День народного единства

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 12:00, доклад

Описание работы

В феврале 1995 года был принят Федеральный закон Российской Федерации «О днях воинской славы (победных днях) России», где был установлен перечень этих дат. Днями воинской славы России являются дни побед русского оружия, сыгравших решающую роль в истории России.

Работа содержит 1 файл

Преодоление смуты.docx

— 28.42 Кб (Скачать)

МОУ «СОШ» ….. 
 
 
 
 
 
 
 

ДОКЛАД

Тема: День народного единства 
 
 
 
 
 
 
 

Подготовил:  

Проверил:  

Введение

В феврале 1995 года был принят Федеральный закон  Российской Федерации «О днях воинской славы (победных днях) России», где был  установлен перечень этих дат. Днями  воинской славы России являются дни  побед русского оружия, сыгравших  решающую роль в истории России.

В Российской Федерации установлены следующие  дни воинской славы России (с изменениями  на 29 ноября 2010 года):

  • 27 января — День снятия блокады города Ленинграда (1944 год);
  • 2 февраля — День разгрома советскими войсками немецких войск в Сталинградской битве (1943 год);
  • 23 февраля День защитника Отечества;
  • 18 апреля — День победы русских воинов князя Александра Невского над немецкими рыцарями на Чудском озере (Ледовое побоище, 1242 год; на самом деле произошло 12 апреля по новому стилю или 5 апреля по старому);
  • 9 мая — День Победы советского народа в Великой Отечественной войне (1945 год; но акт о безоговорочной капитуляции Германии во Второй мировой войне был подписан 8 мая в Берлине);
  • 10 июля — День победы русской армии под командованием Петра Первого над шведами в Полтавском сражении (1709 год; на самом деле произошло 8 июля);
  • 9 августа — День победы в Гангутском сражении — первой в российской истории морской победы русского флота под командованием Петра Первого над шведами у мыса Гангут (1714 год; на самом деле произошло 7 августа);
  • 23 августа — День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Курской битве (1943 год);
  • 8 сентября — День Бородинского сражения русской армии под командованием М. И. Кутузова с французской армией (1812 год; на самом деле произошло 7 сентября);
  • 11 сентября — День победы русской эскадры под командованием Ф. Ф. Ушакова над турецкой эскадрой у мыса Тендра (1790 год; на самом деле произошло 8—9 сентября);
  • 21 сентября — День победы русских полков во главе с великим князем Дмитрием Донским над монголо-татарскими войсками в Куликовской битве (1380 год; на самом деле произошло 16 сентября);
  • 4 ноября День народного единства;
  • 7 ноября — День проведения военного парада на Красной площади в городе Москве в ознаменование двадцать четвертой годовщины Великой Октябрьской социалистической революции (1941 год);
  • 1 декабря — День победы русской эскадры под командованием П. С. Нахимова над турецкой эскадрой у мыса Синоп (1853 год; на самом деле произошло 30 ноября);
  • 5 декабря — День начала контрнаступления советских войск против немецких войск в битве под Москвой (1941 год);
  • 24 декабря — День взятия турецкой крепости Измаил русскими войсками под командованием А. В. Суворова (1790 год; на самом деле произошло 22 декабря);
 
 
 

В 1610 г., после того, как поляки и литовцы  заняли Кремль, патриарх Гермоген поначалу согласился на то, чтобы русским  царем стал польский королевич. Но он подписал такую Договорную запись с  поляками, которая резко ограничивала возможности Владислава по изменению  духовного и политического строя  России. А после того, как польский король Сигизмунд III нарушил условия  договора и сам захотел занять русский престол, именно патриарх Гермоген с декабря 1610 г. начинает рассылать  по всей России грамоты с призывом к народному сопротивлению врагу. В этих грамотах святитель Гермоген дает "разрешение" русскому народу от присяги польскому королевичу Владиславу. Факт этого "разрешения" от присяги нельзя недооценивать  — таким образом, патриарх создавал законные основания для объединения  сил русского народа в стремлении к освобождению, а сама борьба против польско-литовских войск принимала  легитимный характер. Кроме того, патриарх Гермоген благословил подготовку Первого  ополчения и распорядился, чтобы  другие церковные архиереи составляли поучительные грамоты в полки  и писали во все города от его  имени, чтобы все стояли за веру. Как считают современные исследователи, именно формулировка "благословение  патриарха" стала основной в посланиях  времени Первого ополчения. Более  того, можно утверждать, что святейший  Гермоген стал знаменем восстания и  духовным лидером ополчения. И только имя патриарха Гермогена могло  объединить в тот период самые  различные элементы русского общества.

Примеру святейшего патриарха последовала  и вся Русская Церковь. Фактически во времена Первого и Второго  ополчения представителями высшей центральной власти на местах считаются  местные церковные иерархи с  Освященными соборами, которые начинают выполнять функции глав местных  правительств. Поляки понимали значение личности патриарха для русского народного движения сопротивления. В начале 1611 г. его арестовали, заточили в темницу, а затем уморили  голодом (17 февраля 1612 г.). Однако и после  смерти святейшего патриарха Русская  Церковь осталась во главе народного  сопротивления. Итак, в самую страшную годину Смуты именно Церковь стала  духовным, идейным и организационным  центром собирания народа на подвиг "самоустроения".

