Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 18:07, реферат
29 сентября 2004 года Патриарх Московский и всея Руси Алексий публично поддержал инициативу Думы установить празднование Дня народного единства - 4 ноября. Основные исторические факты, послужившие для зарождения праздника. Патриотический подвиг Минина и Пожарского - доблестных предводителей победоносного ополчения 1611-1612 годов.
Введение…………………………………………….3
1.История праздника………………………….4
2.Личное отношение…………………………..8
Список использованной литературы
Содержание:
Введение…………………………………………
Список
использованной литературы
Введение
В ноябре 2004 года Госдума установила новый праздник: 4 ноября – День народного единства.
16
декабря 2004 года Госдума РФ
приняла одновременно в трех
чтениях поправки в
29
сентября 2004 года Патриарх Московский
и всея Руси Алексий публично
поддержал инициативу Думы
4
октября эту же инициативу
публично поддержал первый
История праздника
После
смерти Ивана Грозного (1584) его наследник
Федор Иоаннович был не способен
к делам правления, а младший
сын, царевич Дмитрий, пребывал в
младенчестве. Со смертью Дмитрия (1591)
и Федора (1598) правящая династия пресеклась,
на сцену выдвинулись
Начало Смуты относится к усилению слухов, будто бы законный царевич Дмитрий жив, из чего следовало, что правление Бориса Годунова незаконно. Самозванец Лжедмитрий, объявивший литовскому князю Адаму Вишневецкому о своем царском происхождении, вошел в тесные отношения с польским магнатом, воеводой сандомирским Ежи Мнишеком и папским нунцием Рангони. В начале 1604 года самозванец получил аудиенцию у польского короля, а 17 апреля принял католичество. Король Сигизмунд признал права Лжедмитрия на русский трон и разрешил всем желающим помогать «царевичу». За это Лжедмитрий обещал передать Польше Смоленск и Северские земли. За согласие воеводы Мнишека на брак его дочери с Лжедмитрием тот также обещал передать своей невесте во владение Новгород и Псков. Мнишек снарядил самозванцу войско, состоящее из запорожских казаков и польских наемников («авантюристов»). В 1604 году войско самозванца пересекло границу России. Почти без боя сдавались приграничные города и поселения, только услышав новость об уцелевшем царевиче, – Чернигов, Путивль, Курск, Севск, Орел и другие.
18 декабря 1604 года состоялось первое крупное столкновение под Новгородом Северским между войсками Лжедмитрия и князя Ф. И. Мстиславского. Несмотря на численное превосходство войск князя (15 тысяч человек у Лжедмитрия и 50 тысяч у князя), победу одержал Лжедмитрий. В разгар войны Борис Годунов скончался (13 апреля 1605 г.). Его армия практически немедленно изменила преемнику, 16-летнему Федору Борисовичу, который 1 июня был свергнут и 10 июня убит вместе с матерью.
20 июня 1605 года под всеобщее ликование самозванец (Григорий Отрепьев) торжественно вступил в Москву. Московское боярство во главе с Богданом Бельским публично признало его законным наследником. 24 июня рязанский архиепископ Игнатий, еще в Туле подтверждавший права Лжедмитрия на царство, был возведен в патриархи. Таким образом, самозванец получил официальную поддержку русского духовенства. 18 июля в столицу была доставлена признавшая в самозванце своего сына царица Марфа, а вскоре, 30 июля, состоялось венчание Лжедмитрия I на царство. Царствование Лжедмитрия было ознаменовано ориентацией на Польшу и некоторыми попытками реформ.
В ночь с 16 на 17 мая 1606 года боярская оппозиция, воспользовавшись озлоблением москвичей против явившихся в Москву на свадьбу Лжедмитрия польских авантюристов, подняла восстание, в ходе которого самозванец был убит. Приход к власти представителя суздальской ветви Рюриковичей боярина Василия Шуйского не принес успокоения. Слухи о чудесном избавлении царевича Дмитрия не утихали.
Объявился новый самозванец, вошедший в историю как Тушинский вор (1607—1610).
Поражение войск Василия Шуйского от поляков под Клушиным окончательно подорвало шаткий авторитет «боярского царя», и при известии об этом событии в Москве произошел переворот. В результате боярского заговора Василий Шуйский был смещен, Москва присягнула на верность польскому королевичу Владиславу, а 20-21 сентября польские войска вступили в столицу. Однако грабежи и насилия, совершаемые польско-литовскими отрядами в русских городах, а также межрелигиозные противоречия между католицизмом и православием вызвали неприятие польского господства – на северо-западе и на востоке ряд русских городов «сели в осаду» и отказывались присягать Владиславу.4
В 1611 году к стенам Москвы подступило 1-е ополчение Ляпунова. Однако в результате распри на военном совете восставших Ляпунов был убит, а ополчение рассеялось. В том же году крымские татары, не встречая отпора, разоряют Рязанский край. Смоленск после долгой осады был захвачен поляками, а шведы, выйдя из роли «союзников», разоряли северные русские города.
Второе ополчение 1612 года возглавил нижегородский земский староста Кузьма Минин, который пригласил для предводительства военными операциями князя Пожарского. В феврале 1612 года ополчение двинулось к Ярославлю, чтобы занять этот важный пункт, где скрещивалось много дорог. Ярославль был занят. Ополчение простояло здесь четыре месяца, потому что надо было «строить» не только войско, но и «землю». Пожарский хотел собрать «общий земский совет» для обсуждения планов борьбы с польско-литовской интервенцией и того, «как нам в нынешнее злое время безгосударными не быть и выбрать бы нам государя всею землею». Для обсуждения предлагалась и кандидатура шведского королевича Карла-Филиппа, который «хочет креститься в нашу православную веру греческого закона».5 Однако земский совет не состоялся.
Около 30 августа 1612 года ополчение из Ярославля двинулось под Москву. В сентябре второе ополчение нанесло поражение войскам гетмана Ходкевича, пытавшегося соединиться с польским гарнизоном, контролировавшим Московский кремль. 4 ноября 1612 года бойцы народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай-город, гарнизон Речи Посполитой отступил в Кремль. Князь Пожарский вступил в Китай-город с Казанскою иконой Божьей Матери и дал обещание построить храм в память этой победы. 5 ноября командование гарнизона интервентов подписало капитуляцию, выпустив тогда же из Кремля московских бояр и других знатных лиц. На следующий день гарнизон сдался.
В конце февраля 1613 года Земский собор избрал новым царем Михаила Романова, первого русского царя из династии Романовых.
В
1649 году указом царя Алексея Михайловича,
22 октября (по старому стилю), был объявлен
государственным праздником, который
праздновался в течение трех столетий
вплоть до 1917 года. Согласно православному
церковному календарю в этот день отмечается
«Празднование Казанской иконе Божией
Матери (в память избавления Москвы и России
от поляков в 1612 году)», приходящееся на
22 октября по старому стилю. Из-за увеличения
за прошедшие века разницы между григорианским
и юлианским календарем этот день сместился
на 4 ноября. Именно эта дата – 4 ноября
– выбрана в качестве дня государственного
праздника.
Личное отношение
В центре Москвы, на Красной площади стоит памятник, который напоминает нам о грозных событиях 1611-1612 годов, о великом подвиге русских людей, поднявшихся в единение против врагов, отстояв свою независимость. На памятнике высечена надпись: «Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия».
Ополчение Минина и Пожарского уникально тем, что это пример в русской истории, когда судьбу страны и государства решал сам народ, без участия власти как таковой. Она тогда оказалась банкротом.
Народ
скидывался на вооружение последними
грошами и шел освобождать
землю и наводить порядок в
столице. Воевать шли не за царя –
его не было. Рюрики закончились, Романовы
еще не начались. Наши предки шли воевать
за землю, и они победили. Тогда объединились
все сословия, все национальности, деревни,
города и метрополии.
Этот день по праву называют Днем народного
единства. Другого такого дня в русской
истории не было.
Патриотический
подвиг Минина и Пожарского – доблестных
предводителей победоносного
Список использованной литературы