Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 18:10, реферат
Политический строй. Во главе государства стоял правитель, носивший титул «Гуньмо» (великий бек), передававший престол по наследству. Ему подчинялись родоначальники и мелкие племенные вожди, называвшиеся беками (малый куньбек). Кроме Великий и малый гуньмо существовали еще восемь категорий чиновников. Помощник правителя носил титул дуглу и был фактически главой исполнительной власти. Ниже находились два великих полководства и три правителя уделов, их называли князьями. Помощники военачальников носили титул дарту. Кроме того, были чиновники, ведавшие делами ставки гуньмо (куньбека), сбором налогов, исполнением законов и т.д.
1.Усуни и Канглы.
2.Государство гуннов. Аттила.
3.Племенной союз саков.
В VІІІ – ІV вв. до н.э.
вся территория от Черного и Каспийского
морей до гор Тянь-Шаня была населена племенами,
которые получили название саков.
У ранних саков общественные
отношения были патриархально-родовые
отношения.
В основе физического
типа саков лежит европеоидный облик,
унаследованный от населения эпохи
бронзы. Вместе с тем установлено,
что с начало сакской эпохи у обитателей
казахских степей появляются монголоидные
черты азиатского происхождения.
В первом тыс. до н.э.
племена, жившие на территории Казахстана,
перешли к кочевому скотоводству и к этому
времени окончательно сложились союзы
родственных племен. Во главе племенного
союза стоял избранный народом (Вече) вождь,
он же царь, верховный жрец.
Сакские «цари» и «царицы»
обладали большой властью, они решали
вопросы войны и мира, посылали послов
и заключали союзы, возглавляли войска,
регулировали отношения между племенами.
Царская власть сохранялась в одном роду.
Чтобы решать важные
вопросы (внутренние и внешние) все
полноправные члены общества периодически
собирались – народное Вече. Такой
политический строй можно назвать
прямой демократией, т.к. общинники
напрямую, без каких-либо посредников,
участвовали в принятии решении.
Политический строй саков можно
также назвать военно-кочевой
демократией, т.к. полноправными членами
общины были только вооруженные мужчины,
воины.
После царя на первом
месте в сакском государстве были
сатрапы, т.е. поставленные царем управители
местности или племени, после сатрапов
шли «могущественные мужи» скифской знати,
т.е. военно-племенная аристократия. В
основном они и были опорой царя. Основное
население страны – рядовые общинники.
Хозяйство саков.
Племена саков сочетали три вида скотоводства: кочевое, полукочевое и оседлое. Саки разводили, главным образом, овец, лошадей и в небольшом количестве рогатый скот. Они со своими стадами кочевали на широких степных просторах. Только саки Южного Казахстана и Ферганы жили оседло и занимались земледелием. Скот и продукты скотоводства быстро приобрели меновую функцию и создали все условия для торговли кочевого мира с оседлыми государствами.
На базе скотоводческого
сырья развивалось ремесло. Изготовляли
колесный транспорт, кожаную и деревянную
посуду, колчаны, короткие мечи-ножы и
другие вещи, необходимые для кочевой
и полукочевой жизни.
Культура саков.
В ходе объединения
отдельных племен в племенные
союзы складывались для всего
союза племен культура и язык. Это
было необходимым условием для существования
людских коллективов.
Скифы – саки создали
высокую культуру для того времени,
влияние которой сказалось на
огромных просторах Восточной Европы,
Западной и Центральной Азии. Сакская
культура общность, включавшая Северное
Причерноморье и Крым, Евразийскую аридную
зону, степь, служила звеном между Передней,
Средней Азией и Европой. Культурные связи
и торговые отношения возникли несколько
раньше, в эпоху поздней бронзы и в киммерийское
время, но культурное общения народов
никогда не достигало тех высот, каких
оно достигло при саках.
Среди наиболее ярких
и запоминающихся проявлений художественного
творчества племен сакского времени особое
место занимает прикладное искусство.
Главным компонентом
в искусстве саков был «
Творчество древних
художников находилось в живом и
многообразном взаимодействии с
конкретными образоми животного мира.
Из казахстанской фауны чаще всего встречаются
изображения архара, тигра и дикого кабана,
марала и верблюда, степного орла и реже
– сайги, волка и зайца. Разнообразным
было и художественное воплащение звериных
образов. Они исполнялись в круглой скульптуре,
в силуэтном и линейном рисунках. Материалом
для изготовления данных изделии служили
не только золото, серебро, бронза и железо,
но и широкое распространение получили
резьба по кости и рогу, аппликации, мозаичное
шитье из разноцветного войлока и кожи.
Памятники сакской культуры.
Раскопки сакских
курганов больше знакомят нас с образцами
«Звериного стиля» древних кочевников
Казахстана. Известны пряжки с изображением
голов горного барана и грифона из могильника
Уйгаран (VII – VI вв. до н.э.) в низовьях Сырдарии,
бронзовые пластины в виде сдвоенных головок
лошадей, золотые обкладки ножен, меча
с изображением головы барана и двух лежащих
фантастических чудовищ из могильника
Тагискен (VI в. до н.э.), а также другие выдающиеся
находки: фигурки горных козлов, золотые
бляшки из фольги в виде тигроподобных
животных из курганов Тасмалы (VII – VI вв.
до н.э.) в Павлодарской области, бронзовая
пряжка со сценой нападения тигра на верблюда
и ременная накладка в виде фантастического
животного и двух орлов, бляха из рога
в виде свернувшегося кабана из могильника
Карамурун – погребения IV – III вв. до н.э.
Наиболее известный
памятник эпохи саков – курган
Иссык, расположенный в 50 км восточнее
Алматы в предгорьях Заилийского Алатау.
Он входит в Иссыкский могильник, состоящий
из более 40 курганов. Его открытие произошло
в 1969 году. В кургане диаметром 60 м и высотой
7 м было обнаружено погребение «Золотого
человека», датированное концом IV – III
веком до нашей эры.
Кочевники жили в
войлочных юртах и жилищах
из саманного кирпича. Кочевали саки
в крытых повозках (кибитках), которые
служили для них жилищем, повозки
защищали их от дождя, снега и ветра
(войлочная).
Во время перекочевок
мужчины ехали на конях, а женщины
и дети – в повозках. Носили они
высокие остроконечные шапки, облегающие
кафтаны до колен, опоясанные ремнем,
узкие штаны и бескаблучную обувь.
Религия саков.
Доминирующей формой
религиозных верований у саков
был культ предков, поэтому в
могилу рядом с покойниками они
клали часть его имущества. Для
того, чтобы сохранить труп, саки применяли
бальзамирование. Также приклонялись
солнцу и огню, раннеиранские источники
говорят, что тогда существовали религиозные
представления, как анимизм, тотемизм
и магия.
Таким образом, культура
саков достигла высокой степени
развития.
У насельников Казахстана
в середине первого тысячелетия
до н.э. начался процесс разложения первобытнообщинного
строя и образование классов, но проходил
этот процесс очень медленно.
В ІІІ в. до н.э. названия
древнейших племен саков стали исчезать
из исторических источников. Это случилось
потому, что новые пришельцы – завоеватели
давали другие названия племенным союзам.
Однако названия одного из древнейших сакских племен – каспиев – сохранилась в названии Каспийского моря.
Племена саков на
территории Казахстана смешались с
другими племенами- усунями, канглами,
аланами. С этого времени (ІІІ в.до н.э.)
мы уже можем говорить о ранних государствах
кочевников Центральной Азии
Список использованной литературы: