- Белые рабы.
Наряду с рабами-неграми
в колониях имелись и белые
рабы — обязанные слуги.
Основную массу
обязанных слуг составляли тысячи
копигольдеров и прочих мелких
крестьян-держателей, согнанных с
земли в Англии и Ирландии,
а также разоренных промышленным
переворотом ремесленников, которые
продавали себя «на срок» еще в Англии для оплаты проезда в Америку.
Во время тяжелого
путешествия через океан многие
из них погибали от голода,
болезней, кораблекрушений. По прибытии
на американский материк, если
в гавани не находилось покупателей,
белых рабов, прикованных друг
к другу, водили в поисках покупателя по
селам и городам. В число белых рабов попадали
и продаваемые за долги колонисты.
Существовали и
другие, подчас нелегальные способы
добывать белых рабов для колоний.
Так, например, практиковалась кража
детей в Англии для продажа в рабство в Америке. Политические
и уголовные преступники, бродяги и нищие
из Англии, где бродяжничество преследовалось
как уголовное преступление, также пополняли
кадры белых рабов в колониях.
Положение белых
рабов часто было не лучше,
чем черных. Хозяин являлся их временным владельцем
и поэтому совершенно не был заинтересован
в сохранении их жизни и здоровья по истечении
срока контракта. За попытку к бегству
их подвергали самым свирепым наказаниям,
вплоть до смертной казни.
По истечении срока контракта, обычно семилетнего, обязанные
слуги получали одежду, мушкет, немного
денег. В некоторых колониях существовали
законы о наделении их землей. Но часть
обязанных слуг не выдерживала непосильного
рабского труда и цогибала до своего освобождения.
- Политика ограничения промышленности в колониях.
Английская буржуазия
и аристократия смотрели на
колонии, как на источник сырья
и рынок сбыта для растущей
в метрополии промышленности. Этой
политике соответствовал характер
развития южных колоний с их
плантационным хозяйством. Но северные колонии
развивались по тому же пути, что и сама
метрополия, и американская буржуазия
оказалась преуспевающей соперницей английской
буржуазии в судостроении, рыболовстве,
торговле с Вест-Индией, а затем и в мануфактурах.
Постройка судов
в богатых мачтовым лесом колониях
обходилась на 20—30% дешевле, чем
в Англии. К 1775 г. одна треть
всего британского флота была
построена в колониях.
Здесь, в североамериканских
колониях, свободных от стеснений
цехового строя, обрабатывающая промышленность развивалась в форме
мелкого товарного производства, крупной
централизованной и рассеянной мануфактуры.
Развитию железоделательной
мануфактуры способствовало наличие
богатых залежей руды, доступных
источников водной энергии, обилие
древесного топлива. В 1750 г. английский парламент
нашел успехи промышленности колоний
настолько угрожающими, что запретил сооружать
в них прокатные станы, железорезальные
мастерские. Но тем же актом поощрялся
вывоз в Англию полуфабрикатов: чугуна
в чушках и железа. Таким образом, основа
американской промышленности — металлургия
все же сохранилась.
Особенно ревниво
охраняя свою монополию на
производство шерстяных изделий,
английская буржуазия принимала
меры к пресечению развития
в американских колониях шерстяной промышленности. Запрещение колонистам
изготовлять подковы, гвозди, пуговицы,
фетровые шляпы, тонкие сорта сукон и т.
д. стало основным предметом нападок со
стороны американской оппозиционной публицистики
60—70-х годов.
Первыми мануфактурами
централизованного типа в колониях были школы
прядения и ткачества, сохранявшие для
отвода глаз вывеску «благотворительного»
учебно-воспитательного заведения. В 1769
г. в такой школе, принадлежавшей бостонскому
купцу Молинэ, действовало 400 веретен.
