Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 09:06, контрольная работа
Первая четверть XIX в. стала периодом становления в России революционного движения и его идеологии. Первыми русскими революционерами стали декабристы.
Их мировоззрение сформировалось под воздействием российской действительности первой четверти XIX в. Прогрессивная часть дворянства ожидала от Александра I продолжения либеральных преобразований, начатых в первые годы его правления.
Введение 3
1. Предпосылки движения декабристов 4
2. Создание тайных обществ в России 6
2.1. «Союз спасения» 6
2.2. «Союз благоденствия» 7
2.3. Южное общество 9
2.4. Северное общество 11
3. Программные документы тайных обществ 12
3.1. Конституция Н.М. Муравьева 12
3.2. «Русская правда» П.И. Пестеля 12
3.3. «Манифест к русскому народу» С.П. Трубецкого 13
4. Восстание декабристов 14
4.1. Восстание на Сенатской площади 14
4.2. Восстание Черниговского полка 15
5. Следствие и суд, казнь 16
Заключение 19
Список использованных источников 20
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по теме: «Движение декабристов и его историческое значение»
по дисциплине: «Отечественная история»
Оглавление
Введение 3
1. Предпосылки движения декабристов 4
2. Создание тайных обществ в России 6
2.1. «Союз спасения» 6
2.2. «Союз благоденствия» 7
2.3. Южное общество 9
2.4. Северное общество 11
3. Программные документы тайных обществ 12
3.1. Конституция Н.М. Муравьева 12
3.2. «Русская правда» П.И. Пестеля 12
3.3. «Манифест к русскому народу» С.П. Трубецкого 13
4. Восстание декабристов 14
4.1. Восстание на Сенатской площади 14
4.2. Восстание Черниговского полка 15
5. Следствие и суд, казнь 16
Заключение 19
Список использованных источников 20
Первая четверть XIX в. стала периодом становления в России революционного движения и его идеологии. Первыми русскими революционерами стали декабристы.
Их мировоззрение
Объективная основа зарождения движения декабристов - обострение противоречий феодально-крепостнического строя, очевидное несоответствие между мощью России, взлетом ее культуры и варварским крепостничеством. Осознание этого противоречия способствовало широкое распространение в России идеологии Просвещения (Монтескье, Дидро, Вольтера, Руссо). Особенно издательская деятельность Новикова. Со всей остротой эти проблемы были поставлены еще в книге Радищева (1790).
Осознанию необходимости преобразований так же способствовал ряд следующих исторических событий.
Французская революция со всей остротой поставила вопрос о способах борьбы против феодального строя в России, а так же о соотношении усилий образованного меньшинства и действий народа. Устранить активное участие народа в грядущем перевороте казалось декабристам необходимым для того, чтобы избежать «ужасов народной революции» и сохранить за собой руководящие положение в революционных событиях (важная предпосылка ориентации на военный заговор в соответствии с формулой «для народа, но без народа»).
Отечественная война 1812г., участниками которой оказались почти все основателями и многими активными членами будущего движения декабристов, а так же последующие походы 1813-1814гг. явились для них политической школой.
Отказ правящих кругов от реформ подрывал реформистские ориентации части участников движения, усиливал стремление к крайним методам. Два основных момента отказа: перед войной под давлением консервативных кругом дворянства пресечены реформы Сперанского (а ведь он предлагал глубокое преобразование вплоть до созыва Государственной думы). После войны - новый тур либеральных начинаний, в т. ч. разработка «уставной грамоты» (проекта конституции), плюс конституция Царства Польского. Однако примерно с 1820 г. - окончательный поворот к реакции (в т. ч. 1822 - закрытие масонских лож). «Аракчеевщина» (в т. ч. особенно мрачное проявление - военные поселения с 1816 г.).
В марте 1816 года гвардейские офицеры (Александр Муравьёв и Никита Муравьёв, капитан Иван Якушкин, Матвей Муравьёв-Апостол и Сергей Муравьёв-Апостол, князь Сергей Трубецкой) образовали первое тайное политическое общество «Союз спасения» (с 1817 «Общество истинных и верных сынов отечества»). В него входили также князь И. А. Долгоруков, майор М. С. Лунин, полковник Ф. Н. Глинка, адъютант графа Витгенштейна (главнокомандующего 2-й армией), Павел Пестель и другие.
