Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 14:20, реферат
Знаменательным в истории становления финансовой системы России стал 1802г., когда манифестом Александра I было создано Министерство финансов. На министра финансов возлагалась обязанность управления государственными доходами и расходами.
Министерство финансов контролировало все источники доходов, Государственное казначейство занималось всеми расходами, а Государственный контролер должен был проводить ревизии всех расчетов. С начала 1820-х гг. Государственное казначейство было включено в Министерство финансов на правах департамента.
Введение…………………………………………………………………………3-4
Денежная реформа Е.Ф. Канкрина. Либеральные реформы
Александра II………………………………………………………....................4-9
2. Реформаторская деятельность М. X. Рейтерна - Н. X. Бунге -
И.А. Вышнеградского - С.Ю. Витте………………………………………….9-13
2.1 Реформы М.Х. Рейтерна……………………………………………….13-15
2.2 Реформы Н.Х. Бунге…………………………………………………...15-19
2.3 Реформы И.А. Вышнеградского………………………………………19-21
2.4 Реформы С.Ю. Витте………………………………………..................21-26
Заключение…………………………………………………………………...27-29
Список использованной литературы………………………………..………….30
Но в целом финансовая политика правительства оставалась сословно-направленной. Податное население по-прежнему несло основную тяжесть налогов и различных сборов. Для крестьян с 1124г. сохранялась подушная подать, для мещан, т.е. городского сословия, она с 1863г. была заменена налогом на недвижимое имущество. Освобожденные от крепостной зависимости крестьяне должны были еще и выплачивать выкупные платежи.
Четверть
государственных доходов
Половина
расходов госбюджета направлялась на
содержание армии и аппарата управления,
около 35% - на погашение процентов
по государственным долгам, субсидии
промышленникам и помещикам. Только
одну десятую часть составляли расходы
на образование, медицину, социальное
призрение.
бюджет2.
Реформаторская деятельность
М. X. Рейтерна - Н. X. Бунге
- И.А. Вышнеградского -
С.Ю. Витте
Отмена крепостного права и проведение промышленной революции поставили на повестку дня задачу дальнейшего реформирования финансовой системы, преобразование всей системы кредитно-денежных отношений в России.
Успешная
деятельность Министерства финансов создала
условия для организации
Определенную роль в его создании сыграл Государственный контролер В.В. Татаринов, изучавший финансовое дело в европейских странах в 1850-е гг. Много лет его деятельность направлял М. X. Рейтерн, занявший в 1862г. пост министра финансов.
Реформирование банковского дела началось указами Александра II от 2 декабря 1859г. и от 31 мая, 10 июня 1960г. В соответствии с этими документами были ликвидированы все государственные кредитные учреждения, прекращен прием вкладов в Заемный и Государственный Коммерческий банки.6
31 мая 1860г. был утвержден устав Государственного банка Российской империи. Уставный капитал был определен в 15 млн. руб. из фондов ликвидированных Заемного и Коммерческих банков, а также Сохранной казны и приказов общественного призрения. Миллион рублей был отчислен из казны в резервный капитал Государственного банка. Министерству финансов предписывалось открыть сеть банковских контор в городах, игравшую важную роль во внутренней торговле и промышленности. Вклады направлялись на срочные, бессрочные и текущие счета. По бессрочным вкладам выплачивалось 3%, по срочным, которые принимались до 5 лет, начислялись 4% и до 10 лет - 4,5%. Платежи для физических лиц, а также для юридических - торговых домов и обществ - производились банком бесплатно, а переводы денег в другие города осуществлялись по льготному тарифу.
Постепенно определился круг основных операций Госбанка:
♦ краткосрочное кредитование предприятий и организаций основных отраслей экономики;
♦ учет векселей;
♦ выдача ссуд под залог недвижимости, государственных бумаг, акций и облигаций частных обществ;
♦ покупка и продажа золота и серебра, русских и иностранных векселей и чеков;
♦ прием денежных вкладов от населения, т.е. выполнение функций сберкасс;
♦ осуществление денежной эмиссии.7
Однако
Государственный банк в первые годы
своей деятельности не играл активной
роли в торгово-промышленной жизни
страны. Под влиянием либеральных
реформ популярными в обществе стали
идеи предпринимательства, экономическим
злом считалось вмешательство
Огромную
работу по поручению правительства
в целях поддержания
Расширялись постепенно коммерческие операции Государственного банка. Если в 1861г. новые вклады срочные и бессрочные составили 62,3 млн.руб., то в 1875г. - уже 255,7 млн.руб.
Главными клиентами Госбанка к 1874г. по вкладным операциям стали промышленники и биржевики, т.е. торгово-промышленная буржуазия все чаще имела дело не только с частными коммерческими банками.
Постоянно росли операции с ценными бумагами, Государственный банк принимал участие в выпуске кредитных билетов, размене их на более мелкую монету и т.д. В 1868г. было куплено золотой монеты и слитков на сумму 67,4 млн. руб. Согласно мнению профессора В.Д. Мехрякова, это было первым мероприятием на пути к денежной реформе, завершить которую выпало на долю С.Ю. Витте.
Вместо
того чтобы развивать коммерческие
операции, Госбанку приходилось затрачивать
средства на покрытие долгов старых казенных
кредитных учреждений, восприемником
которых являлся Госбанк. С 1860 по
1890-е гг. Государственный банк занимался
преимущественно операциями, связанными
с ликвидацией внутреннего
Накопленный в эти годы опыт работы помог Государственному банку России в 1890-е - 1914-й гг. занять достойное место в системе рыночной экономики страны. Государственный банк продолжал играть для акционерных банков роль резерва, откуда они по мере необходимости заимствовали денежные средства.
