Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 09:14, реферат
История Древнего Китая обычно делится на ряд периодов, обозначаемых в исторической литературе по имени царствующих династий: период Шан (Инь) (XV—XI вв. до н.э.), период Чжоу (XI — III вв. до н.э.). В период Чжоу выделяются особые периоды: Чуньцю (VIII —V вв. до н.э.) и Чжаньго — "борющихся царств" (V—III вв. до н.э.), последний завершился созданием централизованных империй в периоды Цинь и Хань (III в. до н.э. — III в. н.э.).
Первые очаги цивилизации городского типа в Древнем Китае начали возникать во II тысячелетии до н.э. в долине реки Хуанхэ на базе перешедших к оседлому земледелию родовых групп инь-ских племен. В иньском Китае вследствие разложения родопле-менных связей, прогрессирующего разделения труда выделяется управляющий слой родовой аристократии: правитель-ван и его приближенные, родственники, сановники, племенные вожди и рядовые соплеменники, а также чужаки-иноплеменники, превращаемые, как правило, в рабов.
В древности основными обитателями островов Японского архипелага были племена кумасо и эбису. Затем в течение нескольких веков до новой эры на Японские острова переселялись племена маньч-журо-тунгусского происхождения с северо-востока, а также другие племена из Индонезии, Кореи, с побережья Индокитая и островов Тихого океана. Религией большинства населения был синтоизм, основанный на почитании культа предков и сил природы, причем каждый род имел свое божество.
Становление и развитие феодальных
отношений в Китае в III-VI вв. В
политической истории Китая начало
средневековья знаменовалось
ЯПОНИЯ В РАННЕЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ
Образование японского раннефеодального государства. В древности основными обитателями островов Японского архипелага были племена кумасо и эбису. Затем в течение нескольких веков до новой эры на Японские острова переселялись племена маньч-журо-тунгусского происхождения с северо-востока, а также другие племена из Индонезии, Кореи, с побережья Индокитая и островов Тихого океана. Религией большинства населения был синтоизм, основанный на почитании культа предков и сил природы, причем каждый род имел свое божество.
В III—VII вв. шел процесс разложения
первобытнообщинных отношений
Ожесточенная борьба за
Уже в III—VI вв. на Японских островах были значительно развиты сельское хозяйство (особенно культура риса) и ремесла (ткацкое, гончарное, кузнечное и др.), расширялись торговые связи, в том числе и с другими странами — Китаем и Кореей. В V в. была построена первая гавань — Нанива (нынешняя Осака).
Родоплеменная аристократия была заинтересована в сильной централизованной власти, необходимой для подавления сопротивления эксплуатируемого населения — рабов, бэмин и рядовых членов племени. Прежняя религия японцев — синтоизм, способствовавшая консервации родового строя и родовой разобщенности, уже не отвечала интересам господствующей верхушки, которую больше удовлетворяло учение буддизма о непротивлении злу, отказе от борьбы против насилия и уравнении подданных перед лицом единого монарха.
Среди родов, претендовавших на руководящую роль, усилилась борьба. В конце VI в. род Сога, известный своей приверженностью буддийской религии, одержал победу над другими крупными родами. Бэмин, в основном исповедовавшие буддизм и стремившиеся получить равное положение с рядовыми членами рода, поддерживали Сога, так как старейшины этого рода обещали уравнять бэмин в правах со свободными общинниками. В начале VI в. принц Сётоку-тайси (572—621) из рода Сога издал иерархическую «Табель 12 рангов» и «Закон из 17 статей», основанный на буддийских и конфуцианских догмах о государстве и неограниченной власти монарха.
«Переворот Тайка». К середине VII в. род Сога утратил свое главенствующее положение. В результате заговора в 645 г. большая часть рода была физически уничтожена. Престол занял представитель рода Сумераги — Кару, который стал править под именем Котоку. Период его царствования известен под именем Тайка («Великая реформа»), а переворот, приведший его к власти, называют «переворотом Тайка».
Начался новый период в истории Японии. В стране шел процесс складывания раннефеодального государства при сохранении рабовладельческого уклада. Были проведены реформы, многие из которых были заимствованы из Китая. Во главе государства теперь стоял император — «сын неба», при котором был создан верховный государственный совет, возглавляемый канцлером. Страна была разделена на управляемые губернаторами провинции, состоявшие из уездов.
