Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2012 в 18:21, доклад
Утверждалось, что по мере развития социализма возросла, главным образом, экономическая функция государства.
Утверждалось, что по мере развития социализма возросла, главным образом, экономическая функция государства. Для преодоления противоречия между реальным усилением государства и теоретической тенденцией его постепенного отмирания большое внимание уделялось социалистической демократии, которая давала возможность всем трудящимся наиболее полно включиться в процесс государственного управления за счет Советов и общественных организаций. С другой стороны, обосновывалось, что "социалистическая демократия -...руководимая демократия - руководимая партией и государством в интересах дальнейшего развития социализма и строительства коммунизма".
Тем не менее, в проекте
Конституции был сделан шаг в
сторону расширения демократии. Прежде
всего, Н.С. Хрущев поставил вопрос об активизации
всей деятельности Советов. Дабы "отразить
новую социальную структуру нашего
общества, его социальное и идейно-политическое
единство", было предложено преобразовать
Совет депутатов трудящихся в
Совет народных депутатов. Наибольшие
изменения в сторону расширения
демократии претерпел институт постоянных
комиссий Советов всех ступеней. Им
предоставлялось право контроля
деятельности министерств, совнархозов,
ведомств. Большое внимание уделялось
включению трудящихся в решение
вопросов общественного и политического
значения. Положение о прямом участии
трудящихся в управлении общественными
делами было необходимым элементом
в обосновании ближайшего перехода
к коммунистическому
Предполагалось создать
новые общественно-политические институты:
"всенародное обсуждение важнейших
законопроектов; отчетность избранных
руководителей государственного управления
непосредственно перед
В основных чертах проект Конституции сохранил преемственность в понимании демократии: незащищенность личности от всевластия госаппарата, обусловленное в первую очередь тем, что Советы охватывают все сферы государственного управления; отсутствие политического плюрализма, монополия компартии, что реально ограничивает декларируемые конституцией гражданские права и свободы; приоритет социальных прав и гарантий над политическими.
Адаптация социалистической идеологии к конкретным условиям и задачам модернизации поставила в 60-е годы проблему взаимоотношений общество - личность - государство. На XXII съезде Н.С. Хрущев говорил: "Из всех ценностей, созданных социалистическим строем, самой великой ценностью является новый человек - активный строитель коммунизма". С этих позиций решение указанной проблемы виделось через сильное социальное государство в рамках расширения прав и обязанностей, связанных с общественной деятельностью и социальной защитой.
Согласно теоретическим установкам государственной идеологии, личные и общественные интересы находились в "органическим единстве". Поэтому политические права и свободы связывались не с защитой автономии личности, а с ее деятельностью в обществе и коллективе. Интересы личности растворялись в общественном и подчинялись задачам общества и, следовательно, общенародного государства. С точки зрения опоры на мифологию, ставка не на индивидуальный потенциал личности, а на дух коллективизма, соборности была присуща российскому политическому менталитету, готовности решать проблемы "всем миром".
Обнародование некоторых негативных явлений периода культа личности вызывало сомнение в том, является ли Советский Союз социалистическим государством. С другой стороны, провозглашенные XX съездом принципы мирного сосуществования, признание возможности мирного перехода к социализму сближали позиции коммунистических и социал-демократических партий.
Сложившаяся оценка уровня развития
межнациональных отношений в
СССР создала предпосылки для
предоставления союзным республикам
значительных прав. Глава, посвященная
союзным республикам, называлась «Союзная
республика - суверенное государство».
К числу новых прав республик
относились право свободного выхода
из СССР, право «осуществлять
Реформой 1965 года в качестве
разрешения противоречий была предпринята
попытка использовать в социалистической
экономике рыночные механизмы, что
придало бы ей мобильность, динамичность,
повысило производительность труда. Пример
проведения экономической реформы
в Чехословакии показал, что успехи
реформаторов вызывали необходимость
подкрепить экономические преобразования
политическими и социальными. Боязнь
советской правящей элиты потерять
политическое господство привела к
свертыванию экономической