Демосфен

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2011 в 09:46, реферат

Описание работы

История великого оратора Афинский государственный деятель и великий оратор Демосфен всю свою жизнь посвятил родине и умер, борясь за ее свободу. Он родился в Афинах в 384 г. до н. э. Его отец (которого тоже звали Демосфеном) имел оружейную мастерскую и был богатым человеком.

Работа содержит 1 файл

демосфен.doc

— 52.50 Кб (Скачать)

ИСТОРИИ

История великого оратора Афинский государственный деятель и великий оратор Демосфен всю свою жизнь посвятил родине и умер, борясь за ее свободу. Он родился в Афинах в 384 г. до н. э. Его отец (которого тоже звали Демосфеном) имел оружейную мастерскую и был богатым человеком.                       Когда мальчику исполнилось 7 лет, отец умер, оставив в наследство будущему оратору и его пятилетней сестре крупное состояние. Воспитание ребенка было поручено матери и ее братьям, которые стали опекунами ребенка. Опекуны, однако, оказались людьми недобросовестными. Они не платили учителям, не заботились об образовании детей и здоровье. Когда Демосфен достиг совершеннолетия, опекуны отдали ему только дом и рабов, а большую часть денег и имущества присвоили себе. Молодой человек сначала пытался уговорить опекунов добровольно вернуть наследство, но те отказались. Тогда он решил возвратить похищенные деньги через суд. Чтобы добиться успеха в суде, необходимо было основательное знание афинских законов, а главное — умение хорошо и убедительно говорить.

В то время, при демократическом строе, почти  каждому афинскому гражданину приходилось  выступать в суде и в народном собрании. Выдающиеся ораторы пользовались всеобщим уважением, их выбирали на почетные должности в государстве и отправляли послами в чужие страны. В Афинах появилось много людей, которые учили красноречию: как побеждать в спорах, как сделать слабый довод более сильным.

Самыми  выдающимися учителями красноречия  в то время были Исократ и Исей. Исократ содержал на дому школу красноречия, но Демосфен не мог посещать занятий, так как плата за обучение была, слишком высокой. Тогда он обратился к Исею, в то время лучшему адвокату по делам о наследствах.

Четыре  года молодой человек прилежно учился у Исея и заплатил ему за обучение большую сумму денег. За это время он хорошо познакомился с произведениями всех выдающихся писателей. Особенно внимательно он изучал сочинения знаменитого историка Фукидида и философа Платона. «Историю» Фукидида будущий оратор знал почти наизусть, так как переписал ее собственноручно 8 раз.

Окончив учение, Демосфен начал судиться с  опекунами. Суд тянулся более 5 лет. Опекуны всячески старались избежать ответственности: они уничтожили завещание  отца Демосфена и другие важные документы. В конце концов, опекуны были осуждены, однако Демосфену все-таки не удалось целиком вернуть свое наследство.

Тяжелая многолетняя борьба с опекунами  закалила характер будущего оратора, развила  в нем упорство и настойчивость. Выступать перед народом Демосфен мечтал еще мальчиком. Как-то в ранней юности он упросил своего воспитателя взять его на заседание суда. Мальчик видел, как толпа рукоплескала знаменитому оратору, и удивлялся силе его красноречия, которое покорило всех. С этих пор он забросил все другие занятия и игры и стал усиленно упражняться в красноречии. Он решил стать оратором.

Но прежде чем выступать перед народом, Демосфену, по примеру своего учителя, пришлось писать судебные речи для  других. Такое занятие хорошо оплачивалось, и молодой человек смог не только содержать свою мать и сестру, но и сделать некоторые сбережения.

Однако  составление речей для других не удовлетворяло юношу. Ему хотелось посвятить свою жизнь общественной деятельности.

Первое  выступление молодого оратора перед  народом кончилось печально: шум, смех и шиканье толпы не дали ему закончить речь. Эта неудача была совершенно естественна, так как Демосфен имел очень слабый голос, говорил невнятно, слегка заикался, картавил; к тому же у него была дурная привычка подергивать во время речи плечом, да и вообще он совершенно не умел держаться перед публикой.

Вторая  его попытка выступить с речью  тоже оказалась неудачной. Упав духом, прикрыв от стыда лицо плащом, спешил он домой и сначала даже не заметил, что следом за ним пошел его  друг, известный афинский актер. Они пошли вместе. Демосфен начал горько жаловаться другу на свои неудачи и говорил, что народ не ценит и не понимает глубокого содержания его речей. «Все это так,— отвечал актер,— но я попробую помочь твоему горю. Прочти мне какой-нибудь отрывок из Софокла или Еврипида». Демосфен прочел. Когда он окончил, актер повторил то же самое, но настолько выразительно, что Демосфену показалось, будто он слышит совсем другие стихи. Он понял, как много красоты придает речи выразительность, которой ему так не хватало. С удвоенным усердием он принялся за работу.

