Ермак Тимофеевич Аленин и его поход

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Августа 2011 в 13:03, статья

Описание работы

Каждый русский человек знает, кто такой Ермак, как покорял он Сибирь и сделал щедрый дар России и русскому народу. Русские люди помнят о нем, как великом воителе, отважном путешественнике, лихом атамане своей ватажной дружины, поют о нем песни. Ермак – это гордость русского народа, олицетворяющий широкую русскую душу, свободолюбие и гордость. А каким был Ермак как человек, как он жил, о чем мечтал, что ему удалось, и что нет, какие мечты остались нереализованными?

Работа содержит 1 файл

Ермак биография.doc

— 122.50 Кб (Скачать)

Ермак Тимофеевич Аленин и его поход

      Каждый  русский человек знает, кто такой  Ермак, как покорял он Сибирь и сделал щедрый дар России и русскому народу. Русские люди помнят о нем, как великом воителе, отважном путешественнике, лихом атамане своей ватажной дружины, поют о нем песни. Ермак – это гордость русского народа, олицетворяющий широкую русскую душу, свободолюбие и гордость. А каким был Ермак как человек, как он жил, о чем мечтал, что ему удалось, и что нет, какие мечты остались нереализованными?

      Вспомним события, предшествующие завоеванию горсткой казаков безбрежных пространств Сибирского края. Разрозненные русские княжества объединились и разгромили Золотую Орду. Время правления Иоанна IV Грозного было временем крупных успехов на Востоке и столь же крупных провалов на Западе. Взятие Казани позволило России открыть путь до Каспийского моря и быстро заселить и освоить район бассейна Волги. Но все попытки получить выход России к Балтийскому морю терпели неудачу. И завоевание Сибирского края Ермаком было тем лучом света в бесконечной гряде сплошных поражений.

        Точных данных о времени рождения Ермака нет. По приблизительным оценкам, он родился в 1530-1540 годах. Существует несколько версий, откуда родом Ермак. Но узнать точно невозможно. Даже родовитые дворяне не все имели записанную родословную, откуда же такие записи могли взяться у вольного казака? Все его родословные истории не более чем выдумка. По одной версии он был родом с берегов Камы - по Черепановской летописи, которая была составлена через 200 лет после походов Ермака тобольским ямщиком Ильей Черепановым. По другой версии Ермак родом из станицы Качалинской, то есть он донской казак – по запискам Генерал-губернатора Восточной Сибири Семена Богдановича Броневского. По мнению профессора русской истории Александра Ивановича Никитского имя Ермак было видоизменено из его родного имени – Ермолай. Некоторые другие историки тоже придерживаются мнения, что Ермак – это не родное имя, а прозвище, или переделано из родного имени Еремей, или на самом деле Ермака, по разным вариантам, звали Герман, Василий и так далее. Многие историки упускают из виду тот факт, что в те времена люди старались не говорить свое имя, данное при крещении, первому встречному, боясь сглаза. Такое имя знали только близкие и доверенные люди. В обиходе же пользовались прозвищами. Причем прозвище человеку обычно давало общество, и не всегда оно было лицеприятным. Достоверно известно, что у Ермака было прозвище «Токмач», что означало пест (массивная и тяжелая штука для утрамбовывания земли), или било (массивная же колотушка). Он мог получить свое прозвище, как активный участник кулачных боев, что в те времена было распространенным занятием, или так стали звать его казаки, когда стал он их атаманом, никто не знает. Но прозвище уважительное и достойное для настоящего сибирского завоевателя. 

        Точно известно, что Ермак был вольным казаком, одним из тех, кто осваивал Дикое поле и «гулял» там не одно десятилетие. Дикое поле – это степная полоса, на которой силами Золотой Орды было уничтожено все славянское население. После победы над монголо-татарским игом эта плодородная, но опасная из-за набегов кочевников, земля стала интересовать наиболее отчаянных людей, стремящихся уйти от оброков, рабства и тягла. Казаками сначала были остатки кочевых племен, к вольным ватагам которых стали присоединятся сначала украинцы, потом русские, убежавшие от гнета царской власти на опасные, но вольные земли. Для обороны они строили засеки, так появилась Запорожская Сечь. Конечно, такие ватаги «гуляли», нападая на торговые суда, организуя набеги на Крымское Ханство и Западные страны, расположенные по соседству. Ермак «гулял» в одной из казацких шаек или ватаг, где достаточно быстро стал атаманом. Согласно Летописи, составленной под руководством патриарха Филарета, ватага Ермака разбойничала на Волге и грабила русские и персидские торговые суда. Доставалось от Ермаковской ватаги и от других вольных казаков иностранным послам, и царским кораблям. Московский воевода собрал войско для ликвидации распоясавшихся разбойников и многие шайки объединились и дружиной численностью более 500 человек ушли вверх по Каме и в июне 1579 года прибыли на реку Чусовую в городки братьев Строгановых.

