Екатерина 2 и Просвещение в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 18:22, реферат

Описание работы

Для написания реферата я использовала книги под авторством А.Н. Сахарова и А.Г. Брикнера. Книгу А.Н. Сахарова «Романовы: Исторические портреты: 1762–1917. Екатерина II – Николай II» я использовала для первой главы. В ней подробно описана жизнь Екатерины от рождения и до приезда в Россию. Книга А.Г. Брикнера «История Екатерины Второй» помогла в написании второй главы реферата, в ней описаны реформы императрицы, также использовала первоисточник «Наказ Екатерины II Комиссии по составлению проекта нового Уложения».
Цель моего реферата – ознакомление с личностью Екатерины II и Просвещением в России, задачи – рассмотреть личность Екатерины и проследить за осуществлением политики «просвещенного абсолютизма» в России.

Содержание

Введение……………………………………………………………….…..………………3
1. Личность Екатерины II…………………………………………….…..……………….4
2. «Просвещенный абсолютизм» Екатерины II………………………………..………10
Заключение……………………………………………………………………………….16
Список литературы…

Работа содержит 1 файл

история.docx

— 40.27 Кб (Скачать)

Вывод: Екатерину изначально не готовили к тому, что она выйдет замуж удачно, поэтому воспитывали строго. Приглашение в Россию стало шансом. Но семейная жизнь не сложилась. Вместо того, чтобы посещать балы, будущая императрица много читала, изучала историю, традиции и обычаи страны. На мой взгляд, именно личные качества привели Екатерину на престол. Екатерина искренне полюбила Россию и хотела ей другого будущего, будушего с более решительным политиком, нежели ее муж. Оказалось спасительным, что сама Екатерина  взяла на себя ответственность за будущее России. В результате на российском престоле оказалась женщина, не имевшая ровным счетом никаких прав на трон, да к тому же немка, в чьих жилах не было ни капли романовской крови. 
 
 
 

«Просвещенный абсолютизм» Екатерины II 

      «Просвещенный абсолютизм» - политика абсолютизма в ряде европейских стран во второй половине XVIII в., которая выражалась в преобразовании наиболее устаревших социальных институтов. Просвещенный абсолютизм был направлен главным образом на укрепление дворянства, хотя некоторые реформы способствовали развитию капиталистического уклада.

    Характерными чертами «просвещенного абсолютизма» является активная деятельность самодержавного государства, направленная на законодательное укрепление крепостничества, усиление привилегий дворянства, расширение границ государства, покровительство развитию промышленности и торговли, жесткое подавление народных волнений.

     Время царствования Екатерины II называют эпохой «просвещенного абсолютизма». Развитие и воплощение начал «просвещенного абсолютизма» в России приобрело характер целостной государственно-политической реформы, в ходе которой сформировался новый государственный и правовой облик абсолютной монархии. При этом для социально-правовой политики было характерно сословное размежевание: дворянство, мещанство и крестьянство. Внутренняя и внешняя политика второй половины XVIII века, подготовленная мероприятиями предшествующих царствований, отмечена важными законодательными актами, выдающимися военными событиями и значительными территориальными присоединениями. Это связано с деятельностью крупных государственных и военных деятелей: А.Р. Воронцова, П.А. Румянцева, А.Г. Орлова, Г.А. Потемкина, А.А. Безбородко, А.В. Суворова, Ф.Ф. Ушакова и других. Сама Екатерина II активно участвовала в государственной жизни. Любовь к России, её народу и всему русскому являлись существенным мотивом ее деятельности. Политика Екатерины II по своей классовой направленности была дворянской.

     Задачи «просвещенного монарха» Екатерина II представляла себе так: «1. Нужно просвещать нацию, которой должен управлять. 2. Нужно ввести добрый порядок в государстве, поддерживать общество и заставить его соблюдать законы. 3. Нужно учредить в государстве хорошую и точную полицию. 4. Нужно способствовать расцвету государства и сделать его изобильным. 5. Нужно сделать государство грозным в самом себе и внушающим уважение соседям».

     И это не было лицемерием  или нарочитой позой, рекламой  или честолюбием. Екатерина действительно  мечтала о государстве, способном  обеспечить благоденствие подданных.  Свойственная веку Просвещения  вера во всемогущество человеческого  разума заставляла царицу полагать, что все препятствия к этому  могут быть устранены путем  принятия хороших законов. Российское  же законодательство была крайне  запутанным. Формально все еще  продолжало действовать Соборное  Уложение 1649 г., но за прошедшие  с тех пор более 100 лет было  издано множество законов и  указов, зачастую не согласующихся  друг с другом. Хотя при Петре  I, а затем при его преемниках  предпринимались попытки создать  новый свод законов, но всякий  раз по тем или иным причинам  этого сделать не удавалось.

