Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 21:04, реферат
Египетский «лабиринт» также не является ни собственно лабиринтом, ни лабиринтом-путаницей, а представляет собой погребальный храм,
Египетский «лабиринт»
Ни в одном из
сооружений, описываемых далее, не содержится
лабиринтов-путаниц, и только внутри стен
полоса в Эпидавре имеются лабиринтообразные
переходы. Я собираюсь уделить внимание
подобным сооружениям в их хронологической
последовательности по той причине, что
во времена античности их называли лабиринтами,
вследствие чего они представляют собой
особую ценность как документальное подтверждение
истории развития самой концепции лабиринта.
Особо это относится к так называемым
египетским лабиринтам, которые описывались
великое множество раз, начиная с Геродота,
кому принадлежит первое упоминание о
них, относящееся к V веку до н. э. Несоответствия
и противоречия между отдельными свидетельствами
отражают изменения, которые претерпевала
сама концепция лабиринта.
Сюда не включен подземный склеп Халь
Сафлини на Мальте1, относящийся к неолиту,
который Микеланджело Каджано де Азеведо
ошибочно называет «лабиринтом на Мальте».
Данное подземное сооружение, представляющее
собой место захоронения и святилище,
не является лабиринтом, оно не имело этого
названия в античности. Подземные переходы,
связывающие между собой отдельные помещения,
расположенные на трех различных уровнях,
не образуют ни собственно лабиринта,
ни лабиринта-путаницы.
Египетский «лабиринт» также не является
ни собственно лабиринтом, ни лабиринтом-путаницей,
а представляет собой погребальный храм,
который выстроил величайший из фараонов
XII династии Аменемхет III (он правил с 1842
по 1797 до н. э. под тронным именем Ламареса)
к югу от своей пирамиды поблизости от
Хавары, недалеко от Эль-Фаюма.
Необычайно большое сооружение — размеры
его основания составляют 305 х 244 метров
- числилось как одно из чудес света. Греки
восхищались им больше, чем любыми другими
египетскими постройками, за исключением
пирамид. Во времена античности его называли
«лабиринт», и он послужил моделью для
лабиринта на Крите. По этой причине он
и заслуживает нашего внимания. За исключением
нескольких колонн, в настоящее время
он полностью разрушен. Все, что нам о нем
известно, основывается на древних свидетельствах,
а также на результатах раскопок, выполненных
сэром Флиндерсом Петри, который предпринял
попытку реконструкции данной постройки
(ил. 64).
61. Атанасий Кирхер. Реконструкция египетского «лабиринта»
Немецкий иезуит
и ученый Атанасий
Кирхер (1602-1680), известный
современникам как Доктор
сотни искусств (Doctor
centum artium), попытался
реконструировать египетский
«лабиринт», очевидно
основываясь на античных
описаниях. В центре
рисунка помещен лабиринт,
который Кирхер, возможно,
смоделировал по образцам
с римских мозаик. Вокруг
расположены изображения,
символизирующие двенадцать
номов — административных
единиц Древнего Египта,
описанных Геродотом
(II. 148). Этот рисунок,
гравированный на меди (50 X 41
см), помещен в книге
«Вавилонская башня,
или Архонтология»
(«Turris Babel, Sive Archontologia»,
Амстердам, 1679) после
с. 78. В этом сочинении
Кирхер рассуждает и
о других лабиринтах,
упомянутых Плинием
Старшим (с. 73—87). На
с. 84 — прекрасная гравюра
на меди с изображением
критского лабиринта
(см. ил. 328). Мюнхен, Центральный
институт истории искусства
Самое раннее упоминание
принадлежит греческому историку Геродоту
Галикарнасскому (ок. 484— 430 до н. э.), он
упоминает в своей «Истории», что Египет
разделен на двенадцать административных
округов, которыми правят двенадцать правителей,
и далее приводит свои собственные впечатления
от этого сооружения:
«И вот они решили
оставить общий памятник,
а решив это, воздвигли
лабиринт немного выше
Меридова озера, близ
так называемого Города
Крокодилов. Я видел
внутри этот лабиринт:
он выше всякого описания.
Ведь если бы собрать
все стены и великие
сооружения, воздвигнутые
эллинами, то в общем
оказалось бы, что на
них затрачено меньше
труда и денежных средств,
чем на один этот лабиринт.
