Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 16:25, реферат
Цель работы заключается в том, чтобы выявить истоки происхождения Древнерусского государства, его общественного и политического строя.
Данная цель достигается посредством решения следующих задач:
- изучения теории происхождения и расселения славян;
- исследования государственного и общественного устройства восточных славян;
- рассмотрения научных концепций касающихся возникновения Киевской Руси.
1. Введение
Древнерусское государство оставило огромный след в развитии нашей страны. Это подтверждает немалое количество былин, посвященных именно этому периоду истории.
Киевская Русь 9-12 веков – это, во-первых, колыбель государственности трех братских народов – русских, украинцев и белорусов, - а во-вторых, это одна из крупнейших держав средневековой Европы, игравшая важную историческую роль в судьбах народов и государств Запада, Востока и отдаленного Севера.
Момент возникновения
На
нынешнем этапе исследований государственно-правовой
истории созрела необходимость,
и сложились условия для
Рассматриваемая в работе тема истории Киевской Руси представляется не только интересной, но и весьма актуальной. Последние годы прошли под знаком перемен во многих областях жизни россиян. Изменился образ жизни многих людей, изменилась система жизненных ценностей. Знание истории России, духовных традиций русского народа, весьма важно для повышения самосознания россиян.
Кроме того, изучение данной темы позволяет вспомнить о том, что в 9, и даже 12 веке ещё не существовало специфической украинской, белорусской или русской культуры, а лишь общая – славянская, хоть и с центром в городе Киеве.
Цель работы заключается в том, чтобы выявить истоки происхождения Древнерусского государства, его общественного и политического строя.
Данная
цель достигается посредством
- изучения теории происхождения и расселения славян;
- исследования государственного и общественного устройства восточных славян;
- рассмотрения научных концепций касающихся возникновения Киевской Руси.
Начав свой рассказ, как и все средневековые историки, со всемирного потопа, Нестор повествует о расселении в древности западных и восточных славян в Европе. Он делит восточнославянские племена на две группы, уровень развития которых, согласно его описанию, был неодинаков. Одни из них жили, по его выражению, «зверинским образом», сохраняя черты родового строя: кровную месть, пережитки матриархата, отсутствие брачных запретов, «умыкание» (похищение) жен и т. д. Этим племенам Нестор противопоставляет полян, в земле которых был построен Киев. Поляне — это «смысленные мужи», у них уже утвердилась патриархальная моногамная семья и, очевидно, изживалась кровная месть (они «отличаются кротким и тихим нравом»)1.
Первым историческим событием на пути создания Древнерусского государств Нестор считал образование княжества полян в Среднем Приднепровье. Сказание о Кии и его двух братьях распространилось далеко на юг, и было занесено даже в Армению.
Археологические данные вполне подтверждают слова Нестора о том, что ядро будущей Киевской Руси начало складываться на берегах Днепра, когда славянские князья совершали походы в Византию и на Дунай.
К IX
в. повсеместно на территории расселения
восточных славян образовалась значительная
площадь расчищенных от леса пахотных
земель, свидетельствовавшая о
Образование раннефеодального государства, постепенно подчинившего себе все восточнославянские племена, стало возможным лишь тогда, когда несколько сгладились различия между югом и севером с точки зрения условий ведения сельского хозяйства, когда и на севере оказалось достаточное количество распаханных земельных пространств и потребность в тяжелом коллективном труде значительно уменьшилась. Вследствие этого произошло выделение крестьянской семьи как нового производственного коллектива из патриархальной общины.
В IX—Х вв. повсеместно увеличивается количество дружинников, идёт выделение из их среды знати — бояр и князей.
В IX—Х вв. феодалы создали ряд новых городов, служивших как целям обороны от кочевников, так и целям господства над закрепощаемым населением. В городах концентрировалось и ремесленное производство. Старое название «град», «город», обозначавшее укрепление, стало применяться уже к настоящему феодальному городу с детинцем-кремлем (крепостью) в центре и обширным ремесленно-торговым посадом.
