Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 14:13, реферат
Цель исследования: показать влияние восточнославянских мыслителей на развитие и становление белорусской государственности.
Введение………………………………………………………………….2
Ефросинья Полоцкая – просветительница из рода Всеслава………..4
Кирилла Туровский – восточнославянский мыслитель 12 века……10
Заключение……………………………………………………………...14
Список использованных источников………………………………….15
В годы высылки Рогволодовичей в Византию Ефросиния оставалась единственным представителем рода на Полоцкой земле и знаменем борьбы полочан за независимость.
Таким образом, становление личности Ефросинии Полоцкой происходило в период наивысшего расцвета Полоцкого княжества. Являясь внучкой князя Всеслава Чародея, юная княжна избрала себе путь отличный от судьбы женщин ее круга. С раннего детства впитала ее душа отголоски язычества в традициях и ценности христианства.
Изучая библейскую литературу, жития святых, труды о живой и неживой природе, историю своей земли, стала одной из образованнейших женщин своей эпохи. Свои знания, деньги и власть Ефросиньи Полоцкая применила для просветительства своего народа, поддержания и развития талантливейших архитекторов, художников и ювелиров полоцкой земли.
В
годы изгнания Рогволодовичей из полоцкой
земли она, являясь единственным
представителем династии, проповедовала
отказ от братоубийственных войн.
Кирилла Туровский – восточнославянский
Мыслитель Xii века
Теперешний Туров – небольшой поселок на юге Беларуси. Но когда-то на его месте стоял богатый красивый город с каменными храмами и монастырями, который был столицей отдельного княжества. В отличие от Полоцка Туров признавал власть Киева.
По народному преданию основатель города князь Тур принял христианство, крестился в колодце, который и стали называть Тур-колодезем.
Время жизни Кирилла Туровского приходится на эпоху резкого падения политического значения Киева, феодализации великокняжеской власти. Все более затяжной характер принимали княжеские усобицы, ослаблявшие и разъединявшие силы народа перед лицом возрастающей угрозы иноземного нашествия.
Известно, Кирилл Туровский был сыном богатых родителей, но не возлюбил тленной славы мира сего и постригся в монахи. Учился будущий философ скорее всего дома, а так же при монастыре: курс богословия, греческий язык, светские книги. Все это накладывалось на природную одаренность Кирилла. В пору фактически существующего на территории Беларуси двоеверья деятельность монастырей приобретала особое значение. Там новые взаимоотношения и новая религия проповедовались словом, делом и личным примером.
Будучи монахом, Кирилл начал писать свои произведения. Но что бы отдаться делу полностью, он решается на новый шаг – заключает себя в столп. Примеров столпничества до Кирилла на Руси не было. Для всего Турова это явление стало значительным событием.
В 1157 году князь и уважаемые жители города выбрали Кирилла епископом, и утвердил его Киевский митрополит. Так начался второй период его жизни, мировосприятия и общественной деятельности. Епископ Кирилл боролся с феодальной раздробленностью восточного славянства. Это известно по его отношению к делу Феодорца [3, c.115]. Дело состояло в том, что епископ Ростовский надумал отделить автокефалию от православной церкви. Слова и мысли Кирилла летели в разные города древней Руси, где он выкрывал ересь зазнавшегося епископа, вразумлял князя. Боролся святитель и с язычеством. Только в церкви, в «Новом завете» видит Кирилл единственный путь. В книгах призывает он искать смысл теперешнего бытия.
Из
творческого наследия сохранились
три дидактические повести
Первоначально, в период монашества и затворничества он писал, что мирской человек не наследует «царства», поскольку он отягощен страстями и весь запятнан грехом: «нет места чистого, все скверна». Оттого душа его «с Богом не смирится, живет сама по себе». Есть только один путь спасения, согласно мировоззрения Кирилла в этот период – монашество. Кирилл сравнивает удаление из мира в монашество с избавлением от рабства мысленному «фараону» – дьяволу. В то же время, Кирилл считает, что очеловечивание Христа было мнимым. Не мог принять образ человека тот, кто пожелал спасти человечество. И в этом его взгляды перекликаются с мировоззрением его предшественника философа Феодосия Печерского. В этот период для Кирилла не существовало проблемы познания мира. Истина для него была дана изначально в откровении, изложенном в «Священном писании». В этот же период им были записаны чудесные мысли о красоте природы, как проявлении божественной красоты. Кирилл не отрицал ценности земной красоты, но ставил ее значительно ниже духовной. [6, c. 68]
В религиозной антропологии Кирилла этого периода решающим критерием в оценке всех аспектов человеческой жизнедеятельности служил критерий сотериологический. Подлинный смысл и значение имеет только то, что способствует достижению спасения — единственной существенной цели человеческого бытия. Поэтому Кирилл отдавал решительное предпочтение "ангельскому житию", монашескому пути. Только подвиг смиренномудрия, который должен осуществить инок в своем служении, позволяет пройти тем единственно верным, "узким путем", который ведет к спасению.
