Древняя Русь

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 22:35, реферат

Описание работы

Древняя Русь была лишена внутреннего единства, и ее распад оказался неизбежен. Княжеский род больше не мог сообща управлять обширным государством. Князья придерживались принципа "Каждо да держит отчину свою". Но с XII в. "отчины" начинают превращаться в независимые княжества. Подъем ремесел и торговли ускорил развитие новых городских центров. На окраинах молодые города своим богатством затмевают старые. В XI-XII вв. не только князья, но и бояре обзаводятся земельными владениями - вотчинами, что прочно привязывает их к быстро формирующимся центрам.

Работа содержит 1 файл

древняя русь.doc

— 137.00 Кб (Скачать)

     Верхи  новгородского общества - бояре и  прочие землевладельцы ("житие  люди") - владели значительными  богатствами. Но подавляющую часть  городского населения Новгорода  составляли неимущие "меньшие"  люди. Для внутренней жизни города  характерна была социальная неустойчивость. Созыв веча нередко служил толчком к выступлению низов. Уличная толпа, плебс играли решающую роль в грабежах и погромах, жертвами которых оказывались бояре, потерпевшие поражение на вече.

     В  1166 г. в Киеве разыгралась церковная смута, в результате которой Константинополь объявил о низложении митрополита Клима, выбранного из русских церковных иерархов. В отсутствие митрополита новгородцы избрали себе епископа на вече. Ранее на епископскую кафедру в Новгороде киевские власти назначали преимущественно киевских монахов. Первым выборным епископом Новгорода стал некий "свят муж" инок Аркадий из Богородицкого монастыря. Он был утвержден в Киеве митрополитом-греком с запозданием на два года. Понадобилось не менее столетия, прежде чем принцип избрания новгородского владыки на вече стал прочной традицией.

     Домен,  образовавшийся в Новгороде при  Мономахе и Мстиславе, оставался  в XII в. опорой княжеской власти  в Новгороде. Однако частая  смена князей создавала трудности  в управлении доменом. Изгоняя князя, Новгород высылал из своих пределов его огнищан и бояр, вследствие чего домен надолго лишался управления. По-видимому, на время отсутствия князя сбор доходов с домена стали поручать церковным властям. Со временем новгородцы стали рассматривать казну Софийского дома, как государственную. В случае необходимости вече забирало казну "владычна копления" из Софийского дома и тратило ее на нужды государства. По-видимому, с переходом домена в распоряжение Софии была связана организация архиепископского полка. Его ядро, возможно, составили слуги, сидевшие в княжих волостях. Наличие князя с других землях и епархиях устраняло необходимость в особых вооруженных силах, подчиненных епископу.

     Софийский  дом хранил эталоны мер и  весов. Любые поземельные сделки считались недействительными без санкции владыки. Международные договоры Новгорода скрепляли своими печатями посадник, тысяцкий и архиепископ. В отличие от других выборных должностей архиепископская должность была пожизненной, хотя случалось, что владыки уходили в монастырь или изгонялись по решению веча.

     Упразднение  наследственной передачи и ограничение  княжеской власти в Новгороде  имели важные последствия. Князья  утратили возможность растащить  Новгородскую землю на части,  как это произошло в других княжествах. Сохранению единства земли способствовало и то, что у Новгорода не было многолюдных и богатых "пригородов", за исключением Пскова. К XIII в. Новгородская земля по своей территории далеко превосходила все другие княжества и земли Руси.

     Центрами  культуры Руси в XI-XII вв. были  большие города, которые служили  резиденцией князя и были одновременно  средоточием ремесленного населения.  Крещение положило начало развитию  русской письменности. Первая русская  библиотека на Руси возникла при Софийском соборе в Киеве. Русские образованные люди, преимущественно духовенство, придавали исключительное значение книжной культуре, отмечая, что "книги суть реки, напоящие вселенную мудростью". Люди древней Руси "строили" книги: на изготовление рукописных книг требовались большие средства. Пергамент для книг изготовляли из телячьей кожи. В повседневной переписке жители Северной Руси использовали кору березы - бересту. Раскопки в Новгороде обнаружили несколько сот берестяных грамот. Информации об исторических событиях и лицах в них почти нет. Поэтому их никогда не хранили в архивах.

