Депортация Калмыцкого народа

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 16:21, реферат

Описание работы

Война… Какое это страшное слово! Сколько страданий и боли принесла она нашему народу. Шестьдесят три года назад отгремели залпы Победы. Но не поблекли, не стерлись в памяти, не позабылись эти четыре героических года.

Работа содержит 1 файл

Депортация.doc

— 647.00 Кб (Скачать)

 

Введение

 

 

 

       Война… Какое это страшное слово! Сколько страданий и боли принесла она нашему народу. Шестьдесят три года назад отгремели залпы Победы. Но не поблекли, не стерлись в памяти, не позабылись эти четыре героических года.

       Война продолжает жить в судьбах людей, вынесших на своих плечах все  ее тяготы и лишения, в их воспоминаниях,  во всем, к чему прикоснулась она.  Память о  подвиге народа запечатлена в книгах, фильмах и обелисках. 

       В нашей стране  нет семьи, которую не затронула бы Великая Отечественная война. Свой глубокий след оставила она и в памяти всех моих родственников. Самая глубокая рана  нашей семье была нанесена во время депортации калмыцкого народа.

 

 

 

 

Цель работы: рассказать о судьбе моей семьи в годы депортации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Это страшный приказ

 

 

 

                                                                                              Совершенно секретно

Москва. Кремль

27 декабря  1943г.

 

Постановление.

По  Указу Президиума Верховного Совета СССР

от 27 декабря 1943 года все калмыки, как изменники

  и предатели,  выселяются в  Сибирь, а Калмыцкая 

автономная  республика отныне ликвидируется.

Места выселения:

Алтайский край – 25 тысяч человек;

Новосибирская область – 25 тысяч человек;

Красноярский  край – 25 тысяч человек;

Омская  область – 25 тысяч человек.

                                                        Молотов

 

 

       Холодный  день 28 декабря 1943 года каждый  калмык – и стар и млад  – запомнил на всю жизнь.  Всех жителей нашего села посадили в крытые грузовики и привезли на железнодорожную станцию города Астрахани.. Дальше путь калмыков продолжался в товарных вагонах в далекие неизвестные края. Люди не могли понять: куда их везут? Не находили ответа на вопрос: зачем калмыков оторвали от родной земли? Ведь работали, не жалея сил для Победы.

 

         Степь опустела – изгнаны калмыки

   И обезлюдел  Северный Кавказ.

Балкарец, карачаевец, ингуш,

                 Калмык, чеченец, немец из Поволжья  – 

          За что вам кара? Кара – и  не божья.

               За что вас гнали на погибель в глушь?

                                                                      Д.Н. Кугультинов.

 

 

 

 

 

                      

Ким Ольдаев  «В Сибирь»

 

 

О моей бабушке

 

 

        Снег, голод, потери родных, комендатура, слезы обиды – это в судьбе каждого, кому чуть более или менее семидесяти лет. Одной из них и является моя бабушка. Ее зовут Зинаида Андреевна. У нее красивое калмыцкое имя - Инҗа.

       Каждый год 28 декабря, пряча застывшие в глазах слезы, моя бабушка зажигает маленькую лампадку в честь родных, которые остались в далекой холодной Сибири. Она молится, она вспоминает всех и обо всем.  Эти горькие незабываемые воспоминания из тех, что остаются в сердце надолго и передаются, как семейная реликвия, из поколения в поколение. Рассказывая о депортации, моя бабушка не может сдержать слез.

       В  то время моей бабушке было 15 лет. В их семье было пятеро  детей. Сколько лет назад все  это было, но бабушка помнит  все: лай собаки, не подпускающей  к дому солдат, железнодорожную станцию, куда их привезли, товарные вагоны, на которых возили скот. Многие впервые увидели железную печку «буржуйку» посреди красного товарного вагона. Топить ее надо было дровами, углем. А степняки прежде с углем дела не имели, они всю жизнь топили кизяком. По мнению бабушки, им очень повезло. Мужчины, ехавшие в вагоне, где она была с семьей, стали учиться разжигать уголь. Во время остановок они подбирали шпалы, доски, словом все, что можно было распилить на дрова. Благодаря мужчинам, печь в их вагоне топилась постоянно. А большинство калмыков, которые не могли пользоваться углем, замерзали. В пути почти на каждой станции из каждого вагона сгружали мертвецов- стариков, детей, взрослых, тех, кто не смог перенести холод, голод, болезни. 

