Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 13:36, доклад
В докладе содержится текст о контрркформах 80-90-х гг
В истории общественной
мысли России XIX век занимает свое
особое место. В этот период быстрыми
темпами шло разрушение феодально-крепостнической
системы и утверждение
Однако представления о путях перемен у самодержавия и российского общества существенно отличались. В России сформировались три основных течения в развитии общественной мысли и общественных движений: консервативное, либеральное и революционное.
Консерваторы стремились
сохранить основы существующего
строя, либералы оказывали давление
на правительство с целью
Изучая данный период в истории России, важно видеть весь спектр прогрессивных, демократических, революционных сил. Характерной чертой развития общественного движения в начале XIX в. является то, что и в либеральном, и в революционном движении этого времени над всеми другими классами доминирует дворянство. Однако и внутри дворянства протекала политическая борьба между сторонниками и противниками перемен.
Правда, дворянская
гегемония в революционном
Русская буржуазия
в этот период не выступает активно
в общественном движении. В эпоху
первоначального накопления купец,
промышленник, железнодорожный делец,
разбогатевший крестьянин были поглощены
исключительно наживой, накоплением
богатства. На данной стадии этот класс
не интересовался политикой и
не нуждался в ней. Ему были нужны
не политические реформы, а административно-
Буржуазия вступила в политическую борьбу, выдвинула своих лидеров, создала свои организации в то время, когда активную роль в общественно-политической борьбе уже играл российский пролетариат, создавший свою политическую партию.
Начало XIX в. было временем больших надежд в жизни российского общества. Однако реформы не были осуществлены. Государственная власть оказалась фактически в руках А.А. Аракчеева. М.М. Сперанский был отправлен в ссылку. Такой отказ от реформ был связан с достаточно мощным сопротивлением большинства дворянского класса. Так, в 1811 г. встревоженный упорными слухами о "коренном государственном преобразовании", подготавливаемом М.М. Сперанским, знаменитый историк Н.М. Карамзин, идеолог самодержавия, представил Александру I "Записку о древней и новой России", в которой писал: "Россия основывалась победами и единоначалием, гибла от разногласия, а спаслась мудрым самодержавием". В самодержавии видел Карамзин залог благополучия русского народа. Задача государя, считал он, состоит в том, чтобы совершенствовать существующий строй, избегая серьезных перемен. Карамзин утверждал, что вместо всех нововведений достаточно было бы подыскать с полсотни хороших губернаторов и дать стране достойных духовных пастырей.
В период, когда власти
отказываются от реформ, ярко проявляется
революционное политическое течение
в среде дворянства. Это было движение
декабристов. Главным фактором его
возникновения стали социально-
Первая тайная организация
будущих декабристов "Союз спасения"
была создана молодыми дворянскими
офицерами в Петербурге в 1816 г. Эта
организация была немногочисленной,
ставила своей целью
На основе "Союза
спасения" в 1818 г. в Москве был
создан "Союз благоденствия", куда
входило более 200 человек. Эта организация
ставила своей задачей
Отказ правительства от реформаторских замыслов и переход к реакции во внешней и внутренней политике заставил декабристов изменить тактику. В 1821 г. в Москве на съезде "Союза благоденствия" было решено путем военной революции свергнуть самодержавие. От расплывчатого "Союза" предполагалось перейти к законспирированной и четко сформированной тайной организации. В 1821-1822 гг. возникли Южное и Северное общества. В 1823 г. на Украине была создана организация "Общество соединенных славян", которое к осени 1825 г. объединилось с Южным обществом.
В декабристском движении в течение всего его существования были серьезные разногласия по вопросам о путях и методах осуществления преобразований, о форме государственного устройства страны и т.д. В рамках движения можно проследить не только революционные (они проявились особенно ярко), но и либеральные тенденции. Расхождения членов Южного и Северного обществ отразились в программах, разработанных П.И. Пестелем ("Русская правда") и Никитой Муравьевым ("Конституция").
Одним из важнейших вопросов был вопрос о государственном устройстве России. По "Конституции" Н. Муравьева Россия превращалась в конституционную монархию, где исполнительная власть принадлежала императору, а законодательная передавалась двухпалатному парламенту, народному вече. Источником всей государственной жизни "Конституция" торжественно провозглашала народ, император был всего лишь "верховным чиновником Российского государства".
Избирательное право предусматривало довольно высокий избирательный ценз. Придворные лишались избирательных прав. Провозглашался ряд основных буржуазных свобод — слова, передвижений, вероисповедания.
По "Русской правде"
Пестеля Россия объявлялась республикой,
власть в которой до осуществления
необходимых буржуазно-
Пестель отвергал принцип федерального устройства, Россия должна была оставаться единой и неделимой.
Вторым важнейшим вопросом был вопрос о крепостном праве. И "Конституция" Н. Муравьева и "Русская правда" Пестеля решительно выступали против крепостного права. "Крепостное право и рабство отменяются. Раб, прикоснувшийся к земле русской, становится свободным", — гласил § 16 Конституции Н. Муравьева. По "Русской правде" крепостное право немедленно отменялось. Освобождение крестьян объявлялось "святейшей и непременнейшей" обязанностью Временного правительства. Все граждане уравнивались в правах.
Н. Муравьев предлагал
сохранить освобождаемым
Осуществление своих
программ декабристы связывали с
революционным изменением существующего
в стране строя. Если брать в целом,
то проект Пестеля с точки зрения
развития буржуазных отношений в
России был более радикальным, последовательным,
чем проект Муравьева. Вместе с тем
оба они были прогрессивными, революционными
программами буржуазного
Восстание 14 декабря
1825 г. в Петербурге на Сенатской площади
и восстание Черниговского