     Книжные  богатства Руси включали в  себя прежде всего богослужебные  книги, а также переводы византийских  хроник, некоторых философских и  географических сочинений, привезенных греками. Знакомство с византийской письменностью оказало благотворное влияние на русскую письменность. Появились первые оригинальные русские сочинения, среди них "Слово о законе и благодати" митрополита Иллариона, "Повесть временных лет" монаха Нестора, "Слово о полку Игореве". Автор "Слова о полку Игореве" неизвестен, его единственный список (копия) погиб. Полагают, что "Слово" является подложным сочинением XVIII в. (А. А. Зимин). Однако эта концепция лишена серьезного основания. Сюжет "Слова" - поход новгород-северского князя Игоря Святославича в апреле 1185 г. в половецкие степи, закончившийся разгромом русской рати и пленением князя. Датировать "Слово" можно концом XII - началом XIII вв., во всяком случае до татарского нашествия. Редкое произведение может сравниться со "Словом" по своей художественной силе. Пафос эпической поэмы - призыв к единению русских князей во имя спасения Руси от иноземного нашествия. Непреходящее значение имеют летописные своды XI-XII вв., вместе с которыми родилась древняя русская литература. "Повесть временных лет" стала образцом для местного летописания в период раздробленности.

     На  Руси дома, церкви и крепостные  сооружения строили из дерева. Среди первых каменных построек  Руси самыми выдающимися были  церкви и соборы, построенные византийскими мастерами в Киеве. Главным храмом Руси был грандиозный Софийский собор, увенчанный тринадцатью куполами. Внутри стены храма был украшены фресками. На одной из них изображены князь Ярослав с членами своей семьи. Храм подвергался многократным перестройкам, что неизбежно исказило его первоначальный облик. Софийский собор в Киеве стал усыпальницей киевских князей. В 1045-1050 гг. сын Ярослава Мудрого Владимир построил в Новгороде Софийский собор значительно отличавшийся от Софийского собора в Киеве. "Святая София" стала символом независимости Новгорода ввиду той особой роли, которую играл в жизни города местный архиепископ.

     С  наступлением раздробленности развитие  зодчества пошло в разных княжествах  и землях своим путем.

     Владимирские князья придавали особое значение украшению своей столицы. При Андрее Боголюбском в 1158-1160 гг. был построен Успенский Богородицкий собор. Сам Бог, по словам летописца, привел князю "из всех земель мастеры". Владимирское зодчество объединило традицию, сложившуюся на Руси, с западноевропейской. Влияние романского стиля XII в. на владимирские храмы очевидно. Подлинным шедевром владимирского зодчества является храм Покрова на Нерли (1165) в окрестностях Боголюбова. Всеволод Большое Гнездо выстроил на своем дворе во Владимире Дмитровский собор (закончен в 1197 г.) Гармония архитектурных форм соединена в этом храме с богатым декоративном убранством. Снаружи стены Дмитровского собора покрыты резными изображениями зверей и растений.

     В  Новгороде возникла своя яркая школа архитектуры. Один из лучших ее образцов - церковь Спаса на Нередице (1198) в окрестностях Новгорода. 

Монгольское нашествие 

  В XII в. у Руси появился новый грозный противник - монгольские орды, вторгшиеся из глубин Азии в Европу. Монгольские племена, обитавшие в степях за Байкалом были объединены в начале XIII в. одним из племенных вождей Темучином. На курултае - съезде монгольской знати в 1206 г. он был провозглашен великим кааном (ханом) всех монголов и принял имя Чингисхан.

     Кочевые племена монголов были малочисленные, но господство родовых порядков обеспечивало участие в войне поголовно всех мужчин. Войско делилось на десятки, сотни и тысячи и десятки тысяч ("тьма" русских летописей). Прочные традиции вместе с драконовскими мерами обеспечивали высокую боеспособность монгольского войска. В случае бегства воина казни подлежал весь десяток. Трусость десятка вела за собой избиение сотни, объединявшей ближайших родственников. С помощью насилия Чингисхан поддерживал в своем войске железную дисциплину. В течение короткого времени монголы завоевали Северный Китай и Среднюю Азию.  
 

Список  литературы 

  1. История России / А С. Орлов и др. – М.: ТК Велби, 2004
  2. Данилов А.А. Отечественная история. – М.: Проект, 2003
  3. История России. Россия в мировой цивилизации / Под ред. А.А. Радугина. – М.: Центр, 2002
  4. Стариков Н.В. История России с древнейших времен до XX в. – М.: Приор, 2001

Информация о работе Древняя Русь