     Екатерина взялась за эту грандиозную  задачу по-новому: она решила созвать  выборных представителей от сословий  и поручить им выработать новое Уложение. На протяжении двух лет она трудилась над программой своего царствования и предложила ее в 1767 г. в форме «Наказа», в котором впервые в истории России были сформулированы принципы правовой политики и правовой системы.

     «Наказ» состоял из 20 глав, к которым потом добавилось еще две, главы делились на 655 статей, из них 294 были заимствованы из тракта Ш. Монтескье «О духе законов»; 104 из 108 статей в десятой главе взяты из тракта Ч. Беккариа «О преступлениях и наказаниях». Тем не менее «Наказ» является самостоятельным произведением, выразившим идеологию российского «просвещенного абсолютизма». (II.2.C.71.)

     Мною были рассмотрены 4 главы  из «Наказа». Во II главе говорится о том, что России нужна именно самодержавная власть. Екатерина приводит ряд аргументов, подкрепляющих ее правоту, она пишет, что «государь есть самодержавный; ибо никакая другая, как только соединенная в его особе, власть не может действовати сходно с пространством столь великого государства» и «лучше повиноваться законам под одним господином, нежели угождать многим». В XI главе Екатерина замечает то, что нельзя сразу освободить крестьян от крепостного гнета; нужно заранее решать проблемы, которые, по ее мнению, приводят «в непослушание рабов против господ своих». Глава XIII посвящена рукоделию и торговле. В 295 статье императрица отмечает, что «не может земледельство процветать тут, где никто не имеет ничего собственного», т.е. выступает за частную собственность. Екатерина считает необходимым поощрение земледельцев, которые содержат свои поля в хорошем состоянии и «сделать такие законы, которые отнимали бы все способы пропитания у тех, кои не будут трудиться». Императрица положительно относится к торговле: против ограничения торговли, за уменьшение налогов на товары, за занятие торговлей. Глава XV посвящена дворянству. В 361 статье говорится о том, нужно поощрять тех, кто «заслугами отличился». Каждый дворянин должен обладать такими  качествами, как «любовь к отечеству, ревность к службе, послушание и верность государю, не делать никогда бесчестного дела». Дворянского звания могли лишить за «измену, разбой, воровство всякого рода, нарушение клятвы и данного слова, лжесвидетельство». Таким образом, в данных 4-х главах Екатерина касается вопросов самодержавия, крепостного права, торговли и дворянства. Прослеживается то, что главы «Наказа» написаны под влиянием идей Просвещения и имели либеральный характер. В главе, касающейся крепостного права, не было сказано о нежелании его отменить, Екатерина лишь уточнила, что нельзя сразу всех сделать свободными.(I.1.C.203.)

     Значительно решительнее императрица высказывалась за реформу судопроизводства. Она отвергала пытки, лишь в исключительных случаях допускала смертную казнь, предлагала отделить судебную власть от исполнительной. Вслед за гуманистами просветителями Екатерина провозглашала: «Гораздо лучше предупреждать преступления, нежели наказывать». Однако все рассуждения о свободе довольно странно звучали в стране, где значительная часть населения находилась в крепостной зависимости, фактически в рабстве. Императрица уже в 1762 г., почти сразу после вступления на престол, издала Манифест, в котором однозначно заявила: «Намерены мы помещиков при их имениях и владениях нерушимо сохранять, а крестьян в должном им повиновении содержать». Указы 1765 и 1767 гг. еще больше усилили зависимость крепостных от их господ.

     И все же Екатерина видела в крепостном праве «несносное и жестокое иго», «человеческому роду нестерпимое положение», чреватыми серьезными потрясениями для государства. Правда, и «генеральное освобождение» она считала несвоевременным и опасным, а для «приготовления умов» к освобождению императрица за 34 года своего царствования раздала генералам, сановникам и фаворитам около 800 тыс. казенных крестьян обоего пола, распространила крепостное право на Украину.

     В духе «Наказа» проходило и его обсуждение. Еще в период работы над ним Екатерина показывала свое произведение сподвижникам и под влиянием их замечаний сожгла половину написанного. Однако главное обсуждение этого документа намечалось на заседании специальной Комиссии для кодификации законов.

     Комиссия начала свою работу 30 июля 1767 г. «Наказ» был выслушан с восхищением, некоторые депутаты даже прослезились. Тогда и было принято решение преподнести императрице титулы Великая, Премудрая, Мать Отечества. Впрочем, когда 12 августа делегация депутатов представилась с этой целью Екатерине, императрица сказала: «Ответствую: на Великая - о моих делах оставляю времени и потомству беспристрастно судить, Премудрая – никак себя таковой назвать не могу, ибо один Бог премудр, и Матерь Отечества - любить Богом врученных мне подданных я за долг звания моего почитаю, быть любимой от них есть мое желание». Тем не менее, именно с этого момента уже современники будут называть её «Великой».