Демосфен  решил во что бы то ни стало исправить  недостатки своей речи. Чтобы никто  ему не мешал, он уединился, обрил  себе полголовы и не выходил из дома, пока волосы не отросли. По нескольку часов в день он занимался упражнениями, исправляя неясность своего произношения. Он набирал в рот камешков и старался говорить громко и ясно; чтобы научиться произносить звук «р», он брал щенка, слушал его рычание и повторял звуки. Он приучил себя громко произносить стихи, когда поднимался в гору или гулял по берегу моря, стараясь заглушить своим голосом шум ветра и волн.

После долгих и упорных усилий Демосфен достиг своей цели и стал превосходным оратором. Однако он никогда не говорил  без подготовки, а всегда выучивал написанную заранее речь; по ночам при свете лампы он старательно готовился к выступлению, тщательно обдумывал каждое слово. Всё это впоследствии дало повод противникам великого оратора упрекать его в отсутствии вдохновения и природных способностей.

Но даже враги признали, в конце концов, силу и мастерство его выступлений. В его речах необыкновенная простота выражения соединялась с величайшей силой чувства и мысли, ясностью и убедительностью. Демосфен всегда строго держался главного предмета, не любил пустой болтовни. Он то говорил спокойно, действуя на разум слушателей, то покорял их силой чувства, передавая им свою горячую веру в правоту защищаемого дела.

Когда Демосфену исполнилось 30 лет, он начал  принимать участие в государственных  делах и всю силу своего ораторского дарования обратил против самого опасного врага независимости Греции — македонского царя Филиппа. Любовь к родине вдохновляла его на борьбу против македонян и их многочисленных пособников.

Еще недавно  Македония была слабым и отсталым государством, с которым греки мало считались. Царь Филипп, правивший с 359 по 336 г. до н. э., объединил страну и организовал большую, прекрасно вооруженную армию. В руках талантливого полководца она стала грозной силой.

Внутреннее  положение Греции в это время было благоприятным для вмешательства Македонии: греки вели между собой постоянные войны, афиняне воевали с союзниками, фиванцы — с фокейцами, а спартанцы с государствами Пелопоннеса.

Царь  Филипп использовал раздоры греков: он всюду имел своих сторонников и агентов. В случае необходимости царь не брезговал и подкупом. «Осел, нагруженный золотом, возьмет любую крепость»,— говорил Филипп.

Демосфен  понимал, какую опасность для  Афин и Греции представляют Македония  и ее царь, и возглавил партию патриотов, противников Филиппа.

Демосфен  постоянно выступал с пламенными речами, стараясь пробудить в афинянах патриотические чувства. Его знаменитые речи против царя Филиппа называли филиппиками (и в наше время страстные  обвинительные речи тоже часто называют филиппиками).

В 336 г. до н. э., царь Филипп был убит.

Демосфен  получил известие о смерти Филиппа, когда народ еще не знал об этом. Он явился в народное собрание и  радостно объявил, что видел сон, предвещающий афинянам великое счастье. Вскоре пришла весть о смерти Филиппа. Народное собрание постановило принести богам благодарственные жертвы. Великий оратор в тот же день пришел в собрание в праздничной одежде, с венком на голове, хотя собственную его семью постигло горе: всего несколько дней назад умерла его дочь. Но народную радость Демосфен ставил выше личного горя.

Снова к власти был призван Демосфен. Во всех городах Греции поднялось  движение против македонян и пробудились  надежды на свободу. Афиняне послали  посольство в Фивы и другие греческие государства с предложением союза против Македонии. Афины вступили в сношения также с персами, побуждая их немедленно начать войну с сыном Филиппа Александром. Демосфен полагал, что с наследником Филиппа, мальчишкой и дурачком, как он называл Александра, справиться будет легче.

Вопреки ожиданиям, Александр быстро покончил со своими противниками в Македонии  и Фессалии и заставил греков в  Коринфе признать себя вождем, общегреческого войска, созданного для похода на Персию.

В Афинах царило страшное смятение: ожидали, что Александр начнет осаду города. Однако изъявлением полной покорности удалось выпросить пощаду у победителя. Александр только потребовал у афинян выдачи Демосфена и других противников Македонии.

Демосфен  пришел в народное собрание и рассказал народу басню об овцах, выдавших своих собак волкам, после чего овцы превратились в легкую добычу. Себя самого и своих товарищей он сравнил с собаками, а Александра назвал волком. Афиняне выступили в защиту Демосфена, и македонский царь не стал настаивать на своем требовании. Демосфен и его друзья остались в Афинах.

Между тем в Афинах к власти опять  пришла македонская партия. Теперь противники Демосфена сочли, что  настало подходящее время с ним  расправиться. Дело в том, что несколько  лет назад один из сторонников Народной партии предложил увенчать Демосфена золотым венком за большие заслуги перед родиной. Народное собрание согласилось с этим и постановило наградить Демосфена. Сторонники Македонии возражали, а оратор Эсхин даже внес жалобу на это постановление в суд присяжных. Он доказывал, что Демосфен не заслуживает такой высокой награды.

Демосфен  вынужден был защищаться. Суд превратился  в поединок двух самых знаменитых ораторов Афин.

Суд начался  при огромном стечении народа. Эсхин  произнес обвинительную речь, полную несправедливых нападок на Демосфена. В знаменитой защитительной речи «О венке» великий оратор рассказал обо всей своей деятельности на благо народа, родины и ярко обрисовал предательское поведение Эсхина. Несмотря на давление со стороны противников, судьи вынесли справедливый приговор. Эсхин был подвергнут денежному штрафу и должен был уйти в изгнание. Успех речи «О венке» был не только победой Демосфена, но и торжеством патриотических сил в Афинах и во всей Греции.

Затем Демосфен и некоторые другие лица были привлечены представителями македонской партии к суду по ложному обвинению в расхищении денег. Под давлением противников суд признал Демосфена виновным и присудил его к уплате 50 талантов. Так как он не мог заплатить такой огромной суммы, то его заключили в тюрьму. Друзья вскоре помогли ему бежать, и он нашел убежище недалеко от Афин, на острове Эгине.

Демосфен  мучительно переживал свое изгнание, здоровье его было расшатано. Он горько жаловался друзьям на несправедливость приговора. Все, что нам известно о жизни и поведении Демосфена, убеждает в его невиновности. Человек бескорыстный, он был неспособен на бесчестные поступки.

Однако  изгнание Демосфена оказалось непродолжительным. Неожиданно пришло известие о кончине  Александра в Вавилоне (323 г. до н. э.).

Афинское  народное собрание постановило вернуть  любимого оратора из изгнания. За ним  был послан на остров Эгину государственный  корабль. Когда Демосфен вступил  на родную землю, ему устроили в афинской гавани Пирее всенародную торжественную встречу как национальному герою. Впоследствии Демосфен говорил, что это был самый счастливый день в его жизни.

Демосфен  возглавил сопротивление македонянам. Началась война, которая вначале  шла успешно для афинян. Однако македонянам удалось склонить некоторых союзников Афин на свою сторону. Афиняне остались почти в одиночестве. Все же они решились дать последний бой. Он произошел в августе 322 г. до н. э. у города Краннона (Фессалия). Афиняне потерпели поражение, хотя и не такое решительное, как при Херонее.

Пришлось  заключить мир, условия которого продиктовали победители: афиняне должны были уплатить Македонии за издержки войны и допустить в свою гавань македонский гарнизон. Демократия в  Афинах уничтожалась, и только несколько  тысяч богачей сохраняли право управлять городом. Демосфен и некоторые другие вожди демократии были приговорены к смерти.

Демосфену удалось бежать на остров Калаврию (у берегов Пелопоннеса), где он укрылся в храме Посейдона.

Нашлись предатели, которые добровольно  взялись за розыски беглецов. Среди этих предателей наибольшей низостью отличался некто Архий, бывший прежде актером,— он даже получил прозвище «охотника за беглецами». Узнав, что Демосфен находится на острове Калаврии в храме Посейдона как «молящий о защите», Архий прибыл туда с фракийскими наемниками и лицемерно предложил Демосфену отправиться с ним к Антипатру, уверяя, что тот не сделает ему ничего дурного. В ответ Демосфен сказал: «Прежде ты не мог, Архий, растрогать меня своей игрой в театре, а теперь ты не обманешь меня своими обещаниями! Подожди немного, мне надо кое-что написать родным». С этими словами Демосфен ушел внутрь храма, взял тростниковое перо, как бы собираясь писать, затем поднес перо ко рту и прикусил его, как он обыкновенно делал, когда обдумывал что-нибудь, готовясь писать. В тростниковом пере был спрятан сильнодействующий яд, который Демосфен и проглотил. Переступив порог храма, он пошатнулся и упал мертвым. Это произошло 12 октября 322 г. до н. э.

Информация о работе Демосфен