Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 23:48, курсовая работа
По мнению многих историков, наиболее ярким примером проведения целого комплекса государственных реформ за сравнительно небольшой отрезок времени, являются реформы Петра I, позволившие России за какую – то четверть века из отсталой в культурном, экономическом и военном отношении страны превратиться в одно из ведущих европейских государств.
Идея служения государству, в которую глубоко уверовал Петр I и которой он подчинил свою деятельность, была сутью его жизни, пронизывала все его начинания. До самой своей смерти Петр продолжал служение Российскому государству (началом этой службы он считал 1695 год).
Введение………………………………………………………………………….2
1. Предпосылки реформ Петра I……………………………………………......6
2. Содержание финансовой реформы……………………………………........11
2.1 Денежная реформа………………………………………………………11
2.2 Изменения в экономическом управлении: монополизация, и создание новых финансовых органов…………………………….………….…....15
3. Реформа налоговой системы…………………………………………….......24
3.1 Особенности системы налогообложения в петровской России……...24
3.2 Податная реформа Петра и ее значение для налогового управления…………………………………………………………….…25
3.3 Реформа городского обложения……………………………………….37
Заключение………………………………………………………………..…….40
Источники и литература…………………………………………………….....
Автор не ограничивается предложением ввести «ерлыки» только для крестьян. Он видит систему паспортов-пропусков всеобщей, распространяемой и на другие категории населения. Купцы должны были иметь документы, в которых отмечался не только путь их следования, но и товары, которые везли с собой. «Також, — пишет автор, — и всяких чипов людем давать подорожные за таковыми ж гербами, в чем болыни вси в верности сим могут утвердиться и за сроки в отпусках своих жить нигде больше не станут, по коим всяк везде тем изобличен будет»27.
Предписание Плаката о паспортах имело огромное значение для народного хозяйства. С помощью паспортной системы правительство могло контролировать продвижение населения, ограничивать его во временных и пространственных рамках, оказывать влияние на особенности формирования рабочей силы на предприятиях.28
Введение паспортов в 1724—1725 гг. привело в отдельных случаях к перебоям в снабжении строек рабочей силой.
Жесткий порядок, введенный Плакатом, разумеется, не устраивал многих как из числа отходников, так и из числа работодателей. Одним из способов обойти закон было предъявление фальшивых паспортов. К 1726 г. обнаружилось такое количество подделок, что правительство решило перейти на паспорта, изготовленные типографским способом. Однако вскоре дело застопорилось. После вывода полков из уездов и передачи сбора налогов губернаторам и воеводам в их же руки была передана и выдача паспортов. Это в свою очередь привело к новым трудностям. Как писали авторы доношения в Сенат, «ежели обширной уезд, например Московской, Новгородской и Нижегородской и иные многие тому подобный, ис такова уезду несвободны в другой уезд в наймах ехать или для работы итти, покамест не получат от воеводы пашпорта, а к воеводе в город итти верст по сту и по двести, то он прежде, нежели работою своею на оплату податей что достанет, последнее свое дорогою исхарчит». Кроме того, придя в город «просители в городах за пашпортами волочатся». Правительство признало доводы авторов до ношения вескими, и в 1728 г. было принято, решение ограничиться «письменными» паспортами, заверенными приказчиком или помещиком.
Лишь в 1731 г., когда армия возвратилась в уезды, была введена вновь система «печатных» паспортов. Тех, кто появлялся с «письменными», было приказано, «не пропуская, ловить и отсылать на прежние жилища».
Наконец, возвращаясь к Плакату как документу, регулирующему полицейские функции армии, нужно затронуть вопрос о переводе крестьян. Система прикрепления крестьян в местах приписки в оклад подати оказывалась в некотором противоречии с, практикой, когда помещики свободно распоряжались своими крестьянами, могли продать крепостного без земли в другой уезд перевести в свое поместье, расположенное в другом районе. Разрабатывая Плакат и другие документы, правительство стремилось учесть и это обстоятельство. 31 августа 1723 г. Сенат приговорил, «чтоб душ по расположению полков из полку в полк бес челобитья и указу не переводить»29 В Плакате эта идея была развита. Он устанавливает порядок, при котором помещик мог перевести крестьянина, лишь подав об этом челобитную и представив обязательство о платеже за него денег по-прежнему в местах «положения» в оклад на полк (ч. I, п. 17).
