Декабристы в Сибири

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 16:21, реферат

Описание работы

Актуальность исследования обусловлена культурным феноменом - творческим наследием ссыльных декабристов. Возрождение лучших традиций русской культуры становится актуальным, и декабризм вновь волнует своей неоднозначной оценкой. Декабризм как многогранное общественно-культурное явление в жизни русского дворянства первой половины XIX века породил целую плеяду культурных деятелей, судьбы которых переплелись с Сибирью.
Историография. Степень изученности темы. Движение декабристов, в том числе история декабристской ссылки, имеет обширну

Содержание

Введение.....................................................................................................3 стр
Раздел 1 Хозяйственная деятельность декабристов...............................5 стр
Раздел 2 Научная деятельность................................................................7 стр
Раздел 3 Медецинская деятельность.......................................................8 стр
Раздел 4 Педагогическая деятельность...................................................9 стр
Заключение..............................................................................................10 стр
Список использованной литературы..........................

Работа содержит 1 файл

ДЕКАБРИСТЫ В СИБИРИ (готово).doc

— 52.50 Кб (Скачать)

    Таким образом, при отсутствии или остром недостатке врачей та медицинская помощь, которую оказывали декабристы сибирякам, имела практическое и социальное значение. Врачебная деятельность декабристов  явилась одним из путей сближения  с народом, по которому шли первые русские революционеры в период сибирской ссылки. 

Раздел 4. Педагогическая деятельность.

    Цвет  всего того, что было образованного, истинно благородного в России, отправились  закованные на каторгу, в почти необитаемый  угол Сибири. Умственная температура в России понизилась… и надолго", - писал А.И. Герцен, характеризуя состояние русского общества после расправы Николая I над декабристами. А вот Сибирь, напротив, получила целый отряд наиболее образованных и наиболее деятельных, передовых представителей, "лучших людей из дворян".

    Педагогическое  воззрение имело философскую  методологическую основу. Хотя по своим  философским воззрениям декабристы не представляли единого лагеря, но в мировоззрении большинства  доминировала материалистическая тенденция.

    Широкую деятельность по образованию народа в Сибири по выходе на поселение  развернули Бестужевы, Горбачевский, Д.И. Завалишин, Юшневский, братья Борисовы, Поджио, Торсон, Кюхельбекер, Беляевы, Матвей Муравьев-Апостол, Батеньков, сосланный  в Томск после двадцатилетнего заключения в Петропавловской крепости, и первый декабрист В.Ф. Раевский.

    Педагогическая  деятельность декабристов внесла большой  вклад в развитие народного образования. Приемами обучения декабристы охотно делились с коллегами, многие ездили учиться их методическому мастерству. Учителя-сибиряки часто увозили с собой не только опыт организации школ и преподавания, но и вольнодумство, готовность к самопожертвованию во имя просвещения сибиряков. Обучение  в  школах  декабристов  было  по  существу светским, несмотря на то, что работали они нередко  под  вывеской  церковно-приходских школ  и  в  их  программах  значились  Закон  Божий  и  священная история.

Заключение.

    1. Декабристы оставили добрый след  в жизни сибиряков. Они стали  первыми наставниками местных жителей во многом: в применении передовой агротехники, механизации крестьянского хозяйства, внедрении новых и лучших сельскохозяйственных культур (зерновых, бахчевых, садовых, табака), открывали частные школы, обучая детей грамоте и ремеслам.

    Вся деятельность ссыльных декабристов  в Сибири была направлена на ускорение  социально – экономического, общественно  – политического и культурного  развития края.

    2. Декабристы оставили яркий след  не только в истории русского  революционного движения, но и в истории отечественной науки и культуры. Среди них были талантливые литераторы и историки, экономисты и философы, естествоиспытатели и механики, педагоги и врачи. Различного рода материалы убеждают в том как, разнообразны были научные интересы большинства участников декабристских тайных обществ.

    Научные, в частности, метеорологические  исследования ссыльных декабристов  привлекали внимание многих ученых России. Так, анализируя температурные наблюдения М.Ф. Митькова и А.И. Якубовича, А.Ф. Миддендорф пришел к важному выводу о влиянии климата Сибири на климат европейской части страны и о вторжении теплых атлантических воздушных масс далее на восток от Урала.

    3. При отсутствии или остром  недостатке врачей та медицинская  помощь, которую оказывали декабристы  сибирякам, имела практическое и социальное значение. Врачебная деятельность декабристов явилась одним из путей сближения с народом, по которому шли первые русские революционеры в период сибирской ссылки.

    4. Важнейшими чертами педагогической  практики декабристов в Сибири была комплексность обучения грамоте и ремеслам, применение методики взаимного обучения и дифференцированной работы с каждым учеником в зависимости от его способностей и успехов. Обучение в школах декабристов было по существу светским, несмотря на то, что работали они нередко под вывеской церковно- приходских школ и в их программах значились Закон Божий и священная история.

    Декабристы  считали, что в улучшении благосостояния народа большую роль наряду с просвещением играет квалифицированный труд, поэтому они придавали большое значение трудовому воспитанию учащихся.

    Введя новые приемы и методы обучения, декабристы значительно расширили  уровень общеобразовательной подготовки учащихся по сравнению с правительственными школами. В программах и педагогической практике школ декабристов большое внимание уделялось предметам естественнонаучного цикла, всемерному внедрению наглядности, использованию местного материала.

    Многое  из того, что вводили в своей  учебно-воспитательной работе декабристы, нашло отражение и дальнейшее развитие в советской, а затем и российской педагогической практики.

    Они первыми приступили к созданию публичных  библиотек и библиотек при  начальных училищах, где их ранее  не существовало.

    Открыв  женские школы на территории Сибири, они фактически первыми в России положили начало вовлечению женщин в сферу умственного труда.

    Декабристы  сделали бы значительно больше для  развития просвещения Сибири, если бы их прогрессивным начинаниям не противодействовали представители  царских властей. Но и то, что им удалось, дает основание датировать с начала ссылки декабристов в Сибирь новый этап в культурной жизни края.

Список  использованной литературы:

1. Бестужев  Н.А. Статьи и письма. М.,1988 г.

2. Декабристы: Биографический справочник. М., Наука  1988 г.

3. Декабристы и Сибирь. Новосибирск, Наука 1977 г.

4. Нечкина  М.В. Декабристы. М.: Наука 1982 г.

5. Окунь  С.Б. Ссыльные декабристы в  Сибири. Л., ЛГУ, 1985 г.

6. Поджио  А.В. Записки декабриста. М. 1980 г. 

Информация о работе Декабристы в Сибири