Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 13:57, реферат
Дмитрий Иванович (12 октября 1350, Москва — 19 мая 1389), прозванный Дмитрий Донской за победу в Куликовской битве — великий князь московский (с 1359) и владимирский (с 1363). Сын князя Ивана II Красного и его второй жены княгини Александры Ивановны. В правление Дмитрия были одержаны значительные военные победы над Золотой Ордой, продолжилась централизация русских земель вокруг Москвы и построен белокаменный московский Кремль.
Дмитрий Донской - биография
Дмитрий Иванович
(12 октября 1350, Москва — 19 мая 1389), прозванный
Дмитрий Донской за победу в Куликовской
битве — великий князь
Детство Дмитрия. Борьба за великое княжение Владимирское
После смерти отца
(1359 г.) опекуном девятилетнего князя
и фактическим верховным
К середине XIV века Северо-Восточная Русь состояла из отдельных сильных княжеств: Московского,Тверского, Суздальского. Старейшим князем считался тот, кто носил титул великого князя Владимирского, ярлык на великое княжение в котором выдавался в Орде.
В 1361 году хан
Наврус, захвативший ордынский престол,
убив своего предшественника, отдал великое
княжение Владимирское суздальскому князю
Дмитрию Константиновичу, принадлежавшему
к ветви суздальско-нижегородских князей,
потомку младшего брата Александра Невского
Андрея. 22 июня 1360 года Дмитрий Константинович
приехал во Владимир, но Москва не думала
уступать. Московское боярство было заинтересовано
в закреплении великого княжения за московской
династией и сделало всё возможное, чтобы
вернуть своему князю достоинство великого
князя владимирского. Одиннадцатилетний
Дмитрий отправился в Орду.Московские
князья (1276—1598)
В Орде в это время ханы меняются с великой
быстротой: за два десятилетия сменилось
более 20 ханов. Наконец хан Наврус был
убит, а Орда разделилась между двумя ханами:
Абдулом и Мюридом. Москвичам показалось
сначала, что партия Мюрида сильнее, и
они выхлопотали у него ярлык для Дмитрия,
но в следующем 1362 году они увидели, что
партия Мамая берёт верх, и получили для
Дмитрия ярлык на великое княжение от
имени Абдула. В начале января 1363 Дмитрий
«сел» во Владимире. Однако, Дмитрий Суздальский
получил ярлык от Мюрида и снова занял
Владимир, но смог «просидеть» там только
12 дней, потому что Дмитрий Иванович опять
пошёл на него с войском и выгнал из Владимира.
Положение Дмитрия Суздальского осложнялось ссорой среди самих суздальско-нижегородских князей. Один из них, младший брат Дмитрия Константиновича, Борис, неожиданно захватил Нижний Новгород, по праву ему не принадлежавший. Дмитрий Константинович, остро нуждавшийся в военной помощи и политической поддержке, вынужден был обратиться в Москву. Москва вернула ему Нижний Новгород, захваченный Борисом, но в качестве платы за услугу бывший великий князь в 1365 году подписал договор, по которому отказывался от своих претензий. Преемник Мюрида — Азис — думал низвергнуть Дмитрия Ивановича, и Дмитрий Константинович снова получил ханскую грамоту. Но, видя свою слабость, он предпочёл дружбу Дмитрия Московского милости Азиса и отказался от великокняжеского титула. Наконец, 17 января 1366 года в Коломне союз князей был скреплён женитьбой Дмитрия Ивановича на суздальской княжне Евдокии Дмитриевне. От брака с ней у Дмитрия родились пятеро сыновей, в том числе будущий великий князь Василий I.
В 1363 году Дмитрий
«взял свою волю» и над князем
Константином Ростовским, а князей Ивана
Фёдоровича Стародубского и Дмитрия Галицкого
выгнал из их княжеств.
Начало самостоятельного правления. Конфликт с Тверью и Литвой
Во второй половине
60-х годов князь Дмитрий
В 1368 году Василий Михайлович Кашинский враждовал с племянником, Михаилом Александровичем, из-за области умершего Семёна Константиновича. Для решения этого спора они обратились за помощью к Великому Князю. Дмитрий поддержал Василия Михайловича. Михаил уехал в Литву к своему зятю князю литовскому Ольгерду. Пользуясь его отсутствием, Василий с московской ратью опустошили область Михаила. Но Михаил с помощью Ольгерда взял Тверь и изгнал дядю. Советники Дмитрия, боясь замыслов Михаила, который назвался Великим князем Тверским и хотел восстановить независимость своей области, хитростью пригласили его в Москву для решения спора между тверскими князьями. Там его взяли под стражу. Только приезд ханского вельможи Карачи заставил Дмитрия Ивановича освободить Михаила Тверского. Возмущённый Михаил призвал на помощь Ольгерда, который с большим войском двинулся на Москву.
