Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 18:50, реферат
Египет, древняя Индия, древний Китай как - древнейшие цивилизации
Египет
Эта древняя земледельческая цивилизация начала
формироваться в 4 в. до нашей эры. История
государства и культуры Египта делится
на несколько периодов: Раннее, Древнее,
Среднее и Новое царство. Ранний Египет
-- это было время образования рабовладельческого
строя и деспотического государства, на
протяжении которого сформировалась характерное
для древних египтян религиозное верование:
культ природы и предков, астральный и
загробный культы, фетишизм, тотемизм,
анимизм и магия. В культовом строительстве
начал широко использоваться камень. Древнее
и Среднее царства характеризовались
укреплением и централизацией бюрократического
аппарата правления, усилением могущества
Египта и его желания расширить свое влияние
на соседние народы. В культурном развитии
это эпоха строительства, удивляющая размерами
гробниц фараонов, таких как пирамиды
Хеопса и др., создание уникальных памятников
искусства, таких как сфинксы фараонов,
портретные рельеф на дереве. О грандиозности
самой большой из египетских пирамид --
пирамиды Хеопса, которая не имеет себе
равных среди каменных сооружений всего
мира, говорят ее размеры: 146м -- высота,
а длина основы каждой из 4 граней -- 230м.
Новое царство было последним периодом
внешней активности Египта, когда он вел
войны в Азии и северной Африке. В это время
особенно расцветала архитектура храмов.
Среди наибольших достижений художественного
творчества этого периода образ царицы
Нефертити из скульптурной мастерской
в Ахетатоне, золотая маска фараона Тутанхамона
и росписи гробниц в долине царей вблизи
Фив. Они продолжали характерную для Древнего
Востока традицию изображения головы
и ног фигуры в профиль, а торса -- в фас.
Эта традиция исчезает в заключительный
период падения Египта, когда его завоевывает
Персия. В границах своеобразного мировоззрения
формировалась религиозно-мифологическая
система древних египтян о построении
мира. Все множество раздробленных религий
постепенно было сведено к определенной
божественной иерархии, где культ бога
Ра (наиболее главного среди всех божеств)
слился с культами других богов. В Древнем
Египте, где лишь фараон стоял над обществом,
все остальные граждане считались равными
перед творцом и законом, женщины были
равными с мужчинами. Вера в индивидуальное
бессмертие породила такой феномен в культуре
древних египтян, как стремление оставить
о себе память в веках,
они строили памятники-гробницы, помеченные
иероглифами. Если в эпоху Древнего Царства
только фараоны могли войти в “царство
мертвых” , построив себе пирамиду, то
с времен Среднего Царства каждый имел
право построить собственную гробницу.
В Древнем Египте все специальные знания
концентрировались у небольшой группы
людей, которую составляла властвующая
в обществе каста жрецов. Жрецы эффективно
использовали для управления массами
накопленные на протяжении времен данные
астрономических наблюдений, открыв периодичность
солнечных затмений и научившись их предвидеть.
В Древнем Египте впервые в мире возникла
практическая медицина, определенного
развития достигла десятичная система
счета в арифметике. Древние египтяне
владели также некоторыми элитарными
знаниями в алгебре. Открытие иероглифов
как письменности способствовало развитию
таких жанров словесности как мифы, сказки,
байки, молитвы, гимны, плачи, эпитафии,
повести, любовная лирика и даже философские
диалоги и политические трактаты, позднее
появляется религиозная драма и светский
театр. Бурное развитие искусства в древнеегипетском
обществе привело к появлению 1-х в мире
письменно зафиксированных эстетических
и философских размышлений. Именно здесь
впервые в истории мировой культуры возник
гуманизм. Культурное наследство Древнего
Египта сыграло свою историческую роль
в становлении и развитии мировой культуры.
ДревняяИндия
Ранняя индийская цивилизация была
создана древним местным населением Северной
Индии в
3 в. до н.э. Ее центры Хараппа и Мохенджо-Даро
(теперь Пакистан) поддерживали связи
с Месопотамией, странами Центральной
и Средней Азии. Жители этих мест достигли
высокого
мастерства, особенно в изображении образов
небольших форм (статуэтки, гравюры) ; их
дивительным достижением была система
водопровода и канализации, которых не
было ни у одной их других древних культур.
