Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 11:48, контрольная работа
Главная социальная посылка для создания государства – это существование хоть какой-нибудь организации общества. Т. к. нельзя создать государство на пустом месте, прежде должен быть минимальный уровень социальной организации.
Такими социальными организациями послужили племена, во главе с их вождями. К моменту возникновения древнерусского государства на его территории уже было несколько больших городов: Киев (VI.), Новгород, Чернигов, Суздаль, Муром, Смоленск, Переславль, Ладога, Ростов, Белоозеро, Псков, Любеч, Туров и др. Так же возможно существовало несколько государственных объединений ( см. след. тему).
Предпосылки создания Древнерусского государства.
Норманнская теория происхождения государства.
Киевская Русь – раннефеодальная монархия.
Экономика и общественные отношения.
Первые Киевские князья.
Вариант 02. Древнерусское государство: формирование, функционирование, сущность.
1. Предпосылки создания Древнерусского государства
Экономические:
Как нам
уже известно восточные
- регулировать отношения между людьми, занимающихся производством товаров и торговлей;
- смогла бы обеспечить безопасный сбыт товара на зарубежных рынках.
Роль такой силы выполнило государство.
Социальные:
Главная социальная посылка для создания государства – это существование хоть какой-нибудь организации общества. Т. к. нельзя создать государство на пустом месте, прежде должен быть минимальный уровень социальной организации.
Такими социальными
организациями послужили
Также второй по значимости социальной посылкой являлось то, что между людьми требовалось регулирование отношений и в других, неэкономических сферах жизни.
«Государство возникает там, где в обществе возникают противоположенные, враждебные друг другу интересы. Люди враждуют из-за владения имущества, владения землей, попыток одних присвоить себе то, что сделано руками других» (Л. А. Кацва, А. Л. Юрганов).
Ну и последняя посылка – это славянам того времени требовалась защита от внешних врагов (половцы, варяги и т.д.).
2. Норманнская теория происхождения государства, её оценка в историографии.
Введение.
Норманнская концепция (норманизм)
– это одна из теорий возникновения Древнерусского
государства, утверждающая, что государство
Древней Руси создали пришедшие сюда германцы-шведы,
известные в русских летописях под именем
«варягов-руси». Эта более чем шаткая гипотеза
выдается норманистами за непреложный
факт, оказавший, будто бы, огромное влияние
на культуру, общественное развитие и
даже на язык восточных славян. Норманизму
с самого начала противостоял антинорманизм,
сторонники которого считают, что государство
на Руси складывалось самостоятельно,
а варяги и Русь изначально были или славянами,
или неславянскими (но и не германскими)
народами, уже славянизированными ко времени
возникновения Древнерусского государства.
Норманнская теория
- один из важнейших дискуссионных аспектов
истории Русского государства. Cама по
себе эта теория является варварской по
отношению к нашей истории и к ее истокам
в частности. Практически на основе этой
теории всей русской нации вменялась некая
второстепенность, на достоверных фактах
русскому народу приписывалась страшная
несостоятельность даже в сугубо национальных
вопросах. На протяжении десятков лет
норманистская точка зрения происхождения
Руси прочно была в исторической науке
на правах совершенно точной и непогрешимой
теории. Среди ярых сторонников норманнской
теории, кроме зарубежных историков, этнографов,
было множество и отечественных ученых.
Историография
Началом исторического бытия
мы, как известно, обязаны немцам
Фридриху Миллеру, Готлибу Байеру и Августу
Шлецеру, которые, через прорубленное
Петром Первым «окно в Европу», попали
в Петербургскую Академию Наук занялись
русской историей. Она еще не была написана,
— предварительно нужно было собрать,
изучить и систематизировать подсобные
материалы: русские летописи, хроники
соседних народов, свидетельства древних
авторов, писавших о Руси, и множество
иных документов. За это взялся в первой
половине 18 столетия русский историк В.Н.
Татищев. Человек чрезвычайно добросовестный,
он много лет потратил на поиски и исследованье
первоисточников, — в особенности летописей,
хранившихся во всевозможных монастырях,
— и потому труд его подвигался медленно.
Немецкие академики утруждать себя подобной
работой не стали. Они сразу взяли быка
за рога, и вскоре «русская история» была
у них готова. На основании совершенно
недостаточных, сомнительных и непроверенных
данных, пополненных натяжками и домыслами,
игнорируя одни русские летописи и неправильно
истолковав другие, — они объявили князя
Рюрика скандинавским немцем и основоположником
русской государственности, хотя имелось
немало своих и иностранных исторических
источников, которые явно противоречили
этому утверждению и проливали свет на
более древние периоды и события русской
истории.
Норманнская теория была основана на неправильном истолковании русских летописей. Камнем преткновения явилась статья в Повести временных лет, датированная 6370-м годом, что в переводе на общепринятый календарь –год 862- й. Главным недостатком почти всех работ и норманистов, и антинорманистов (больше применительно к 19 веку) «было наивное представление о Несторе, как единственном летописце, написавшем в начале 12 в. «Повесть временных лет», которую позднейшие летописцы аккуратно переписывали. Не обращали (и в большинстве случаев и поныне не обращают) внимание на то, что в древней летописи три разных (и разновременных) упоминания о варягах, две разные версии об этнической природе Руси, несколько версий о крещении Владимира, три версии происхождения и возраста Ярослава Мудрого. Между тем еще в 1820 г. в предисловии к изданию Софийского временника П. Строев обратил внимание на сводный характер русских летописей».[2] В 30-е г. XIX в. на это же обстоятельство обращали внимание скептики М. Каченовский и С. Скромненко (С.М. Строев). Оба считали, что варяго-норманская проблема привнесена в летопись не ранее XIII в., а С. Скромненко подчеркивал мысль именно о сводном характере летописи.