Подводя итоги, мы можем
Произведена была перепись податного населения, вычислен расход по содержанию армии, и разложен по душам. Переписи подлежали крестьяне всех категорий (помещичьи, вотчинные, черносошные на государственных землях, дворцовые, монастырские), холопы и так называемые «гулящие» люди, до сих пор не платившие никаких податей и повинностей, жившие за чужим «хребтом» («захребетники», «подсуседники») или просто бродившие с места на место. Под страхом наказания (ссылка на галеры) «гулящие» обязаны были записаться в ревизские сказки и превратиться в солдат и в крепостных30.
Ответственность за исправный взнос податей возложен был на помещика: правительство требовало денег с него, а не с крестьян. Эта мера оказала громадное влияние на дальнейшую судьбу крестьянства: она поставила плательщика в полную зависимость от помещика и привела к тому, что помещик сделался бесконтрольным хозяином и настоящим владыкой над своими крестьянами.
Прикрепление крестьян при Петре, как сурово оно не проводилось в жизнь, каким тяжёлым гнётом не легло на население, не имело ничего общего с тем положением, какое сложилось для них со второй половины ХVШ в31. и продолжалось вплоть до уничтожения крепостного права (1861). Прикрепляя крестьян, Пётр совсем не имел в виду превращать их в помещичьих крепостных, в рабов: в податном классе он видел такой служивый класс, каким были и другие сословия: дворянское, городское; прикрепление совершалось во имя соображений государственных, отнюдь не частных, не классовых: крепостное состояние было лишь формой служения своему помещику с тем, чтобы дать ему самому возможность отправлять свою службу, так что перестанет служить помещик, должны быть освобождены от обязанностей к нему и крестьяне. Этот взгляд глубоко вкоренился в народное сознание, и когда впоследствии помещики-дворяне стали
действительно освобождаться от военной повинности, то крестьяне с полным основанием требовали, чтобы освободили и их – не от рекрутчины, а от крепостничества.
Подушная подать принесла государству в 1724г. более половины государственного бюджета, но она же и отразилась на жизни населения тяжелее всего. По указу 1723г. холопы облагались государственными налогами наравне с крепостными крестьянами сливаясь, таким образом, вместе с ними в единое сословие, податный класс. Даже городская реформа 1718г. вследствие которой появились относительно зависимые городские магистры, городские гильдии с их выборными, независимыми от властей представительствами имела целью создать надёжное тяглое сословие, поставщиков казны.
Сама новая сословная структура податного населения, и жёсткая регламентация прав и обязанностей каждого сословия, и ограничения территориальных, а так же социальных перемещений увеличивали шансы правительства при взимании платежей. При Петре податные тяготы утроились, а население за время его царствования сократилось на 20%.
Податная реформа здорово помогла России в изыскании денег в бюджет страны, но легла тяжелым бременем на податный класс в основном на крестьянство.
3.3. Реформа городского обложения.
Ещё предшественниками Петра I была проведена финансовая реформа 1679-1681 годов, по которому плательщики-горожане были связаны круговой ответственностью за сбор налогов, а сам их сбор был возложен на выборных из числа горожан. В 1681 году была проведена неудачная попытка привлечь высшее московское купечество к ответственности за полноту казённых платежей во всём государстве. Причиной тому было желание московского правительства поручить сбор городских налогов гостям и людям гостиной и суконной сотен, которые могли бы ответить за недобор своим имуществом.
Указом 1 марта 1698 года Пётр I подтвердил указы своих предшественников на право городов собирать стрелецкие (т.е. деньги, собираемые с городского населения) и оброчные деньги выборными земскими старостами, волостными судьями и целовальниками, состоявшими в земских избах, в обход воевод и приказных людей. Делалось это для того, чтобы воеводы и приказные люди не злоупотребляли своим положением и не занимались дополнительными сборами с городского населения. Однако городское население, согласившееся на введение новых учреждений, вынуждено было платить государству окладные сборы в двойном размере. В дальнейшем, увидя нежелание горожан к самоуправлению, вызванное высокими сборами, правительство отменило двойные оклады, но реформа была объявлена обязательной во всех городах.
Тогда же, в 1698 году, Пётр переименовал земских старост в земских бурмистров, а таможенных и кабацких верных голов – в таможенных и кабацких бурмистров. В Москве была учреждена Бурмистерская палата. С 17 ноября 1699 года она была переименована в Ратушу.