Создали они и свою оригинальную до сих
пор не расшифрованную письменность.
Яркой особенностью культуры Хараппы
был ее необычный консерватизм: на протяжении
веков
расположение улиц древнеиндийских мест
не изменялось, а новые дома строились
на местах старых. Характерной чертой
культуры Индии является то, что мы встречаемся
с многочисленными религиями, которые
взаимодействуют между собой. Среди них
выделяются основные -- брахманизм и его
формы индуизм и джайнизм, буддизм и ислам.
Настоящего расцвета древнеиндийская
культура достигла в эпоху “Ригведи”
-- большого собрания религиозных гимнов,
магических заклинаний и ритуальных обычаев,
созданных жрецами арийских племен, которые
появились в Индии после т. н. “великого
переселения народов” . В это же время
образовался брахманизм как своеобразный
синтез верований индо-ариев и религиозных
представлений предыдущего местного доарийского
населения Северной Индии. В эпоху “Ригведи”
начал складываться индийский феномен
-- кастовая система. Впервые были теоретически
обоснованы морально-правовые мотивы
разделения индийского общества на четыре
основные
“варны” : жрецы, воины, простолюдины-земледельцы
и слуги. Была разработана целая система
регламентов жизни и поведения людей каждой
варны. Согласно с этим, законным считался
брак лишь в пределах одной варны. Результатом
таких отношений между людьми стало следующее
разделение варн на еще большее количество
мелких каст. Формирование каст -- это итог
тысячелетней эволюции взаимодействия
разных расовых и этнических групп в единой
системе культуры древнеиндийского общества,
где образовалась очень сложная социальная
структура. Олимп в индуизме символизирует
троица Брахма, Вишну и Шива, которая представляет
космические силы творения, сбережения
и уничтожения. Своеобразной реакцией
населения, не относящегося к кастам жрецов
и выступавшего против неравенства каст,
был буддизм. Согласно с учением буддизма,
миссия жизни человека есть достижение
нирваны.
Ислам ярко отличался от всех предыдущих
религиозных взглядов. Прежде всего, мусульманские
племена владели военной технологией
и сильной политической системой, но главное
их верование опиралось на концепцию “сгруппированного
братства” , которое объединяло узами
глубокого уважения всех, принявших эту
веру. Вся индийская литература, как религиозная,
так и светская, наполнена намеками сексуального
содержания и символики открытых эротических
описаний. В средние века сам процесс космического
творения изображался как брачный союз
бога и богини, поэтому фигуры на стенах
храмах изображались в различных позах.
В культуре Древней Индии тесно связаны
оригинальность культурных направлений
и философская мысль. Философские взгляды,
которые разделяли религиозное разделение
света, включены в брахманизм, джайнизм,
индуизм и буддизм. Все философские взгляды
играли важную роль не только в истории
культуры Индии, а и мировой философии
и науке. С ними тесно связаны достижения
разных отраслей древнеиндийской науки
-- математики, астрономии, медицины и природоведения.
Известно, что индийские ученые еще в далеком
прошлом опередили некоторые открытия,
сделанные европейскими учеными только
в эпоху Возрождения или в нынешнее время.
Художественная культура древнеиндийского
общества неразрывно связана с традиционными
для нее религиозными и философскими системами.
Идеи, характерные для религиозных верований
древних индийцев, вдохновляли творчество
в
архитектуре, культуре и живописи. Для
потомков остались сделанные из металла
огромные статуи Будды, Брахмы, Вишну и
Шивы, кот. вызывают удивление своими колоссальными
размерами.
Восприятие света через духовную призму
верований этих религий есть фрески пещерных
храмов
Аджанты и наскальные композиции в храмах
Эллоры, кот. объединяют традиции сев.
и юж. типа
строения храмов в Др. Индии. В отдельных
деталях этих памятников искусства ощущается
и влияние искусства и др. древ. вост. цивилизаций.