Земля была объявлена государственной
собственностью и раздавалась в
наделы крестьянам и другим лицам. Один
раз в шесть лет земля
Крупные земельные владения
вместе с прикрепленными к
ним крестьянами нередко
Эксплуатация крестьян настолько усилилась, что уже в конце VIII в., по данным японских хроник, крестьяне оставались после уплаты налога без семян и брали для посевов зерно из государственных фондов под высокий процент. Чтобы выплатить долги, они закладывали свои наделы деревенской верхушке, отдавали жен и детей в домашнее рабство.
Рост феодальной эксплуатации явился причиной почти непрекращавшихся крестьянских волнений и восстаний. Крестьяне совершали нападения на центры провинций и даже на столицу, громили правительственные учреждения, захватывали имущество феодалов и крупных чиновников. Власти в ряде случаев были вынуждены идти на уступки, снижать зафиксированные в долговых записках задолженности крестьян.
Внутриполитическая обстановка в
стране обострялась междоусобной борьбой
феодалов за земли и власть, а
также сепаратистскими
Разложение надельной системы. Развитие феодальных отношений привело к разложению государственной собственности на землю и распаду надельной системы. Были прекращены периодические переделы, и земля постепенно переходила в собственность знати, которая стремилась увеличить свои владения и за счет земель, не подлежавших по существующим законам налогообложению. Такими землями, в частности, были освоенные пустоши — «новые поля» — и многие угодья, розданные знати в собственность за заслуги и службу.
В это же время значительно
выросло храмовое
Все это привело к развитию
частного феодального
В результате роста крупного
феодального землевладения
Образование самурайства. Имея крупные земельные владения, феодалы стремились защитить их от посягательств извне. По этой причине, а также вследствие все учащавшихся крестьянских выступлений они увеличивали свои военные дружины. Впоследствии из дружинников образовался слой мелкопоместного дворянства — самураев, которые за военную службу получали от своих сеньоров земельные участки на правах ленов или специальное жалованье рисом.
Основанный на принципах
буддизма и конфуцианства
Именно самураи во второй половине XII в. сыграли большую роль в борьбе за власть феодальных династий, которая завершилась победой дома Миномото.
Особенности азиатского феодализма
Выше (гл. 5) уже указывалось на
существенные особенности
В более развитых странах Азии феодализм начал формироваться в первые столетия новой эры. Длительное время он сосуществовал с патриархальными и рабовладельческими отношениями. Своеобразной чертой истории стран материковой Азии являются постоянные контакты и столкновения оседлых и кочевых народов. Обмен между кочевниками-скотоводами и оседлыми народами оказывал положительное влияние на развитие азиатских обществ, однако кочевое хозяйство ограничивало в ряде районов возможность развития земледелия и таило в себе опасность опустошения значительных земледельческих районов. Частые вторжения кочевников приводили к значительным этническим изменениям: возникали новые этнические общности и исчезали старые. В то же время вливание значительных групп кочевников в оседлые общества нередко приводило к консервации отсталых патриархально-феодальных отношений, а в отдельных случаях вызывало застой и движение вспять.
Значительно большую роль, чем в Европе, в Азии играла территориальная община с ее способом пользования землей и ведения хозяйства. Длительное сохранение общины и использование ее государством в своих фискально-административных целях — явление повсеместно характерное для азиатских обществ. Однако классическую и наиболее устойчивую форму община получила в Индии, где она органически соединяла занятие земледелием и ремеслом.
Государство в странах Азии играло значительно большую роль, чем в Европе, в организации хозяйственной жизни и в социальных отношениях. Этому способствовали необходимость для многих стран Азии организации постоянных работ по сооружению и поддержанию системы орошения, а также ведение оборонительных войн против кочевников, часто вторгавшихся извне.
Государственная власть, являясь
верховным собственником земли,
Для раннего средневековья в странах Азии характерны большая, чем на Западе, централизация государственной власти, наличие сложного бюрократического аппарата управления и деспотической монархии.
Города на средневековом
Востоке находились, как правило,
под государственной
Уже в период раннего средневековья в странах Азии была широко развита внешняя оптовая и транзитная торговля. Купцы и торговые компании обычно поддерживали связи с определенными группами феодалов и правителями стран. Подобный характер торговли хотя и способствовал росту товарно-денежных отношений и обогащению верхушки купечества, не затрагивал натурального характера хозяйства крестьян и не способствовал созданию широкого рынка для городского ремесла.
Переход к развитому феодализму в некоторых странах Азии начался раньше, чем в Европе (в Китае, например, он совершился уже в Х в.), и сопровождался ломкой раннесредневековых отношений (например, надельной системы в Китае). Но сложившиеся вновь феодальные институты не нарушили своеобразий азиатского феодализма. Они сохранялись до конца феодальной эпохи.