А между тем храмы в
Эфесе и на Самосе —
весьма замечательны.
Конечно, пирамиды —
это огромные сооружения
и каждая из них по величине
стоит многих творений [эллинского
строительного искусства],
вместе взятых, хотя
и они также велики.
Однако лабиринт превосходит
[размерами] и эти пирамиды.
В нем двадцать дворов
с воротами, расположенными
одни против других,
причем шесть обращены
на север, а шесть на
юг, прилегая друг к
другу. Снаружи вокруг
них проходит одна-единственная
стена. Внутри этой стены
расположены покои двух
родов: одни подземные,
другие над землею, числом 3000,
именно по 1500 тех и других.
По надземным покоям
мне самому пришлось
проходить и осматривать
их, и я говорю о них
как очевидец. О подземных
покоях таю лишь по рассказам:
смотрители-египтяне
ни за что не желали
показать мне их, говоря,
что там находятся гробницы
царей, воздвигших этот
лабиринт, а также гробницы
священных крокодилов.
Поэтому-то я говорю
о нижних покоях лишь
понаслышке. Верхние
оке покои, которые мне
пришлось видеть, превосходят
[все] творения рук человеческих.
Переходы, через покои
и извилистые проходы
через дворы, будучи
весьма запутанными,
вызывают чувство бесконечного
изумления: из дворов
переходишь в покои,
из покоев в галереи
с колоннадами, затем
снова в покои и оттуда
опять во дворы. Всюду
каменные крыши, также
как и стены, а эти стены
покрыты множеством
рельефных изображений.
Каждый двор окружен
колоннами из тщательно
прилаженных кусков
белого камня. А на углу
в конце лабиринта воздвигнута
пирамида высотой 40
оргий, с высеченными
на ней огромными фигурами.
В пирамиду ведет подземный
ход».
62. Хавара близ Эль-Фаюма
Место, где в древности находился египетский «лабиринт» (на заднем плане — пирамида фараона Аменемхета III, вид с юга). Фотография: Дитрих Вилдупг (Мюнхен).
63. Фараон Аменемхет III
Сидящая фигура фараона из известняка (выс. 160 см), найденная в Хаваре. Каир, Египетский музей, инв. № CG. 385 Фотография: X. В. Мюллер (Мюнхен).
64. Флиндерс Петри. Предположительная реконструкция египетского «лабиринта»
Реконструкция плана западной части египетского «лабиринта». Прямоугольником в верхней части схемы отмечен край пирамиды Аменемхета III. План: комбинация плана XXXII и схемы на с. 29 в кн.: Petrie, Wainwright, Mackay.
Информацию о трех
тысячах помещений не следует
воспринимать слишком буквально, это
скорее отражение египетских верований
о том, что странствия души продолжаются
в течение трех тысяч лет. Эти
идеи получили некоторое распространение
и в Греции.
В данном описании привлекает к себе внимание
и еще один факт: а именно что много путешествовавший
Геродот не упоминает о критском лабиринте
ни здесь, ни в каком-либо другом из своих
трудов. Не говорит он и о том, что Дедал
выстроил критский лабиринт по образцу
египетского — а Дио-дор и Плиний несколько
веков спустя отмечают этот факт. Возможно,
это связано с тем, что данное сооружение
не показалось Геродоту запутанным и сложным.
Он ходил по верхним помещениям один, без
сопровождения, не испытывая никаких трудностей
в определении своего местонахождения
— что и неудивительно, вследствие правильного
внутреннего устройства здания. Можно
также предположить, что во времена Геродота
словом «лабиринт» называли в метафорическом
смысле любое сколько-нибудь величественное,
выдающееся сооружение.
Манефон, верховный жрец Египта из Гелиополя,
который писал на греческом, отмечает
в своем сохранившемся в отрывках труде,
датируемом III веком до я. а и посвященном
истории и религии древних египтян (дошедшем
до нас в виде цитат, приводимых другими
авторами), что создателем лабиринта был
четвертый фараон XII династии, Аменемхет
III, которого он называет Лахарес, Лампарес
или Лабарис и о котором пишет так: «[Он]
правил восемь лет. В Арсинойском номе
он выстроил себе гробницу — лабиринт
со множеством комнат».