Это объяснялось расположением Индии
на Великом шелковом пути, по которому
не только шли караваны с товарами, но
и происходил культурный обмен. В этом
процессе Индия сыграла культурную роль,
расширив цивилизованное влияние буддизма
на другие древние страны.
ДревнийКитай
Наиболее древним периодом китайской
цивилизации считается эпоха существования
государства Шан, рабовладельческой страны
в долине реки Хуанхэ. Ее столицей стал
город Шан, давший название стране и правящей
династии царей. Позже ее завоевали другие
китайские племена, назвав новое царство
Чжоу. Впоследствии оно распалось на пять
независимых княжеств. Уже в эпоху Шан
была открыта идеографическая письменность,
которая путем долгого усовершенствования
превратилась в иероглифическую каллиграфию,
а также был составлен в основных чертах
месячный календарь. Во время ранней императорской
эпохи Древний Китай внес в мировую культуру
такие открытия как компас, спидометр,
сейсмограф. Позже были изобретены книгопечатание
и порох. Именно в Китае в области письменности
и книгопечатания открыли бумагу и подвижный
шрифт, а в военной технике -- пушки и стремена.
Также был изобретены механические часы
и произошли технические усовершенствования
в области шелкоткатства.
В математике выдающимся китайским достижением
было использование десятичных дробей
и
пустой позиции для обозначения 0, вычисление
числа "Пи", открытие метода решения
уравнений с двумя и тремя неизвестными.
Древние китайцы были образованными астрономами,
составили одну из первых в мире звездных
карт. Поскольку древнекитайское общество
было аграрным, централизованная бюрократия
должна была решать сложные технические
вопросы, связанные в первую очередь с
использованием и охраной водных ресурсов,
поэтому высокого развития в Древнем Китае
достигли астрономия, знание календарных
расчетов и астрологических прогнозов,
мат-ка, физика и гидротехника в их инженерном
использовании. Важным оставалось также
строительство фортов, направленное прежде
всего на охрану внешних границ империи
от вторжений воинственных кочевников
с Севера. Китайские строители прославились
грандиозными сооружениями -- Великой
китайской стеной и Великим каналом. Китайская
медицина на протяжении 3-х тысячелетней
истории достигла многих результатов.
В Древнем Китае. впервые была написана
“Фармакология” , впервые стали проводить
хирургические операции с применением
наркотических средств, впервые применили
и описали в литературе методы лечения
иглоукалыванием, прижиганием и массажем.
Древнекитайские мыслители и лекари разработали
оригинальное учение о “жизненной энергии”
. На основе этого учения была
создана философско-оздоровительная система
“ушу” , давшая начало одноименной лечебной
гимнастике, а также искусству самообороны
“кунг-фу” . Своеобразность духовной
культуры Древнего Китая в значительной
мере обусловлена феноменом, известным
в мире как “китайские церемонии” . Эти
строго фиксированные стереотипы этико-ритуальных
норм поведения и мышления сложились на
основе культа древности. Место культа
богов занял культ реальных клановых и
семейных предков. А те боги, культ которых
сохранился, лишились наименьшего сходства
с людьми, став абстрактными божествами-символами,
например Небо.
Наиболее важное место в китайской духовной
культуре занимает конфуцианство -- этико-
политическое учение философа-идеалиста
Конфуция. Его идеалом есть высокоморальный
человек, опирающийся на традиции мудрых
предков. Учение делило общ-во на “высших”
и “низших” и требовало от каждого выполнения
возложенных на него обязательств. Конфуцианство
сыграло значительную роль в развитии
китайской государственности и функционировании
политической культуры императорского
Китая. Главной силой, противостоявшей
конфуцианству в сфере политики и этики
был легизм. Легисты, будучи реалистами,
в основу своей доктрины поставили закон,
сила и авторитет которой должны поддерживаться
жестокими наказаниями. Конфуцианство
делало ставку на мораль и древние традиции,
тогда как легизм ставил на первое место
административный регламент. Под влиянием
характерных для древне китайского общества
религиозных, этико-философских и социально-политических
взглядов развивалась и вся его
классическая лит-ра. Уже в наиболее раннем
поэтическом сборнике, знаменитой “Книге
песен” , которая создавалась продолжительное
время на основе народных песен, священных
напевов и древних гимнов, воспеваются
подвиги предков. Во 2-3 вв. в Китай приходит
буддизм, который достаточно заметно повлиял
на традиционную китайскую культуру, это
проявилось в лит-ре, образном искусстве
и, особенно, в арактере. Буддизм просуществовал
в Китае прочти 2 тысячелетия, заметно
изменился в процессе приспособления
к специфичной китайской цивилизации.