     Так ли уж озоровали вольные казаки на Волге или нет, осталось на совести  Филарета. Но тот факт, что ограбление персидского каравана, при котором было и персидское посольство, произошло уже после гибели Ермака, установлен. Так что причина служения вольных казаков у Строгановых могла быть самая прозаическая – нанялись для охраны. Купцы Строгановы наладили добычу соли на берегах Камы и Чусовой, но их поселения постоянно тревожили набегами войска сибирского хана Кучума. Царь Василий Шуйский пожаловал солепромышленникам Строгановым звание «гостей». У Андрея Строганова даже появилось отчество Семенович, что было большой редкостью в то время. Имея своих соглядатаев за Уральской грядой, Строгановы своевременно узнали о готовящемся татарском набеге и предложили всем вольным казакам, которых только нашли на Волге, примкнуть к спешно набираемому войску. После заключения мира с польским королем и великим князем Литовским Стефаном Баторием отряд Ермака ушел из Литвы на Волгу, где присоединился к отрядам казаков, которые разгромили в 1580 году ногайскую столицу Сарайчик и были объявлены царским указом вне закона. Может, поэтому о Ермаке и его дружине сложилась слава разбойника. Казаки собрали круг, выслушали гонца из пермского края и часть из них решили пойти наемниками в войско Строгановых. Нужно заметить, что единоначалия в дружине не было, руководил всем совет, в который входили атаманы Ермак Аленин, Иван Кольцо, Никита Пан, Яков Михайлов и Матвей Мещеряк. По версии Строгановской летописи, дружина Ермака со товарищи подрядились охранять солеварные городки от набегов, чем и занимались два года. Это явное перевирание фактов, потому что прибыв по приглашению Максима Строганова специально для войны с ханом Кучумом, казаки отбили нападение его сына Алея на реке Чусовой и задержались во владениях купцов только на время постройки струг, запаслись всем необходимым для похода – от оружия до припасов, и отправились в свой великий поход за Урал. Все казаки были хорошими плотниками и постройка стругов не заняла у них более месяца. На каждый корабль могло взойти до 20 человек. Вместо палубы на стругах укладывали непромокаемые бочки с едой и порохом. Была на них и мачта, и парус поднимали, когда дул попутный ветер. Но основной движительной силой были все-таки весла, от 8 до 15 штук с каждой стороны. Основной пищей для казаков, которую они брали с собой, были сухари и ячмень, из которого варили кашу и ставили квас.

     Татарский царевич Алей, сын хана Кучума, совершил со своим войском набег и разорил самый крупный город купцов Строгановых Соль-Камскую и много жителей, не взирая на пол и возраст было уничтожено. Хан Кучум мог собрать в набег не менее пяти тысяч воинов, и для Строгановых это была большая угроза их владениям в Перми. У самих Строгановых было около пятисот ратных людей и нанятых казаков было примерно столько же. Дружина казаков появилась очень вовремя при очередном набеге татар на реке Чусовой. Казаки отбили все нападения. Войска царевича Аллея отступили и ушли на север, вырезав Соль-Камскую, и пошли дальше на север к Кай-городку. Хан Кучум отправил практически все свои войска, чтобы воспользовавшись восстанием местных племен, выбить русских из Прикамья. Сам же остался с малой силой. Появилась возможность, пока основные войска хана находятся на севере, пограбить их богатые стойбища.

      Казацкая  дружина выбила войска Алея из Чусовой, и потребовала оплаты от Строгановых  за победу. Но платить за выполненную работу солевым магнатам не хотелось. Деятельному Ермаку не давала покоя возможность отомстить ничего не подозревающим татарам, побить их крепко и взять богатую добычу. Он кинул клич по всей дружине о походе за Урал под его началом. Урал тогда называли Каменным поясом. И 1 сентября 1581 года дружина под командованием Ермака отправилась в поход. Другие исследователи говорят, что дружина Ермака вышла в поход 1 сентября 1582 года, т.е. на год позже. А в 1581 году дружина Ермака принимала участие в Литовской битве и никак не могла быть на Урале. Несколько военных документов, относящихся к военным действиям в Литве, упоминают атамана казацкого Ермака Тимофеевича. Получается, что Ермак в 1581 году воевал под Могилевым, а его соратник Иван Кольцо боролся с ногайцами в Поволжье. Так что Ермак и его ватага были не разбойниками, а защитниками земли русской от захватчиков. А по окончании войны в 1581 году казна перестала оплачивать участие в военных действиях, и казаки нанялись в охрану к купцам Строгановым. Вторая версия более правдоподобна. На момент начала похода Ермаку было 40-50 лет.

     Далее опять имеются несколько версий событий. По сведениям Есиповской и Ремизовской летописей, Ермак по собственному почину отправился в поход. Есиповскую летопись составил в 1636 году подъячий сибирского архиепископа Нектария Савва Есипов и на сегодняшний день она считается самой правдоподобной. Ремизовская или Кунгурская летопись создана тобольским картографом Сергеем Ульяновичем Ремизовым в конце 17- начале 18 века. Илья Черепанов, когда писал свою летопись, много фактов взял именно из Ремизовской летописи, хотя более поздние историки говорят, что в Ремизовской летописи есть ряд неточностей, основанных на том, что Ремизов в своих исследованиях больше опирался на народные сказания и легенды, чем на документальную составляющую. Купцы Строгановы снарядили казаков оружием и припасами на дорогу, но потребовали, что это часть платы за услуги охраны. А войска не дали вовсе, к казакам присоединилось из местных всего 50 человек, причем по собственному почину. Есть версия, что Строгановы были против ухода казаков за Урал, так как существовала вероятность, что войско Алея при возвращении пройдет опять через владения Строгановых.

        Строгановская летопись сообщает, что купцы Строгановы сами позвали вольную  дружину с Волги на Чусовую и предложили совершить поход за Каменный Пояс, добавив к дружине Ермака 300 ратников из своих собственных войск. Целью похода было потрепать становища хана Кучума для прекращения его нападений на городки Строгановых. Дата написания Строгановской летописи разнится, в зависимости от разных точек зрения историков, от 1620-1630 до 1668-1673 годов. Автор или авторы также неизвестны, ясно только, что это человек или люди из окружения купцов Строгановых. Точно известно, что летопись основана на документах из архива купцов Строгановых, в том числе их переписке с Ермаком. То, что Строгановы, по своей летописи, снабдили Ермака оружием, тоже вызывает сомнения. Казаки уже повоевали до тех пор, и пришли на Каму со своим оружием. Пушечка Ермака, подаренная ему Строгановыми, имела дарственную надпись и сомнительно, что таких подарков было больше.

      Царь  Иван Грозный и вовсе был против похода казаков за Урал. Он выразил  недовольство Строгановым, что те призвали казаков, «воров», грабивших Ногайскую Орду, с которой на тот момент был подписан мирный договор. Царь требовал от Строгановых вернуть дружину Ермака из похода и приставить к охране прикамских земель. Царь боялся при шатком положении русского царства на западе, получить проблему в виде хана Кучума на востоке. Но грамота царя опоздала, и вернуть Ермака из похода никто и не пытался.  

Ермак Тимофеевич Аленин и  его поход (продолжение)