В период между 60 и 57 годами до н. э. греческий
историк Диодор Сицилийский временно
жил в Египте. В своей «Исторической библиотеке»
мировой истории, над которой ои трудился
предположительно в течение тридцати
лет, он утверждает, что египетский лабиринт
находится в хорошем состоянии, хотя видеть
его собственными глазами он никак не
мог. И если критский лабиринт к тому времени
был полностью разрушен и никто из древних
авторов не видел его, то египетский лабиринт
еще существовал, о чем свидетельствует
следующий отрывок из Диодора:
«После смерти этого
правителя египтяне
вновь стали независимыми
и возвели на престол
правителя-соотечественника,
Мендесак, которого
некоторые называют
Маррус. Он не вел никаких
военных действий, но
выстроил для себя гробницу,
известную под названием
Лабиринта. Этот Лабиринт
примечателен не столько
своими размерами, сколько
хитростью и искусностью
внутреннего устройства,
воспроизвести которое
невозможно. Ибо когда
человек входит в этот
Лабиринт, он не может
сам найти дорогу назад,
и ему необходима помощь
опытного проводника,
которому устройство
здания известно досконально.
Некоторые говорят еще,
что Дедал, посетивший
Египет и восхищенный
этим чудесным творением,
построил похожий лабиринт
для критского царя
Миноса, в котором содержалось,
как гласит миф, чудовища
по имени Минотавр. Однако
критского лабиринта
более не существует,
возможно, его сровнял
с землей кто-то из правителей
или же время выполнило
эту работу, тогда как
египетский лабиринт
простоял в полной неприкосновенности
до наших времен».
Здесь впервые просматривается определенная
связь египетского «лабиринта» с идеей
лабиринта-путаницы, пусть и в самом нечетком,
только зарождающемся виде. Диодор говорит
лишь о том, что, «когда человек входит
в этот Лабиринт, он не может сам найти
дорогу назад». Он не упоминает ничего
о «множестве запутанных переходов», как
это делает Плиний сотню лет спустя. Более
того, в отношении размеров постройки
Диодор высказывается значительно более
сдержанно, нежели Плиний, который утверждает,
что египетский «лабиринт» в сто раз больше,
чем лабиринт на Крите. Диодор сам не видел
этой постройки, он лишь собрал воедино,
не применяя сколько-нибудь критического
подхода, те данные, которые оказались
для него доступны. При описании египетского
лабиринта он пользовался двумя противоречивыми
источниками и не сумел распознать, что
оба они повествуют об одном и том же здании.
Вскоре после составления своего первого
описания (1.66) он начинает рассматривать
данное сооружение — возможно, следуя
примеру Геродота — как общий памятник
двенадцати номархам Египта:
«Два года не было
в Египте правителя,
и в народе начались
мятежи и убийства, тогда
двенадцать самых главных
вождей объединились
в священный союз. Они
собрались на совет
в Мемфисе и заключили
соглашение о взаимной
верности и дружбе и
провозгласили себя
правителями. Они правили
в соответствии со своими
клятвами и обещаниями,
поддерживали взаимное
согласие в течение
пятнадцати лет, после
чего решили выстроить
для себя общую гробницу.
Замысел их был таков,
что как и при жизни
они лелеяли сердечное
расположение друг к
другу, им воздавались
равные почести, так
и после смерти их тела
должны покоиться в
одном месте, а монумент,
воздвигнутый по их
приказу, должен символизировать
собой славу и мощь погребенных
там. Это должно было
превзойти творения
предшественников. И
вот, избрав место для
своего памятника близ
Меридова озера в Ливии,
они выстроили гробницу
из великолепного камня
в форме квадрата, однако
по величине каждая
сторона его была равна
одной стадии. Искусность
резных украшений и
всякой прочей работы
потомки никогда не
смогли бы превзойти.
За оградой был сооружен
зал, опоясанный колоннами,
по сорок с каждой стороны,
крыша же двора была
сработана из цельного
камня, выдолбленного
изнутри и изукрашенного
искусной и многоцветной
росписью. Двор также
украшали великолепные
живописные изображения
тех мест, откуда родом
был каждый из правителей,
а также имевшихся там
храмов и святилищ. В
целом же про этих правителей
известно, что так велик
был размах их планов
по сооружению своей
гробницы — и по размерам
ее, и по затратам, —
что если бы до завершения
строительства их не
свергли, то творение
их осталось бы непревзойденным.