При всей постепенности и медленности процесса феодализации можно все же указать определенную грань, начиная с которой имеются основания говорить о феодальных отношениях на Руси. Этой гранью является IX столетие, когда у восточных славян уже образовалось феодальное государство.
Киевское государство, с самого начала было этнически неоднородным. Однако основу его составляла древнерусская народность, являющаяся колыбелью трех славянских народов — русских (великороссов), украинцев и белорусов. Она не может быть отождествлена ни с одним из этих народов в отдельности. Однако разработанная в конце 19 в. концепция украинской истории пыталась изобразить Древнерусское государство украинским. Ученые М.П. Драгоманов, М.С. Грушевский, В.Б. Антоновичев делали акцент на извечной различности племен юго-западной и северо-восточной Руси.
Эта же идея подхвачена в наше время в националистических кругах Украины, старающихся обособить украинские, великорусские и белорусские земли. Между тем Древнерусское государство ни по территории, ни по населению не совпадало с современной Украиной, у них была лишь общая столица — город Киев. Кстати, до сегодняшнего дня западные соседи Киевской Руси, поляки, именуют украинцев русинами.
Среди известий, принадлежащих Нестору, уцелел один отрывок, в котором описывается Русь. «Вот те славянские области, — пишет Нестор, — которые входят в состав Руси - поляне, древляне, дреговичи, полочане, новгородские словене, северяне...»2. В состав Руси в то время еще не входили кривичи, радимичи, вятичи, хорваты, уличи и тиверцы. Древняя Русь стала своеобразной федерацией племен, по своей форме это была раннефеодальная монархия3. Все они к 11—13 вв. сложились в культурно-политическую целостность, которая, если верить преподобному Нестору, «начася прозывати Руска земля» с княжения Олега, «рускаго князя» (881 г.).
Одновременно с образованием ядра Русского государства, путем объединения южной части восточнославянских племен вокруг Киевского центра во главе с полянами, происходил процесс объединения северной части восточнославянских племен вокруг Новгорода во главе со словенами4. Завершающим моментом в этом процессе явилось объединение южной и северной группы восточнославянских племен в единое государство – Киевскую Русь.
В это время Новгород, подобно Киеву, уже являлся политическим центром складывавшейся славянской государственности. Новгородская летопись сохранила предание о «старейшине» Гостомысле, правившем другими старейшинами в Новгороде. Однако в Новгороде, по-видимому, еще были сильны традиции родового строя, что привело к борьбе за власть между родовыми старейшинами Новгорода и других городов. В этой обстановке междоусобной борьбы в Новгороде и появляется пресловутый Рюрик — легендарный родоначальник правящей династии на Руси.
Доводы историков-«норманнистов», пытавшихся объявить создателями Древнерусского государства норманнов, называвшихся тогда на Руси варягами, неубедительны. Как уже было показано, предпосылки для образования государств у славян складывались на протяжении многих веков и к IX в. дали результат не только в западнославянских землях, куда никогда не проникали норманны, но и в землях восточнославянских (в Киевской Руси), где норманны появлялись, грабили, уничтожали представителей местных княжеских династий, а иногда, и сами становились князьями. Очевидно, что норманны не могли ни содействовать, ни серьезно мешать процессу феодализации. Название же Русь стало употребляться в источниках применительно к части славянства за 300 лет до появления варягов.
На этот счет, казалось бы, имеются надежные источники, в том числе «Повесть временных лет», где подробно описано, как возникло государство у славян. Это знаменитая легенда о призвании варягов: жили де славяне в своей богатой земле в беспорядке, надоела им такая жизнь и решили призвать они варяжских князей, чтобы те навели желанный порядок. Князьям за такую работу браться не очень хотелось, но потом они уступили настоятельным просьбам славян, пришли к ним, сели в трех городах в 862 г. на престолы: Рюрик - в Новгороде, Трувор - в Изборске, Синеус - в Белоозере5 — и учредили государство. Таким образом, это событие и было принято считать моментом образования Русского государства.