Устав общества («Статут») был составлен Пестелем в 1817. В нём выражена цель его:
Сами члены общества обязывались вести себя и поступать во всех отношениях так, чтобы не заслужить ни малейшей укоризны. Скрытую цель общества составляло введение в России представительного правления.
Во главе «Союза спасения» стоял Верховный собор из «бояр» (учредителей). Остальные участники делились на «мужей» и «братьев», которых предполагалось сгруппировать по «округам» и «управам». Однако этому помешала малочисленность общества, насчитывавшего не более тридцати членов.
Предложение И. Д. Якушкина осуществить цареубийство во время пребывания императорского двора в Москве вызвало осенью 1817 разногласия среди членов организации. Большинство отвергло эту идею. Было решено, распустив общество, создать на его основе более многочисленную организацию, которая могла бы повлиять на общественное мнение.
В январе 1818 был образован «Союз благоденствия». О существовании этой формально тайной организации было достаточно широко известно. В её рядах насчитывалось около двухсот человек (мужчины старше 18 лет). «Союз благоденствия» возглавлялся Коренной управой (30 учредителей) и Думой (6 человек). Им подчинялись «деловые управы» и «побочные управы» в Петербурге, Москве, Тульчине, Полтаве, Тамбове, Нижнем Новгороде, Кишинёве; их насчитывалось до 15.
Целью «Союза благоденствия» провозглашалось нравственное (христианское) воспитание и просвещение народа, помощь правительству в благих начинаниях и смягчение участи крепостных. Скрытая цель была известна лишь членам Коренной управы; она заключалась в установлении конституционного правления и ликвидации крепостничества. «Союз благоденствия» стремился к широкому распространению либеральных и гуманистических идей. Для этого использовались литературные и литературно-просветительские общества («Зелёная лампа», «Вольное общество любителей российской словесности», «Вольное общество учреждения училищ по методе взаимного обучения» и другие), периодические и другие издания.
На совещании в Петербурге в январе 1820 при обсуждении будущей формы правления все участники высказались за установление республики. Вместе с тем были отвергнуты идея цареубийства и идея о временном правительстве с диктаторскими полномочиями (предложена П. И. Пестелем).
Устав общества, так называемая «Зелёная книга» (точнее её первая, легальная часть, предоставленная А. И. Чернышёвым) был известен самому императору Александру, который давал его читать цесаревичу Константину Павловичу. Сначала государь не признавал в этом обществе политического значения. Но взгляд его изменился после известий о революциях 1820 в Испании, Неаполе, Португалии и бунта Семёновского полка (1820).
Позже, в мае 1821, император Александр, выслушав доклад командира гвардейского корпуса, генерал-адъютанта Васильчикова, сказал ему: «Любезный Васильчиков! Вы, который служите мне с самого начала моего царствования, вы знаете, что я разделял и поощрял все эти мечты и эти заблуждения, — и после долгого молчания прибавил: — не мне подобает быть строгим». Записка генерал-адъютанта А. Х. Бенкендорфа, в которой сведения о тайных обществах изложены были с возможной полнотой и с наименованием главнейших деятелей, также осталась без последствий; после кончины императора Александра она была найдена в кабинете его в Царском Селе. Приняты были только некоторые меры предосторожности: в 1821 сделано распоряжение об устройстве военной полиции при гвардейском корпусе; 1 августа 1822 последовало высочайшее повеление о закрытии масонских лож и вообще тайных обществ, под какими бы наименованиями они ни существовали. Вместе с тем от всех служащих, военных и гражданских, отобрана была подписка о непринадлежности их к тайным обществам.
В январе 1821 в Москве был созван съезд депутатов от разных отделов «Союза благоденствия» (из Петербурга, из 2-й армии, также несколько человек, живших в Москве). На нём из-за обострившихся разногласий и принятых властями мер было решено распустить общество. В действительности предполагалось общество закрыть временно для того, чтобы отсеять и ненадежных, и слишком радикальных его членов, а затем воссоздать его в более узком составе.
