Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2011 в 07:45, доклад
Древнейшей формой международных связей и международного права в Греции являлась проксения, т. е. гостеприимство. Проксения существовала между отдельными лицами, родами, племенами и целыми государствами. Проксен данного города пользовался в нем по сравнению с прочими иностранцами известными правами и преимуществами в отношении налогов, торговли, суда и всякого рода почетных привилегий.
ДИПЛОМАТИЯ ДРЕВНЕЙ
ГРЕЦИИ
Древнейшей формой
международных связей и международного
права в Греции являлась проксения,
т. е. гостеприимство. Проксения существовала
между отдельными лицами, родами, племенами
и целыми государствами. Проксен
данного города пользовался в нем по
сравнению с прочими иностранцами известными
правами и преимуществами в отношении
налогов, торговли, суда и всякого рода
почетных привилегий.
Со своей стороны
проксен принимал на себя нравственное
обязательство по отношению к
городу, где он пользовался гостеприимством,
во всем содействовать его интересам и
быть посредником между ним и властями
своего города. Через проксенов велись
дипломатические переговоры. Приходившие
в город посольства обращались прежде
всего к своему проксену.
Институт проксении
получил в Греции очень широкое распространение
и лег в основу всех последующих международных
связей древнего мира. Все чужестранцы,
проживающие в каком-нибудь городе, даже
изгнанники, находились под покровительством
божества — Зевса-Ксения (гостеприимца).
Таким же древним
международным институтом в Греции
были и амфиктионии — так назывались
религиозные союзы, которые возникали
возле святилища какого-либо особо
чтимого божества. В эти союзы
входили племена, которые жили вокруг
святилища («амфиктионы» — вокруг живущие)
независимо от их родственных отношений.
Первоначальной
целью амфиктионии были общие
жертвоприношения и празднества
в честь почитаемого божества,
защита храма и его сокровищ, накопленных
от общественных и частных приношений,
а также наказание святотатцев — нарушителей
священных обычаев.
По мере необходимости
собиравшиеся на празднества совещались
по общественным делам, которые представляли
интерес для всех членов данной амфиктионии.
Во время празднеств запрещалось
вести войны, провозглашался «божий
мир» — иеромения. Таким образом, амфиктионии
превращались в религиозно-политический
институт международного характера.
В Древней Греции
существовало много амфиктионии. Самой
древней и наиболее влиятельной
из них была Дельфийско-Фермопильская
амфиктиония. Она образовалась из двух
амфиктионии — Дельфийской при храме
Аполлона в Дельфах и Фермопильской при
храме Деметры. В Дельфийско-Фермопильскую
амфиктионию входило 12 племен. Каждое
из них имело по два голоса.
Верховным органом
амфиктионии было общее собрание. Оно
созывалось два раза в год — весной и осенью
— в Фермопилах и Дельфах. Решения общего
собрания считались обязательными для
всех амфиктионов. Уполномоченными лицами
собрания, которые фактически руководили
всеми делами, были иеромнемоны, назначаемые
государствами по количеству голосов
амфиктионии, т. е. их было 24. Главнейшей
обязанностью иеромнемонов было соблюдение
«божьего мира» и устройство религиозных
празднеств.
В конце V — начале
IV в. до н. э. в Древней Греции появляется
новая коллегия — пилагоров. Через пилагоров
и иеромнемонов входившие в состав амфиктионии
города приносили друг другу клятвы и
принимали на себя известные обязательства.
Дельфийско-Фермопильская
амфиктиония представляла собой
значительную политическую силу, которая
оказывала огромное влияние на международную
политику Греции. В руках Дельфийско-Фермопильской
амфиктионии была сосредоточена и светская,
и духовная власть. Дельфийские жрецы
объявляли и прекращали войну, назначали
и смещали общих правителей, входивших
в амфиктионию.
Иеромнемоны считались
провозвестниками воли Аполлона. Согласно
преданию, у дельфийских жрецов имелись
«тайные книги», в которых содержались
древние предсказания. Читать эти
книги разрешалось только тем, кто
признавался потомком самого Аполлона,
т. е. жрецам и царям.
Могущественным
орудием в руках греческого жречества
были «священные войны», которые оно
вело против всех, кто причинял какой-либо
ущерб святилищу Аполлона. В «священной
войне» должны были принимать участие
все члены амфиктионии, связанные
присягой.
Текст присяги
гласил: «Не разрушать никакого города,
принадлежащего амфиктионии. Не отводить
воды ни во время мира, ни во время
войны. Общими силами выступать против
всякого нарушителя присяги, разорять
его город. Наказывать всеми средствами,
имеющимися в распоряжении, всякого дерзнувшего
нарушить достояние Бога рукой или ногой».
Все политические
договоры прямо или косвенно утверждались
дельфийским жречеством. По всем спорным
вопросам международного права обращались
в Дельфы. Сила жречества заключалась
не только в его духовном, но и в материальном
влиянии. Дельфы располагали огромными
капиталами, которые образовывались от
взносов городов, от доходов с паломников,
от храмовых ярмарок и ростовщических
сделок.
Всем этим и
объясняется та борьба, которая развернулась
между греческими городами-государствами
за влияние и голоса в Дельфийской амфиктионии.
