Древнерусское государство 10-11 веке

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 17:40, реферат

Описание работы

Существует множество гипотез о первоначальных маршрутах праславянских племен - верховья Сырдарьи и Амударьи, степи Казахстана и Северного Китая, долины Гималаев и Балтийское побережье, устье Дуная и Карпатские горы.
В знаменитой «Велесовой книге», написанной , по одной из версий, новгородскими волхвами в IX в., отражены события, происходившие с конца II в. До н.э и до IX в.н.э: праславянские арийские племена мигрируют из Семиречья (Средняя Азия) в Индию и Иран, поочередно принимая названия скифов, киммерийцев. Со II в. Н.э., их место занимают собственно славяне, в IVв. Сражающиеся вместе готами против гуннов.

Содержание

1. Образование Древнерусского государства.
2. Правовое положение населения Древней Руси.
3. Государственный механизм.
Образование Древнерусского государства.

Работа содержит 1 файл

Реферат.docx

— 20.66 Кб (Скачать)
 
 

Реферат «Древнерусское государство (IX – XII вв.)».

План

 

     1. Образование Древнерусского  государства.

     2. Правовое положение  населения Древней  Руси.

     3. Государственный  механизм. 

  1. Образование Древнерусского государства.
 

            Существует множество гипотез о первоначальных маршрутах праславянских племен - верховья Сырдарьи и Амударьи, степи Казахстана  и Северного Китая, долины Гималаев и Балтийское побережье, устье Дуная и Карпатские горы.

           В знаменитой «Велесовой книге», написанной , по одной из версий, новгородскими волхвами в IX в., отражены события, происходившие с конца II в. До н.э и до IX в.н.э: праславянские арийские племена мигрируют из Семиречья (Средняя Азия) в Индию и Иран, поочередно принимая названия скифов, киммерийцев. Со II в. Н.э., их место занимают собственно славяне, в IVв. Сражающиеся вместе готами против гуннов.

            В результате войн с гуннами  была разрушена скифо-сарматская  Русколань, древнейшее государственно-политическое образование славян, и вместо нее появляются новые образования; Куявия, Славия, Антия.

            Летописная версия возникновения Древнерусского государства: призвание варягов «из племени русского» легла в основу норманнской теории. Суть норманнской теории – оказание помощи извне в создании древнерусской государственности.

             Современная наука отвергает норманнскую теорию. Г.В. Носовский, А.Т. Фоменко в работах, посвященных созданию новой математической хронологии древности, доказали, что лист о призвании варягов является, во-первых, фальсификацией, и, во-вторых, он был вставлен в «Повесть временных лет» (другое название «Радзивиловская летопись») в начале XVIII века. Для этого была использована Смоленская летопись XV века, которую в Кенигсберге «творчески» переработали и скрыли то обстоятельство, что призванные братья были не иностранцы, а славяне. Поэтому Радзивиловская летопись тщательно скрывалась, она была опубликована в Полном собрании русских летописей только в 1989 году. А в 1995 году издали прекрасную цветную фотографию Радзивиловской летописи. Таким образом, специалисты получили к ней доступ лишь после того, как норманнская теория была объявлена антинаучной.

     Особенности формирования Древнерусского государства  обусловлены:

     а) географическим фактором – огромные слабонаселенные (низкая плотность населения) пространства, не имеющие четких природных границ, которые могли бы стать государственными границами (горные хребты, моря), обусловили возможность возникновения огромной (по западно-европейским меркам) страны;

     б) этническими особенностями –  на территории Восточно-Европей

ской равнины проживали восточно-славянские, финноугорские, балтийские племена. Общность условий обитания, занятий (оседлое скотоводство, земледелие, рыболовство, охота), языческих верований, отсутствие территориальных притязаний, обусловили возможность образования государства с полиэтническим составом населения;

     в) экономическим фактором – прохождение  через территорию, населенную восточно-славянскими племенами, пути «из варяг в греки», выгоды сосредоточения которого в одних руках были очевидны (централизованная охрана, отсутствие таможенных пошлин), ускорили объединение Новгородской и Киевской земли в единое Древнерусское государство с центром в Киеве (882 г.);

     г) религиозным фактором – господство сходных языческих верований в момент возникновения государства не противопоставляло одни племена другим, а принятие православия не обострило противоречий между различными этносами, поскольку оно постепенно, при очень терпимом отношении к язычникам (сравни: крестовые походы) приобщало народ к христианству.

     Возникновение в IX в. Древнерусского государства как единого политического целого не ликвидировало экономической обособленности его частей. 

  1. Правовое  положение населения Древней Руси.

        

            Древнейшими источниками права  были правовые обычаи, нормы которых  использовались в устной форме  при заключении сделок и осуществлении  судебных действий.

             Первыми письменными памятниками  права, в которых содержались  нормы «Закона русского» (свода  устных норм обычного права)  были договоры Руси с Византией  (911, 944, 971 гг.). Их тексты содержали  нормы византийского и русского  права, относящиеся к международному, торговому, процессуальному, гражданскому  и уголовному праву. 

