День народного единства России

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 18:07, реферат

Описание работы

29 сентября 2004 года Патриарх Московский и всея Руси Алексий публично поддержал инициативу Думы установить празднование Дня народного единства - 4 ноября. Основные исторические факты, послужившие для зарождения праздника. Патриотический подвиг Минина и Пожарского - доблестных предводителей победоносного ополчения 1611-1612 годов.

Содержание

Введение…………………………………………….3
1.История праздника………………………….4
2.Личное отношение…………………………..8
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

эссе по истории.docx

— 26.13 Кб (Скачать)

      Содержание:

      Введение…………………………………………….3 

    1. История праздника………………………….4
    2. Личное отношение…………………………..8
 

      Список  использованной литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Введение

           В ноябре 2004 года Госдума установила новый праздник: 4 ноября – День народного единства.

      16 декабря 2004 года Госдума РФ  приняла одновременно в трех  чтениях поправки в федеральный  закон «О днях воинской славы» (Победных днях России)». Одной  из поправок было введение  нового праздника – День народного единства.

      29 сентября 2004 года Патриарх Московский  и всея Руси Алексий публично  поддержал инициативу Думы установить  празднование 4 ноября. «Этот день напоминает нам, как в 1612 году россияне разной веры и национальностей преодолели разделение, превозмогли грозного недруга и привели страну к стабильному гражданскому миру», — заявил патриарх Алексий.1

      4 октября эту же инициативу  публично поддержал первый заместитель руководителя фракции «Единая Россия» Валерий Богомолов. В интервью РИА «Новости» он заявил, что «в 1612 году Россия освободилась от польских захватчиков, закончились „времена смуты“».2 
 
 
 
 
 
 

      История праздника

      После смерти Ивана Грозного (1584) его наследник  Федор Иоаннович был не способен к делам правления, а младший  сын, царевич Дмитрий, пребывал в  младенчестве. Со смертью Дмитрия (1591) и Федора (1598) правящая династия пресеклась, на сцену выдвинулись второстепенные боярские роды — Юрьевы, Годуновы. 3

      Начало  Смуты относится к усилению слухов, будто бы законный царевич Дмитрий  жив, из чего следовало, что правление  Бориса Годунова незаконно. Самозванец Лжедмитрий, объявивший литовскому князю  Адаму Вишневецкому о своем царском  происхождении, вошел в тесные отношения  с польским магнатом, воеводой сандомирским Ежи Мнишеком и папским нунцием  Рангони. В начале 1604 года самозванец получил аудиенцию у польского  короля, а 17 апреля принял католичество. Король Сигизмунд признал права  Лжедмитрия на русский трон и разрешил всем желающим помогать «царевичу». За это Лжедмитрий обещал передать Польше Смоленск и Северские земли. За согласие воеводы Мнишека на брак его дочери с Лжедмитрием тот также обещал передать своей невесте во владение Новгород и Псков. Мнишек снарядил самозванцу войско, состоящее из запорожских  казаков и польских наемников («авантюристов»). В 1604 году войско самозванца пересекло  границу России. Почти без боя  сдавались приграничные города и  поселения, только услышав новость  об уцелевшем царевиче, – Чернигов, Путивль, Курск, Севск, Орел и другие.

      18 декабря 1604 года состоялось первое крупное столкновение под Новгородом Северским между войсками Лжедмитрия и князя Ф. И. Мстиславского. Несмотря на численное превосходство войск князя (15 тысяч человек у Лжедмитрия и 50 тысяч у князя), победу одержал Лжедмитрий.         В разгар войны Борис Годунов скончался (13 апреля 1605 г.). Его армия практически немедленно изменила преемнику, 16-летнему Федору Борисовичу, который 1 июня  был свергнут и 10 июня убит вместе с матерью.

      20 июня 1605 года под  всеобщее ликование  самозванец (Григорий  Отрепьев) торжественно  вступил в Москву. Московское боярство во главе с Богданом Бельским публично признало его законным наследником. 24 июня рязанский архиепископ Игнатий, еще в Туле подтверждавший права Лжедмитрия на царство, был возведен в патриархи. Таким образом, самозванец получил официальную поддержку русского духовенства. 18 июля в столицу была доставлена признавшая в самозванце своего сына царица Марфа, а вскоре, 30 июля, состоялось венчание Лжедмитрия I на царство. Царствование Лжедмитрия было ознаменовано ориентацией на Польшу и некоторыми попытками реформ.

      В ночь с 16 на 17 мая 1606 года боярская оппозиция, воспользовавшись озлоблением москвичей  против явившихся в Москву на свадьбу  Лжедмитрия польских авантюристов, подняла  восстание, в ходе которого самозванец был убит. Приход к власти представителя  суздальской ветви Рюриковичей  боярина Василия Шуйского не принес успокоения. Слухи о чудесном избавлении царевича Дмитрия не утихали.

