Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 21:22, реферат
Цель данной работы - рассмотреть взгляды Южного (Пестель) и северного(Муравьев-Апостол ) обществ на проблему крепостничества и её решение.
1 вступление и цель работы.
2 Список Литературы
3 Пестель Павел Иванович.
4 Крестьяне по русской правде Пестеля.
5 Крестьяне по конституции Муравьева.
После формального роспуска Союза благоденствия (1821 год) Муравьёв инициирует создание новой организации — Северного общества, его влияние в 1821—1823 гг. в обществе было чрезвычайно велико. В то же время Муравьёв не терял связи с Пестелем — руководителем Южного общества. Пестель ввёл Муравьёва в руководящий орган Южного тайного общества — Директорию.
В декабре 1821 года
возобновляется служба Муравьёва в
Генеральном штабе, он принят туда в
чине поручика. Зимой этого года, находясь
вместе с гвардией в Минске, Муравьёв разработал первый вариант
конституции.
В нём наряду с уничтожением крепостного
права, феодального строя, рекрутчины
и военных поселений появляются идеи сохранения
монархии, ограниченной в действии конституцией,
устанавливался высокий имущественный
ценз, освобождение крестьян было безземельным,
сохранялось помещичье землевладение.
Этот вариант Конституции был раскритикован
Пестелем, Рылеевым, Штейнгелем
В декабре 1825 года Муравьёва не было в Петербурге: взяв отпуск по семейным обстоятельствам, он уехал с женой в орловское имение Чернышёвых Тагино. Имя Муравьёва, как одного из руководителей тайного общества, было названо в доносе Майбороды. Арестован в с. Тагино 20 декабря 1825 года. Доставлен в Петербург на главную гауптвахту 25 декабря, переведён 26 декабря вПетропавловскую крепость. После допроса 5 января 1826 года представил Тайному комитету «Историческое обозрение хода Общества». Осуждён по I разряду. По конфирмации 10 июля 1826 года приговорён к каторжным работам сроком на 20 лет, 22 августа 1826 года срок каторги сокращён до 15 лет. Отправлен в Сибирь 10 декабря 1826 года.
Отбывал наказание
с 28 января 1827
года в Читинском
остроге, с сентября 1830
года — в Петровском
заводе. В
Петровском заводе читал курс лекций по
истории России и военной истории. Активный
участник Малой
артели. В
ноябре 1832
года срок
был сокращён до 10 лет. Из Петровского
завода отбыл на поселение в с.Урик Иркутского округа.
На поселении вместе с братом занимался сельским
хозяйством. Построил мельницу. Есть сведения,
что в Сибири Муравьёв писал политические
сочинения и мемуары, но после ареста Лунина
в 1841
году всё
уничтожил.
Конституция Никиты Муравьева использовала опыт Западной Европы. Но она являлась плодом самостоятельного политического творчества на основе переработки западноевропейского и американского политического опыта и применения его к русской действительности. Никита Муравьев был глубоким знатоком современной ему политической литературы, интересовался историей и сам являлся автором работ исторического характера, например разбора "История Государства Российского" Н. М. Карамзина, "истории... " Суворова и других работ.
Конституция Никиты Муравьева в отличие от "Русской Правды" Пестеля не была обсуждена всем Северным обществом, не была проголосована и принята всей организацией.
Крестьянин-общинник не считался, согласно проекту Никиты Муравьева, "владельцем"-собственником, его избирательное право было чрезвычайно ограничено. При всех чертах сильно выраженной классовой дворянской ограниченности конституционный проект Никиты Муравьева является значительным памятником политического творчества революционера-дворянина. Многие его положения имели положительное значение. Надо представить себе, какой объективный исторический смысл имели перечисленные выше пункты конституции Никиты Муравьева в бесправной стране крепостного рабства, самодержавного деспотизма, в стране "старого порядка", еще не знавшей революции.
Никита Муравьев проектировал отмену крепостного права, делал крестьянина лично свободным: "Крепостное состояние и рабство отменяются. Раб, прикоснувшийся земли русской становится свободным” гласил 3-й параграф его конституции. Сословия также отменялись. "Все русские равны перед законом". Даже религия призывалась на помощь, для того чтобы доказать глубокий вред старого феодально-сословного подразделения. "Разделение между благородными и простолюдинами не принимается, поскольку противно Вере, по которой все люди братья, все рождены благо по воли божьей, все рождены для блага и все просто люди: ибо все слабы и несовершенны".