На основе синтеза его идей с конфуцианским
прагматизмом в Китае возник чань-буддизм,
который впоследствии распространился
в Японии и получил вид дзен-буддизма.
Наиболее трансформации буддизма проявились
в своеобразном китайском искусстве, которое
как нигде в мире опиралось на традиции.
Китайцы так и не приняли вид индийского
Будды, создали свой образ. То же самое
произошло и с арактерой храмов. Значительную
роль в китайской культуре сыграл и даосизм,
с которым связано развитие науки и техники
Древнего Китая. Особую роль в культурных
контактах Китая с внешним миром сыграл
“Великий шелковый путь” , по которому
совершалась не только торговля, но и культурный
обмен Китая с другими странами, что повлияло
на китайскую культуру.
Месопотамия -- один из важнейших центров мировой цивилизации и древней городской культуры. Первопроходцами на пути создания этой культуры были шумеры, достижения которых были усвоены и развиты дальше вавилонянами и ассирийцами. Истоки месопотамской культуры восходят к IV тысячелетию до н. э., когда стали возникать города. На протяжении долгого периода своего существования (до I в. н. э.) ей были присущи внутреннее единство, преемственность традиций, неразрывная связь ее органических компонентов. Начальные этапы месопотамской культуры были ознаменованы изобретением своеобразного письма, несколько позднее превратившегося в клинопись. Именно клинопись была стержнем месопотамской цивилизации, объединявшим все ее аспекты и позволявшим сохранять традиции. Когда клинопись была окончательно забыта, вместе с нею погибла и месопотамская культура. Однако ее наиболее важные ценности были восприняты персами, арамеями, греками и другими народами и в результате сложной и еще не вполне выясненной цепи передач вошли в сокровищницу современной мировой культуры.
Письменность. Одним из самых удивительных достижений месопотамской культуры было изобретение еще на рубеже IV -- III тысячелетий до н. э. письма, с помощью которого стало возможным сначала фиксировать многочисленные факты повседневной жизни, а довольно скоро также передавать мысли и увековечивать достижения культуры. Не исключено, что приоритет в создании письма принадлежал неизвестному нам народу, который жил в Южном Двуречье еще до прихода туда шумеров. Однако в любом случае именно шумеры поставили письменность на службу цивилизации.
Сначала шумерское письмо было пиктографическим, т. е. отдельные предметы изображались в виде рисунков. Древнейшие тексты, начертанные таким письмом, относятся приблизительно к 3200 г. до н. э. Однако пиктографией можно было отмечать лишь самые простейшие факты хозяйственной жизни примерно следующего содержания: 100 вертикальных черточек и помещенное рядом изображение рыбы означало, что на складе имеется указанное количество рыбы. Бык и лев, изображенные рядом друг с другом, могли передавать информацию о том, что лев сожрал быка. Однако таким письмом невозможно было фиксировать собственные имена или передавать абстрактные понятия (например, гром, наводнение) или человеческие эмоции (радость, горе и т. д.). Поэтому, строго говоря, пиктография еще не являлась настоящим письмом, поскольку она не передавала связной речи, а лишь фиксировала отрывочные сведения или помогала запомнить эти сведения.
