Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 21:03, контрольная работа
В работе рассматриваются годы правления первого императора древнего Китая, который вошел в историю как Цинь Шихуанди - "Первый император Цинь". Объективно выполняя задачу объединения областей первого и второго подразделений общественного производства, Цинь Шихуанди не ограничился покорением древнекитайских царств, но продолжил экспансию на севере и юге. Завоевания и колонизация стали лейтмотивом всей внешней политики Первого императора.
Под властью империи Цинь оказалась огромная территория, охватывавшая разные по этническому составу, хозяйственным занятиям и уровню общественного развития регионы, что не могло не сказаться на результатах крутых мероприятий Цинь Шихуанди, не учитывавших эти различия, и на самой судьбе его династии.
Введение.
2. Реформа государственного устройства:
• создание централизованного государства
• создание административных округов
• аппарат государственной власти
• введение единой системы законов и измерений
• в письме — единое начертание иероглифов.
3. Внешняя политика:
• война с сюнну
• строительство Великой Китайской стены
• завоевательный поход против юэ.
4. Идеология:
• гонения на конфуцианцев
• торжество легизма.
5. Обострение социально-политических противоречий:
• покушение на Цинь Шихуанди
• кризис империи
• народные восстания
• падение империи Цинь.
6. Вывод.
ТГУ им. Г.Р.Державина
Академия гуманитарного и социального образования
Кафедра всеобщей истории
Династия Цинь Шихуанди
Яковлевой Татьяны Васильевны
Студента I курса по специальности «история», заочной формы обучения
Преподаватель: И.Р.Блохина.
1. Введение.
2. Реформа государственного устройства:
создание централизованного государства
создание административных округов
аппарат государственной власти
введение единой системы законов и измерений
в письме — единое начертание иероглифов.
3. Внешняя политика:
война с сюнну
строительство Великой Китайской стены
завоевательный поход против юэ.
4. Идеология:
гонения на конфуцианцев
торжество легизма.
5. Обострение социально-политических противоречий:
покушение на Цинь Шихуанди
кризис империи
народные восстания
падение империи Цинь.
6. Вывод.
Необходимость политического объединения разрозненных царств в единое сильное государство, способное обеспечить контроль над подвластным населением, безопасность границ и возможность захвата у соседних народов соседних земель и рабов, предопределили ход междоусобной борьбы древнекитайских царств на протяжении V – III веков до н.э. за преобладание. Объединение Древнего Китая в тех условиях было возможно лишь в результате насильственного подчинения одному более сильному царству территории всех остальных государств.
Государством, способным стать ядром объединения страны к середине III века до н.э., оказалось царство Цинь. Дальнейшие завоевания и преобразования Циньского Царства, связаны с именем Ин Чжэна. Наиболее важным и достоверным источником описывающим время правления Ин Чжэна – первого императора династии Цинь стали «Исторические записки» китайского историографа Сыма Цяня.
Сыма Цянь (изображение из музея в Лушане)
Сыма Цянь родился в 145 или ок. 135 г. до н. э., умер ок. 90 г. до н. э. — потомственный историограф династии Хань, писатель, астроном. Известен как создатель «Ши цзи» — грандиозного труда, описывающего историю Китая от мифических родоначальников и до современных Сыма Цяню времен. Новаторство историографического подхода Сыма Цяня заключается в том, что он выходит за пределы «придворной» истории династического характера. Сыма Цянь в качестве своей задачи заявляет стремление понять логику подъема и падения династий и объять принцип бытия Поднебесной. Поэтому принципом организации материала является не хронология, а тематическая разбивка: разделы по музыке, церемониям, календарям, верованиям, экономике, а также подробные биографии.