Сказочность этой истории очевидна. Тем не менее, такого материала оказалось достаточно, чтобы создать Норманнскую теорию происхождения Русского государства. В XVIII в. немецкие учёные Иоганн Готфрид Байер и Герхард Фридрих Миллер, работавшие в Российской Академии Наук, в своих научных трудах впервые попытались доказать, что Древнерусское государство было создано варягами. Норманнская теория имела большой успех: начиная c Петра I ,пошла мода на все западное, половина царей и цариц того века были если не чистокровными немцами, то с изрядной долей немецкой крови, не говоря уже о том, что придворная камарилья была в значительной степени иноземной. Против этой теории решительно выступил М. В. Ломоносов, которому императрица Елизавета I поручила написать историю России. Своими исследованиями Ломоносов положил начало антинорманнской или славянской теории.
История, всегда служила господствующему классу. Новгородский летописец и его поздние редакторы (автор «Повести временных лет», написанной в начале 12 в., как думают историки, киевским монахом Нестором) служили той власти, которой требовалось обоснование своей правомерной, общественной необходимости, законного происхождения. Все это давала легенда о призвании варягов.
Во второй половине IX в. новгородский князь Олег объединил в своих руках власть над Киевом и Новгородом. Это событие летопись датирует 882 г. Образование Древнерусского государства было переломным моментом в истории восточных славян.
В княжение Олега (конец IX — начало Х в.) уже взималась постоянная дань с Новгорода и с земель северорусских (новгородские или ильменские словене), западнорусских (кривичи) и северовосточных. Киевский князь Игорь (начало Х в.) в результате упорной борьбы подчинил земли уличей и тиверцев. Таким образом, граница Киевской Руси была продвинута за Днепр. Длительная борьба продолжалась с населением Древлянской земли. Во время одного из походов Игоря в Древлянскую землю, когда он решил собрать двойную дань, древляне убили его. В княжение Ольги (945—969), жены Игоря, земля древлян была окончательно подчинена Киеву.
Территориальный рост и укрепление Руси продолжались при Святославе Игоревиче (969—972) и Владимире Святославиче (980—1015). В состав Древнерусского государства вошли земли вятичей. Власть Руси распространилась на Северный Кавказ. Территория Древнерусского государства расширилась и в западном направлении, включив Червенские города и Карпатскую Русь. С образованием раннефеодального государства создались более благоприятные условия для поддержания безопасности страны и ее экономического роста.
Верховная власть в Древнерусском государстве принадлежала великому киевскому князю. При княжеском дворе жила дружина, делившаяся на «старшую» и «младшую». Бояре из боевых соратников князя превращаются в землевладельцев, его вассалов, вотчинников. В XI—XII вв. происходит оформление боярства как особого сословия и закрепление его правового статуса. Вассалитет формируется как система отношений с князем-сюзереном; его характерными признаками становятся специализация вассальной службы, договорный характер отношений и экономическая самостоятельность вассала6.
Княжеские дружинники принимали участие в управлении государством. Так, князь Владимир Святославич вместе с боярами обсуждал вопрос о введении христианства, о мерах борьбы с «разбоями» и решал другие дела. В отдельных частях Руси правили свои князья. Но великий киевский князь стремился заменить местных правителей своими ставленниками.
В середине Х века, при княгине Ольге, были определены размеры повинностей (даней и оброков) и установлены временные и постоянные становища и погосты, в которых производился сбор дани7.
Нормы обычного права складывались у славян с глубокой древности. С возникновением и развитием классового общества и государства, наряду с обычным правом и постепенно заменяя его, появились и развивались письменные законы, охранявшие интересы феодалов. Уже в договоре Олега с Византией (911 г.) упомянут «закон русский». Сборником письменных законов является «Русская правда» так называемой «Краткой редакции» (конец XI — начало XII в.). В ее составе сохранилась «Древнейшая правда», записанная, по видимому, в начале XI в, но отразившая некоторые нормы обычного права. В ней, например, говорится о замене кровной мести денежным штрафом в пользу родственников пострадавшего (впоследствии, в пользу государства).
Информация о работе Древнерусское Право и Государство (в IX – XII веков)