        Семья бабушки была выслана в Красноярский край в село Инджур. Удивительное совпадение. Ее калмыцкое имя звучало очень похоже с названием этого сибирского села.

 

                                 п. Инджур Красноярского края                                      Жили они в бараках.Родители работали на рубке леса. По воспоминаниям бабушки, ее мама, как и все молодые женщины, пилила вручную мерзлые деревья. Все время в наклонном положении, работали по колено или по пояс в снегу. Норма на лесоповале была двенадцать кубометров дров, а норма хлеба- 600 граммов, и выдавали только в том случае, если была выполнена норма лесозаготовки. Если нормы нет, то хлеба не давали. Заставляли выполнять норму под страхом голодной смерти.

   

 

                    В.Павлов «На лесоповале»

 

 

      Вся забота о младших сестрах и братьях легла на хрупкие плечи бабушки.                                                                 Она была  старшим ребенком в семье. Но несмотря на все ее заботы суровый климат, голод, сломили маленьких детей. Не выдержало также и здоровье папы. В этом селе навеки остались ее родные: папа, два брата и две сестры.

 

          Шли годы. Зина повзрослела. Вскоре встретила свою вторую половинку. Это был мой дедушка. Его звали Хараев Василий Сарангович. Он родился в поселке Калм Базар Астраханской области. Моего прадеда звали Саранг, а прабабушку- Цаган. Мой прадед был членом партии с 1921 года. В годы депортации семья дедушки попала в райцентр Сухобузимский Красноярского края. В первую зиму 1944 года, не выдержав трудных условий жизни, умерли мои прабабушка и прадед. Так, в 1944 году началась трудовая жизнь моего дедушки, несмотря на то, что он был ребенком. Он был рабочим конторы «Заготскот».

       Я никогда не  забуду горькие воспоминания  дедушки про то, как их поезд проходил по железнодорожному мосту через Волгу. Все боялись, как бы он не рухнул, так как считали, что их поезд- первый, пробный. Люди бросали монеты, молились. Это было ничто, по сравнению с тем, что их ожидало впереди- в далекой, суровой Сибири. Но мой дедушка благодарен судьбе за то, что она свела его с моей бабушкой. Об этом периоде ссылки у них светлые воспоминания. Там родилось двое детей. Им дали русские имена: Коля и Валя.

      Бабушка с теплотой вспоминает русскую семью Демкиных. В трудное время они протянули им руку помощи.

«Я знаю, мой народ

В лесах Сибири

Друзей нашел

И вновь душой окреп.

Средь лучших русских,

Средь щедрейших в мире,

Деливших с нами

И судьбу, и хлеб»

              Д.Н.Кугультинов

 

         Известие о том, что калмыкам  разрешено вернуться на родину, было настоящим счастьем. Тринадцать лет мечтали они о своей родной степи, не забывали ее, мечтали вернуться. Вернуться на родину означало, что народ оправдали, что его не сломили. Калмыки прошли через  ад ссылки, потеряв половину своих родных, все же выстояли, выжили. И теперь гордо говорили, что возвращаются домой.

         Бабушка и ее родные вернулись в родное село Бурҗ. После возвращения на родину, бабушка не забыла добрых сибиряков. Каждое лето бабушка вязала теплые, шерстяные носки и варежки и посылала их своим друзьям. В ответ семья Демкиных присылала посылку с вареньями из различных ягод, лекарственные травы, различные пряности.

         Бабушка всегда изумлялась умению  Насти (так звали ее русскую  подружку) аккуратно, прочно укладывать стеклянные банки, что они доставлялись целехонькими. Они переписывались долго. Это была теплая, искренняя переписка, жаль, что с годами общение с помощью писем прекратилось.

        На родине бабушка и дедушка  слыли знатными чабанами. Но самое ценное их богатство и гордость – это семеро детей. Они воспитали порядочных и достойных граждан своей страны.