Постепенно в процессе длительного и чрезвычайно сложного развития пиктография превратилась в словесно-слоговое письмо. Один из путей перехода пиктографии в письмо был обусловлен ассоциациями рисунков со словами. Например, рисунок овцы у шумеров вызывал ассоциации со словом уду, которое обозначало это животное. Поэтому с течением времени рисунок овцы приобрел значение идеограммы, которая читалась как уду. Одновременно этот же знак приобрело и слоговое значение уду (например, когда надо было написать сложное слово удутилу -- «живая овца»). Несколько позднее, когда вавилоняне и ассирийцы приняли шумерское письмо, знак уду, сохранив свои прежние значения идеограммы (или логограммы, т. е. словесное значение «овца») и силлабограммы (слоговое написание знака уду), приобрел еще одно логографическое значение, а именно им-меру (аккадское слово для обозначения овцы). Таким путем стала возникать полифония (многозначность), и один и тот же знак в зависимости от контекста читался совершенно по-разному. Или другой пример: знак, или рисунок для обозначения ноги, стали читать не только как «нога», но также «стоять», «ходить» и «бегать», т. е. один и тот же знак приобрел четыре совершенно различных значения, каждое из которых надо было подбирать в зависимости от контекста.
Одновременно с появлением полифонии письмо начало терять свой рисуночный характер. Вместо рисунка для обозначения того или иного предмета стали изображать какую-нибудь его характерную деталь (например, вместо птицы ее крыло), и то лишь схематически. Поскольку писали тростниковой палочкой на мягкой глине, рисовать на ней было неудобно. Кроме того, при письме слева направо рисунки пришлось повернуть на 90 градусов, в результате чего они потеряли всякое сходство с изображаемыми предметами и постепенно приобрели форму горизонтальных, вертикальных и угловых клиньев. Так в результате многовекового развития рисуночное письмо превратилось в клинопись. Однако ни шумеры, ни другие народы, заимствовавшие их письмо, не развили его до алфавита, т. е. звукового письма, где каждый знак передает лишь один согласный или гласный звук. Шумерское письмо содержит логограммы (иди идеограммы), которые читаются как целые слова, знаки для обозначения гласных, а также согласных вместе с гласными (но не одних согласных отдельно). Чтобы читатель мог легче ориентироваться при чтении сложных текстов, нередко напоминавших ребусы, писцы пользовались специальными детерминативами для обозначения деревянных орудий или предметов, названий профессий, многочисленных растений и т. д. Такие детерминативы ставили перед соответствующими словами, и читающий мог сразу видеть, что, например, за знаком лу, являвшимся детерминативом для обозначения профессии, следует ожидать слова типа «кузнец», «корабельщик» и т. д. Такие детерминативы были совершенно необходимы, поскольку в шумерском письме один и тот же знак имел много совершенно различных чтений и значений. Например, знак тин среди прочих имел значения «жизнь» и «строитель» (в устной речи эти слова различались тональностью). Если перед знаком тин стоял детерминатив для обозначения профессии, он читался «строитель», а без детерминатива -- «жизнь». Всего в шумерской клинописи, развитой дальше аккадцами, было более 600 знаков, состоявших из клинышков в различных сочетаниях. Поскольку почти каждый знак имел много значений, клинопись во всех ее тонкостях была доступна довольно ограниченному кругу писцов.
В XXIV в. до н. э. появляются первые известные нам пространные тексты, написанные на шумерском языке.
Аккадский язык засвидетельствован в Южной Месопотамии начиная с первой половины III тысячелетия до н. э,, когда носители этого языка заимствовали от шумеров клинопись и стали широко пользоваться ею в своей повседневной жизни. С этого же времени начинаются интенсивные процессы взаимопроникновения шумерского и аккадского языков, в результате чего они почерпнули друг из друга много слов. Но преимущественным источником таких заимствований был шумерский язык. Из него аккадский, в частности, заимствовал слова для обозначения таких понятий, как плуг, стол, ячмень, пахарь, многие термины для обозначения различных ремесленных профессий, культа и чиновников государственного аппарата. В этот же ранний период шумеры заимствовали из аккадского языка слово для обозначения растения лук, термины купли-продажи и понятие для обозначения раба. В последней четверти III тысячелетия до н. э. были составлены древнейшие двуязычные (шумеро-аккадские) словари.