21 ноября 1368 года
в кровопролитной битве на
реке Тростна близ Москвы
В июле 1372 года в
битве при Любутске (литовская
крепость на реке Оке близ Тулы) московская
рать разгромила сторожевой полк Ольгерда,
войска подступили с двух сторон к оврагу.
Дмитрий заключил перемирие и с Ольгердом,
и с Михаилом Тверским. Дочь Ольгерда —
Елена стала женой Владимира Андреевича
Серпуховского.
В 1374—1375 гг. у
Дмитрия произошло размирье с
Мамаем, которым не преминула воспользоваться
Тверь. Нашлись недовольные и в самой Москве:
сын только что умершего тысяцкого московского
Василия Вельяминова Иван, недовольный
уничтожением сана, на который рассчитывал,
отъехал от Димитрия с приверженцами в
Тверь и начал хлопотать в Орде о великом
княжении для Михаила. В 1375 году ярлык
на великое княжение был доставлен в Тверь,
и Михаил послал отряды на Торжок и Углич.
Вокруг Дмитрия собралось небывалое количество
союзников: князья суздальско-нижегородский,
серпуховской, городецкий, ростовские,
ярославские, белозёрский, кашинский,
стародубский, тарусский, новосильский,
оболенский, смоленский, брянский и новгородцы,
постоянные враги Твери. Месячная осада
окончательно подорвала силы Михаила
и он запросил мира. Договор был заключён
3 сентября. Михаил навсегда отказался
от притязаний на Москву, великое княжение
Владимирское и Новгород, обязался помогать
Дмитрию против татар и открыть свободный
пропуск товаров новгородских по своей
земле.
Борьба с Золотой Ордой
В 1371 году в спорах о границах Московского и Рязанского княжеств Дмитрий вышел победителем, разгромив под Скорнищевом рязанского князя Олега Ивановича. В 1376 году Московское княжество утвердило своё влияние в Волжско-Камской Болгарии, начало переговоры с Великим Новгородом об урегулировании торговой деятельности. В результате этих переговоров Москва открыла свободный пропуск новгородских товаров в своей земле, заручившись согласием новгородцев в случае нового конфликта с Тверью стоять на стороне Москвы. Дмитрий активно вмешивался в церковную политику, в частности, отказался принимать митрополита Киприана (его люди ограбили митрополита и не пустили его в Москву), за что князь и его люди в 1378 году были специальным посланием Киприана отлучены от церкви и прокляты по правилам святых отцов.[1]
Мамай был сильно обеспокоен возрастающим могуществом московского князя. В 1377 году ордынцы напали на Нижний Новгород. В битве при реке Пьяна русское войско потерпело тяжёлое поражение от ордынского царевича Арапши. Дмитрий Константинович, оставшийся без войск, бежал в Суздаль, нижегородцы — в соседний Городец, а Нижний Новгород был сожжён.
В следующем году Мамай послал войско мурзы Бегича разграбить и сжечь «чрезмерно усилившуюся» Москву. Но Дмитрий Иванович встретил ордынцев на Рязанской земле у реки Вожа, где 11 августа 1378 года русские войска нанесли сокрушительное поражение ордынцам. Бегич был убит.
Более года Мамай готовился к новому «великому походу на Русь». К ордынскому войску он присоединил отряды наёмников: генуэзцев, черкесов и аланов. Союзником Мамая выступил и литовский князь Ягайло.
Куликовская битва
Летом 1380 года Мамай двинулся на Русь. Дружины многих русских земель сошлись в Коломне, где находилась ставка Дмитрия Ивановича. С обеих сторон насчитывалось, вероятно, 100—120 тысяч воинов. 8 сентября 1380 года на Куликовом поле, в месте, где река Непрядва впадает в Дон, русское и ордынское войска сошлись для решительной битвы. Согласно легенде, русских воинов на эту битву благословил преподобный Сергий Радонежский, основатель и игумен Троицко-Сергиевского монастыря. Поздние предания передают, что он послал к Дмитрию Ивановичу двух своих витязей — иноков, Ослябю и Пересвета. Сражение началось с поединка Пересвета и татарского богатыря Челубея. Богатыри на полном скаку ударили друг другу копьями и оба упали с коней мёртвыми. Сразу после этого поединка началась жесточайшая битва, закончившаяся бегством Мамая с поля боя и полным разгромом татаро-монгольского войска.