        Лишь десятилетия спустя была  наконец-то дана справедливая  оценка этому акту в Декларации  Верховного Совета СССР «О  признании незаконными и преступными репрессивных актов против народов, подвергшихся насильственному переселению, и обеспечении их прав», принятой в ноябре 1989 года, в постановлении второго Съезда народных депутатов России «О жертвах политических репрессий в РСФСР» (1990 г.) И в Законе РСФСР «О реабилитации репрессированных народов» от 22 апреля 1991 года.

 

Сейчас моей бабушке  восемьдесят лет. Она живет в  Элисте на радость своим детям, внукам и правнукам. Это счастье, что  мы  имеем возможность слышать  голос любимой бабушки, которая каждое утро, перебирая четки, нашептывает слова молитвы «Ом мани падме хум!»

        Ее судьба по-своему  интересна,  необыкновенна, как и судьба  моего дедушки по отцовской  линии.

 

 

 

Моя бабушка  возле вагона, находящегося у памятника  «Исход и Возвращение» Э. Неизвестного в г. Элиста

 

                                        

Я и моя бабушка  у мемориальной плиты в г. Элиста

 

Бабушка молится  у памятника «Исход и Возвращение»

 

                                           О моем дедушке

 

                                              

Моего ааву(дедушку) звали Очиров Петр Эрдниевич. Он 1916 года рождения. Мой дедушка родом из поселка Пришиб Астраханской области. Он участвовал в двух войнах. Мой аава воевал в 1939 году в Монголии против Квантунской армии. Он участвовал в битве за Халхин- Гол. Мой дедушка также ветеран Великой Отечественной войны. В составе 110 кавалерийской дивизии он участвовал в боях под Ростовом-на –Дону. Как и все солдаты – калмыки, мой аава был снят с фронта и отправлен на строительство Широклага.

 

       «Там, где-то на Среднем Урале,

                                           Местечко Широково есть.

      Как  рабство калмыки познали, 

            В их судьбах мы можем прочесть,

 Согнали их всех  на работы,

      Обманом  в концлагерь лесной.

Как будто калмыцкие  роты

       Отправят  в решительный бой…

                       Концлагерь был новый, «штандартный»,

  С охранкой, со  сворой собак, 

                Труд рабский, тяжелый, бесплатный,

Похуже тюрьмы Широклаг

                                                                 А.Л. Дагаев.

     Дедушка попал в строительный батальон. Возил на тачках грунт, щебень, ломал кирпичи. Кормили их очень плохо. Это суп-баланда, если в нем попадались один-два обрезка картошины, это было хорошо, и кусочек хлеба. Территория была обнесена колючей проволокой. Тяжелая, изнурительная физическая работа, лагерный паек довели дедушку до истощения. Его, как умирающего, истощенного списали со строительства Широклага. Но он выжил, поехал в поисках родных в Алтайский край в Усть-Калманский район. Там же, в селе Буранное, он встретил молодую девушку, мою бабушку. Ее звали Булгун Бютциновна. Она 1921 года рождения. Они родили двух дочерей: Екатерину и Марию.

     Два брата  моего дедушки: Очиров Иван  и Очиров Мухар погибли в битве при обороне Сталинграда. Оба захоронены на Мамаевом кургане. Когда моему папе было 10 лет, дедушка возил его в Волгоград и показывал их места захоронения.    

         Мой дедушка прошел через все тяготы, выстоял, выжил и вернулся на родину в поселок Юста. Мой аава работал строителем. Именно его руками были построены школа, больница, многие дома. Он радовался тому,  как растет и хорошеет его родной совхоз. Такие люди, как мой аава,  подарили нам мирное небо.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

 

Две судьбы: судьба моей бабушки и судьба моего аавы. Они разные и в то же время очень схожи. Их объединяет родной край, труд на благо родины, война и горькие годы депортации.

       «Тринадцать  лет, тринадцать дней…» - это пора  величайших испытаний, невероятного драматизма и беспримерного героизма калмыцкого народа. Мы, молодое поколение, должны всегда помнить об этом. Ведь сегодня, в мирное время, на Земле не так спокойно, как кажется. Только недавно прогремела война в Чеченской Республике. Мой папа, Очиров Юрий Петрович, подполковник внутренней службы МВД России, был дважды в этой горячей точке. Правда, он об этом не любит говорить.

        Да разве мы забудем Беслан, судьбу таких же детей, наших  ровесников из Северной Осетии! Такое не забудется никогда!

Информация о работе Депортация Калмыцкого народа