Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 16:21, реферат
Актуальность исследования обусловлена культурным феноменом - творческим наследием ссыльных декабристов. Возрождение лучших традиций русской культуры становится актуальным, и декабризм вновь волнует своей неоднозначной оценкой. Декабризм как многогранное общественно-культурное явление в жизни русского дворянства первой половины XIX века породил целую плеяду культурных деятелей, судьбы которых переплелись с Сибирью.
Историография. Степень изученности темы. Движение декабристов, в том числе история декабристской ссылки, имеет обширну
Введение.....................................................................................................3 стр
Раздел 1 Хозяйственная деятельность декабристов...............................5 стр
Раздел 2 Научная деятельность................................................................7 стр
Раздел 3 Медецинская деятельность.......................................................8 стр
Раздел 4 Педагогическая деятельность...................................................9 стр
Заключение..............................................................................................10 стр
Список использованной литературы..........................
Таким
образом, при отсутствии или остром
недостатке врачей та медицинская помощь,
которую оказывали декабристы сибирякам,
имела практическое и социальное
значение. Врачебная деятельность декабристов
явилась одним из путей сближения
с народом, по которому шли первые русские
революционеры в период сибирской ссылки.
Раздел 4. Педагогическая деятельность.
Цвет всего того, что было образованного, истинно благородного в России, отправились закованные на каторгу, в почти необитаемый угол Сибири. Умственная температура в России понизилась… и надолго", - писал А.И. Герцен, характеризуя состояние русского общества после расправы Николая I над декабристами. А вот Сибирь, напротив, получила целый отряд наиболее образованных и наиболее деятельных, передовых представителей, "лучших людей из дворян".
Педагогическое воззрение имело философскую методологическую основу. Хотя по своим философским воззрениям декабристы не представляли единого лагеря, но в мировоззрении большинства доминировала материалистическая тенденция.
Широкую деятельность по образованию народа в Сибири по выходе на поселение развернули Бестужевы, Горбачевский, Д.И. Завалишин, Юшневский, братья Борисовы, Поджио, Торсон, Кюхельбекер, Беляевы, Матвей Муравьев-Апостол, Батеньков, сосланный в Томск после двадцатилетнего заключения в Петропавловской крепости, и первый декабрист В.Ф. Раевский.
Педагогическая деятельность декабристов внесла большой вклад в развитие народного образования. Приемами обучения декабристы охотно делились с коллегами, многие ездили учиться их методическому мастерству. Учителя-сибиряки часто увозили с собой не только опыт организации школ и преподавания, но и вольнодумство, готовность к самопожертвованию во имя просвещения сибиряков. Обучение в школах декабристов было по существу светским, несмотря на то, что работали они нередко под вывеской церковно-приходских школ и в их программах значились Закон Божий и священная история.
Заключение.
1.
Декабристы оставили добрый
Вся деятельность ссыльных декабристов в Сибири была направлена на ускорение социально – экономического, общественно – политического и культурного развития края.
2.
Декабристы оставили яркий
Научные, в частности, метеорологические исследования ссыльных декабристов привлекали внимание многих ученых России. Так, анализируя температурные наблюдения М.Ф. Митькова и А.И. Якубовича, А.Ф. Миддендорф пришел к важному выводу о влиянии климата Сибири на климат европейской части страны и о вторжении теплых атлантических воздушных масс далее на восток от Урала.
3.
При отсутствии или остром
недостатке врачей та
4.
Важнейшими чертами
Декабристы считали, что в улучшении благосостояния народа большую роль наряду с просвещением играет квалифицированный труд, поэтому они придавали большое значение трудовому воспитанию учащихся.
Введя
новые приемы и методы обучения,
декабристы значительно расширили
уровень общеобразовательной
Многое из того, что вводили в своей учебно-воспитательной работе декабристы, нашло отражение и дальнейшее развитие в советской, а затем и российской педагогической практики.
Они первыми приступили к созданию публичных библиотек и библиотек при начальных училищах, где их ранее не существовало.
Открыв женские школы на территории Сибири, они фактически первыми в России положили начало вовлечению женщин в сферу умственного труда.
Декабристы сделали бы значительно больше для развития просвещения Сибири, если бы их прогрессивным начинаниям не противодействовали представители царских властей. Но и то, что им удалось, дает основание датировать с начала ссылки декабристов в Сибирь новый этап в культурной жизни края.
Список использованной литературы:
1. Бестужев Н.А. Статьи и письма. М.,1988 г.
2. Декабристы: Биографический справочник. М., Наука 1988 г.
3. Декабристы и Сибирь. Новосибирск, Наука 1977 г.
4. Нечкина М.В. Декабристы. М.: Наука 1982 г.
5. Окунь С.Б. Ссыльные декабристы в Сибири. Л., ЛГУ, 1985 г.
6. Поджио
А.В. Записки декабриста. М. 1980 г.