     Основное  деление общества в IX в. на свободных и рабов. Слабость социальной дифференциации сохраняется и в X в. Происхождение рабства: плен и имущественная несостоятельность отдельных членов общины. Правовое положение рабов: раб – не субъект, а объект права. Активное участие древнерусского демоса – «людей» в политической жизни общества (дань в пользу городских общин по договорам с Византией, участие в вече). Статус свободного человека – неприкосновенность личности, жилища, имущества, участие в политической жизни общества.

     Личносвободный и община. Изгойство. Подавляющее большинство населения Древней Руси жило в общине (городской или сельской). Территориальная община – вервь – являлась субъектом права, она несла ответственность за преступления, совершенные на ее территории, выступала в качестве субъекта в земельных спорах и др. Общинник мог выйти из общины (напр., «не вкладываться» в дикую веру). Статус изгоя – личносвободный, но беззащитный перед обществом и государством (не распространялась кровная месть, отсутствие помощи при выплате штрафов).

     Древнерусская знать – «лучшие», «старейшие» мужи, бояре, огнещане. Статус: высокие штрафы за жизнь, бесчестье, через занятие выборных должностей (напр., тысяцкий) и службу у князя, участие в принятии законов, суде, международных переговорах, командование войском. Происхождение знати: из родоплеменной знати, военная служба, служба тиуном (слуги – минестериалы). Экономическое положение знати определялось предоставлением им иммунитетов (т.е. передача в их распоряжение определенной территории с правом осуществления на ней суда, или сбора податей, без права государства в лице князя вмешиваться в эти дела). Постепенно, к XI – XII вв. иммунитеты, не связанные первоначально с землевладением, превращаются в собственность их владельцев.

     Духовенство (черное и белое). Значение принятия христианства для становления русской государственности (укрепление великокняжеской власти, обращение внимания князей на выполнение функций, необходимых для всего общества). Экономическое положение церкви как землевладельца характеризуется быстрым превращением иммунитетов в собственность.

     В 90-х годах ХХ века появилась другая датировка крещения Руси. Г.В. Носовский и А.Т. Фоменко на основе астрономических исследований и математических расчетов утверждают, что Русь была крещена… самим Иисусом Христом в XII веке нашей эры. А первый век от Рождества Христова – на самом деле XIII век нашей эры. 

  1. Государственный механизм.
 

     Форма правления – раннефеодальная  монархия. Ее черты: слабая связь между  отдельными частями; ограниченная Советом  власть монарха; система управления: в центре – дворцововотчинная, на местах – кормления.

     Особенности Древнерусского государства:

     а) обширность  территории  вызывала  необходимость  установления более  сильной власти Великого князя киевского  и одновременно вела к большей  самостоятельности общин;

      б) принятие православия вело к отсутствию борьбы за власть между

верховной властью и церковью (сравни постоянные конфликты по этому поводу между  Папой Римским и западноевропейскими  монархами) и усиление власти князя  за счет поддержки его церковью.

     Высшие  органы государства.

     Князь, Великий князь киевский. Князья дома Рюрика постепенно вытесняют местных князей (Мал, Рогволд). Функции: высшие военные, административные, судебные, законодательные. Порядок перехода престола

определялся: по наследству (при согласии городской  общины стольного города), по выбору городской общины на вече.

     Совет при князе обладал теми же функциями, что и сам князь. Состав Совета: старшие дружины (куда входила военная знать), «старцы градские», высшее духовенство.

     Вече. В историографии сложились две  концепции веча: вече как собрание, где заправляет феодальная верхушка, и вече как народное собрание. Состав веча: взрослые домохозяева (мужчины) города. Регулярность созыва по мере необходимости (в случае военной угрозы, необходимости  смены князя, выборы администрации  и пр.). Компетенция: вопросы войны  и мира, смещение князя, выборы администрации.

     Управление  в центре и на местах. Дворцововотчинная система управления в центре – перенос на управление государством порядка управления дворцовым хозяйством князя. Совмещение в руках одного администратора (слуги) функций по управлению отраслью дворцового хозяйства и государственного управления. Система кормлений: управление на местах при помощи наместников или волостей, направляемых из центра, содержание которых берет на себя население управляемой территории.

     Устройство  войска: костяк войска – великокняжеская  дружина. При необходимости призываются  со своими дружинами другие князья дома Рюрикова. В случае серьезной военной опасности собирается народное ополчение. 
 
 
 

Учебная литература:

     Исаев, И.А. История государства  и права  России: учебник/И.А. Исаев. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2002.

     История отечественного государства  и права. Ч. 1: Учебник /Под ред. О.И. Чистякова. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2007.

     История России: учебный словарь-справочник /Под общей ред. Блохина В.Ф. – Брянск: Курсив, 1996.

     История государства и права России. Учебник /Под ред. Ю.П. Титова. – М.: Проспект, 2002.

     История государства и права России в  документах и материалах. С древнейших времен до 1930 г. /Автор-сост. И.Н. Кузнецов – 2-е изд. – Мн.: Амалфея, 2003.

Информация о работе Древнерусское государство 10-11 веке