Декларация прав человека и гражданина во Французской буржуазной революции

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2012 в 10:01, реферат

Описание работы

В связи со сложившейся ситуацией, монархия вынуждена была пойти на уступки. И 5 мая 1789 года были открыты заседания Генеральных штатов(высшего сословно-представительского учреждения), не собиравшихся с 1614 года.
На этом заседании присутствовали представители всех сословий: духовенства и аристократии (первое сословие), дворянства (второе сословие), крестьяне и рабочие (третье сословие).

Содержание

Введение
1. Роль Декларация прав и человека и гражданина во Французской буржуазной революции
2. Сравнительный анализ
3. Историческое значение
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

Декларация прав и человека и гражданина во Французской буржуазной революции.docx

— 30.30 Кб (Скачать)

Содержание

 

Введение

1. Роль Декларация прав и человека и гражданина во Французской буржуазной революции

2. Сравнительный анализ

3. Историческое значение

Список используемой литературы

 

 

 

Введение

 

К концу XVIII века во Франции  сложились предпосылки буржуазной революции. «К этому привел длительный и прогрессирующий кризис монархической власти, который изжил себя и стал главной помехой на пути дальнейшего развития Франции». Кризис выражался в том, что абсолютизм:

- перестал выражать общественные  интересы;

- защищал сословные привилегии;

- защищал исключительно  права дворянства на землю;

- поддерживал цеховой  строй;

- устанавливал торговые  монополии и др.

В 1789 году во Франции создалась  революционная ситуация: крестьяне, разоренные феодальными повинностями и налогами и особенно неурожаем 1788 года, массами стекались в города, где пополняли ряды бедноты; стремительно распространялись народные волнения и недовольство политикой правительства.

В связи со сложившейся  ситуацией, монархия вынуждена была пойти на уступки. И 5 мая 1789 года были открыты заседания Генеральных штатов(высшего сословно-представительского учреждения), не собиравшихся с 1614 года.

На этом заседании присутствовали представители всех сословий: духовенства  и аристократии (первое сословие), дворянства (второе сословие), крестьяне и рабочие (третье сословие). Лидерство среди депутатов третьего сословия принадлежало буржуазии. Буржуа требовали совместного с другими сословиями обсуждения решений и голосования, в чем им было отказано высшими сословиями. В ответ на это буржуазия решилась действовать радикально и 17 июня объявила депутатов третьего сословия «Национальным собранием», а 9 июля – «Учредительным собранием».

26 августа 1789 года Учредительным  собранием, имеющим на тот момент  свои вооруженные силы по всей  стране и обладающим достаточной  политической властью (осуществляемой через муниципалитеты – новые выборные органы, занявшие место царской администрации), был принят программный документ революции – Декларация прав человека и гражданина.

 

 

 

1. Роль Декларации прав и человека и гражданина во Французской буржуазной революции

 

26 августа 1789 г. Учредительное  собрание приняло «Декларацию  прав человека и гражданина»  - важнейший документ Французской  революции, имевший всемирно-историческое  значение.

«Авторы Декларации Лафайет, Мирабо, Мунье и Дюпор составили  ее на основе высокого теоретического правосознания, сформировавшегося  под воздействием основоположников классической школы естественного  права - Г. Гроция, Дж. Локка, Ш. Монтескье  и Ж. Ж. Руссо». Становлению этого документа способствовали также достижения мирового прогрессивного правотворчества, начиная с устоев римского права, знаменитого Кодекса

Юстиниана, и кончая революционным  законодательством Англии и США. Особенно сильное влияние оказали  английский Билль о правах, Декларация независимости Соединенных Штатов Америки 1776 г., а также отечественное  законодательство - декларации французских Генеральных штатов и акты Парижского парламента 1755-1788 гг.

В Декларации прав человека и гражданина провозглашались в  качестве естественных и неотъемлемых прав свобода, собственность, безопасность, сопротивление угнетению, в то время когда в Российской империи и в других феодально-абсолютистских государствах насчитывались миллионы крепостных крестьян, а в колониях буржуазно-аристократической Англии и в Соединенных Штатах Америки процветала работорговля. Провозглашенные Декларацией принципы были смелым, революционным вызовом старому, феодальному миру. Она являлась программой революции, ее идеологическим обоснованием. В ней отразились идеи естественного права, которые были тогда теоретическим оружием борьбы всех угнетенных классов против феодального строя. В декларации был сформулирован ряд демократических и гуманистических принципов, реализация норм которых давала рабочему люду надежду на справедливую и равноправную жизнь.