     Хотя комиссия в дальнейшем была распущена, она всё же имела важное значение, так как её члены ознакомили Екатерину с мнениями и желаниями русского общества. Императрица воспользовалась этими сведениями при осуществлении крупнейших реформ, касавшихся губернских учреждений и сословий. Эти действия Екатерины II ещё раз доказывают, что она стремилась к власти, думая больше о развитии государства, чем о власти как таковой.

     При Екатерине полностью изменилась судебная система. Она была построена по сословному принципу: для каждого сословия свой суд. Дворян судили верхний земской суд в губернских городах и уездный суд - в уездных. Горожан - соответственно губернский и городовой магистраты, государственных крестьян - верхняя и нижняя судебная расправы. В губерниях создавался совестный суд из представителей трех сословий, который выполнял функции примирительной или третейской инстанции. Все эти сословные суды были выборными. Более высокой судебной инстанцией являлись создаваемые в губерниях судебные палаты - гражданская и уголовная, члены которых не избирались, а назначались. Высшим судебным органом империи был Сенат.

     Стремясь создать наиболее реальные гарантии просвещённой монархии, Екатерина II начала работать над жалованными грамотами дворянству, городам и государственным крестьянам. Грамоты дворянству и городам получили законную силу в 1785 г. Жалованная грамота дворянству закрепила за каждым потомственным дворянином свободу от обязательной службы. Они освобождались и от государственных податей, от телесного наказания. За ними сохранялось право собственности на движимое и недвижимое имущество (даже в случае осуждения владельца, дворянские имения не конфисковывались), а также право судиться только равными (т.е. дворянами), вести торговлю, «иметь фабрики и заводы по деревням». Дворянское общество каждого уезда и каждой губернии закрепляло за собой право периодически собираться, избирать сословных предводителей, иметь собственную казну. Правда, императрица не забыла поставить дворянские собрания под контроль генерал-губернаторов.

     Екатерина II внесла существенный вклад в развитие культуры и искусства в России. При Екатерине была создана Российская Академия, Вольное экономическое общество, основано множество журналов, создана система народного образования, основание Эрмитажа, открытие публичных театров, появление русской оперы, расцвет живописи. Ряд мероприятий эпохи «просвещённого абсолютизма» имел прогрессивное значение. Так, например, основанный по почину Шувалова и Ломоносова в 1755 г. Московский университет сыграл огромную роль в развитии просвещения, русской национальной науки и культуры, выпустив большое число специалистов по разным отраслям знаний. В 1757 г. начала обучение Академия художеств.(II.2.C.418.)

Вывод: Вся деятельность Екатерины II была основана на политике «просвещенного абсолютизма». Важным документом эпохи Екатерины II является ее «Наказ», в котором императрица выразила все свои мысли по поводу модернизации России. «Наказ» был написан под влиянием эпохи Просвещения и содержал в себе много либеральных мыслей. Хотя этот документ и встретил неодобрение со стороны дворянства, он остается важным шагом на пути реорганизации России.

           
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

     В реферате мною были рассмотрены личность Екатерины II и ее политика, названная «просвещенным абсолютизмом».

     Екатерина II была урожденной немкой, родители которой даже не мечтали о таком удачном замужестве дочери. Екатерина с детства имела способности, которые позже сделали ее Великой. Семейная жизнь Екатерины с Павлом не удалась, позднее она начала чувствовать угрозу со стороны мужа не только по отношению к себе, но и по отношению к  государству. Когда появилась возможность лишить власти Павла I, Екатерина ею воспользовалась. В итоге она оказалось у власти.

      Царствование Екатерины продолжило модернизацию в России, начавшуюся при Петре I. Политику Екатерины называют политикой «просвещенного абсолютизма», так как императрица боролась с пережитками феодализма и, при этом, укрепляла самодержавную власть. В своей политике императрица опиралась на русское дворянство. Тем не менее, политика Екатерины II далеко продвинула Россию по пути модернизации.

       
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы

I. Источники

1. Наказ Екатерины II Комиссии по составлению проекта нового Уложения//Хрестоматия по истории России. Учебное пособие/Авторы-составители: Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. – М., 2002. – С. 203-206.

 II. Литература

1. Сахаров А.Н. Романовы: Исторические портреты: 1762–1917. Екатерина II – Николай II – М., 1997.

2. Брикнер А.Г. История Екатерины Второй. – М., 1991. 
 
 
 
 

Информация о работе Екатерина 2 и Просвещение в России