Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2011 в 23:06, реферат
Самосознание русского народа начинается с крещения в Православие в 988 году. Первые века после принятия христианства молодой народ удивительно динамично осваивал древнюю мудрость, переданную ему Византией: уже че-рез сто лет Русь была православной страной, с грамотной аристократией, об-разованным духовенством, множеством храмов, преображенной нравствен-ной и общественной жизнью.
1.Введение…………………………………………………………………..3
2.Духовное рождение……………………………………………………….5
3.Новая духовность…………………………………………………………7
4.Образ русского мировоззрения…………………………………………..9
5.Заключение………………………………………………………………..10
Список литературы…………………………………………………………11
Оглавление
1.Введение……………………………………………………
2.Духовное рождение……………………………
3.Новая духовность………………………………
4.Образ русского
мировоззрения………………………………………….
5.Заключение………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение.
Самосознание
русского народа начинается с
крещения в Православие в 988
году. Первые века после принятия
христианства молодой народ
Такое
мнение покоится на ряде
Далее,
утверждается, что Западная Европа - наследница
античности, в том числе и античного разума,
философской мысли, Русь же не имела доступа
к античному наследию, чем и объясняется
отсутствие в ней традиции философского
мышления. Чтобы развеять этот предрассудок,
обратимся к истокам христианской философской
мысли - к греческой философии. Наибольшее
влияние на развитие философского мышления
христианских народов оказали традиции
платонизма и аристотелизма. Платон и
Аристотель явили два различных до противоположности
метода философствования, которые оппонировали
друг другу на протяжении многих веков
и которые сталкиваются и по сей день.
Конечно же, в постижении метафизической
истины эти два подхода не исключают, а
взаимодополняют друг друга, но именно
потому, что каждый из них развивается
и углубляется его приверженцами в диалектической
полемике. Русская культура восприняла
через Византию более традицию христианского
платонизма, что придало национальному
духу определенное своеобразие.
Духовное рождение.
Крещение Руси в Православие ознаменовало пробуждение русского духа, и было первым актом самосознания народа. В духовном выборе вполне оформился русский народ, объединивший племена восточных славян. Национальный генотип (природные черты характера, данные от рождения) избрал родственный себе культурный религиозный архетип. Очевидно, некоторые религиозные представления язычников-славян были близки или, во всяком случае, бытийно не противостояли основным христианским истинам: тенденция единобожия в представлениях о главном боге («Они (славяне и анты) считают, что один только бог, творец молний, является владыкой над всеми» - Прокопий Кесарийский), многочисленные символы падения в грех - грехопадения, прообраз искупительной жертвы и даже воскресения - жертвоприношение божества, которое затем оживало.
Незадолго до принятия христианства князь Владимир пытался упорядочить пантеон языческих богов: кумиры пяти антропоморфных богов были установлены неподалеку от княжеского двора. Но "смотр" языческих богов не удовлетворил Владимира и «пятибожие киевского княжеского пантеона» (Б.А.Рыбаков) прижилось ненадолго. Князь Владимир оказался выразителем духовного состояния своего народа: «Гостеприимный, общительный, веселый, несмотря на свои увлечения, насквозь проникнутый славянским благодушием Великий Князь Владимир начинает чувствовать пустоту исповедуемого им язычества и стремление к чему-то новому, лучшему, способному удовлетворить душевную жажду, хотя для него и не ясную. На его зов стекаются миссионеры от разных религий; он свободно обсуживает, совещаясь со своим приближенными, излагаемые перед ним учения, посылает доверенных лиц исследовать характер этих религий на месте и, убедившись этим путем свободного исследования в превосходстве православия, принимает его. За ним, почти без сопротивления, принимает его весь русский народ. Процесс, который происходил в душе князя, был только повторением, более определенным и сознательным, того, что смутно передумала и прочувствовала вся тогдашняя Русь. Ибо этим только и можно объяснить отсутствие сопротивления столь коренному нововведению» (Н.Я.Данилевский). Духовная жажда принудила обратить взор русских людей на православную религию. Более всего пленили славянскую душу христианская духовность, христианские добродетели и представления о прекрасном. Историки открывают все более фактов близости ранней русской религиозности христианству, но сам факт невиданно гармоничного принятия христианства на Руси уже свидетельствует, что русское язычество - это русский Старый завет - путь народа к Истинному Богу.
