Древние государства Казакстана

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 18:10, реферат

Описание работы

Политический строй. Во главе государства стоял правитель, носивший титул «Гуньмо» (великий бек), передававший престол по наследству. Ему подчинялись родоначальники и мелкие племенные вожди, называвшиеся беками (малый куньбек). Кроме Великий и малый гуньмо существовали еще восемь категорий чиновников. Помощник правителя носил титул дуглу и был фактически главой исполнительной власти. Ниже находились два великих полководства и три правителя уделов, их называли князьями. Помощники военачальников носили титул дарту. Кроме того, были чиновники, ведавшие делами ставки гуньмо (куньбека), сбором налогов, исполнением законов и т.д.

Содержание

1.Усуни и Канглы.
2.Государство гуннов. Аттила.
3.Племенной союз саков.

Работа содержит 1 файл

История казакстана.docx

— 32.59 Кб (Скачать)

В VІІІ – ІV вв. до н.э. вся территория от Черного и Каспийского морей до гор Тянь-Шаня была населена племенами, которые получили название саков.  

У ранних саков общественные отношения были патриархально-родовые  отношения.  

В основе физического  типа саков лежит европеоидный облик, унаследованный от населения эпохи  бронзы. Вместе с тем установлено, что с начало сакской эпохи у обитателей казахских степей появляются монголоидные черты азиатского происхождения.  

В первом тыс. до н.э. племена, жившие на территории Казахстана, перешли к кочевому скотоводству и к этому времени окончательно сложились союзы родственных племен. Во главе племенного союза стоял избранный народом (Вече) вождь, он же царь, верховный жрец.  
 

Сакские «цари» и «царицы» обладали большой властью, они решали вопросы войны и мира, посылали послов и заключали союзы, возглавляли войска, регулировали отношения между племенами. Царская власть сохранялась в одном роду.  

Чтобы решать важные вопросы (внутренние и внешние) все  полноправные члены общества периодически собирались – народное Вече. Такой  политический строй можно назвать  прямой демократией, т.к. общинники  напрямую, без каких-либо посредников, участвовали в принятии решении. Политический строй саков можно  также назвать военно-кочевой  демократией, т.к. полноправными членами  общины были только вооруженные мужчины, воины.  

После царя на первом месте в сакском государстве были сатрапы, т.е. поставленные царем управители местности или племени, после сатрапов шли «могущественные мужи» скифской знати, т.е. военно-племенная аристократия. В основном они и были опорой царя. Основное население страны – рядовые общинники.  

Хозяйство саков.  

Племена саков сочетали три вида скотоводства: кочевое, полукочевое  и оседлое. Саки разводили, главным  образом, овец, лошадей и в небольшом  количестве рогатый скот. Они со своими стадами кочевали на широких  степных просторах. Только саки Южного Казахстана и Ферганы жили оседло и занимались земледелием. Скот и  продукты скотоводства быстро приобрели  меновую функцию и создали  все условия для торговли кочевого мира с оседлыми государствами.

На базе скотоводческого  сырья развивалось ремесло. Изготовляли  колесный транспорт, кожаную и деревянную посуду, колчаны, короткие мечи-ножы и другие вещи, необходимые для кочевой и полукочевой жизни.  

Культура саков.  

В ходе объединения  отдельных племен в племенные  союзы складывались для всего  союза племен культура и язык. Это  было необходимым условием для существования  людских коллективов.  

Скифы – саки создали  высокую культуру для того времени, влияние которой сказалось на огромных просторах Восточной Европы, Западной и Центральной Азии. Сакская культура общность, включавшая Северное Причерноморье и Крым, Евразийскую аридную зону, степь, служила звеном между Передней, Средней Азией и Европой. Культурные связи и торговые отношения возникли несколько раньше, в эпоху поздней бронзы и в киммерийское время, но культурное общения народов никогда не достигало тех высот, каких оно достигло при саках.  

Среди наиболее ярких  и запоминающихся проявлений художественного  творчества племен сакского времени особое место занимает прикладное искусство.  