Итак, для исследования данной темы я обратилась к письменному источнику ЦИНЬ ШИ-ХУАН БЭНЬ ЦЗИ — основные записи (о деяниях) первого императора Цинь // Сыма Цянь. Исторические записки. M. Восточная литература. 1975 (Том 2, Глава 6)
«Основные записи» содержат описание важнейших событий, произошедших в течение периода правления одной династии или одного императора. Стиль этого раздела лаконичен и строг; он в наибольшей степени близок к летописной манере. Данная глава — один из немногих сохранившихся источников о кратковременном правлении династии Цинь. Сыма Цянь использовал устные предания, летописи дома Цинь — Цинь-цзи, сочинения своих предшественников, в частности труд Цзя И (201—168) Го Цинь лунь (“Об ошибках дома Цинь”), эпиграфические памятники (каменные стелы Цинь Ши-хуана) и данные, полученные историком после осмотра сохранившихся сооружений и памятников той эпохи (дворца Эпан-гун, могилы Ши-хуана, Великой стены и др.).
В самом начале главы рассказывается о рождении Цинь Ши-хуанди, а поскольку он родился в первой луне, то и первоначально имя будущего императора писалось «чжэн», когда ему исполнилось 13 лет умер Чжуан-сян-ван и, согласно источника, государством стал управлять Люй Бувэй. Затем идёт достаточно подробное описание междоусобных войн происходивших между разрозненными государствами Древнего Китая. На 26 году правления Цинь впервые объединило Поднебесную. [Циньский ван] отдал первым советникам и цензорам приказ, который гласил: “В свое время ханьский ван поднес нам земли, вручил печать и просил считать его нашим слугой. Однако вскоре он нарушил соглашение, объединился с княжествами Чжао и Вэй в союз по вертикали и восстал против Цинь, поэтому я послал войска, покарал их и взял в плен правителя Хань. Я считал, что это принесет добрые результаты и, может быть, прекратятся военные действия…»
( Союз по вертикали цзун, или хэцзун , здесь по всей видимости говорится о союзе предложенном Су Цинем в 334 г., который объединял 6 княжеств от Янь до Чу. Этот союз, образовав заслон, должен был остановить продвижение Цинь на восток. Циньские правители и их советники противопоставили этому свой план союзов по горизонтали — ляньхэн и очень гибкую тактику раскола противников, поэтому, когда в 318 и 317 гг. княжества совместно пытались напасть на Цинь, их постигли неудачи.) Далее император говорит о том что, со своими слабыми силами он смог поднять войска и покарать жестоких и мятежных, только опираясь на помощь духов своих предков, вследствие чего правители шести княжеств понесли наказание за свои преступления, а Поднебесная оказалась полностью умиротворенной. И если в данный момент не изменить титул правителя, нечем будет оценить достигнутые успехи и передать о них потомкам, и предлагает обсудить, каким быть титулу императора! Слуги, посовещавшись с учёными предложили именовать его Великим властителем — Тай-хуаном, приказы именовать чжи — “повелениями”, а указы именовать чжао — “эдиктами”. «Вы, Сын Неба, будете называть себя Чжэнь — “Мы». Ван сказал: “Уберите слово тай — “Великий” и оставьте слово хуан — “властитель”, прибавьте к нему ди — самый древний титул правителей — “император”, и пусть мой титул будет хуанди — “Властитель-император”.
Титул первого императора, начертанный шрифтом циньской эпох
Остальное да будет, как вы предлагаете”. Повеление гласило: “Быть по сему!” Согласно источнику было отменено посмертное присвоение титула, а последующие поколения правителей должны были именоваться в порядке счёта – Эр-ши(второй), Сань-ши(третий) и т.д.
Цинь Ши Хуан, основатель династии Цинь и первый император объединённого Китая
Затем советниками было предложено, чтобы удержать власть над дальними землями (Янь, Цзи., Цзинь), назначить правителями сыновей Цинь Шихуанди, но император согласился с мнением главы судебного пристава Ли Сы, и для сохранения спокойствия и прекращения войн разделил Поднебесную на тридцать шесть областей, в каждой области поставил начальника — шоу, воеводу — вэя и инспектора — цзяня. Также он изменил наименование простого народа, назвав его цяньшоу — “черноголовые. Первый император собрал оружие со всей Поднебесной в Сяньян и выплавил из него колокола, и вешала для них, а также двенадцать металлических фигур весом в тысячу дань каждая, которые установил в своих дворцах. По всей видимости, оружие было отобрано у знати и войск в покоренных княжествах, чтобы предотвратить возможные военные выступления против Цинь. Следующим шагом императора стало введение единой системы законов и измерений, мер веса, емкости и длины, для повозок установил одинаковый ход, в письме — единое начертание иероглифов. После проведённых реформ советники высказали мнение, что прежние правители, несмотря на бесконечные войны, бесчинства всё же увековечивали себя, поэтому они решили оставить надписи на камне и металле о деяниях первого императора для потомков. Мне кажется, что здесь идёт речь о надписи на стеле в Ланье. Основной смысл текстов нанесённых на стелу является прославление Цинь Шихуанди с последовательным упоминанием его заслуг.
Далее Сыма Цянь рассказывает о завоевании племени ху. Для обороны северных рубежей от набегов кочевников-сюнну в 214 г. до н.э. он начал перестройку уже существовавшего пограничного укрепления в Великую Китайскую стену. Строительные работы, в которых должно было участвовать все население от 23 до 56 лет, в том числе осужденные и рабы, явились одновременно средством привлечения к труду многочисленной армии.
Далее в источнике достаточно ярко описано противостояние конфуцианцев и сторонников фацзя. Основным сторонником взглядов фацзя (легизм) в Бень Цзи называется Ли Сы, он обвиняет конфуцианцев в том, что они «все восхваляли древность с целью опорочить современность; они прикрывались лживыми словами, чтобы запутать существующее, ценя лишь свои учения». Для более яркого примера противостояния конфуцианцев и легизма хочется привести отрывок речи Ли Сы.
«… Однако приверженцы частных школ, поддерживая друг друга, поносят законы и наставления, и каждый, услышав об издании указа, немедля, исходя из своего учения, начинает обсуждать его. Входя [во дворец], они осуждают [все] в своем сердце, а выйдя [из дворца], занимаются пересудами в переулках. Поношение монарха они считают доблестью, использование других [учений] почитают за высокую [заслугу]; собирая вокруг себя низких людей, они сеют [среди них] клевету. Если подобное не запретить, то наверху ослабеет положение правителя, а внизу образуются группы и партии. Самое лучшее — запретить это! Я предлагаю, чтобы чиновники-летописцы сожгли все записи, кроме циньских анналов; все в Поднебесной, за исключением лиц, занимающих должности ученых [при дворе], кто осмеливается хранить у себя Ши цзин, Шу цзин и сочинения ученых ста школ, должны явиться к начальнику области или командующему войсками области, чтобы там свалить [эти книги] в кучу и сжечь их. Всех, кто [после этого] осмелится толковать о Ши цзине и Шу цзине, [подвергнуть] публичной казни на площади; всех, кто на [примерах] древности будет порицать современность, [подвергнуть] казни вместе с их родом; чиновников, знающих, но не доносящих об этом, карать в той же мере. Тех, кто за тридцать дней после издания указа не сожжет [эти книги], [подвергнуть] клеймению и принудительным работам на постройке [крепостных] стен. Не следует уничтожать книги по медицине, лекарствам, гаданиям на панцирях черепах и стеблях, по земледелию и разведению деревьев. Кто пожелает изучать законы и указы [Цинь], пусть берут наставниками чиновников». Далее, следуя за источником, император перенёс столицу империи Цинь в Сяньян, а затем начинается строительство дворца Эпан и гробницы на горе Лишань, после чего император запрещает сообщать о его местопребывании, по всей видимости, это связано с опасением быть убитым, поскольку ранее уже были нападения. Для строительства было согнано огромное количество людей.