А в  сознании русских людей возрождается идея гибели Руси, впервые появившаяся  в XIII в. в годы монголо-татарского нашествия. Но теперь "гибель" богоизбранной  Русской державы напрямую ассоциировалась  с гибелью всего мира и приходом антихриста, предтечей которого стали  считать Лжедмитрия I. Причины гибели Руси осмысливались в традиционном для русского православного сознания духе. Главная причина — наказание  Божие "за грехи наши". При этом для русских мыслителей начала XVII века характерно было признание всеобщности  греха русского народа, утерявшего "страх Божий". В то же время, в отдельных публицистических произведениях  начала XVII в. присутствуют и попытки  определить социальные причины Смуты. Так, во "Временнике" Ивана Тимофеева (Семенова) говорится, что виновность русского общества, помимо морального несовершенства, заключается в его "бессловесном молчании" и "самопослушании". А "Сказание Авраамия Палицына" еще  более категорично. Главный грех русского народа, — "всего мира безумное молчание", — трактуется Авраамием  Палицыным как подавление общественной инициативы, обернувшееся своеобразным социальным эгоизмом. Выход же состоял  в том, чтобы восстановить традиционные древние обычаи, прежде всего, власть "истинного" (законного) царя-Помазанника  Божиего.

Видя  беззаконное поведение поляков  и стойкую позицию патриарха  Гермогена, русские города начали ссылаться  между собой грамотами с жалобами на "конечную погибель", пленение и разорение. В этих же посланиях раздается призыв к объединению сил для борьбы с иноземными захватчиками. Со второй половины 1610 г. по всей стране начинает складываться Земское освободительное движение. В отсутствии центральной государственной "Земля" сама встала на спасение России от интервентов. К началу 1611 г. центр народного сопротивления смещается в Рязанские земли и уже в феврале 1611 г. земские рати двинулись к Москве. Руководство земскими отрядами постепенно сосредотачивается в руках "Советов всей Земли", первый из которых впервые упоминается именно в Рязанском ополчении. На основе рязанских полков под Москвой формируется Первое освободительное ополчение. 7 апреля 1611 г. в Первом ополчении возникает центральное народное правительство, которое получило название "Совет всей Земли", а "начальниками" его были избраны П.П. Ляпунов, князь Д.Т. Трубецкой и И.М. Заруцкий. 30 июня 1611 года по требованию ратных людей и казаков, был выработан знаменитый Приговор, оформивший сословно-представительную организацию власти и порядок управления страной. Но после смерти Ляпунова (22 июля 1611 г.) единое Первое ополчение фактически начало распадаться.

Постепенно  в сознании русского народа все большее  распространение получает идея необходимости  покаяния. Особенно ярко этот процесс  проявился в практике знамений и  видений, небывалое ранее по своей  массовости явление которых произошло  в Смутное время: с конца XVI по начало XVII в. в различных источниках зафиксировано сообщения о 80-ти знамениях, и 45 эпизодов, содержащих 78 оригинальных рассказов о видениях. Наиболее яркий  пример стремления народа к духовному  очищению предоставляет нам реакция  на Нижегородское видение, свершившееся 28 мая 1611 г. Уже летом 1611 г. видение  записывается и появляется "Повесть  о чудесном видении в Нижнем Новгороде". Затем, осенью 1611 — зимой 1612 гг., грамоты  с текстом "Повести" рассылаются  по всей стране. Нижегородское видение  стало прямым катализатором активных действий. Везде, где о нем получали известие, устанавливался строжайший трехдневный пост. Причем, что очень  важно, пост устанавливался по инициативе самих горожан, без вмешательства  каких-либо высших властей. Таким образом, всенародный очистительный пост стал непосредственной реакций на Нижегородское  видение. И этот всенародный пост показывает степень раскаяния в  грехах, став выражением всероссийского покаяния, столь давно ожидаемого на Руси.

Осенью 1611 г. в Нижнем Новгороде начинает формироваться Второе ополчение  под руководством К. Минина и князя  Д.М. Пожарского. Избрав местом своего пребывания и сбора земских сил  Ярославль, Второе ополчение создает  новый "Совет всей Земли", при  котором создаются свои органы центрального административного управления. А  когда в октябре 1612 г. под Москвой  Второе ополчение объединилось с  отрядами Первого ополчения, то в  объединившемся ополчении были воссозданы общеземские (фактически общегосударственные) органы власти, центральное приказное  управление. Было образовано своего рода коалиционное Земское правительство  с участием "начальников" обоих  лагерей. Совместными усилиями русские  рати освободили Москву от иноземного врага — 26 октября 1612 г. сдался польский гарнизон Кремля и 27 октября отряды ополчения вступили в Москву. В 1613 г. Земский собор избрал нового царя — Михаила Федоровича Романова. Но Смутное время не закончилось  и еще до 1618 г. России пришлось вести  войны с Речью Посполитой и  Швецией.  
 
 
 

Заключение 

Вся Русская  земля встала против захватчиков  и предателей. Начались бои за Москву. Князь Пожарский оказался талантливым  полководцем. А Козьма Минин, не жалея  жизни, сражался под стенами столицы, как простой ратник. И вот наступил славный день: вражеское войско сдалось  на милость победителей!

Когда настали мирные времена, новый царь щедро наградил Минина и Пожарского. Но лучшей наградой стала память народная. Недаром памятник им стоит на Красной  площади - на самом сердце России. А  еще такой памятник установлен в  Нижнем Новгороде. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание

Титульный лист          1

Введение 2

Тема 3-4

Заключение                                                                                                                     5 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе День народного единства