      Казачья дружина поднялась на стругах  вверх по реке Чусовой и ее притоку  реке Серебряной до действующего волока между реками Серебряной (бассейн Камы) и Жеравлей или Жаровлей (бассейн Оби). Во время волока казаки бросили все тяжелые струги, чтобы не тащить их через горы. И грузы, и сами суда пришлось тащить на руках, потому что на каменистых кручах, через бурелом, другим способом переместить струги оказалось невозможным. По окончании волока нужно было решить вопрос с людьми и грузом с брошенных тяжелых стругов. Времени вытесывать новые струги не было, поэтому соорудили плоты и начали спуск с другой стороны Уральских гор. Дружина спустилась по рекам Жеравле, Баранче и Тагилу просто стремительно и приплыла в реку Тура. Казаков поразили новые места, они поняли, как они богаты и изобильны, а люди не воинственны. Казаки успокоились и проявили некоторую беспечность. За это время у казачьей дружины произошло множество мелких стычек с местным населением (ханты, манси)  и два крупных сражения, на реке Туре и в устье реки Тавды. На Туре казаки проиграли схватку, и им не удалось добыть «языка», для уточнения пути и оценки сил противника. Зато татары быстро добрались до стойбища Кучума и предупредили его о походе дружины Ермака. Но хан почему-то подумал, что казаки после поражения не поплывут дальше, а вернутся назад, за Урал. Или ждал возвращения с победой своего сына Алея, чтобы основными силами расправиться с казаками. Кучум знал, какую политику ведет московский царь, всеми силами пытаясь избежать войны с Сибирским ханством, поэтому не мог даже представить, что свой поход казаки устроили по своему желанию. Продвигаясь вниз по реке Тобол, казаки наконец-то захватили «языка» - татарина из Кучумовских подданных. Услышанное очень порадовало Ермака и они напали на поселение сановника Кучума Карачу и захватили там богатую добычу. Хан понял, что казаки пришли воевать и начал спешно собирать войско. 

      Хан Кучум мог воевать лишь на суше, главной военной силой у него была конница. Дружина Ермака все  перемещения осуществляла по воде и  имела больше возможностей скрыться по реке в случае критической ситуации. Хан Кучум решил остановить дружину Ермака и выслал им навстречу большое войско под предводительством Маметкула. Нападение войска Маметкула на реке Тобол в урочище Бабасан казаками было отбито. За оставшимся отрядом татарских войск казаки следовали до самого Иртыша и в местечке Чувашево, где и было назначено место встречи всех татарских войск, откликнувшихся на призыв Кучума, войска хана Кучума и его соседей ждали подхода Ермакоской дружины. Когда Ермак с войском доплыли до местечка Чувашево на Иртыше, они увидели собранное Кучумом войско и не стали с ними биться. Вернуться назад тоже не было возможности – река начала покрываться льдом. У дружины Ермака не было выхода, как только принять бой. Три дня казаки думали и решили воевать. Это был первый крупный бой, много воинов полегло как с одной, так и с другой стороны. Он произошел 26 октября 1582 года. Кучум не хотел, чтобы казаки добрались до его становища – Кашлыка, поэтому он построил засеку на Чувашевом мысу. Маметкул защищал засеку, а пожилой Кучум сидел в Кашлыке, на верху высокой горы. Казаки зачислили берег и высадились, но стрелы не давали им продвинуться вглубь. Маметкул, видя нерешительность казаков, решил сделать вылазку и напасть на них. Казаки отбили вылазку оружейным огнем и ранили Маметкула. Ханское войско начало паниковать и покидать место боя. Кучум, увидев, что войска бегут, не стал дожидаться казаков и покинул столицу Кашлык или Сибирь. Хан бежал в Ишимские степи, на юг. А казакам досталась богатая добыча.

      Дружина Ермака заняла город Сибирь. Местные племена, платившие дань хану, были настроены миролюбиво к казакам. Для оглашения такой крупной победы над ханом Кучумом Ермак отправил к царю Иоанну IV Грозному своего сподвижника Ивана Кольцо. В письме Ермак написал, что «царь» Кучум и его войско повержено, а также отряды сыновей Кучума Алея (еще на Чусовой) и Алтыная, и брата его Маметкула.  Посланники Ермака с большим трудом попали к Иоанну Грозному. Привезенные меха, в основном соболей и другие северные диковинки убедили царя в перспективности владения Сибирским краем. Царь принял посланников очень ласково, одарил казаков дарами, и в помощь отправил войско из 300 ратных людей под командованием воевод князя Семена Болховского и Ивана Глухова. Эта военная помощь была просто ничтожна для удержания такого большого края. К купцам Строгановым также был послан гонец с сообщением. А Ермак с дружиной остались зимовать недалеко от бывшей ханской столицы Кашлык, так как в самой столице не было места для всей ватаги, потому что находилась она на верху горы, и перебрались на зимовку на Карачин остров на реке Тобол. Реки покрылись льдом, и возвратиться за Урал возможности не было.

Информация о работе Ермак Тимофеевич Аленин и его поход