Широко развивалась и рассеянная мануфактура. Фермерские
семьи изготовляли гвозди и замки, пряли
шерсть и ткали полотно, которое затем
отделывалось и окрашивалось странствующими
ремесленниками, и сдавали все это скупщикам.
По официальным
данным, в крупных городах жило всего 3,3% населения. Но количество населения
в крупных городах в то время, когда процесс
отделения промышленности от сельского
хозяйства был далек от завершения, не
отражало роста рассеянной и даже централизованной
мануфактуры, которая развивалась чаще
всего вне крупных городских центров.
Последние своим благосостоянием были
обязаны главным образом торговле. В это
же время появляются такие промышленные
центры, как Линн, Хаверхилл и др., где основным
занятием населения являлись ремесло
и работа на мануфактуре.
Экономическое развитие
13 колоний происходило значительно
быстрее, чем развитие французской
Канады. Так, население этих колоний
выросло с 275 тыс. в 1700 г. до
2781 тыс. в 1780 г., а в Канаде
насчитывалось к этому времени
всего 65 тыс. жителей, хотя ее заселение колонистами началось еще
в первые десятилетия XVII в. Феодализм продолжал
господствовать в Канаде и после ее завоевания
англичанами (1763 г.), и это обстоятельство
тормозило рост производительных сил.
Принадлежавшие светским и духовным сеньорам
земли оставались в значительной степени
необработанными. Фермеры-арендаторы,
уплачивавшие ренту обычно натурой, были
обязаны выполнять часто еще и барщину.
Взималась десятина в пользу католической
церкви. Внутренняя торговля и промышленность
были развиты очень слабо.
В экономической
неразвитости Канады заключалась
в конечном счете причина того,
почему эта страна, перешедшая
в руки англичан незадолго
до войны американских колоний
за свою независимость, не приняла
в ней участия, а стала убежищем
торийской контрреволюции.
Образование внутреннего
рынка.
Тринадцать колоний
создавались в разное время (с 1606 по 1733 г.). В 1733 г. образовалась
последняя из тринадцати колоний — Джорджия.)
и на различной основе: как поселения религиозных
общин (Плимутская колония в Новой Англии);
как поселения, основанные торговыми компаниями
(колония Массачусетского залива, Виргиния);
как колонии, организованные частными
лицами, получившими хартии от короля
(Пенсильвания, Мэриленд). Экономически
и политически они долгое время оставались
более связанными с метрополией, чем между
собой. Метрополия использовала их разобщенность
для поддержания своего колониального
господства.
Зависимость от
метрополии, поддерживавшей разобщенность
колоний, являлась препятствием
к образованию в них единого внутреннего рынка. Такое
положение соответствовало интересам
английской буржуазии, стремившейся к
полному господству на американском рынке.
Изгнание английских конкурентов с американского
рынка и приобретение экономической независимости
было главной задачей молодой американской
буржуазии, хотя в конце XVIII в. она и не
была еще в состоянии полностью ее реализовать.
Метрополия не в
силах была предотвратить усиление
экономической общности между
колониями, закономерно возраставшей
по мере развития капитализма. Немаловажная роль в
этом процессе принадлежала развитию
средств сообщения. Первоначально из-за
отсутствия дорог торговые связи между
колониями осуществлялись главным образом
через океанские порты. С конца XVII в. грунтовые
дороги начинают заменять опознаваемые
по меткам на деревьях тропинки для вьючных
лошадей, на реках вместо паромов появляются
мосты; с начала XVIII в. организуется регулярное
почтовое сообщение.
Список использованной
литературы
- Кертман Л.Е. География, история и культура Англии. Москва, изд.
Высшая
школа, 1968
- Аптекер Г.А. История американского народа. Колониальная эра. Москва,
1961
- Нарочицкий А.А. Новая история. Часть первая 1640-1870. Москва, изд.
Просвещение,
1978
- http://historic.ru/books/item/f00/s00/z0000034/st021.shtml
- http://tourlib.net/books_others/kalinicheva440.htm