кировская область, Костромская область, Курганская область, Курская область, Ленинградская область, Липецкая область, Магаданская область, Московская область, Мурманская область, Нижегородская область, Новгородская область, Новосибирская область, Омская область, Оренбургская область, Орловская область, Пензенская область, Пермская область, Псковская область, Ростовская область, Рязанская область, Самарская область, Саратовская область, Сахалинская область, Свердловская область, Смоленская область, Тамбовская область, Тверская область, Томская область, Тульская область, Тюменская область, Ульяновская область, Челябинская область, Читинская область, Ярославская область.
4. Два города федерального значения:
Москва, Санкт-Петербург.
5. Еврейская автономная область.
6. Десять автономных округов:
Агинский Бурятский автономный округ, Коми-Пермяцкий автономный округ, Корякский автономный округ, Ненецкий автономный округ, Таймырский (Долгано-Ненецкий) автономный округ, Усть-Ордынский Бурятский автономный округ, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, Чукотский автономный округ, Эвенкийский автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ.
Пункт 2 статьи 65 Конституции России предусматривает возможность изменения состава Российской Федерации. Подобное может происходить путем:
1)
принятия в Российскую
2)
образования в ее составе
а) объединения существующих субъектов;
в) изменения конституционно-
Любое из названных преобразований Российской Федерации должно осуществляться в порядке, установленном федеральным конституционным законом от 17.12.2001 № 6-ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации», а применительно к случаю, связанному с изменением статуса субъекта, и в той мере, в какой изменения его вида (государственно-правовой формы) затрагивают данный статус, также с учетом положений пункта 5 статьи 66 Конституции Российской Федерации (Статус субъекта Российской Федерации может быть изменен по взаимному согласию Российской Федерации и субъекта Российской Федерации в соответствии с федеральным конституционным законом) и федерального конституционного закона от № «Об изменении конституционно-правового статуса субъекта Российской Федерации».
Субъекты
Российской Федерации различаются
между собой по величине территории,
численности и плотности
Конституция закрепила преобразование России в подлинно федеративное государство, провозгласив равноправие субъектов, как между собой, так и в отношениях с федеральной властью. Конституция сохранила прежние наименования субъектов, проявив определенную историческую преемственность государственно-правовых традиций, но вместе с тем учла и те наименования субъектов, которые они дали сами себе.
Присвоение и изменение наименования – прерогатива субъекта федерации. Это вытекает из сопоставления статей 71 и 72 Конституции России, подтверждается постановлением Конституционного Суда России от 28.11.1995 по делу о толковании пункта 2 статьи 137 Конституции России, а также находит непосредственное закрепление в некоторых основных законах субъектов федерации (например, Свердловской области). Недопустимо, однако, на что обращено внимание упомянутым постановлением Конституционного Суда, чтобы наименование или переименование субъекта федерации затрагивало основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина, интересы других субъектов Российской Федерации в целом и интересы других государств, а также предполагало изменение состава Российской Федерации или конституционно-правового статуса ее субъекта. В частности, оно не должно содержать указания на иную форму правления, чем предусмотренная Конституцией Российской Федерации, затрагивать ее государственную целостность, подразумевать или инициировать какие-либо территориальные претензии, противоречить светскому характеру государства и принципу отделения церкви от государства, ущемлять свободу совести, включать противоречащие Конституции Российской Федерации идеологические и иные общественно-политические оценки, игнорировать исторические или этнические традиции.
Согласно названному постановлению Конституционного Суда, изменения наименования республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа в соответствии с пунктом 2 статьи 137 Конституции России включаются в текст статьи 65 Конституции указом Президента Российской Федерации на основании решения субъекта федерации, принятого в установленном порядке. Первым нормативным актом такого рода стал Указ Президента от 09.01.1996 № 20, которым в Конституцию были включены новые наименования субъектов федерации – Республика Ингушетия (вместо Ингушская Республика) и Республика Северная Осетия – Алания (вместо Республика Северная Осетия).
Наименование
индивидуализирует субъект
Видовой
состав субъектов федерации
В
настоящее время республики, автономную
область и автономные округа по-прежнему
отличают особенности национального состава
населения, быта и культуры. Именно поэтому
республики, где данные особенности выражены
наиболее рельефно, наделены некоторыми
специфическими правами. В частности,
в соответствии со статьей 68 Конституции,
республики вправе устанавливать свои
государственные языки, употребляющиеся
наряду с общегосударственным русским
языком. Вместе с тем, независимо от государственно-правовой
формы все члены Российской Федерации
объединены одним понятием – «субъект
Российской Федерации»; они равноправны
в этом качестве6, а также равноправны
между собой во взаимоотношениях с федеральными
органами государственной власти7.
Заключение
Конституция Российской Федерации закрепляет положение, которое позволяет преодолеть «крайние» подходы к государственному устройству. Только федеративное устройство Российской Федерации способно внести стабильность в межнациональные отношения. Принцип федерализма жизненно важен для строительства Российского государства, отличающегося не только своими масштабами, но экономическим, национальным, историческим, культурным многообразием регионов. Федерализм призван стать твердой гарантией объединения всех ее граждан многонациональной России на основе и понимании общих целей и задач, стоящих сегодня перед страной. Федерализм способствует, с одной стороны, реализации общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, росту национального самосознания, а с другой стороны, сочетанию их интересов с интересами всего общества. Особо следует подчеркнуть роль принципа федерализма в решении проблем, связанных с закреплением и осуществлением прав человека и гражданина.
Федерализм в
его современном понимании не
противостоит ни идеям самоопределения
народов и развития национальной государственности,
ни интересам регионов, их стремлениям
к повышению своей самостоятельности.
Если федерализм основан на демократических
принципах, на устоях правового государства,
то тогда наиболее полно проявляются его
достоинства как-то свободное движение
капиталов, товаров и услуг, свобода передвижения
людей; создание более благоприятных условий
для взаимообмена достижениями науки,
образования, культуры и т.д. Важно, однако,
постоянно помнить, что достоинства федерализма
не проявляются в краткосрочной перспективе
Список
литературы