Главным компонентом  в искусстве саков был «звериный  стиль»; сложившийся в VІІ –VІ вв. до н.э. Это образы различных животных, которыми оформлялись предметы быта: одежда, посуда, оружие.  

Творчество древних  художников находилось в живом и  многообразном взаимодействии с  конкретными образоми животного мира. Из казахстанской фауны чаще всего встречаются изображения архара, тигра и дикого кабана, марала и верблюда, степного орла и реже – сайги, волка и зайца. Разнообразным было и художественное воплащение звериных образов. Они исполнялись в круглой скульптуре, в силуэтном и линейном рисунках. Материалом для изготовления данных изделии служили не только золото, серебро, бронза и железо, но и широкое распространение получили резьба по кости и рогу, аппликации, мозаичное шитье из разноцветного войлока и кожи.  

Памятники сакской культуры.  

Раскопки сакских курганов больше знакомят нас с образцами «Звериного стиля» древних кочевников Казахстана. Известны пряжки с изображением голов горного барана и грифона из могильника Уйгаран (VII – VI вв. до н.э.) в низовьях Сырдарии, бронзовые пластины в виде сдвоенных головок лошадей, золотые обкладки ножен, меча с изображением головы барана и двух лежащих фантастических чудовищ из могильника Тагискен (VI в. до н.э.), а также другие выдающиеся находки: фигурки горных козлов, золотые бляшки из фольги в виде тигроподобных животных из курганов Тасмалы (VII – VI вв. до н.э.) в Павлодарской области, бронзовая пряжка со сценой нападения тигра на верблюда и ременная накладка в виде фантастического животного и двух орлов, бляха из рога в виде свернувшегося кабана из могильника Карамурун – погребения IV – III вв. до н.э.  

Наиболее известный  памятник эпохи саков – курган Иссык, расположенный в 50 км восточнее  Алматы в предгорьях Заилийского Алатау. Он входит в Иссыкский могильник, состоящий из более 40 курганов. Его открытие произошло в 1969 году. В кургане диаметром 60 м и высотой 7 м было обнаружено погребение «Золотого человека», датированное концом IV – III веком до нашей эры.  

Кочевники жили в  войлочных юртах и жилищах  из саманного кирпича. Кочевали саки в крытых повозках (кибитках), которые  служили для них жилищем, повозки  защищали их от дождя, снега и ветра (войлочная).  

Во время перекочевок  мужчины ехали на конях, а женщины  и дети – в повозках. Носили они  высокие остроконечные шапки, облегающие кафтаны до колен, опоясанные ремнем, узкие штаны и бескаблучную обувь.  

Религия саков.  

Доминирующей формой религиозных верований у саков  был культ предков, поэтому в  могилу рядом с покойниками они  клали часть его имущества. Для  того, чтобы сохранить труп, саки применяли бальзамирование. Также приклонялись солнцу и огню, раннеиранские источники говорят, что тогда существовали религиозные представления, как анимизм, тотемизм и магия.  

Таким образом, культура саков достигла высокой степени  развития.  

У насельников Казахстана в середине первого тысячелетия  до н.э. начался процесс разложения первобытнообщинного строя и образование классов, но проходил этот процесс очень медленно.  

В ІІІ в. до н.э. названия древнейших племен саков стали исчезать из исторических источников. Это случилось потому, что новые пришельцы – завоеватели давали другие названия племенным союзам.  

Однако названия одного из древнейших сакских племен – каспиев – сохранилась в названии Каспийского моря.

Племена саков на территории Казахстана смешались с  другими племенами- усунями, канглами, аланами. С этого времени (ІІІ в.до н.э.) мы уже можем говорить о ранних государствах кочевников Центральной Азии 

     Список  использованной литературы:

  1. История Казахстана. Очерк. Алматы, 1993.
  2. Абдакимов А. История Казахстана. Алматы, 1996.
  3. А.Кузембайулы. История дореволюционного Казахстана. Алматы,1992.
  4. Кляшторный С., Султанов Т. Казахстан. Летопись трех тысяелетий. Алма-Ата, 1992.
  5. Гумилев Л.Н. Древние тюрки. Алма-Ата, Наука, 1993.

Информация о работе Древние государства Казакстана