На основе «Союза благоденствия» весной 1821 года возникли сразу 2 крупные революционные организации: Южное общество в Киеве и Северное общество в Петербурге. Более революционное и решительное Южное общество возглавил П. И. Пестель, Северное, чьи установки считались более умеренными — Никита Муравьев.
Политической программой Южного общества стала «Русская правда» Пестеля, принятая на съезде в Киеве в 1823 году.
Южное общество признало опорой движения армию, считая её решающей силой революционного переворота. Члены общества намеревались взять власть в столице, вынудив императора отречься. Новая тактика Общества потребовала организационных преобразований: в него принимались только военные, связанные преимущественно с регулярными частями армии; ужесточалась дисциплина внутри Общества; от всех членов требовалось безоговорочное подчинение руководящему центру — Директории.
В марте 1821 года по инициативе П. И. Пестеля Тульчинская управа «Союз благоденствия» восстановила тайное общество под названием «Южное общество». Структура общества повторяла структуру «Союза спасения». В общество привлекались исключительно офицеры, и в нём соблюдалась строгая дисциплина. Предполагалось установить республиканский строй путём цареубийства и «военной революции», т. е. военного переворота.
Южное общество возглавлялось Коренной думой (председатель П. И. Пестель, блюститель А. П. Юшневский). К 1823 году в составе общества находилось три управы — Тульчинская (под руководством П. И. Пестеля и А. П. Юшневского), Васильковская (под руководством С. И. Муравьёва-Апостола и М. П. Бестужева-Рюмина) и Каменская (под руководством В. Л. Давыдова и С. Г. Волконского).
Во 2-й армии независимо от деятельности Васильковской управы возникло ещё одно общество — Славянский союз, более известное как Общество соединённых славян. Оно возникло в 1823 году в среде армейских офицеров и насчитывало 52 члена, выступало за демократическую федерацию всех славянских народов. Оформившееся окончательно в начале 1825 года, оно уже летом 1825 года примкнуло к Южному обществу в качестве Славянской управы (в основном, стараниями М. Бестужева-Рюмина). Между членами этого общества было много предприимчивых людей и противников правила не спешить. Сергей Муравьев-Апостол называл их «цепными бешеными собаками».
Оставалось до начала решительных действий войти в сношение с польскими тайными обществами. Переговоры с представителем польского Патриотического общества (иначе Патриотического союза) князем Яблоновским вёл лично Пестель. Целью переговоров ставилось признать независимость Польши и передать ей от России провинции Литву, Подолию и Волынь, а также присоединение к Польше Малороссии.
Велись также переговоры с Северным
обществом декабристов о
В то время как Южное общество готовилось к решительным действиям в 1826 году, замыслы его были открыты правительству. Ещё до выезда Александра I в Таганрог, летом 1825 года, Аракчеевым были получены сведения о заговоре, посланные унтер-офицером 3-го Бугского уланского полка Шервудом (которому впоследствии император Николай даровал фамилию Шервуд-Верный). Он был вызван в Грузино и лично доложил Александру I все подробности заговора. Выслушав его, государь сказал графу Аракчееву: «Отпусти его к месту и дай ему все средства к открытию злоумышленников». 25 ноября 1825 года Майборода, капитан Вятского пехотного полка, которым командовал полковник Пестель, сообщил во всеподданнейшем письме различные разоблачения относительно тайных обществ. К разоблачению планов общества также причастен А.К. Бошняк, служивший чиновником при начальнике Южных военных поселений графе И.О. Витте.
Северное общество образовалось в Петербурге в 1822 из двух декабристских групп во главе с Н. М. Муравьёвым и Н. И. Тургеневым. Его составили несколько управ в Петербурге (в гвардейских полках) и одна в Москве. Руководящим органом являлась Верховная дума из трёх человек (первоначально Н. М. Муравьёв, Н. И. Тургенев и Е. П. Оболенский, позже — С. П. Трубецкой, К. Ф. Рылеев и А. А. Бестужев-Марлинский).
Информация о работе Движение декабристов и его историческое значение