Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 16:20, реферат
На рубеже XVIII – XIX веков общественное призрение начинает складываться в определенную систему со своими светскими институтами, появляется специальное законодательство, регулирующее деятельность не только приказов общественного призрения, но и благотворительную деятельность в обществе. На основе расширяющейся благотворительной практики создаются учреждения поддержки разным категориям нуждающихся: беспризорным детям, инвалидам, увечным воинам, слепым, глухим и т.д.
На рубеже XVIII – XIX
веков общественное призрение начинает
складываться в определенную систему
со своими светскими институтами, появляется
специальное законодательство, регулирующее
деятельность не только приказов общественного
призрения, но и благотворительную
деятельность в обществе. На основе
расширяющейся
Низкие оклады
и совершенное бесправие перед
лицом высшего начальства породили
самый распространённый тип российского
бюрократа – взяточника и самодура,
вымещающего на просителях посетителях
неудовлетворённость собственной жизнью.
Довольно представительным социальным
слоем русского общества являлось православное
духовенство. В 1912 году в стране насчитывалось
111 тысяча священников различных уровней
и званий; более 1000 монастырей обслуживали
почти 100 тысяч монахов и монахинь. В ведении
православной церкви находилось 4 духовные
академии, 57 семинарий, 186 духовных училищ,
более 40 тысяч церковно-приходских школ.
Церкви принадлежало более 2 миллионов
десятин земель. Важную роль в общественной
жизни России играла интеллигенция. Когда
речь идёт о социальной структуре общества,
под интеллигенцией понимают лиц умственного
труда высокой квалификации, требующего,
как правило, высокого образования. К началу
ХХ века в России насчитывалось около
870 тысяч человек, занятых преимущественно
умственным трудом, – учёных, преподавателей,
врачей, лиц свободных профессий (адвокатов,
журналистов, писателей, артистов и др.).
Однако в России со времён разночинско
–народнического периода термин «интеллигенция»
употреблялся и как категория политическая.
Интеллигент – это тот представитель
умственного труда, кто сознательно избрал
удел служения народу, кто находится в
глубокой оппозиции к существующему режиму
и готов принять активное участие в борьбе
с ним. Таким образом, в начале ХХ века
в России ещё только шёл процесс складывания
классов буржуазного общества и разрушение
сословно – классовой структуры общества
феодального (традиционного). При этом
социальная база реформ – класс мелких
и средних буржуазных собственников –
почти отсутствовала. Экономика. Реформы
60-70х годов ХIХ века вызвали бурное развитие
экономики России, утверждение в ней капиталистического
способа производства. В начале ХХ века
перед страной встала новая задача - перейти
к индустриальному обществу, то есть обществу,
в котором завершён процесс создания крупной,
технически развитой промышленности и
соответствующих ей социальных и политических
отношений. Процесс перехода к индустриальному
обществу принято называть модернизацией.
Подобный период развития прошли все ведущие
мировые державы. Но российская модернизация
имела свои особенности. Она носила как
бы догоняющий характер и проходила под
контролем верховной власти. Модернизация
охватила не все стороны жизни общества
и даже не все сферы и отрасли экономики,
а в основном те, которые способствовали
укреплению могущества государства. Поэтому
российский вариант модернизации таил
в себе сложные внутренние противоречия,
связанные, прежде всего с общественной
и политической жизнью. Индустриальное
общество характеризуется, прежде всего,
следующими показателями: 1)преобладанием
доли промышленной продукции в национальном
доходе; 2)преобладание городского населения
на сельским; 3)высоким уровнем грамотности
населения. . СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО Сельскохозяйственное
развитие России в пореформенный период
было не столь успешным. Правда, за 20 лет
экспорт зерна из России увеличился в
3 раза и составил в 1881 году 202 млн.
Задачи и эстетические
позиции членов кружка сложились
под влиянием взглядов русского художественного
и музыкального критика В.В. Стасова
(1834-1906). Композиторы “Могучей кучки”
в своем творчестве развеяли традиции
классической музыки М.И. Глинки и А.С.
Даргомыжского, широко раздвинули границы
жанров симфонической, оперной, инструментальной
музыки. В период деятельности “Могучей
кучки” были созданы одни из лучших
произведений кружковцев. Поворот русского
изобразительного искусства к критическому
реализму обозначился в конце 50-х
г.г. XIX в. Важнейшие тенденции развития
живописи определили художники, объединившиеся
по инициативе И.Н. Крамского, Г.Г. Мясоедова,
В.Г. Перова в Товарищество передвижных
художественных выставок. Идейным вождем
объединения стал И.Н. Крамской. Цель Товарищества
была определена как необходимость пропаганды
живописи русских художников. Уже первая
выставка картин передвижников в 1871г.