Существуют 4 основных аргумента норманизма, которые до сих пор используются для доказательтсва истинности этой теории (3 были сформулированы Байером, 1 Миллером):
1.От финского названия Швеции «Руотси» (эстонское «Роотси») и произошло собственно название «Русь»;
2. Имена послов и купцов в договорах Руси с греками (X в.) не славянские, следовательно, они германские;
3.Названия Днепровских порогов в книге византийского императора Константина Багрянородного «Об управлении империей» (середина X в.) даны по-славянски и по-русски, но славянские и русские названия явно отличаются, следовательно, русов, по Байеру, необходимо признать за германоязычных шведов;
4. Варяги, согласно
древнейшим летописям, живут «
Вообще, если внимательно разобрать все данные, вроде бы поддерживающие норманнскую теорию, они непременно повернуться против нее. К тому же норманисты используют иные источники, чем антинорманисты, и в большинстве своем эти источники западные, например, три жития Оттона Бамбергского. Такие источники часто фальсифицированы и предвзяты. Источники же, которые можно брать на веру византийские, например, совершенно четко указывают на то, что нельзя смешивать русь с варягами; Русь упоминается раньше, чем варяги; русские князья и дружины молились либо Перуну, либо Христу, но никак не скандинавским богам. Также заслуживают доверия труды Фотия, Константина Багрянородного, в которых ничего не говорится о призвании варягов на Русь.
Совокупность
всех источников смело позволяет
говорить о несостоятельности норманнской
теории. Кроме этих неопровержимых доказательств,
существует множество других - таких, как
доказательство славянского происхождения
названий днепровских порогов, некоторые
археологические данные. Все эти факты
развенчивают норманнскую теорию. обойтись
без руководства и опеки иностранцев.
Приняв летопись Нестора за основу истории
Киевской Руси, наши официальные историки
вынуждены были в какой-то мере считаться
со сведениями, которые имеются в этой
летописи об основателе города Киев —
князе Кие и его династии. Однако, допустить,
что эти князья были полянами, т. е. русскими,
никто не хотел. Академики Байер, Миллер
и другие отечественные немцы, конечно,
объявили их готами; В. Татищев — сарматами,
историк князь Щербатов — гуннами. Только
Ломоносов утверждал, что они были славянами,
позже к этому мнению не без колебаний
примкнул Карамзин. Наконец, просто решили
объявить все это легендой и таким образом
совершенно списать князя Кия и все с ним
связанное с исторического счета.
Что касается советской исторической
науки, то она от норманизма решительно
отказалась, объявив норманнскую теорию
антинаучной. Но оформила она этот отказ
не очень убедительно. Сделав много в области
исследования и описания древнейшего
периода истории Руси, полностью признавая
самобытность русской государственности
и культуры, советские историки в то же
время заняли какую-то невразумительную
позицию по отношении призвания варягов
и личности князя Рюрика: не занимаясь
вопросами его происхождения и появления
на Руси, о нем просто стараются вспоминать
пореже, трактуя в этих случаях как личность
скорее легендарную, чем исторически действительную.
Как у этого легендарного отца мог оказаться
вполне реальный сын — князь Игорь, советские
историки не объясняют, хотя Игоря признают
безоговорочно и считают его чистейшим
славянином. Впрочем, для Рюрика в последние
годы выдумали особый термин: его называют
персонажем не легендарным, а «эпизодическим».
Это, по-видимому, следует понимать так,
что он в действительности существовал,
но не заслуживает того, чтобы им занимались
историки.
В целом можно
сделать главные выводы из анализа
норманнской концепции и
3. Киевская Русь – раннефеодальная монархия.
Феодальная
поземельная собственность
Формирование
правящего класса приводит к появлению
сложных отношений “
Совершая военные походы, князь с дружиной захватывают пленных и превращают их в рабов (холопов). Однако рабский труд у славян (как и у германцев) не стал основной формой эксплуатации: экономические, климатические, географические и другие условия не способствовали этому. Рабы выполняли вспомогательные хозяйственные функции, главной рабочей силой были крестьяне-общинники.
Государственный строй Киевской Руси можно определить как раннефеодальную монархию. Во главе стоял киевский великий князь. В своей деятельности он опирался на дружину и совет старейшин. Управление на местах осуществляли его наместники (в городах) и волостели (в сельской местности).
Отношения сюзеренитета-вассалитета ставили всех подчиняющихся князю феодалов в положение служилых людей. В наибольшей зависимости от князя находились младшая дружина и "слуги под дворским". Крупные феодалы-землевладельцы пользовались большей автономией.
Великий князь находился в договорных или сюзеренно-вассальных отношениях с другими князьями. Местные князья могли принуждаться к службе силой оружия. Усиление местных феодалов (XI-XII вв.) вызывает появление новой формы и нового органа власти — "снема", т.е. Феодального съезда. На таких съездах решались вопросы войны и мира, разделения земель, вассалитета.
Местное управление осуществлялось доверенными людьми князя, его сыновьями и опиралось на военные гарнизоны, руководимые тысяцкими, сотниками и десятскими. В этот период продолжает существовать численная или десятичная система управления, которая зародилась в недрах дружинной организации, а затем превратилась в военно-административную систему. Ресурсы для своего существования местные органы управления получали через систему кормлений (сборы с местного населения).
В своей деятельности
князь опирался на совет, состоявший
из бояр и “княжих мужей”. Отдельные
функции или руководство
Информация о работе Древнерусское государство: формирование, функционирование, сущность