Дмитрия Ивановича нашли на поле битвы тяжело раненым. Ягайло, шедший на соединение с Мамаем, узнал о поражении ордынцев и повернул назад (по другим сведениям, встал лагерем в 20 вёрстах от Куликова поля и в битву так и не вступил). Олег Иванович Рязанский бежал в Литву, но вскоре вернулся и заключил с Дмитрием мирный договор. За победу на Куликовом поле Дмитрия Ивановича прозвали «Донским».
Остатки войска Мамая были разгромлены чингизидом Тохтамышем пришедшим к власти при помощи Тимура, и овладевшим престолом Золотой Орды. Мамай бежал в Крым, где и был убит своими союзниками из Генуи.
Нашествие Тохтамыша
В 1381 году власть в Литве захватил союзник
Дмитрия — Кейстут Гедиминович. Но летом
следующего года в борьбе против племянников
Ягайла и Дмитрия-Корибута, получивших
военную поддержку тевтонцев и дипломатическую
поддержку Орды, он потерпел поражение,
был захвачен в плен и умер (или был убит)
15 августа 1382 года.
Ещё в 1381 году Тохтамыш отправил в Москву посла звать Дмитрия в Орду, посол выехал с небольшим отрядом, а Дмитрий отказался платить дань и ехать в Орду. Тогда Тохтамыш, собрав войско, в 1382 году двинулся на Русь. Олег Иванович, надеясь спасти своё княжество от разгрома, указал Тохтамышу броды на Оке (но его княжество было разорено ордынцами на обратном пути). С Тохтамышем пришли сыновья Дмитрия Константиновича Суздальского Василий и Семён. Дмитрий Донской уехал в Кострому, Владимир Храбрый — в Волок Ламский. Митрополит Киприан с великой княгиней Евдокией уехал в Тверь. В Москве начался мятеж, но литовскому князю Остею удалось организовать оборону. Москва была полностью сожжена 26 августа, жители перебиты или уведены в плен, были разгромлены и другие города, но под Волоком ордынцы были разбиты войском, которое успел собрать Владимир Андреевич.
Воспользовавшись ослаблением Москвы, тверской князь Михаил, «забыв» клятву, отправился в Орду за ярлыком на великое княжение. Но Дмитрий Донской опередил его «покаянным посольством» к хану, и ярлык на великое княжение остался за Москвой. К 1384 году относятся 2 договора с Литвой, по одному из которых князья Ягайло, Скиргайло и Корибут целовали крест Дмитрию, Владимиру Андреевичу Серпуховскому и их детям, а другой, который заключила с Дмитрием бывшая тверская княжна Иулиания Александровна, предусматривал брак её сына Ягайла с дочерью Дмитрия Донского при условии подчинения литовского князя верховной власти князя московского и признания православия государственной религией Великого княжества Литовского. Однако, в том же году по договору в Дубиссах Ягайло уступил Ордену Жмудь и обязался в течение четырёх лет принять католическую веру, а в Орде Дмитрий отдал в заложники своего старшего сына Василия и согласился на выплату дани в повышенном размере. В 1385 году была заключена Кревская уния, по которой Ягайло принимал католичество и вступал в брак с наследницей польского престола. Год спустя Ягайло при помощи польских войск разбил Андрея Ольгердовича Полоцкого и Святослава Ивановича Смоленского, а у Дмитрия возник конфликт с Новгородом.
Последние годы. Вопрос о престолонаследии
Рязанский князь воспользовался ослаблением Москвы и в 1385 году захватил Коломну. Лишь заступничество Сергия Радонежского, примирившего Дмитрия и Олега, спасло Русь от очередной междоусобной войны. Союз князей был скреплён родственными узами — дочь Дмитрия Донского — Софья была выдана замуж за сына Олега Рязанского — Фёдора.
Столкнулся (1388) Димитрий и с недовольством двоюродного брата Владимира Андреевича Серпуховского, которого силой нужно было приводить «в свою волю», заставить признать политическое старшинство старшего сына Димитрия, Василия. Димитрий успел помириться на этом с Владимиром за два месяца до смерти: он умер 19 мая 1389 года.