Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 08:30, лекция
Приверженность Екатерины по крайней мере на словах, идеям Просвещения, в значительной мере предопределила то, что для характеристики внутренней политики екатерининского времени часто используется термин «просвещённый абсолютизм». Некоторые идеи Просвещения она действительно проводила в жизнь. Так, по мнению Екатерины, основанному на трудах французского философа Монтескьё, обширные российские пространства и суровость климата обуславливают закономерность и необходимость самодержавия в России.
Приверженность Екатерины по крайней мере на словах, идеям Просвещения, в значительной мере предопределила то, что для характеристики внутренней политики екатерининского времени часто используется термин «просвещённый абсолютизм». Некоторые идеи Просвещения она действительно проводила в жизнь. Так, по мнению Екатерины, основанному на трудах французского философа Монтескьё, обширные российские пространства и суровость климата обуславливают закономерность и необходимость самодержавия в России. Исходя из этого, при Екатерине происходило укрепление самодержавия, усиление бюрократического аппарата, централизации страны и унификации системы управления. Однако идеи, высказанные Дидро и Вольтером, приверженцем которых на словах она являлась, не соответствовали ее внутренней политике. Они отстаивали мысль о том, что каждый человек рождается свободным, и выступали за равенство всех людей и устранение средневековых форм эксплуатации и деспотических форм государственного управления. Вопреки этим идеям при Екатерине происходило дальнейшее ухудшение положения крепостных крестьян, усиливалась их эксплуатация, росло неравенство вследствие предоставления еще больших привилегий дворянству. В целом историки характеризуют ее политику как «продворянскую» и полагают, что вопреки частым высказываниям императрицы о ее «неусыпной заботе о благе всех подданных», понятие общего блага в эпоху Екатерины являлось такой же фикцией, как и в целом в России XVIII века [37]
Предпринята попытка созыва Уложенной Комиссии, которая бы систематизировала законы. Основная цель — выяснение народных нужд для проведения всесторонних реформ. 14 декабря 1766 года Екатерина II опубликовала Манифест о созыве комиссии и указы о порядке выборов в депутаты. Дворянам разрешено избирать одного депутата от уезда, горожанам — одного депутата от города. В комиссии приняло участие более 600 депутатов, 33 % из них было избрано от дворянства, 36 % — от горожан, куда также входили и дворяне, 20 % — от сельского населения (государственных крестьян). Интересы православного духовенства представлял депутат от Синода. В качестве руководящего документа Комиссии 1767 года императрица подготовила «Наказ» — теоретическое обоснование просвещённого абсолютизма. По мнению В. А. Томсинова, Екатерина II уже как автор «Наказа …» может быть причислена к плеяде российских правоведов второй половины XVIII века.[38] Однако В.О.Ключевский называл «Наказ» «компиляцией тогдашней просветительской литературы», а К.Валишевский - «посредственной ученической работой», переписанной с известных произведений [39]. Общеизвестно, что он был почти полностью переписан с сочинений Монтескье «О духе законов» и Беккариа «О преступлениях и наказаниях», что признавала и сама Екатерина. Как писала она сама в письме Фридриху II, «в этом сочинении мне принадлежит лишь расположение материала, да кое-где одна строчка, одно слово»
Дворянство и горожане. 21 апреля 1785 года были изданы две грамоты: «Грамота на права, вольности и преимущества благородного дворянства» и «Жалованная грамота городам». Императрица назвала их венцом своей деятельности[92], а историки считают венцом «продворянской политики» царей XVIII века. Как пишет Н.И.Павленко, «В истории России никогда дворянство не было облагодетельствовано в такой мере разнообразными привилегиями, как при Екатерине II» [93]
Обе грамоты окончательно закрепляли за верхними сословиями те права, обязанности и привилегии, которые уже были предоставлены предшественниками Екатерины в течение XVIII в., и предоставляли ряд новых. Так, дворянство как сословие было сформировано указами Петра I [94] и тогда же получило ряд привилегий, в т.ч. освобождение от подушной подати и право неограниченно распоряжаться поместьями; а указом Петра III оно было окончательно освобождено от обязательной службы государству.
Жалованная грамота дворянству:
В целом в России при Екатерине II декларировалась политика религиозной терпимости. Так, в 1773 году издаётся закон о терпимости всех вероисповеданий, запрещающий православному духовенству вмешиваться в дела других конфессий[106]; светская власть оставляет за собой право решать вопрос об учреждении храмов любой веры[107].
Вступив на престол Екатерина отменила указ Петра III о секуляризации земель у церкви. Но уже в февр. 1764 г. вновь издала указ о лишении Церкви земельной собственности. Монастырские крестьяне числом ок 2 млн чел. обоего пола были изъяты из ведения духовенства и переданы в управление Коллегии экономии. В ведении государства вошли вотчины церквей, монастырей и архиереев.
На Украине секуляризация монастырских владений была проведена в 1786 году.
Тем самым духовенство попадало в зависимость от светской власти, так как не могло осуществлять самостоятельную экономическую деятельность.
Екатерина добилась от правительства Речи Посполитой уравнения в правах религиозных меньшинств — православных и протестантов.
В первые годы царствования Екатерины II прекратились преследования старообрядцев. Продолжая политику свергнутого ею супруга Петра III, императрица поддержала его инициативу возвращения из-за границы старообрядцев, экономически активного населения[108]. Им было специально отведено место на Иргизе (современные Саратовская и Самарская области)[107]. Им было разрешено иметь священников[109][110].