Ратуша состояла из выборных от московских купцов и была подчинена Большой казне. Ратуше, в свою очередь, подчинялись земские бурмистры всех городов. Обязанностью земских бурмистров было наблюдение за сборами и оброчными статьями в городах и уездах, они также посылали подчинённых им таможенных и кабацких бурмистров для отчётности в Москву. В ведение Ратуши были переведены все сборы, которые собирались с 1681 года.
Учреждение Ратуши значительно изменило устройство приказного хозяйства. Большая казна потеряла главный источник своего дохода – таможенные и кабацкие сборы, и вся её деятельность с тех пор была сосредоточена на перечеканке иностранной монеты. Старинные четверти – устюжская, костромская, владимирская и галицкая – прекратили своё существование, потому что подведомственные им ранее сборы с городов были переданы Ратуше, которой после упразднения воевод и поручения управления и суда бурмистрам также отошло управление и суд в городе. Другие приказы, например Посольский приказ, лишились собственного дохода, хотя и продолжали существовать: деньги на своё содержание большинство приказов стало получать из Ратуши.
Все эти преобразования, однако, не создали нового источника доходов, а ведь это и было главной причиной проведения реформы в сфере городского обложения. Тем не менее, правительство получило гарантию поступления прямых налогов, причём их взимание не требовало никаких затрат. Постепенно Ратуша, сосредоточившая в своих руках главные сборы, таможенный и кабацкий, оказалась не в состоянии полностью содержать армию и флот, численность которых с каждым годом увеличивалась. Не была полностью решена проблема, связанная с дополнительными сборами с населения. Если раньше этим занимались воеводы и приказные люди, используя эти деньги в личных целях, то теперь ими стали земские бурмистры. Даже после введения прибыльщиков, которые должны были следить за сборами в городе, отдельные поборы сохранялись.
В
эпоху правления Петра I в сфере
налогообложения произошли
1.
Подворное налогообложение
2.
Введены новые виды
3.
Существенному реформированию
4.
Широкое распространение
В петровские времена появились довольно странные налоги, которые до сих пор не имеют аналогов мире. Облагались не только угодья и промыслы, но и религиозные верования. Облагалась даже совесть. Так, например, раскол терпелся, но оплачивался двойным окладом подати, как своего рода роскошь. Так же оплачивались борода и усы, с которыми древнерусский человек связывал представление об образе и подобии Божьем.
Пополнился и список старинных русских казенных монополий. Так к прежним сборам на смолу, поташу, ревень, клей, прибавились «акцизы» на соль, табак, деготь, рыбий жир и дубовые гробы.
Хозяйственный
рост существенно замедлился с началом
Северной войны, и последующие два десятилетия
прошли в напряженных, разорительных для
хозяйства и, в конечном итоге, малоуспешных
поисках выхода из финансового кризиса.
Хотя в последние годы Северной войны
была воссоздана централизованная система
управления финансами и преобразован
местный административный аппарат, только
в самом конце правления Петра с введением
подушной подати финансы России получили
прочное основание. Когда крестьянин перестал
быть прикреплен к какой-либо податной
единице, «сохе» или «двору», была ликвидирована
причина сокращения крестьянином запашки.
Посевные площади в освоенных районах
стали увеличиваться, а с ними и благосостояние,
и численность населения. Таким образом,
хозяйственный рост главная цель финансовой
реформы, был достигнут.
Заключение
Подводя итоги Петровских преобразований, прежде всего, следует сказать, что современники Петра І, да и в настоящее время историки, политики и простые граждане оценивают их далеко не однозначно. Многое об этом было написано в этой работе, в том числе и о податной реформе Петра. Однако ввиду огромной значимости реформ необходимо подвести итог, дать общую оценку реформам, в том числе и самой личности Петра І.
С одной стороны, Петр I поднял Россию, вывел ее на мировой уровень, превратил ее в великую европейскую державу. Его реформы имели очень много положительных сторон для России. Но нельзя не отметить и отрицательные стороны. Обзор мероприятий Петра, проводимых в области финансово-налоговой политики, дает ясный ответ на вопрос, за счет кого же были достигнуты эти финансовые успехи. Они были достигнуты за счет наиболее обездоленных масс многомиллионного крепостного крестьянства и низов посада, по существу городской бедноты. В области финансово-налоговой политики Петра наиболее ярко сказался классовый характер его деятельности.