И после того как царствовали
эти правители в Египте
в течение пятнадцати
лет, случилось так,
что правление перешло
к одному человеку...»
В отличие от Диодора, греческий географ
и историк Страбон Амасейский (ок. 64 до
н. э. — 24 н. э.) приводит описание, основанное
на личных впечатлениях. В 25 году до н.
э. он в составе свиты префекта Египта
Гая Корнелия Галла совершил путешествие
в Египет, о чем он подробно повествует
в своей «Географии»:
«Кроме того, в этом
номе есть лабиринт
— сооружение, которое
можно сравнить с пирамидами,
— а рядом с ним гробница
царя, строителя лабиринта.
Около первого входа
в канал, пройдя вперед 30
или 40 стадий, достигнем
плоской местности в
форме трапеции, где
находится селение,
а также большой дворец,
состоящий из многих
дворцовых помещений,
числом столько, сколько
в прежние времена было
номов; ибо там находится
столько залов, которые
окружены примыкающими
друг к другу колоннадами;
все эти колоннады расположены
в один ряд и вдоль одной
стены, которая подобна
длинной стене с залами
перед ней; пути, ведущие
к ним, находятся прямо
напротив стены. Перед
входами в залы находится
много каких-то длинных
крытых сводов с извилистыми
путями между ними, так
что без проводника
ни одному чужеземцу
не найти ни входа, ни
выхода. Вызывает удивление,
что крыша каждого покоя
состоит из одного камня
и что крытые своды в
ширину точно так же
покрыты плитами из
цельного камня чрезвычайно
большой величины, без
всякой примеси дерева
где-либо или какого-нибудь
другого вещества. Поднявшись
на крышу небольшой
высоты, так как лабиринт
одноэтажный, можно
видеть каменную равнину,
состоящую из камней
такой же большой величины;
отсюда, спустившись
снова в залы, можно
заметить, что они расположены
в ряд и покоятся на 27
колоннах; стены их сложены
также из камней не меньшей
величины. В конце этого
здания, занимающего
пространство больше
стадии, помещается
гробница — четырехугольная
пирамида, каждая сторона
которой имеет около
плефра в ширину при
равной высоте. Имя погребенного
там — Имандес. Говорят,
что такое количество
залов построено в силу
обычая собираться здесь
всем номам соответственно
значению каждого, вместе
со своими жрецами и
жрицами для совершения
жертвоприношений, принесения
даров богам и для судопроизводства
по важным делам. Каждому
ному был отведен предназначенный
ему зал».
Несколько далее, в 38-й главе, Страбон приводит
описание своей поездки к священным крокодилам
Арсинои (Крокодилополь). Это место расположено
рядом с лабиринтом, поэтому можно предположить,
что и лабиринт он тоже видел.
Плиний Старший (23/24—79 н. э.) в своей «Естественной
истории» приводит наиболее подробное
описание лабиринта. Плиний, который, без
сомнения, тоже никогда не видел египетского
лабиринта, в своем труде составил классический
перечень из четырех древних лабиринтов:
«Скажем и о лабиринтах,
самом, пожалуй, диковинном
творении человеческой
расточительности, но
не вымышленном, как
могут подумать. До сих
пор еще существует
в Египте в Гераклеопольском
номе тот, который был
создан первым, как передают, 3600
лет тому назад царем
Петесухом или Титоесом,
хотя Геродот говорит,
что все это сооружение
создано 12 царями, последним
в числе которых был
Псамметих. Назначение
его истолковывают по-разному:
по Демотелу, это был
царский дворец Мотерида,
по Ликею — гробница
Мерида, по истолкованию
многих, оно было построено
как святилище Солнца,
что наиболее вероятно.
Во всяком случае нет
сомнения в том, что
отсюда заимствовал
Дедал образец того
лабиринта, который
он создал на Крите,
но воспроизвел только
его сотую часть, которая
содержит коловращение
путей и запутанные
ходы туда и обратно,
не так, как мы видим
на павиментах или в
Полевых играх мальчиков,
содержащий на небольшом
клочке много тысяч
шагов ходьбы, а с множеством
вделанных дверей для
обманных ходов и возврата
к тем же самым плутаниям.