Описание
у Нестора-летописца знакомства княжеских
посланников с византийской религиозностью
преисполнено сильнейших чувств радости,
ликования, восторга встречи с невиданно
прекрасным и возвышенным, но, вместе с
тем, единоприродно притягательным: «Они
же были в восхищении, удивлялись и хвалили
их службу... Они же сказали: "Ходили
де к болгарам, смотрели как они молятся
в храме, т.е. в мечети, стоят там без пояса;
сделав поклон, сядет и глядит туда и сюда,
как бешеный, и нет в них веселья, только
печаль и смрад великий. Не добр закон
их и пришли мы к немцам, и видели в храмах
их различную службу, но красоты не видели
никакой. И пришли мы в Греческую землю,
и ввели нас туда, где служат они Богу своему,
и не знали - на небе или на земле мы; ибо
нет на земле такого зрелища и красоты
такой и не знаем, как и рассказать об этом.
Знаем мы только, что пребывает там Бог
с людьми, и служба их лучше, чем во всех
других странах не можем мы забыть красоты
той, ибо каждый человек, если вкусит сладкого,
не возьмет потом горького; так и мы не
можем уже здесь пребывать в язычестве».
Больше всего народы разнятся не мыслями
и представлениями, а ощущениями и чувствами
- то, что для одних приятно и притягательно,
для других отвратно, для одних - сладко,
для других - горько; то, что для одних возвышенно,
для других - смрад великий.
Новая духовность.
Крещение в Православие славянских народов стало возможно благодаря просветителям равноапостольным Кириллу и Мефодию, создавшим церковнославянский язык. Необходимо отметить историческую уникальность и даже чудесность этого явления. Как можно было создать и внедрить новую грамматику и язык за исторически короткий срок - невозможно представить даже при современных технологиях. Но невозможное человеку возможно Богу - это было явно богочеловеческое деяние.
Чудесная провиденциальность этого явления сказывается и в том, что племена, не имеющие письменности и обладающие только низшими формами культуры, получают в обладание совершенный язык, являющийся носителем высоких духовных смыслов. Просветители тонко и деликатно сумели привить к неразвитым образам македонского наречия южнославянского языка высокие понятия и категории. Например, язычники славяне имели представление о том, что жизнь человека кончается с его последним вздохом, когда исходит его дух. Отсюда на обыденное представление: вздох-дух органично насаждается высокое представление: дух - душа. Поэтому церковнославянский язык, оказавшийся вместилищем и носителем космоса античных и христианских смыслов, был органично воспринят восточными славянами как родной, и его освоение прошло за невиданно короткие сроки. Помимо этого славянский язык по структуре, грамматике и принципам словообразования - ближе к греческому, чем латинский. Так высокая языковая культура Византии - культура христианского эллинизма - была органично посажена на восточно-славянскую почву. Прежде всего, русский народ, в отличие от многих европейских народов, изначально получил возможность чтения Священного Писания на родном языке, что имело огромные последствия в формировании национального сознания.
Русские
люди через крещение приобщались к богатейшей
традиции богословско-философского постижения
бытия и смысла жизни: «Для тогдашних христиан
(времен арианства) "богословие было
действительно делом жизни, духовным подвигом,
исповеданием веры, творческим разрешением
жизненных задач" (о. Григорий Флоровский),
что, споря как будто о словах и определениях,
участники споров, на деле защищали и отстаивали
именно жизненное, теперь бы сказали "практическое"
или "экзистенциальное" значение
христианства, заключенное в слове "спасение".
