Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Июня 2013 в 18:38, реферат
Творчество римских юристов оказало большое влияние на последующее развитие правовой мысли. Это обусловлено как высокой юридической культурой римской юриспруденции (обстоятельность и аргументированность анализа, четкость формулировок, обширность разработанных проблем общетеоретического, отраслевого и юридико-технического профиля и т. д.), так и той ролью, которая выпала на долю римского права (процесс его рецепции и т. д.) в дальнейшей истории права.
Творческие достижения римских юристов, разработавших целый ряд фундаментальных положений юриспруденции как самостоятельной научной дисциплины, продолжают привлекать пристальное внимание и современных исследователей.
Введение
1. Смысл и направления деятельности римских юристов
2. Труды и результаты деятельности римских юристов
3. Школы римских юристов
Заключение
Список использованных источников и литературы
О круге вопросов, подпадавших под действие права народов, Гермогениан писал: «Этим правом народов введена война, разделение народов, основание царств, разделение имуществ, установление границ, полей, построение зданий, учреждены торговля, купля-продажа, наймы, обязательства, за исключением тех, которые были введены цивильным правом».
3. Школы римских юристов
Начиная с эпохи Августа в Риме образуются две отдельные школы юристов; правда, с этого же времени получает широкое развитие учение о естественном праве. Но ни то, ни другое явление не знаменуют собою раздвоения изучения права на теоретическое и практическое.
Возникшие при Августе две школы юристов - сабинианская и прокулеанская - имели своими основателями Капитона и Лабеона. Hi duo,говорит Помпоний,-primum veluti diversas sectas fecerunt: nam Ateius Capito in his, quae ei tradita fuerant, perseverabat, Labeo ingenii qua litate et fiduciae doctrinae, qui et ceteris operis sapientiae operam dederat, plurima innovare instituit. Названия школ происходят от имен их учеников Массурия Сабина и Семпрония Прокула.
Несмотря на то, что римское право
в течение восьми столетий уже
составляет едва ли не главный предмет
исследований европейских юристов,
вопрос о значении этих школ до сих
пор еще служит предметом разногласий.
Одни сводят все различие школ к
политическому антагонизму
Такое объяснение, однако, плохо мирится с долгим сравнительно существованием этих школ и с тем, что Помпоний говорит только об этих двух школах. Если бы все дело сводилось к личной приверженности учеников, к благоговению (Pietat), с которым они относились к своему учителю, если бы между прокулеанцами и сабинианцами не существовало более глубокого различия, то школу с таким характером составляли бы, конечно, ученики каждого из выдающихся юристов. Почему же название школы или секты не придается каждой группе учеников одного юриста-учителя?
Наиболее удачное объяснение различия двух школ представляет гипотеза Дирксена, глубже развитая Кунтце. Дирксен говорит, что различие двух школ следует видеть в различии их методов. Сабинианцы ограничивались внешней стороной институтов. Прокулеанцы обращались, напротив, к их внутреннему основанию и их цели. Поэтому сабинианцы строго держались буквы положительного права. Прокулеанцы же давали более простора научному исследованию, допускали более свободное толкование, но не для того, чтобы, как это иные думают, обходить существующий закон, а для того, напротив, чтобы истолковывать закон сообразно с целью и намерением законодателя, для чего они старались всегда выяснить ratio закона.
Кунтце иллюстрирует различие школ римских юристов сравнением его с различием школ греческих художников. Чем Фидий был для скульптуры, Полигнот - для живописи, тем был Лабеон для правоведения. Он был представителем идеализма, начала subtilitas, Капитон - натурализма, utilitas. Лабеон выходил из основной идеи института, всегда неизменной, Капитон - из изменчивых практических целей.
Но, как бы ни объясняли противоположность прокулеанцев и сабинианцев, во всяком случае в этом различии двух школ никоим, однако, образом нельзя видеть противоположения теоретического и догматического изучения права. Это противоположение было так чуждо римской юриспруденции, что даже прокулеанцы, эти представители более свободного отношения к материалу положительного права, отнюдь не представляются юристами-теоретиками. Конечно, и между римскими юристами можно заметить таких, склад ума и характер деятельности которых представляют преобладание теоретического элемента. Но в этом сказывается именно только индивидуальное свойство того или другого отдельного юриста - не более. И нельзя притом заметить преобладания теоретиков в какой-либо одной из этих школ. Наиболее теоретическим характером отличается учение двух юристов, принадлежавших как раз к двум противоположным школам: это были Лабеон и Гай.
Для нас Гай представляет весьма
большое значение как автор сочинения,
дошедшего до нас в более полном
виде, нежели какое-либо другое произведение
римской юридической
Гай был последним сабинианцем. После него уже совершенно сглаживается различие школ. Но и еще ранее можно указать между юристами представителей как бы нейтральной юриспруденции. Таковы Plautius, Titius, Aristo, Javolenus. Куяций утверждал даже, что существовала еще третья школа юристов: miscelliones или herciscundi. Но это предположение есть не более как недоразумение.
Отсутствие даже в классической юриспруденции самостоятельного теоретического направления побудило некоторых исследователей, например Пухту, отрицать влияние стоической философии на римских юристов. Но такое предположение слишком противоречит несомненному факту общего влияния стоицизма на римскую интеллигенцию, к которой, конечно, принадлежали и юристы. А с другой стороны, нетрудно понять, почему влияние учений стоиков не могло выразиться в римской юриспруденции возникновением особой теоретической обработки права.
То обстоятельство, что деятельность
римских юристов имела
Поэтому, когда, подчиняясь общему настроению
того времени, и юристы подпали влиянию
стоицизма и усвоили себе его
философское учение, им не было надобности
создавать рядом с изучением
положительного права особой философии
права. Нет сомнения, положительное
право Рима далеко не соответствовало
тому нравственному учению, какое
проповедовали стоики. Юристы-стоики
не могли не отнестись критически,
например, к такому институту, как
рабство. Они признавали, что рабство
чуждо естественному праву, противно
природе, что, по естественному праву,
все рождаются одинаково
Заключение
По итогам
выполненной были сделаны следующие
выводы. В своей деятельности римские
юристы превосходно сочетали теорию
и практику, отлично знали запросы
жизни, правовые ситуации и конфликты,
обусловленные всепроникающими
воздействиями частной
Разработанные юристами формулы и определения достигли уровня искусства. Четкость, лаконизм, афористичность правовых понятий поражали современников. Римские юристы относились к своей деятельности как к своего рода искусству. В отличии от ораторов, выступавших в судах за вознаграждение, юрисконсульты Рима давали консультации бесплатно, их удовлетворяли слава, популярность, влияние, которое они приобретали в результате своей деятельности.
Из большого
числа известных юристов
Сочинения римских юристов стали важной частью кодификации Юстиниана (Corpus juris civilis), которая включала:
1) Институции,
т. е. освещение основ
2) Дигесты
(или Пандекты), т. е. собрание
отрывков из сочинений 38 римских
юристов (от I в. до н. э. - по IV
в. н. э.), причем извлечения
из работ пяти знаменитых
3) Кодекс
Юстиниана (собрание
Деятельность римских юристов была по преимуществу направлена на удовлетворение нужд правовой практики и приспособление действующих норм права к изменяющимся потребностям правового общения. Вместе с тем в своих комментариях и ответах по конкретным делам, а также в сочинениях учебного профиля (институции и т. д.) они разрабатывали и целый ряд общетеоретических положений. Важным достижением римской юридической мысли является Деление права на публичное и частное.
Список использованных источников и литературы