Декларация 1789 года, несомненно, представляет собой выдающийся правовой акт, оказавший огромное влияние на конституционно-правовое развитие, как Франции, так и многих других государств мира. Небольшой по объему документ, состоящий всего из 17 статей, закрепляет важнейшие права и свободы личности, однако при всем своем ясно выраженном политико-юридическом содержании Декларация не имела нормативно-правовой силы. Она была лишь исходным документом революционной власти, стремившейся установить конституционный строй. Поэтому многие ее положения носили программный характер и не могли быть немедленно реализованы на практике в условиях Франции конца XVIII века, только вступающей на путь создания гражданского общества и утверждения политической демократии.

Роль революции в целом  и декларации в частности в  жизни простого рабочего народы уже  оговорена. Что же значила Декларация для революционных лидеров? Естественно, мечта о демократических свободах руководила в большей степени  умами рабочих, крестьян и прочей бедноты. Влиятельнейшие буржуа, являющиеся «стержнем» революции, были сторонниками ограниченных реформ и конституционной  монархии, их целью было создание условий  для развития крупной буржуазии, именно поэтому формулировка Декларации являлась абстрактной, что позволяло  наполнить ее различным политическим содержанием.

Можно привести пример в  доказательство двусторонней политики буржуа-лидеров. Через пять дней после  того, как Учредительное собрание с воодушевлением приняло Декларацию прав человека и гражданина, оно  стало обсуждать законопроект об избирательной системе. По утвержденному  Собранием закону граждане делились на активных и пассивных. Пассивными объявлялись граждане, не обладавшие имущественным цензом,- они были лишены права выбирать и быть избираемыми. Активными считались граждане, обладавшие установленным цензом,- им предоставлялись  избирательные права. Т.е. что мы видим? В прямом противоречии с принципом  равенства, провозглашенным в Декларации, буржуазия старалась узаконить свое господство и оставить трудящихся политически бесправными; создавались наилучшие условия для новой формы эксплуатации человека человеком - для капиталистической эксплуатации трудящихся. Что видно хотя бы по вышеприведенному примеру? Декларация являлась не только документом, утверждающим права и свободы человека и гражданина, но и средством политического воздействия, с помощью которого лидеры революции пытались придти к власти и обеспечить господство своего класса.

Можно сделать вывод, что  Декларация 1789 года сыграла огромную роль во французской буржуазной революции, а именно:

1) закрепляла основы передового  для своей эпохи общественного  и государственного строя, определяла  устои нового правопорядка;

2) провозглашала права  и свободы, которые были идеологическим стимулятором низших классов (крестьян и рабочих) революции;

3) выступала как орудие  эффективного политического воздействия крупной буржуазии на низшие классы с целью осуществления собственных интересов.

 

2. Сравнительный анализ

декларация французский  буржуазный революция

Было оговорено выше, что  в Декларации отразились идеи естественного  права, которые во время революции  были теоретическим оружием борьбы всех угнетенных классов против феодального  строя. В Декларации сформулирован  ряд демократических и гуманистических  принципов.

Провозглашение свободы  и равенства естественными и  неотчуждаемыми правами человека с  рождения (ст. 1) было направлено против деспотизма и сословного строя.

В ст. 2 декларации подробно и четко приводятся эти естественные и неотчуждаемые права: свобода, собственность, безопасность и сопротивление угнетению. Но крупная французская буржуазия не решалась последовать примеру Декларации независимости Соединенных Штатов Америки 1776 года и провозгласить право народа на восстание.

В декларации была осуществлена своеобразная "национализация" государственной  власти, которая не рассматривалась  уже как основанная на "собственном  праве короля", а трактовалась как выражение национального  суверенитета ("источник суверенитета зиждется по существу в нации" - ст. 3). Любая власть в государстве, в  том числе и королевская, могла  проистекать только из этого источника. Она рассматривалась как производная  от воли нации.

Свобода определяется в Декларации как возможность делать все, что не приносит вреда другому. Границы для взаимного пользования ею могут быть определены только законом (ст. 4) . Свободное выражение мыслей устно и письменно — “драгоценнейшее из прав человека” — и свобода совести провозглашены в ст. 10 и ст. 11.

В Декларации провозглашается  принцип законности, направленный против произвола, царившего при абсолютизме. Законом воспрещены действия, вредные  для общества. “Все же, что не воспрещено законом, то дозволено, и никто не может быть принужден к действию, не предписываемому законом” (ст. 5) .