Ведь спасение, это не магическое, извне
совершающееся действие, оно зависит от
целостности восприятия и усвоения человеком
Божественного дара. А тогда богословие,
то есть - уразумение, выражение, исповедание
Истины в словах, раскрывается, как высшее,
царское призвание человека, в нем восстанавливается
причастность человека Божественному
Смыслу, первородство его, как разумной
личности в мире. Богословие есть раскрытие
в понятиях разума - веры Церкви, не проверка
ее разумом и не подчинение ему, а, напротив,
расширение самого разума до Откровения,
согласование его с истиной, очевидной
вере. Вера прежде богословия и только
потому и можно говорить о богословском
развитии, как о постепенном восприятии
полной веры... Нелегко было найти слова
для выражения веры, и потребовались века,
чтоб переплавить в духе христианства
саму мысль» (прот. Александр Шмеман). Духовные
сокровища, выплавленные в горниле патристической
мысли, благодатно изливалось в русскую
душу.
Образ русского мировоззрения.
Русское мировоззрение отражает и противоречивый национальный характер, и суровое историческое воспитание, и восприятие народом христианской веры - русское Православие. Понятно, что в подобном наборе свойств национального сознания есть свои достоинства и свои недостатки. Во всяком случае, русский ум приспособлен решать те бытийные проблемы, которые ставила перед ним невиданно суровая и преисполненная опасностей жизнь. Русский человек потерялся бы в пространствах Евразии, если бы не обладал духовной высотой, с которой можно было обозревать эти безбрежные просторы; он не смог бы находить нетривиальные решения в каждодневной борьбе за существование в самом суровом и некомфортабельном углу планеты, если бы не имел смысла этого существования и высшей его цели. Целиком сосредотачиваясь на главном, русский человек нередко не имел сил, да и интереса рассматривать побочные частные явления, откуда его и подстерегали неожиданные опасности. Цельный неповторимый русский дух был самодостаточным, но, вместе с тем он генетически открыт влияниям. Поле этого противоречия во многом определяло русскую судьбу, требовало самосохраняться, не закрываясь от влияний, принуждало заимствовать чужой технологический опыт, не теряя своей самобытности. Ценой величайших усилий и жертв русскому народу удавалось адаптироваться во враждебном окружении и отвечать на все исторические вызовы.
Так зачалась
традиция русского умозрения. В латентном
состоянии она уже содержала многие русские
миросозерцания. Мы увидим, что с конца
Средневековья основные формы русского
мышления развивались, усложнялись, сказывались
на всех сферах культурного творчества,
во многом определяли высокие достижения
русского духа и, с другой стороны, были
причиной многих проблем русской истории.
Заключение.
Русское мировосприятие - это всегда поиск целостности, синтетического единства во всем - в конкретном явлении или в универсальных проблемах бытия. Киреевский, определяя различие западноевропейского и русского менталитета, писал, что у европейского человека в душе есть перегородки. Одной частью души европеец познает рациональные проблемы, другой частью он занимается нравственными вопросами, третьей частью он решает практические проблемы. Русская душа лишена подобных перегородок, поэтому стремится каждую проблему осознать и пережить целостно, экзистенциально, стремится распознать, прежде всего, сущность явления.
Веками
русское мировоззрение формировалось
религиозно и формировало религиозную
картину мира. В русской культуре по существу
не было влиятельных атеистических или
материалистических тенденций. Эти болезнь
горделивого ума зачались на "просвещенном"
Западе. «Эпоха "просвещения" есть
такая эпоха в жизни каждого народа, когда
ограниченный и самонадеянный человеческий
разум ставит себя выше тайн бытия, тайн
жизни, тех божественных тайн жизни, из
которых исходит, как из своих истоков,
вся человеческая культура и жизнь всех
народов земли. И вот, в эпоху "просвещения"
начинается постановка человеческого
разума вне этих непосредственных тайн
жизни и над ними. Для этих эпох характерна
попытка сделать малый человеческий разум
судьей над тайнами мироздания и тайнами
человеческой истории» (Н.А.Бердяев). Малый
разум возобладал только у европеизированной
российской элиты, зачавшейся с Петра
I, через что и внедрились в Россию гибельные
западные идеологии, разлагающие цельное
религиозное сознание народа.
Список литературы.
Балакина Т.И. История русской культуры // Воспоминания о Серебряном веке. М., 1993.
Бердяев Н.А. Кризис искусства. М., 1990.
Волошин М. Лики творчества. М., 1989.
Голомшток И. Тоталитарное искусство. М., 1994.
Дмитриев С.С. Очерки истории русской культуры начала XX в.: Книга для учителя. М., 1985.