Однако уже
в 1765 г. гонения возобновились. Сенат постановил, что
староверам не разрешается строить храмы,
и Екатерина подтвердила это своим указом;
были снесены уже построенные храмы[111]. Разгрому в эти годы были подвергнуты
не только храмы, но и целый город староверов
и раскольников (Ветка) в Малороссии, который
после этого перестал существовать[112]. А в 1772 г. гонениям подверглась
секта скопцов в Орловской губернии. К.Валишевский
полагает, что причина сохранения гонений
на староверов и раскольников, в отличие
от других религий, состояла в том, что
они рассматривались не только как религиозное,
но и как социально-политическое движение [111]. Так, согласно распространенному
среди раскольников учению, Екатерина
II, наряду с Петром I, считалась «царем-антихристом»[113] [114]
Свободное переселение немцев в Россию привело к существенному увеличению числа протестантов (в основном лютеран) в России. Им также дозволялось строить кирхи, школы, свободно совершать богослужения. В конце XVIII века только в одном Петербурге насчитывалось более 20 тыс. лютеран.
За иудейской религией сохранял
По указу Екатерины II в 1787 году в типографии Академии наук в Петербурге впервые в России был напечатан полный арабский текст исламской священной книги Корана для бесплатной раздачи «киргизам». Издание существенно отличалось от европейских прежде всего тем, что носило мусульманский характер: текст к печати был подготовлен муллой Усманом Ибрахимом. В Петербурге с 1789 по 1798 год вышло 5 изданий Корана. В 1788 году был выпущен манифест, в котором императрица повелевала «учредить в Уфе духовное собрание Магометанского закона, которое имеет в ведомстве своем всех духовных чинов того закона, … исключая Таврической области»[115]. Таким образом, Екатерина начала встраивать мусульманское сообщество в систему государственного устройства империи. Мусульмане получали право строить и восстанавливать мечети.
Буддизм также получил государственную поддержку в регионах, где он традиционно исповедовался. В 1764 году Екатерина учредила пост Хамбо-ламы — главы буддистов Восточной Сибири и Забайкалья[116]. В 1766 году бурятские ламы признали Екатерину воплощением бодхисаттвы Белой Тары за благожелательность к буддизму и гуманное правление.
Екатерина разрешила Ордену иезуитов, который был к тому времени официально запрещен во всех странах Европы (решениями европейских государств и буллой папы римского), перенести свою штаб-квартиру в Россию [117]. В дальнейшем она покровительствовала ордену: предоставила ему возможность открыть свою новую резиденцию в Могилеве, запретила и конфисковала все выпущенные экземпляры «клеветнической» (по ее мнению) истории ордена иезуитов, посещала их учреждения и оказывала другие любезности [111].
Правление Екатерины
II характеризовалось экстенсивным
развитием экономики и
Введено государственное регулирование цен на соль, которая являлась одним из наиболее жизненно важных в стране товаров. Сенат законодательно установил цену на соль в размере 30 копеек за пуд (вместо 50 копеек) и 10 копеек за пуд в регионах массовой засолки рыбы. Не вводя государственную монополию на торговлю солью, Екатерина рассчитывала на усиление конкуренции и улучшение, в конечном итоге, качества товара. Однако вскоре цена на соль была вновь повышена[41]. В начале царствования были отменены некоторые монополии: казенная монополия на торговлю с Китаем, частная монополия купца Шемякина на импорт шелка и другие
Возросла роль России в мировой экономике — в Англию стало в больших количествах экспортироваться российское парусное полотно, в другие европейские страны увеличился экспорт чугуна и железа (потребление чугуна на внутрироссийском рынке также значительно возросло)[52]. Но особенно сильно вырос экспорт сырья: леса (в 5 раз), пеньки, щетины и т.д., а также хлеба[53]. Объем экспорта страны увеличился с 13,9 млн. р. в 1760 г. до 39,6 млн. руб. в 1790 г. [54]
Российские торговые суда начали плавать и в Средиземном море[52]. Однако их число было незначительным в сравнении с иностранными – всего лишь 7% от общего числа судов, обслуживавших русскую внешнюю торговлю в конце XVIII – начале XIX вв.; число же иностранных торговых судов, ежегодно входивших в российские порты, за период ее царствования выросло с 1340 до 2430[55].
Как указывал экономический историк Н.А.Рожков, в структуре экспорта в эпоху Екатерины совсем не было готовых изделий, только сырье и полуфабрикаты, а 80-90% импорта составляли зарубежные промышленные изделия[56], объем ввоза которых в несколько раз превосходил отечественное производство. Так, объем отечественного мануфактурного производства в 1773 г. составлял 2,9 млн. руб., столько же сколько и в 1765 г., а объем импорта в эти годы составлял около 10 млн. руб.[57]. Промышленность развивалась слабо, в ней практически не было технических усовершенствований и господствовал крепостной труд[58]. Так, суконные мануфактуры из года в год не могли удовлетворить даже потребности армии, несмотря на запрет отпускать сукно «на сторону», кроме того, сукно было низкого качества, и приходилось его закупать за границей[59]. Сама Екатерина не понимала значение происходившей на Западе Промышленной революции и утверждала что машины (или, как она их называла, «махины») наносят вред государству, поскольку сокращают численность работающих [54]. Быстро развивались только две экспортные отрасли промышленности – производство чугуна и полотна, но обе – на базе «патриархальных» методов, без использования новых технологий, активно внедрявшихся в то время на Западе – что предопределило тяжелый кризис в обеих отраслях, начавшийся вскоре после смерти Екатерины
Грамота на права и выгоды городам Российской империи:
Разделение городского населения на 6 разрядов: