Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 18:41, контрольная работа
В сложном процессе возникновения государства у восточных славян решающую роль играли внутренние факторы: этническая общность, определенная общность экономических интересов, территории, необходимость защиты и осуществления экспансии.
Введение
1. Происхождение и расселение восточных славян в VI - VIII вв
1.2 Миграция
2. Занятия, общественный строй и религия восточных славян
2.1 3анятия
2.2 Общественный строй
2.3 Религия
3. Образование государства у восточных славян. Норманнская концепция и ее критика
3.1 Основные этапы складывания древнерусского государства
3.2 Особенности и историческое значение образования государства восточных славян
4. Внутренняя и внешняя политика первых киевских князей (Олега, Игоря, Ольги, Святослава)
Заключение
Список литературы
Князь и дружинники богатели и за счет военной добычи: захваченных военнопленных они превращали в рабов, заставляя работать на своих землях.
В VI-VIII вв. рабами у восточных славян были в основном захваченные на войне пленники. В то время у славян существовало обычное право, по которому запрещалось порабощать своих со-племенников, например, за долги и т.п. Рабы из военнопленных использовались в основном в до-машнем хозяйстве, на самых тяжелых работах. Принципиального различия между свободным об-щинником и рабом не было. Рабство у славян носило патриархальную форму, когда рабы не обра-зуют класса, а считаются младшими неполноправными членами семьи.
Таким образом, у восточных славян происходила резкая дифференциация (расслоение) обще-ства, оно вплотную подошло к образованию государства.
2.3 Религия
Сложной, разнообразной, с детально разработанными обычаями была религия восточных славян. Её истоки уходят в индо-европейское древние верования и ещё дальше к временам палиолита. Религия, существовавшая у разных народов до принятия ими христианства или ислама, называлась язычеством (многобожие). Славяне населили мир разными богами и богинями. Во главе славянских богов стоял великий сварог — бог вселенной. Его сыновья — сварожичи — солнце и огонь, были носителями света и тепла. Бог солнца Даждьбог весьма почитался славянами. Молились славяне роду и рожаницам — богу и богинями плодородия. Этот культ был связан с земледельческими занятиями населения и был поэтому особенно популярен.
Бог Велес почитался у славян в качестве покровителя скотоводства, Стрибог повелевал ветрами. По мере слияние славян с некоторыми иранскими и угро-финскими племенами их боги перекочевали и в славянский пантеон. Так в 8-9 веках у славян почитался бог солнца Хорс. С началом военных походов у славян все больше на первый план выдвигается бог грома и молнии Перун. Появляется особое отношение к погибшим воинам (погребальные костры, курганы и так далее). У славян существовал годовой цикл земледельческих праздников: Коляда, день весеннего равноденствия, масленица, 1-2 мая отмечают появление первых весенних всходов, праздник Ивана Купалы и так далее. Многие из этих праздников сохранились и сейчас. В каждом доме у славян были идолы богов, так же существовал культ Шуров, небольших семейных идолов домов.
3. Образование государства у восточных славян. Норманнская концепция и ее критика.
Древнерусское государство
сложилось в результате сложного взаимодействия
целого комплекса как внутренних, так
и внешних факторов, социально-экономических,
политических и духовных.
В первую очередь следует
учесть те изменения, которые происходили
в хозяйстве восточных славян в VIII- IX вв.-Так,
уже отмеченное развитие земледелия ,
особенного пашенного в степном и лесостепном
районе Среднего Поднепровья, приводило
к появлению избыточного продукта, что
создавало условия для выделения из общины
княжеско-дружинной группировки (происходило
отделение военно-управленческого труда
от производительного).
На Севере Восточной Европы,
где из-за суровых климатических условий
земледелие не могло получить широкого
распространения, большую роль продолжали
играть промыслы, а возникновение избыточного
продукта стало результатом развития
обмена и внешней торговли .
В районе распространения пашенного земледелия
началась эволюция родовой общины, которая,
благодаря тому, что теперь отдельная
большая семья могла обеспечить свое существование,
стала трансформироваться в земледельческую
или соседскую (территориальную). Такая
община, как и раньше, в основном состояла
из родственников, но в отличие от родовой
общины, пашенная земля, разделенная на
наделы, и продукты труда находились здесь
в пользовании отдельных больших семей,
владевших орудиями труда и скотом. Это
создавало некоторые условия для имущественной
дифференциации, но социального расслоения
в самой общине не происходило - производительность
земледельческого труда оставалась слишком
низкой. Археологические раскопки восточнославянских
поселений того периода обнаружили почти
одинаковые семейные жилища-полуземлянки
с одним и тем же набором предметов и орудий
труда.
К политическим факторам
образования государства у восточных
славян следует отнести усложнение внутриплеменных
отношений и межплеменные столкновения,
которые ускоряли становление княжеской
власти, повышали роль князей и дружины
как обороняющих племя от внешних врагов,
так и выступающих в качестве арбитра
при различного рода спорах.
Кроме того, межплеменная
борьба приводила к складыванию межплеменных
союзов во главе с наиболее сильным племенем
и его князем. Эти союзы приобретали форму
племенных княжений. В итоге, власть князя,
которую он стремился превратить в наследственную,
все менее зависела от воли вечевых собраний,
укреплялась, а его интересы все более
отчуждались от интересов соплеменников.
Становлению власти князя
способствовала и эволюция языческих
представлений славян той эпохи. Так, по
мере роста военного могущества князя,
приносящего добычу племени, обороняющего
его от внешних врагов и взявшего на свои
плечи проблему урегулирования внутренних
споров, росли его престиж и, одновременно,
происходило отчуждение от свободных
общинников.
Таким образом, в результате
военных успехов, выполнения им сложных
управленческих функций, отдаления князя
от привычного для общинников круга дел
и забот, зачастую выливавшегося в создание
укрепленного межплеменного центра -резиденции
князя и дружины, он начинал наделяться
своими соплеменниками сверхъестественными
силами; и способностями, в нем все более
видели залог благополучия всего племени,
а его личность отождествляли с племенным
тотемом. Все это приводило к сакрализации
княжеской власти, создавало духовные
предпосылки для перехода от общинных
к государственным отношениям.
К внешним предпосылкам
следует отнести то "давление", которое
оказывали на славянский мир его соседи
- хазары и норманны.
С одной стороны, их стремление
взять под контроль торговые пути, связывающие
Запад с Востоком и Югом, ускоряло складывание
княжеско-дружинных группировок, втягивающихся
во внешнюю торговлю. Взимая, например,
продукты промыслов, в первую очередь,
пушнину со своих соплеменников и меняя
их на продукты престижного потребления
и серебро у иностранных купцов, продавая
им захваченных в плен иноплеменников,
местная знать все более подчиняла себе
племенные структуры, обогащалась и изолировалась
от рядовых общинников. Со временем она,
объединившись с варяжскими воинами -
торговцами, начнет осуществлять контроль
за торговыми путями и самой торговлей,
что приведет к консолидации ранее разрозненных
племенных княжений, расположенных вдоль
этих путей.
С другой стороны, взаимодействие
с более развитыми цивилизациями приводило
к заимствованию некоторых общественно
- политических форм их жизни. Не случайно
долгое время великие князья на Руси назывались
по примеру Хазарского каганата - хаканами
(каганами). Подлинным же эталоном государственно-политического
устройства долгое время считалась Византийская
империя.
Следует учесть и то, что
существование в Низовьях Волги мощного
государственного образования - Хазарского
каганата, защищало восточных славян от
набегов кочевников, которые в предшествующие
эпохи (гунны в IV -V вв., авары в VII в.) тормозили
их развитие, мешали мирному труду и, в
итоге, появлению "зародыша" государственности.
В советской исторической науке долгое
время приоритет в формировании государства
отдавался внутренним социально-экономическим
процессам; некоторые современные историки
считают, что решающую роль сыграли внешние
факторы; однако, представляется, что только
взаимодействие как внутренних, так и
внешних при недостаточной социально-экономической
зрелости восточнославянского общества
могло привести к тому историческому прорыву,
который произошел в славянском мире в
IХ-Х вв.
3.1 Основные этапы складывания древнерусского государства.
В своем развитии древнерусское
государство прошло ряд этапов.
На первом этапе образования древнерусского
государства (VIII-середина IX вв.) происходит
вызревание предпосылок, складывание
межплеменных союзов и их центров - княжений,
которые упоминаются у восточных авторов.
К IX в. восходит появление системы полюдья,
т.е. сбора с общинников в пользу князя
дани, которая в ту эпоху, скорее всего,
носила еще добровольный характер и воспринималась
как возмещение за военные и управленческие
услуги.
На втором этапе (2-ая половина
IX - середина X в.) процесс складывания государства
ускоряется во многом благодаря активному
вмешательству внешних сил - хазар и норманнов
(варягов). ПВЛ говорит о набегах воинственных
обитателей Северной Европы, вынудивших
ильменских словен, кривичей и финно -
угорскиеплемена чуди и веси платить дань.
На Юге же хазары собирали дань
с полян, северян, радимичей и вятичей.
Данные Повести временных лет. Летописец
отмечает (под 862 годом), что славяне сумели
изгнать варяг за море. Но вскоре между
ними вспыхнула распря, "и пошел род
на род и воевати почаша сами на ся".
(Скорее всего в летописи нашло отражение
соперничество племенных союзов Севера
и их знати между которой шла т.н. "борьба
престижей"). В этих условиях, не желая
отдавать первенство кому-либо из своих,
славяне и финно - угры со словами: "Земля
наша велика и обилна, а наряда (порядка)
в ней нет. Да пойдете княжить и володеть
нами" решили обратиться к соседям-варягам,
называвшимися русью, и их князю - Рюрику,
с братьями Синеусом и Трувором. Приглашение
было принято, Рюрик сел в Новгороде ( по
другим сведениям - в Старой Ладоге), Синеус
- в Белоозере, Трувор - в Изборске. Через
два года после смерти братьев Рюрик стал
править единолично. В 882 году его преемник
князь Олег хитростью захватил Киев, убив
правивиших там Аскольда и Дира - норманнов,
ушедших ранее от Рюрика. После этого он
освободил славянские племена от хазарской
дани и подчинил своей власти.
Норманнская теория происхождения
древнерусского государства. Эти летописные
данные легли в основу т.н. "норманнской
теории", разработанной в XVIII в. немецкими
учеными на русской службе. Ее сторонники
приписывали создание государства варягам,
давшим ему и свое имя - "Русь". Крайние
норманисты делали вывод об извечной отсталости
славян, якобы не способных к самостоятельному
историческому творчеству.
Некоторые дореволюционные и большинство
советских историков, правда, с разных
методологических позиций, оспаривали
эту теорию.
Так, академик Б.А. Рыбаков
доказывал, что варяги появились в Восточной
Европе тогда, когда Киевское государство
(возникшее, якобы, в VI в.) уже сложилось
и использовались лишь как наемная военная
сила. Летописные сведения о мирном "призвании
варягов" он считал поздней, вымышленной
под влиянием политической коньюктуры,
сложившейся в Киеве в эпоху правления
Владимира Мономаха, вставкой.
"Русь" же, по его мнению, - производное
от реки Рось (правый приток Днепра южнее
Киева).
Современные исследователи,
преодолевая крайности норманизма и антинорманизма,
пришли к следующим выводам: процесс складывания
государства начался до варягов, сам факт
их приглашения на княжение свидельствует
о том, что эта форма власти была уже известна
славянам; Рюрик - реальная историческая
личность, будучи приглашенным в Новгород
на роль арбитра и, может быть, защитника
от "заморских варягов" (свеев), захватывает
власть. Его появление в Новгороде (мирное
или насильственное) никак не связано
с зарождением государства; норманнская
дружина, не обремененная местными традициями,
активнее использует элемент насилия
для сбора дани и объединения славянских
племенных союзов, что, в определенной
степени, ускоряет процесс складывания
государства. Одновременно
происходит консолидация местной княжеско
- дружинной верхушки, ее интеграция с
варяжскими дружинами и славянизация
самих варягов; Олег, объединив Новгородскую
и Киевскую земли и сведя воедино путь
"из варяг в греки", подвел экономическую
базу под складывающееся государство;
этноним "русь" северного происхождения.
И хотя летопись относит ее к одному из
норманнских племен, но, скорее всего,
это собирательное имя ( от финского ruotsi
- гребцы) под которым скрывалась не этническая,
а этносоциальная
группа, состоящая из представителей различных
народов, занимающихся морским разбоем
и торговлей. Тогда, с одной стороны, становится
понятным распространение этого термина,
уже не связанного с какой-либо этнической
группой, среди восточных славян, а с другой
- быстрая ассимиляция самих варягов, принявших
к тому же местные языческие культы и не
державшихся за своих богов.
В эпоху правления Олега
(879-912 гг.) в его руках сосредоточилась
власть над территорией от Ладоги до низовьев
Днепра. Сложилась своеобразная федерация
племенных княжений во главе с великим
князем киевским. Его власть проявлялась
в праве сбора дани со всех, входящих в
это объединение племен. Олег, опираясь
на мощь славяно-норманнских дружин и
"воев" (вооруженных свободных общинников)
совершает в 907 г. успешный поход на Византию.
В результате был подписан выгодный для
Руси договор, обеспечивающий ей право
беспошлинной торговли.
Новые уступки заключались в соглашении
от 911 г.
Игорь (912 -945 гг.) стремился
сохранить единство межплеменной федерации,
а также защищал ее границы от появившихся
грозных кочевников - печенегов. В 40-х годах
он совершил два похода на Византию, нарушившую
свои соглашения с Русью. В итоге, потерпев
неудачу, он заключил в 944 г. менее выгодный
договор, а в 945 г. во время полюдья в древлянской
земле был убит за требование дани сверх
обычной.
Третий , завершающий
этап складывания государства начинается
с реформ княгини Ольги. Отомстив древлянам
за смерть своего мужа, она устанавливает
фиксированную норму дани, а для ее сбора
устраивает "погосты ", ставшие опорой
княжеской власти на местах. Политика
ее сына Святослава (964-972), прославившегося
победой над Хазарией и походами на Дунай,
закончившимися неудачей, требовала мобилизации
значительных сил на внешние завоевания.
Это несколько задержало внутреннее устроение
русской земли.
Полная ликвидация племенных
княжений происходит во время правления
Владимира Святого (980-1015). Его первые шаги
не обещали каких - либо качественных изменений.
Так, в 981 г., продолжив политику расширения
территории межплеменной федерации, он
присоединяет к ней юго-западные (Галицию,
Волынь) и западные (Полоцкую, Туровскую)
земли.
Пытается он укрепить и языческую веру
, а следовательно, свою власть. С этой
целью создается пантеон из пяти основных
богов во главе с Перуном, который особенно
почитался среди княжеских дружинников.
Но эта мера мало что изменила, и тогда
Владимир идет на своеобразную "духовную
революцию" сверху - вводит в 988 г. христианство
. Эта монотеистическая по своей сути религия
позволила вытеснить местные языческие
культы и заложила духовную основу для
складывающейся единой русской народности
и древнерусского государства.
Следующим решительным
шагом, завершающим создание государства,
становится замена Владимиром племенных
князей своими сыновьями , призванными
защищать новую веру и укрепить власть
киевского князя на местах. Тем самым он
превратил Русскую землю во владение рода
Рюриковичей. Укрепление власти дало ему
возможность организовать население всей
страны для создания мощных оборонительных
рубежей на южных границах и переселить
сюда часть словен, кривичей, чуди и вятичей.
Сам великий князь, если вспомнить былины,
начинает восприниматься народным сознанием
не как воин - защитник, а как глава государства,
организующий охрану его рубежей.
К концу X века сложились
основные признаки древнерусского государства:
династическая (родовая) княжеская власть;
простейший государственный аппарат в
лице дружины и наместников князя; система
данничества; территориальный принцип
расселения, вытесняющий племенной; монотеистическая
религия, усиливающая процесс сакрализации
княжеской власти.
3.2 Особенности и историческое
значение образования государства восточных
славян.
Суровость климатических
условий Восточной Европы, оторванность
от центров античной цивилизации задерживали
и замедляли процесс складывания государства
у восточных славян. Оно формировалось
в результате сложного взаимодействия
внутренних и внешних факторов, что и позволило
ему появиться, основываясь лишь на одной
общинной основе. Германские же племена,
восприняв достижения римской цивилизации,
раньше и быстрее подошли к государственным
формам организации общественной жизни.
Одной из особенностью
древнерусского государства было то, что
с самого своего начала оно было много
этническим по составу. В дальнейшем это
будет способствовать тому, что главными
силами, обеспечивающими внутреннее единство,
станут государство и православная религия.
Образование государства имело важное
историческое значение для восточных
славян. Оно создавало благоприятные условия
для развития земледелия, ремесел, внешней
торговли, влияло и на формирование социальной
структуры. Например, выполнение властных
функций в более поздний период способствовало
превращению князей и бояр в землевладельцев.
Благодаря образованию
государства формируется древнерусская
культура, складывается единая идеологическая
система общества.
В рамках древнерусского государства
происходит складывание единой древнерусской
народности - основы трех восточнославянских
народов: великорусского, украинского
и белорусского.
Древнерусское государство в течение
веков после своего возникновения отбивало
"волны" кочевников, принимало удар
на себя, обеспечивая тем самым благоприятные
условия для развития европейской цивилизации.
С другой стороны, Русь стала своеобразным
мостом, через который совершался культурный
и торговый обмен между Западом и Востоком.
Однако межцивилизационное положение
Руси во многом будет влиять на ее собственный
путь развития, вызывая внутренние противоречия,
углубляя социокультурный раскол.
4. Внутренняя и внешняя политика первых киевских князей (Олега, Игоря, Ольги, Святослава).
Основными направлениями
деятельности правителей древнерусского
государства являлись подчинение славянских
племен для сбора дани, борьба за проникновение
на византийский рынок, защита границ
от набегов кочевников, проведение религиозных
преобразований, подавление восстаний
эксплуатируемого люда, укрепление экономики
страны. Каждый из князей в большей или
меньшей степени решал задачи, связанные
с упрочением государственного аппарата.
Понятно, что все они нелегкое дело управления
огромными территориями сочетали с отчаянной
борьбой за сохранение власти и собственной
жизни. У большинства из них имелись и
славные дела, и злодеяния. После смерти
Рюрика в 879 году новогородским князем
стал Олег, с именем которого связана дата рождения Киевской Руси.
В 882 году он совершил поход на Киев, там
вероломно убил его правителей Аскольда
и Дира и таким путем объединил новгородские
и приднепровские земли. Столицу Олег
перенес в Киев, учитывая его экономические,
географические и климатические выгоды.
В его руках оказалась территория от Ладоги
на севере до низовьев Днепра на Юге. Ему
платили дань поляне, северяне, радимичи,
древляне, восточные кривичи, словене
ильменские и некоторые финно-угорские
племена.
Не менее внушительными
оказались успехи Олега на внешней арене.
Олег совершил удачный поход на Константинополь
в 907 году. Спустя четыре года в результате
вторичного нападения на окрестности
этого города он заключил более чем выигрышное
соглашение с византийцами помимо огромной
дани, Киевская Русь получила для своих
купцов право беспошлинной торговли.
Менее яркой представляется фигура Игоря,
сменившего Олега на престоле. Известно,
что начало его княжения связано с усмирением
древлян, пытавшихся уйти из-под власти
великого киевского князя, и обороной
от нападения печенегов. Не столь успешными
у него оказались и походы на Константинополь.
В первом из них - в 941 году - флот Игоря
византийцы сожгли греческим огнем. В
944 году он решил реабилитировать себя
в глазах дружинников и с огромным войском
опять двинулся на южные рубежи. На сей
раз жители Константинополя не рискнули
искушать судьбу и согласились выплачивать
дань. Только вот в новом договоре с Византией
уже отсутствовало положение, столь приятное
для русских купцов.
Сгубила Игоря жадность. В 945 году он не
удовлетворился привычным однократным
сбором дани с древлян и пошел с небольшой
группой дружинников вторично грабить
представителей этого племени. Возмущение
их было вполне оправданным, потому что
воины великого князя чинили насилие.
Они убили Игоря и его дружинников. Действия
древлян можно определить как первое известное
нам народное восстание.
С привычной для того времени жестокостью
поступила жена Игоря Ольга, ставшая великой
княгиней. По ее приказу была сожжена столица
древлян город Искоростень. Но (и это будет
в дальнейшем закономерным явлением) после
свирепой расправы она пошла на незначительные
уступки простому люду, установив «уроки»
и «погосты» (размеры и места сбора дани).
Такой шаг свидетельствовал о ее мудрости.
Это же качество проявила Ольга, приняв
христианство в 955 году в Константинополе,
что имело далеко идущие положительные
последствия: улучшились взаимоотношения
с могучей, развитой в культурном отношении
Византией и повысился в международном
плане авторитет великокняжеской власти
в Киеве. В целом ее политика внутри страны
(кроме безжалостного подавления древлян)
и за ее пределами отличалась сдержанностью
и миролюбием. Иной курс проводил ее сын
Святослав, отличавшийся честолюбием,
поисками славы на поле брани. Летописец
рисует его неприхотливым воином, который
провел всю свою жизнь в военных походах.
Создается впечатление, что этого русского
князя скопировал двумя веками позднее
легендарный король Англии Ричард Львиное
Сердце.
До нас дошли два главных
принципа Святослава: «Иду на вы» и «Мертвые
срама не имут». Он никогда не нападал
на противника внезапно, а также любил
подчеркнуть, что о погибших в бою будет
отзываться только хорошо. Можно сказать,
что этот князь являл собой образец храброго
и благородного рыцаря. Недаром перед
ним трепетали враги русской земли. Но,
разумеется, не все действия Святослава
заслуживают одобрения с позиции современного
человека. Отважно разил он захватчиков
земли русской, но также совершал и агрессивные
действия. Казалось, что этот великодушный
витязь не имел продуманных военно-политических
планов, что его просто влекла стихия похода
сама по себе.
В 966-967 гг. Святослав разгромил
Волжскую Булгарию,(ульяновцы проживают
на территории этого государства, некогда
развитого в экономическом и культурном
отношении), затем направился на юг и сокрушил
Хазарское царство, которое, как и во времена
Олега, немало досаждало Киевской Руси
своими набегами. В итоге своего длительного
похода он добрался до Приазовья, где основал
Тмутараканское княжество. С богатой добычей
князь вернулся домой, но надолго там не
задержался: византийский император попросил
его помочь в усмирении восставших дунайских
болгар. Уже в конце 967 года Святослав сообщил
в Константинополь о победе над мятежниками.
После этого он как будто бы несколько
потерял интерес к походам, ему так понравилось
житье в устье Дуная, что дружинники вскоре
услышали его решение: перенести столицу
из Киева в Переяславец. Действительно,
город и окружающие земли находились в
зоне благодатного климата, здесь же проходили
важные торговые пути в Европу и в Азию.