      Объявился новый самозванец, вошедший в историю  как Тушинский вор (1607—1610).

      Поражение войск Василия Шуйского от поляков под Клушиным окончательно подорвало шаткий авторитет «боярского царя», и при известии об этом событии в Москве произошел переворот. В результате боярского заговора Василий Шуйский был смещен, Москва присягнула на верность польскому королевичу Владиславу, а 20-21 сентября польские войска вступили в столицу. Однако грабежи и насилия, совершаемые польско-литовскими отрядами в русских городах, а также межрелигиозные противоречия между католицизмом и православием вызвали неприятие польского господства – на северо-западе и на востоке ряд русских городов «сели в осаду» и отказывались присягать Владиславу.4

        В 1611 году к  стенам Москвы  подступило 1-е ополчение  Ляпунова. Однако в результате распри на военном совете восставших Ляпунов был убит, а ополчение рассеялось. В том же году крымские татары, не встречая отпора, разоряют Рязанский край. Смоленск после долгой осады был захвачен поляками, а шведы, выйдя из роли «союзников», разоряли северные русские города.

      Второе  ополчение 1612 года возглавил  нижегородский земский  староста Кузьма Минин, который пригласил  для предводительства военными операциями князя Пожарского. В феврале 1612 года ополчение двинулось к Ярославлю, чтобы занять этот важный пункт, где скрещивалось много дорог. Ярославль был занят. Ополчение простояло здесь четыре месяца, потому что надо было «строить» не только войско, но и «землю». Пожарский хотел собрать «общий земский совет» для обсуждения планов борьбы с польско-литовской интервенцией и того, «как нам в нынешнее злое время безгосударными не быть и выбрать бы нам государя всею землею». Для обсуждения предлагалась и кандидатура шведского королевича Карла-Филиппа, который «хочет креститься в нашу православную веру греческого закона».5 Однако земский совет не состоялся.

      Около 30 августа 1612 года ополчение из Ярославля двинулось под Москву. В сентябре второе ополчение нанесло поражение войскам гетмана Ходкевича, пытавшегося соединиться с польским гарнизоном, контролировавшим Московский кремль. 4 ноября  1612 года бойцы народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай-город, гарнизон Речи Посполитой отступил в Кремль. Князь Пожарский вступил в Китай-город с Казанскою иконой Божьей Матери и дал обещание построить храм в память этой победы. 5 ноября  командование гарнизона интервентов подписало капитуляцию, выпустив тогда же из Кремля московских бояр и других знатных лиц. На следующий день гарнизон сдался.

      В конце февраля 1613 года Земский собор  избрал новым царем  Михаила Романова, первого русского царя из династии Романовых.

      В 1649 году указом царя Алексея Михайловича, 22 октября (по старому стилю), был объявлен государственным праздником, который праздновался в течение трех столетий вплоть до 1917 года. Согласно православному церковному календарю в этот день отмечается «Празднование Казанской иконе Божией Матери (в память избавления Москвы и России от поляков в 1612 году)», приходящееся на 22 октября по старому стилю. Из-за увеличения за прошедшие века разницы между григорианским и юлианским календарем этот день сместился на 4 ноября. Именно эта дата – 4 ноября – выбрана в качестве дня государственного праздника. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Личное  отношение

      В центре Москвы, на Красной площади  стоит памятник, который напоминает нам о грозных событиях 1611-1612 годов, о великом подвиге русских  людей, поднявшихся в единение против врагов, отстояв свою независимость. На памятнике высечена надпись: «Гражданину  Минину и князю Пожарскому благодарная  Россия».

      Ополчение Минина и Пожарского уникально тем, что это пример в русской истории, когда судьбу страны и государства решал сам народ, без участия власти как таковой. Она тогда оказалась банкротом.

      Народ скидывался на вооружение последними грошами и шел освобождать  землю и наводить порядок в  столице. Воевать шли не за царя –  его не было. Рюрики закончились, Романовы еще не начались. Наши предки шли воевать за землю, и они победили. Тогда объединились все сословия, все национальности, деревни, города и метрополии. 
Этот день по праву называют Днем народного единства. Другого такого дня в русской истории не было.

      Патриотический  подвиг Минина и Пожарского – доблестных предводителей победоносного ополчения 1611-1612 годов – навеки останется  в памяти людей. 

       
 
 
 
 
 
 
 
 

      Список  использованной литературы

    1. Соловьев С. М.. «История России с древнейших времён»
    2. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.) — СПб., 1890—1907.
    3. Кузьмин А.Г «Начало Смутного времени»
    4. Кузьмин А. Г. «Продолжение Смуты»
    5.   Волков В. А. «Конец Смутного времени»
    6.   www. ru.wikipedia.org

Информация о работе День народного единства России