Демократия в СССР

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2012 в 18:21, доклад

Описание работы

Утверждалось, что по мере развития социализма возросла, главным образом, экономическая функция государства.

Работа содержит 1 файл

демократия в ссср.docx

— 14.13 Кб (Скачать)

Утверждалось, что по мере развития социализма возросла, главным  образом, экономическая функция  государства. Для преодоления противоречия между реальным усилением государства  и теоретической тенденцией его  постепенного отмирания большое  внимание уделялось социалистической демократии, которая давала возможность  всем трудящимся наиболее полно включиться в процесс государственного управления за счет Советов и общественных организаций. С другой стороны, обосновывалось, что "социалистическая демократия -...руководимая демократия - руководимая партией и государством в интересах дальнейшего развития социализма и строительства коммунизма".

Тем не менее, в проекте  Конституции был сделан шаг в  сторону расширения демократии. Прежде всего, Н.С. Хрущев поставил вопрос об активизации  всей деятельности Советов. Дабы "отразить новую социальную структуру нашего общества, его социальное и идейно-политическое единство", было предложено преобразовать  Совет депутатов трудящихся в  Совет народных депутатов. Наибольшие изменения в сторону расширения демократии претерпел институт постоянных комиссий Советов всех ступеней. Им предоставлялось право контроля деятельности министерств, совнархозов, ведомств. Большое внимание уделялось  включению трудящихся в решение  вопросов общественного и политического  значения. Положение о прямом участии  трудящихся в управлении общественными  делами было необходимым элементом  в обосновании ближайшего перехода к коммунистическому самоуправлению.

Предполагалось создать  новые общественно-политические институты: "всенародное обсуждение важнейших  законопроектов; отчетность избранных  руководителей государственного управления непосредственно перед населением; всесоюзные, республиканские и местные  отраслевые совещания трудящихся, вырабатывающие рекомендации для органов государства; органы народного контроля". Отдельное  внимание было уделено референдуму, который должен был стать реальной частью политической жизни страны и  действенным механизмом принятия политических решений. Однако эти демократические  тенденции в сфере государственного управления компенсировались закреплением в Конституции положения "о  руководящей роли Коммунистической партии".

В основных чертах проект Конституции  сохранил преемственность в понимании  демократии: незащищенность личности от всевластия госаппарата, обусловленное  в первую очередь тем, что Советы охватывают все сферы государственного управления; отсутствие политического  плюрализма, монополия компартии, что  реально ограничивает декларируемые  конституцией гражданские права  и свободы; приоритет социальных прав и гарантий над политическими.

Адаптация социалистической идеологии к конкретным условиям и задачам модернизации поставила  в 60-е годы проблему взаимоотношений  общество - личность - государство. На XXII съезде Н.С. Хрущев говорил: "Из всех ценностей, созданных социалистическим строем, самой великой ценностью является новый человек - активный строитель коммунизма". С этих позиций решение указанной проблемы виделось через сильное социальное государство в рамках расширения прав и обязанностей, связанных с общественной деятельностью и социальной защитой.

Согласно теоретическим  установкам государственной идеологии, личные и общественные интересы находились в "органическим единстве". Поэтому политические права и свободы связывались не с защитой автономии личности, а с ее деятельностью в обществе и коллективе. Интересы личности растворялись в общественном и подчинялись задачам общества и, следовательно, общенародного государства. С точки зрения опоры на мифологию, ставка не на индивидуальный потенциал личности, а на дух коллективизма, соборности была присуща российскому политическому менталитету, готовности решать проблемы "всем миром".

Обнародование некоторых  негативных явлений периода культа личности вызывало сомнение в том, является ли Советский Союз социалистическим государством. С другой стороны, провозглашенные XX съездом принципы мирного сосуществования, признание возможности мирного  перехода к социализму сближали позиции  коммунистических и социал-демократических  партий.

Сложившаяся оценка уровня развития межнациональных отношений в  СССР создала предпосылки для  предоставления союзным республикам  значительных прав. Глава, посвященная  союзным республикам, называлась «Союзная республика - суверенное государство». К числу новых прав республик  относились право свободного выхода из СССР, право «осуществлять дипломатические  и экономические отношения и  культурные связи с зарубежными  странами», право иметь республиканские  войсковые формирования, «право по всем вопросам, не оговоренным в  Конституции, "осуществлять государственную  власть самостоятельно, сохраняя свой суверенитет"» и ряд других прав.

Реформой 1965 года в качестве разрешения противоречий была предпринята  попытка использовать в социалистической экономике рыночные механизмы, что  придало бы ей мобильность, динамичность, повысило производительность труда. Пример проведения экономической реформы  в Чехословакии показал, что успехи реформаторов вызывали необходимость  подкрепить экономические преобразования политическими и социальными. Боязнь советской правящей элиты потерять политическое господство привела к  свертыванию экономической реформы  в СССР..

 


Информация о работе Демократия в СССР