Далее Цинь Шихуанди захватывает мысль об обретении бессмертия. Учёные представляющие при дворе конфуцианскую политику осуждают императора, называя жестоким, своенравным, властолюбивым и отказываются искать для него источник бессмертия, поскольку как мне представляется, во-первых конфуцианцами это трактуется как излишнее суеверие, во-вторых Цинь Шихуанди становится всё более заносчивым, законы Цинь всё более жёсткими, чиновники не могут справедливо выполнять свой долг, опасаясь гнева императора, все вопросы он решает сам, а чиновники вынуждены с ним соглашаться, жажда власти превысила все допустимые пределы. Была даже установлена норма по рассмотрению донесений – 1 дань (хотя это в тоже время свидетельствует о большой энергии и трудоспособности Цинь Шихуанди, т.к. 1 дань составлял около 30 кг). Это стало последней каплей в противостоянии конфуцианства и легизма при дворе императора. Нарушивших запреты и законы насчитали более четырехсот шестидесяти человек, их казнили в Сяньяне. Цинь Шихуанди велел сделать так, чтобы Поднебесная узнала об этом в назидание на будущее.
Против таких радикальных мер выступил старший сын императора Фу Су. Цинь Шихуанди отправляет его в Мэн Тянь, по-видимому, опасаясь противодействия. В 210 году в сопровождении Ли Сы и младшего сына император отправляется в поездку по стране. Здесь на горе Гуйцзы был поставлен памятный камень с надписью, прославлявшей все достоинства дома Цинь. Эта надпись говорит не только о тщеславии императора, но и демонстрирует обширную деятельность Цинь по объединению страны, по унификации законов, мер, письма, польза от которых была очевидна, в особенности после тех бед, которые претерпел Китай в период раздробленности и войн чжухоу.
Мнительность и суеверность императора достигла к этому времени огромных размеров, достигнув Пинъюаньцзиня, Цинь Шихуанди заболел. Письмо-завещание для старшего сына не было доставлено. Ли Сы и Ху Хай уничтожили его. Тело было тайно, с большими предосторожностями, доставлено в столицу, по-моему, советники опасались волнений среди народа, так как в стране, если опираться на свидетельство источника уже было неспокойно. Похоронили императора, с большими почестями, в горе Лишань. (о чём будет сказано ниже).
Власть перешла в руки второго сына Цинь Шихуанди, принявшего титул Эр-ши-хуанди. На трон Ху Хай вступил в возрасте 21 года. Самые доверительные отношения у молодого императора сложились с Чжао Гао, который начинает старательно подталкивать Эр-ши-хуанди к жёстким карательным мерам в отношении высших сановников и княжичей. Чжао Гао, происходивший из низкого рода, всячески подогревал мысли императора о зреющих вокруг него заговорах, с целью устранения его от власти. Приближенные, которые увещевали императора, объявлялись клеветниками. Крупные чиновники держались за свои места и стремились приспособиться. Черноголовые были потрясены и напуганы. Законы стали применяться с большей жестокостью.
На фоне непомерных податей и налогов, жестоких законов, описываемых Сыма Цянь, начинается мятеж, но молодой император не желает идти на уступки мятежникам. По описанию автора мятеж носит малоорганизованный порядок, некоторые вожди мятежников, захватив власть, объявляют себя ваннами. Фактически империей управляет Чжао Гао, в результате Эр-ши заканчивает жизнь самоубийство. Шесть княжеств снова утвердились, земли Цинь значительно уменьшились. По свидетельству источника, Чжао Гао сказал: “Правителю [Цинь], как и прежде, следует именовать себя ваном, что будет правильным”. Затем сына старшего брата Эр-ши — княжича Ина объявили циньским ваном. Эр-ши как простого черноголового похоронили в парке Ичуньюань на юге уезда Дусянь.
Цзы-ин оказался более проницательным, он разгадывает планы Чжао Гао и закалывает Гао здесь же, во дворце для поста. Он истребил род Чжао Гао в трех поколениях в назидание остальным в Сяньяне.