показала, что сложилось новое направление
в живописи, для которого характерны отказ
от академических канонов, переход к критическому
реализму. В истории русской педагогики
и просвещения середины второй половины
XIX в. Выдающееся место принадлежит замечательным
русским деятелям культуры: ученому-медику
Н.И. Пирогову, педагогу К.Д. Ушинскому,
ученому-анатому и педагогу П.Ф. Лесгафту
и писателю Л.Н. Толстому. Противоречивые
и умеренные по своим политическим взглядам,
лучшие представители русской педагогической
мысли в своей практической деятельности
разработали передовые для той эпохи методы
и систему воспитания, поставили ряд вопросов
имевших целью преодолеть безграмотность
и невежество народа. Во всей своей деятельности
они руководствовались чувством высокой
любви к родине и ее народу. Н.И. Пирогов
(1810-1881) в 1856г. опубликовал в “Морском сборнике”
статью “Вопросы жизни”, с которой началось
широкое обсуждение проблемы воспитания
и образования. В ходе обсуждения появились
специальные педагогические журналы,
различные по своей направленности и с
разных позиций обсуждавшие затронутые
вопросы. Однако ограниченность воззрений
Пирогова, вытекающая из его либеральных
иллюзий, не умаляет значения той большой
деятельности, которую он развернул на
поприще просвещения, выработав свою программу
преобразований учебных заведений России,
свою методику обучения. Прогрессивные
педагогические взгляды Пирогова имели
большое общественное звучание в развернувшейся
борьбе против рутины, схоластики николаевской
школы. И именно ее приветствовали и поддерживали
Герцен, Чернышевский и Добролюбов, критикуя
вместе с тем его слабые стороны. Реформы
60-х годов в области образования последовали
за крестьянской реформой 1861г. в области
суда, управления, местного самоуправления,
цензуры и других сторон русской жизни,
и свидетельствовали о том, что феодальная
монархия делала шаг на пути превращения
ее в буржуазную монархию. Преобразования
в области просвещения, как и все реформы
60-ч годов, проводимые государством помещиков-крепостников,
носили половинчатый характер. Реформированная
школа по-прежнему находилась под полным
контролем царской бюрократии и духовенства
и продолжала сохранять сословно-крепостнические
пережитки.
Периодическую печать этого времени характеризует большое оживление. Вступление России на путь капиталистического развития, общественный подъем после Крымской войны, смерть Николая I и ослабление цензурного гнета, хотя законы о печати и оставались неизменными до 1865г., - таковы предпосылки этого оживления. Кроме новых “толстых” журналов, которые вместе с прежними задавали тон в печати, появилось много специализированных, сельскохозяйственных, педагогических, посвященных различным видам искусства, рассчитанных на различные группы и слои населения России. Особенно выросла газетная периодика, в том числе провинциальная, чему способствовала отмена запретов на издание частных газет и журналов универсального характера. Смягчив цензурный режим, правительство Александра II пыталось воздействовать на общественное мнение с помощью собственных органов печати. Например, газеты Министерства внутренних дел “Северская почта”. Ожесточенные споры в печати, в том числе и между демократами, шли и по другим насущным проблемам. Выступление “Колокола” против “Современника” были связаны с либеральными колебаниями Герцена, а споры между “Современником” и “Русским словом” отразили мучительные теоретические искания деятелей революционной демократии в трудное для нее время. Вместе с тем они предвещали новый этап в развитии демократического движения в стране. Реалистическая литература 60-х годов с большим успехом развивала традиции Пушкина, Лермонтова, Гоголя и писателей натуральной школы. Она была представлена прозаиками и поэтами разных поколений, идейно-творческих позиций и разной степени дарования. В ее многообразии с большей отчетливостью, чем в предыдущий период, проявились две основные тенденции. Необходимо отметить, что в развитии реалистической литературы рассматриваются два течения. Они нередко враждовали, по каждому из них и обоим вместе противостояли литературные течения, всецело связанные с либеральными политическим кругами. Первое из них представляли авторы произведений так называемой “обличительной” литературы, в критике русских порядков не поднимавшейся выше дозволенного и произведений, в которых “новые люди” изображались как приверженцы теории и практики “малых дел”, т.е. мелочной реформаторской деятельности, не затрагивающей самих основ существующего строя; второе – реакционное течение представляли авторы антинигилистских романов, где “новые люди” изображались явно клеветнически, как нравственные уроды и преступники. Смена периодов в русском освободительном движении сказалась и на развитии поэзии, вызвав одну из крупнейших в ее истории перегруппировку сил. К началу 60-х годов полностью исчерпали себя не только эпигонский романтизм в лице, например, В.Г. Бенедиктова, но и поэзия славянофилов, представлявшая собой разновидность поэзии романтической. Становление и развитие чистой поэзии было во многом определено творческими принципами романтизма. Однако в связи с требованиями времени ее творцы отказались от изображения демонических чувств, экзотики, непременной приподнятости слога и других романтических условностей, но сохранили субъективистское восприятие мира.