Третьим видом
международных связей Греции служили
договоры и военно-политические союзы
— симмахии. Наиболее значительными
из них были Лакедемонская и Афинская
(Делосская) симмахии.
Лакедемонская
симмахия образовалась в VI в. до н. э. как
союз городов и общин Пелопоннеса.
Во главе союза стояла Спарта. Высшим
союзным органом было общесоюзное
собрание (силлогос), созываемое городом-гегемоном
Спартой один раз в год. Все города, входившие
в союз, имели в нем по одному голосу, независимо
от их величины и значения. Дела решались
по большинству голосов после долгих прений
и всяческих дипломатических комбинаций.
Другим крупным
союзом эллинских городов-государств
была Делосская симмахия, которую возглавляли
Афины. Делосская симмахия отличалась
от Лакедемонской, во-первых, тем, что входившие
в нее союзники платили особый взнос в
общественную казну на Делосе, а во-вторых,
тем, что они больше зависели от своего
гегемона — Афин.
Возникшие между
полисами конфликты разрешались
через уполномоченных лиц или
послов. В разное время они назывались
вестниками («керюкс», «ангелос») или
старейшинами («пресбейс»). В Афинах,
Спарте, Коринфе и других полисах послы
избирались народным собранием из лиц
почтенного возраста, не моложе 50 лет.
Обыкновенно послы
избирались из состоятельных граждан,
пользовавшихся авторитетом, имевших
проксенов в других городах, рассудительных
и красноречивых. Чаще всего посольские
поручения давались архонтам данного
города или чаще архонту-полемарху (военачальнику).
Известны случаи,
когда послами назначали
Число членов посольств
не было строго регламентировано. Оно
определялось в зависимости от условий
данного момента. Все послы считались
равноправными. Лишь позже вошло
в обычай выбирать главного посла —
архистарейшину, председателя посольской
коллегии.
На содержание
послов во время их полномочий отпускались
некоторые денежные суммы, так называемые
«дорожные деньги». К послам назначался
определенный штат прислуги. При отправлении
им давались рекомендательные письма
(«символы») к проксенам города, в который
выезжало посольство. Цель посольства
определялась вручаемыми старейшинами
инструкциями, написанными на грамоте,
которая состояла из двух сложенных вместе
листов («диплома»). Отсюда происходит
слово «дипломатия».
Инструкция служила
основным руководством для послов.
Однако они пользовались известной
свободой и могли проявлять собственную
инициативу.
Прибывшие на место
своего назначения послы вместе с
проксеном направлялись к должностному
лицу данного города, ведавшему дипломатическими
делами. Они предъявляли ему свои грамоты
и получали от него соответствующие указания
и советы.
В ближайшие
после регистрации дни (в Афинах
обычно через пять дней), послы выступали
в Совете или народном собрании с
объяснением цели своего прибытия. После
этого открывались публичные дебаты или
же дело передавалось на рассмотрение
специальной комиссии.
Как правило, к
иностранным послам относились с
почтением, им оказывали хороший
прием, предлагали подарки, приглашали
на театральные представления, игры и
празднества. По возвращении в родной
город члены посольства передавали в народное
собрание отчет о результатах своей миссии.
В случае одобрения
послы получали почетные награды. Самой
высокой из них был лавровый венок
с приглашением на следующий день обедать
в притании — особом здании близ Акрополя,
в котором обедали почетные гости города-государства.
Каждому гражданину предоставлялось право
при отчете посла высказать свое мнение
и даже выступить против него с обвинениями.
Одной из главных
обязанностей послов в Греции было
заключение союзов с другими государствами
и подписание договоров. В античных
полисах на договор смотрели как
на нечто магическое. Нарушение договора,
по убеждению людей древнего мира,
влекло за собой божественную кару. Поэтому
заключение договоров и ведение дипломатических
переговоров в Элладе было обставлено
строгими формальностями. Договорные
обязательства скреплялись клятвами,
призывавшими в свидетели божественную
силу, якобы освятившую подписанный договор.
Клятвы давались обеими сторонами в присутствии
магистров того города, где подписывался
договор. К клятве присоединялось проклятие,
падавшее на голову нарушителя договора.
Возникавшие на
почве нарушения договора споры
и столкновения передавались на рассмотрение
третейской комиссии. Она налагала на
виновников нарушения денежные пени. Штраф
вносился в казну какого-либо божества
— Аполлона Дельфийского, Зевса Олимпийского
и др. В случае упорного нежелания подчиняться
требованиям третейского суда против
непокорных городов предпринимались строгие
меры, вплоть до «священной войны».
После принятия
соглашения каждой стороне вменялось
в обязанность вырезать текст
договора и клятвы на каменном столбе
— стеле и хранить в одном
из главных храмов. В Афинах это был
храм Афины Паллады на Акрополе. Копии
наиболее важных договоров хранились
в национальных святилищах в Дельфах,
Олимпии и на Делосе.
Договоры писались на нескольких языках — по числу договаривающихся сторон. Один текст обязательно поступал в государственный архив. В случае разрыва дипломатических отношений и объявления войны стела, на которой был вырезан текст договора, разбивалась. Тем самым договор расторгался.