Положение Госбанка было противоречивым с точки зрения юридического статуса и фактической деятельности. Де-юре он не являлся Центральным банком страны, так как находился в прямом подчинении министра финансов; де-факто был монополистом в деле эмиссии кредитных билетов и выполнял ряд иных функций, напоминая Центробанки европейских стран и, стремясь, стать "банком банков".8
Таким
образом, заняв определенное место
в системе рыночной инфраструктуры
страны, Государственный банк в подлинном
смысле не стал к 1917г. главным банком России,
что объяснялось недостаточной зрелостью
всей национальной кредитно-банковской
системы.
2.1
Реформы М.Х. Рейтерна
Заметную роль в реформировании в целом финансовой системы во второй половине XIX в. сыграл Михаил Христофорович Рейтерн (1820-1890гг.), назначенный в 1862г. министром финансов и проработавший на этом посту до 1879 г. Ему принадлежит известное выражение: "Банки не создают капиталов. Они могут только служить посредниками между лицами, сберегающими капитал, и теми, которые желают занять сбережения других".
Важнейшей стороной его деятельности была реформа сберегательного дела в России (1862г). Еще 12 ноября (30 октября) 1841г. Николаем I был подписан указ об учреждении в России сберегательных касс. Первые из них начали действовать при Московской и Санкт-Петербургской сохранных кассах. М.X. Рейтерн в соответствии с указом императора превратил сберегательные кассы в важнейший элемент государственного кредита. Был издан новый устав сберегательных касс, а в 1865г. образованы и начали функционировать ссудо-сберегательные товарищества. Они находились в ведении Государственного банка, что укрепило его статус.9
Исходя из примерного устава каждый вступающий в товарищество должен был иметь не менее одного пая в размере около 50 руб. Кредит пайщику предоставлялся в объеме не свыше полуторного размера его паев. Можно заключить, что пайщиками могли стать лишь наиболее обеспеченные крестьяне и кустари-ремесленники, занимавшиеся предпринимательством. За 10 лет, с 1865 по 1875г., было образовано в стране 729 товариществ с числом 183тыс. человек, паевой капитал этих объединений составлял почти 5 млн. руб., вклады населения достигли 3,1млн.; займы 3,4млн.; ссуды 11,2 млн. руб.
Ссудо-сберегательные товарищества при М.X. Рейтерне не превратились в важный элемент рыночной инфраструктуры России. Объединив представителей средних слоев страны, они содействовали использованию их капиталов, знаний и энергии для развития предпринимательства.
М.X. Рейтерн предпринял ряд мер для упорядочивания бюджета Российской империи, стабилизации курса рубля и увеличения разменного фонда. Им проводилась политика государственного поощрения деятельности в 1860-.1870-е гг. обширной сети коммерческих банков, в том числе Первого Акционерного Коммерческого банка в Петербурге, их функционирование стало фактором развития внутреннего кредита и становления рыночной экономики свободной конкуренции.
Задолго до образования в 1880-х гг. Дворянского и Крестьянского поземельных государственных банков (как филиалов Государственного банка России) коммерческие банки накопили опыт работы с ипотеками. В 1860 - начале 1880-х гг. появилось 11 акционерных земельных банков Объем выданных ими ипотечных земельных ссуд за 10 лет с 1867 по 1877г., вырос более чем в 4 раза - с 99,6 до 415 млн. руб.
При содействии М.X. Рейтерна правительство поощряло учреждение частных банков, с этой целью освободило их от всех налогов, кроме гильдейских повинностей.
Стихийный рост банков привел к жесткой конкуренции за клиентов и вкладчиков с обществами взаимного кредита. Правительственным законом 1872г, ужесточались условия их учреждения, в том числе определили, что внесенный акционерный капитал должен составлять не менее 500 тыс.руб.
После
учреждения 49-го банка (1873г) численность
их долго не возрастала. Крах некоторых
из них совпал с застоем в промышленности
и торговле, к тому же недостаточный был
еще опыт их работы.
2.2
Реформы Н.Х. Бунге
Виднейшим реформатором России в конце XIX в. был и Николай Христианович Бунге (1823-1895гг.) - министр финансов Российской империи с 1881 по 1886г., председатель Комитета министров в 1887-1895гг.
В 1850г. он защитил докторскую диссертацию на тему "Теория кредита". Таким образом, будущий министр финансов был одним из крупнейших специалистов страны в области юриспруденции и теории кредита.10
В
сокровищницу мировой экономической
мысли вошли теоретические
Начать деятельность на посту министра финансов ему пришлось в условиях трудного финансового положения страны. Бюджет 1881г. был сведен с дефицитом в 50млн.рублей. Сумма государственного долга составила 6 млрд. рублей. Средняя цена рубля достигла 65,8 коп. золотом, был неблагоприятным платежный баланс. Положение усугубилось неурожаями 1884 и 1885гг. На заграничных биржах, особенно в Берлине, замечены были спекуляции с российскими ценными бумагами и кредитными рублями.
С 1881 г. Н.X. Бунге предпринимает меры на государственном уровне по подготовке крупномасштабной денежной реформы. Необходимость осуществления ряда мер с целью оздоровления финансового положения страны он обосновал (1883г.) в докладах и записках Александру III:
а) обеспечить правильный рост промышленности в условиях покровительства (протекционизма) со стороны государства;
б) укрепить кредитные отношения под руководством правительства, удешевив кредит;
в) направить кредит в сферы производства, не ставшими особенно привлекательными для частной предприимчивости;
г) преобразовать систему налогов;
д) добиться превышения доходов над расходами в государстве, "соблюдая разумную бережливость во всех отраслях управления".11
Достижение
бездефицитного бюджета сдерживалось
значительными расходами на срочные
погашения государственных