Закон в Декларации рассматривался как "выражение общей воли" (ст. 6), причем подчеркивалось, что все граждане имеют право участвовать лично или через своих представителей в его образовании. Здесь же провозглашалось, что всем гражданам "сообразно их способностям" в равной мере открыт доступ ко всем государственным должностям. По существу это означало отказ от феодального принципа закрытости государственного аппарата для представителей третьего сословия и обоснование одинаковой доступности государственных должностей "ввиду их равенства перед законом".

Из представления о  законе, как выражении общей воли, вытекает, что все граждане имеют  право участвовать лично или  через своих представителей в  его создании, что всем гражданам  должен быть открыт в равной мере доступ ко всем должностям, местам и службам  сообразно их способностям и без  каких-либо иных различий, кроме обусловливаемых  их способностями и добродетелями. Однако от этой прогрессивной демократической  идеи, выраженной также и в статье первой, буржуазия немедленно же отказалась в конституции 1791 года, установив  цензовое избирательное право.

В ст. 8 четко формулировались  принципы новой уголовной политики: "Никто не может быть наказан  иначе, как в силу закона, надлежаще  примененного, изданного и обнародованного  до совершения правонарушения". Эти  принципы позднее были выражены в  классических формулах: nullum crimen, nulla poena sine lege (нет преступления и наказания  без указания на то в законе), "закон  не имеет обратной силы".

Обязанность государства  обеспечить безопасность своих граждан  определяла также и процессуальные формы защиты личности. Никто не мог подвергнуться обвинению  или быть арестованным иначе, как  в случаях и при соблюдении форм, предписанных законом (ст. 7).

В ст. 9 провозглашается презумпция невиновности подсудимого в уголовном  процессе. Эти положения были направлены против произвольных арестов и инквизиционного  процесса, в котором всякий обвиняемый до разбора дела уже считался виновным. С другой стороны, каждый гражданин, "задержанный в силу закона, должен беспрекословно повиноваться". Сопротивление  властям в таких случаях влекло за собой ответственность.

В ст. 12, 13, 14 оговаривается необходимость создания и наличия в дальнейшем государственной силы «для гарантии прав человека и гражданина», причем подчеркивается, что «она создается в интересах всех, а не для личной пользы тех, кому она вверена», также оговариваются условия и принципы ее содержания.

Согласно ст. 15 общество имело  право требовать отчета от каждого  должностного лица по "вверенной  ему части управления", ст. же 16 заключала в себе идею законности и получила свое закрепление и  в виде общих принципов организации  государственной власти, и прежде всего в разделении властей; согласно ей "общество, в котором не обеспечено пользование правами и не проведено разделение властей, не имеет конституции". Теория разделения властей даже в том умеренном виде, в каком она была разработана, стала оружием идеологической борьбы с абсолютизмом, так как соединение законодательной, судебной и исполнительной власти в одном органе или лице благоприятствовало произволу и деспотизму.

Все эти демократические  и прогрессивные принципы Декларации выражали интересы большинства народа Франции, так как они были направлены против феодальных привилегий, неравенства  перед законом, неопределенности права, необеспеченности личности и собственности, произвола властей, бесконтрольности бюрократии.

В то же время классовый  характер Декларации ясно обнаруживается в том, что частная собственность  объявляется одним из естественных и неотъемлемых прав человека, правом священным и неприкосновенным. Никто  не может быть лишен собственности, если законом не установлена несомненная  общественная необходимость такого акта и то при условии “справедливого и предварительного возмещения” (ст. 17) .

В Декларации также ни слова  не говорится о фактическом осуществлении  трудящимися тех гражданских  свобод, которые были в ней провозглашены, что характерно для всех буржуазных конституционных документов. Декларация умалчивает о свободе собраний и  свободе союзов. Это было вызвано  страхом буржуазии перед революционно настроенными массами. Буржуазия уже  тогда опасалась всякого организованного  движения рабочих. Кроме того, почти  все деятели революции отрицательно относились ко всяким профессиональным союзам, которые считались пережитком цехового строя и стесняли, по их мнению, индивидуальную свободу. Эти настроения и идеи были впоследствии ярко выражены в законе Ле-Шапелье от 14 июня 1791 г., воспретившем всякие союзы (как рабочих, так и предпринимателей), но по существу направленном только против рабочих.

Информация о работе Декларация прав человека и гражданина во Французской буржуазной революции