Второй этап жизни и общественной деятельности связан с его пастырской деятельностью. Новая деятельность способствовала смягчению его прежнего аскетизма, выработке более терпимых мировоззренческих ориентаций. В это время философ занят выработкой общезначимого идеала мирской личности. Идеи этого времени, заключенные в стихах, проста: человеческие помыслы, не пронизанные духовным началом, грешны и недобродетельны. В своих проповедях Кирилл скорее поэт, нежели богослов: строки написаны не столько благодаря анализу священного текста, сколько под воздействием чувства, радостно взволнованного в обстановке праздничного богослужения.
Кирилл проводит в аллегорической форме взгляд на мирское, человеческое. Обращаясь к методу аллегории, по-видимому, Кирилл пытался найти моральные критерии для светского человека. Эти поиски обусловлены пониманием, того что не все могут служить Богу, принимая постриг. Сохранение пропасти между мирским и ангельским, в конечном счете, приводило к тому, что Христос низводился до уровня монастырского Бога. Тем самым совершалось сужение идеи Божества, ограничение его силы и мудрости. Мир, человечество представлялись собственной участи, лишались покровительства. Осознав это, Кирилл круто меняет свою позицию, что отражено в «Слове о расслабленном». Человек для Кирилла — центральная фигура мироздания, "венец творения". Он наделен свободой воли и сам должен принять "правду", возвещенную Спасителем. Кирилл развивал учение о "стройном разуме" как возможном для человека духовном состоянии, при котором достигается гармония между мышлением и верой и которое неразрывно связано с духовно-нравственным опытом личности.
Существуют обоснованные мнения на тот счет, что Кирилл Туровский вполне мог быть автором «Слова о полку Игореве». Ответ на этот вопрос, по видимому, впереди. На вопрос, касающийся Кирилла Туровского, время уже давно дало ответ: эта личность стояла у истоков белорусской письменности и культуры наряду с Ефросиньей Полоцкой.
Первым свидетельством признательности потомков Кириллу Туровскому стал памятник святителю Кириллу в древнем Турове.
Таким
образом, образованнейший человек
своей эпохи, прошедший путь от монаха
до епископа, великий мыслитель и
философ, просветитель Кирилл Туровский,
наряду с Ефросиньей Полоцкой явился основоположником
белорусской письменности и культуры.
Период
становления белорусской
Оба великих соотечественника выросли в богатой среде в эпоху фактически существовавшего двоеверья, получили блестящее образование и выбрали единственно возможный для себя путь: служить просвещению родной земли. Такая деятельность была возможна, будучи служителями церкви в эпоху становления христианства на белорусской земле.
Так, деятельность Ефросиньи Полоцкой была направлена на образование детей в школах, книгописание, развивавшееся при монастырях, поддержку и развитие искусств и ремесел. Другим направлением общественной деятельности Ефросиньи стала борьба против братоубийственных войн, феодальных между усобиц, раздиравших родину.
Кирилл
Туровский известен в первую очередь,
как философ прошедший путь от признания
истины, как данности в «Святом писании»
до признания человека «венцом творения».
Его наследие, включающее дидактические
повести, проповеди и гимнографии, формирует
идеал мирского человека того времени.
Общественная деятельность Кирилла в
разные периоды его жизни, так же как и
его великой соотечественницы, направлена
на борьбу против братоубийственных войн,
раздора и раскола.
Список использованных
источников
1. Гуртовенко Ю.Я., Улевич Т.И. Из тьмы веков светлеющие лики - Минск, Беларусь, 1994. – 192с.
2. Ермолович М. Древняя Белорусь: Полоцкий и новгородские периоды – Минск, 1990
3. Замалеев А.Ф. Восточнославянские мыслители: Эпоха средневековья – Издательство Санкт-Петербургского университета, 1998.- 270с.
4. Орлов В. Ефросинья Полоцкая – Минск, 1992
5. Орлов В. Страна Беларусь – Мартин, «Neografia», 2003. -320с.
6. Орлов В. Тайны Полоцкой истории – Минск, 1994
7. http://ru.wikipedia.org/wiki/
8. http://ru.wikipedia.org/wiki/
Информация о работе Ефросинья Полоцкая и Кирилла Туровский – выдающиеся деятели белорусской культуры