Естественно, что новый
политический курс крайне обеспокоил
византийского императора, появление
воинственного князя с постоянной «пропиской»
в Переяславце было весьма опасным. К тому
же русские дружинники тут же начали грабить
византийские селения. Вспыхнула война,
которая закончилась поражением Святослава.
Конец князя, вечного воина, оказался закономерным.
В 972 году, когда он возвращался домой после
неудачных сражений с византийцами, его
подкараулили у днепровских порогов печенеги
и убили.
После гибели Святослава великим князем
стал Ярополк.
Заключение.
Итак, рассмотрев историографию, мы можем
подвести итог.
Славяне, выделившись из индоевропейской
семьи, составили некий массив родственных
племен, выделяющихся прежде всего в языковом
отношении. Но нельзя считать, что этот
массив был изолирован от других этносов,
развивался сам оп себе, пока не сложились
славяне. На самом деле процесс этногенеза
гораздо труднее и противоречивее.
Древнейшие праславяне занимали довольно
значительную площадь и контактировали
с населениями разных культур, смешивались
с разными племенами.
Славяне с самого начала были отнюдь неоднородны,
с глубокой древности шли чуть-ли не разными
путями. Но на самом деле этот долгий подготовительный
процесс завершился образованием племенных
групп или союзов племен. Действительно
в VI-VII вв. у славян было несколько больших
группировок и множество малых племен,
но главное, что у них было единое самосознание.
К тому же в это время шло активное перемещение
славян по обширной территории.
С одной стороны – это вело к смешиванию
славян различных регионов и усиления
сознания единства во всем славянском
мире. Но с другой, именно в это время славяне
начинают продвигаться на новые территории
и смешиваться с разными иноязычными группами.
Это привело к дальнейшему (VIII-IX вв.) разделению
славянской общности на три ветви: западную,
восточную и южную.
Поставленные цели и задачи в контрольной
работе раскрыты.
Древнейшая история славян окончательно
ещё не выяснена историками, их происхождение
и прародина не установлены. Истоки исторической
судьбы славян уходят в никуда. Учёные
не имеют и жалких крох информации о тех
временах -временах седой древности. В
точности даже не известно, когда славяне
узнали письменность. Многие исследователи
связывают возникновение славянской письменности
с принятием христианства. Все сведения
о древних славянах дописьменной эпохи
извлечены историками из скупых строк
исторических и географических сочинений,
принадлежащих древнеримским и византийским
авторам. На некоторые события пролили
свет археологические находки. Нередко
археологи спорят между собой, определяя,
какие из найденных ими предметов принадлежали
славянам, а какие - нет.
На каждую каплю твёрдого знания приходится
по целому океану предположений и догадок.
Список используемой литературы:
1. Артамонов М.И. Вопросы расселения восточных
славян и советская археология. – В кн.:
Проблемы всеобщей истории. – Л.,1967.
2. Греков Б.Д. Киевская Русь. – М., 1953
3. Карамзин Н. М.. История государства российского.
Т. 1-4. - М,2001
4. Рыбаков Б.А. Мир истории. - М., 1987
5. Седов В.В. Происхождение и ранняя история
славян. – М.,1979.
6. Соловьев С.М. История России с древнейших
времен. Кн. 1. Т. 1. – М., 1959.
7. Свободная энциклопедия http://
8. Третьяков П.Н. У истоков Древнерусской
народности. - М., 1970
http://rudocs.exdat.com
http://www.history-ru.ru
РОССИЙСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО-
КЕМЕРОВСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)
Рецензия
на контрольную работу
Дисциплина____________________
Ф.И.О. студента
______________________________
Курс
___ Шифр ________ Специальность ________________
Дата сдачи контрольной работы «____» ______________ 200 г.
Оценка ______________________________
Замечания_____________________
______________________________
Преподаватель_________________
«____»________200 г. _________________
После сказанного хочу добавить от себя что: самую наиболее полезную и нужную информацию я доставал из разных источников включая сайты, интернет библиотеки, электронные книги итд, предварительно прочитывая и сравнивая разные источники и информацию.