Это был второй лабиринт
после египетского,
третий был на Лемносе,
четвертый в Италии,
все крытые сводами
из тесаного камня. В
египетском, что меня
лично удивляет, вход
и колонны — из камня
с Пароса, остальное
в нем сложено из глыб
сиенита [розового и
красного гранита], которые
едва ли могут разрушить
даже века, хотя бы и
при содействии гераклеопольцев,
которые относились
к этому сооружению
с необычайной ненавистью.
Подробно описать расположение
этого сооружения и
каждую часть в отдельности
невозможно, так как
оно разделено на регионы,
а также на префектуры,
которые называют номами,
и 21 названию их отведено
столько же обширных
помещений, кроме того,
в нем есть храмы всех
богов Египта, и, сверх
того, Немесис в 40 эдикулах [закрытых
молелен заупокойных
храмов] заключил много
пирамид по сорока обхватов,
занимающих по шести
арур [0,024 га] в основании.
Устав же от ходьбы,
попадают в ту знаменитую
запутанную ловушку
дорог. Мало того, здесь
и вторые этажи высоко
на склонах, и нисходящие
девяноста ступенями
портики. Внутри — колонны
из камня порфирита,
изображения богов,
статуи царей, чудовищные
фигуры. Некоторые помещения
устроены так, что, когда
отворяют двери, внутри
раздается страшный
гром. А проходят большей
частью в потемках. И
еще за стеной лабиринта
есть другие громадные
строения — их называют
птерон [колоннады].
Оттуда прорытые под
землею ходы ведут в
другие подземные помещения.
Кое-что восстановил
там всего лишь один
Херемон, скопец царя
Нектеба [Нектанеба I],
за 500 лет до Александра
Великого. Передают
также, что при сооружении
сводов из тесаного
камня подпорки были
сделаны из стволов
спины [египетской акации],
проваренных в масле».
Описание римского географа Помпония
Мелы, который в 43 году н. э. изложил в своем
сочинении «О положении земли», состоянии
из трех книг, принятые в Риме воззрения
на известный мир, также основывается
на слухах: «Лабиринт, построенный Псамметихом,
охватывает одной непрерывной стеной
три тысячи зал и двенадцать дворцов. Стены
и крыша его мраморные. Лабиринт имеет
только один вход. Внутри его имеется бесчисленное
количество извилистых ходов. Все они
направлены в разные стороны и сообщаются
между собой. В коридорах лабиринта есть
портики, попарно похожие один на другой.
Коридоры огибают друг друга. Это создает
большую путаницу, но разобраться в ней
можно». Очевидно, что Помпоний Мела приукрашивает
описание, выполненное Геродотом, привнося
в него такие детали, которые во времена
Мелы считались типичными признаками
лабиринта: множество извилистых дорожек,
запутанная структура, а также тропа, ведущая
под землю (для этой характеристики, возможно,
значение имела концепция лабиринта как
пещеры). Метафорическое использование
у Геродота соединяется с более поздним
понятием лабиринта-путаницы.
Авторы древности не предлагают никакого
единого, последовательного определения
этого выдающегося сооружения. Однако
поскольку в Египте времен фараонов из
камня строились только святилища и сооружения,
посвященные культу умерших (гробницы
и погребальные храмы), — тогда как все
прочие здания, включая и дворцы, строились
из дерева и глиняных кирпичей, — значит,
лабиринт никак не мог быть дворцом, административным
центром или же памятником (при условии
что Геродот, говоря о «памятнике, монументе»,
не имеет в виду «гробницу», что вполне
возможно).
С другой стороны, поскольку фараоны XII
династии сооружали в качестве гробниц
пирамиды, единственно возможным предназначением
«лабиринта» остается храм. Согласно весьма
правдоподобному объяснению, приводимому
Аланом Б. Ллойдом, он, вероятно, служил
и погребальным храмом для Аменемхета
III, который был погребен в пирамиде неподалеку,
а также храмом, посвященным некоторым
богам. В любом случае, основываясь на
свидетельствах очевидцев, следует заключить,
что на самом деле имелось несколько храмов,
обнесенных общей стеной.
В своей статье Ллойд делает убедительную
попытку реконструировать общий план,
что имеет решающее значение для дальнейшего
обсуждения данной темы (ил. 65). Явные противоречия,
существующие между описаниями очевидцев,
Геродота и Страбона, можно объяснить,
основываясь на предположении, выдвинутом
археологом Флиндерсом Петри: Геродот
описывал южную часть сооружения, открытую
для всеобщего доступа, которая ко времени
Страбона - более четырехсот лет спустя
- уже перестала существовать, и поэтому
описание Страбона касается только северной
части, с восточной стороны которой располагался
птерон (крыло), группа зданий, упоминаемых
Плинием.
Неубедительным остается и ответ на вопрос
о том, как этот «лабиринт» получил свое
название. Предпринимались попытки вывести
данный термин из египетских слов «al lopa-rohun,
laperohunt» или «ro-per-ro-henet», обозначающих «вход
в храм у озера». Но между этими словами
и словом «лабиринт» нет фонетического
соответствия, также и в египетских текстах
не обнаружено ничего похожего. Высказывалось
также предположение, что тронное имя
Аменемхета III, Ламарес, эллинизированный
вариант которого звучит как «Лабарис»,
происходит от названия храма Лабариса.
Такую вероятность нельзя исключить, однако
это не объясняет сути явления. Более того,
веским аргументом против подобной интерпретации
служит тот факт, что Геродот, автор самого
раннего письменного источника, не упоминает
об Аменемхете III и его тронных именах.
Не упоминает он и о том, как это сооружение
называли сами египтяне («Аменемхет живет»).
Он просто повествует о «лабиринте», не
считая нужным объяснять, что это такое.
Для описания огромного, внушающего благоговение,
искусно выполненного каменного сооружения
он использует греческий термин, словно
этот термин выражает некое общее значение,
концепцию. Именно такого рода описания
приводятся и во всех прочих письменных
источниках, и лишь авторы более позднего
времени упоминают об опасности заблудиться.
Следовательно, можно сделать вывод, что
термин «лабиринт» в данном случае используется
метафорически, он служит названием для
некой постройки, выдающегося сооружения,
выполненного из камня. М. Будимир, прибегая
к историко-лингвистической аргументации,
пришел к аналогичному заключению, трактуя
лабиринт как термин, обозначающий «постройку
большой величины».
Концепция лабиринта, предлагаемая авторами
позднеэллини-стической эпохи и периода
Цезаря — Диодором, Плинием Старшим, Помпонием
Мелой, — представляет собой соединение
более ранних представлений с идеей лабиринта-путаницы.
Это можно проследить на примере Диодора,
который невольно описывает египетский
«лабиринт» дважды. Вероятно, он обращался
за помощью к двум источникам, в одном
из которых, возможно, описывалось чрезвычайно
выдающееся, искусно сделанное, крупномасштабное,
дорогостоящее и сложное сооружение. Настолько
ярко выраженными были эти черты, что слово
«лабиринт», в его метафорическом значении,
показалось вполне подходящим для обозначения
такого сооружения. Однако совершенно
очевидно, что в первоначальном источнике
о лабиринте не упоминалось, и именно поэтому
Диодор в своем пересказе также не прибегает
к данному термину. Второй источник, однако,
свидетельствует, что соответствующие
выводы уже были сделаны. Сооружение стало
называться «лабиринт», и в нем, в полном
соответствии с пониманием, предложенным
Диодором (включающим в себя идею лабиринта-путаницы),
имелись запутанные переходы, типичные
именно для лабиринта-путаницы. Описания
этих переходов и дорожек, встречающиеся
у более поздних авторов, представляют
собой не результат личного опыта, но отражают
развитие идей, которые в этот период уже
ассоциируются с концепцией лабиринта.
65. Алан Б. Ллойд. Предположительная реконструкция египетского «лабиринта»
Реконструкция плана египетского «лабиринта», основанная на сообщениях Геродота (южная часть), Страбона (северная часть) и Плиния Старшего (восточное крыло). Иллюстрация из кн.: Lloyd. PI. 47.