Дайджест по статье А.Т. Евтухина «Наука и образование в эпоху перемен»

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 01:13, реферат

Описание работы

«В статье дается научное понятие «эпоха перемен» и сделана попытка определить основную задачу современной науки. Раскрываются проблемы среднего и высшего образования на мировом уровне и предлагаются некоторые пути их решения».
Вся статья делиться на 5 частей: постановка проблемы, анализ последних публикаций, цель статьи, основные результаты исследования и вывод, соответственно.

Работа содержит 1 файл

даджест.docx

— 23.42 Кб (Скачать)

Министерство  образования, молодежи и спорта Украины

Киевский  национально-торговый университет

Кафедра банковского дела 
 
 
 
 

Дайджест  по статье А.Т. Евтухина «Наука и образование в эпоху перемен» 
 
 
 
 
 

подготовила:

Студентка 1 курса

6 группы

Дневной формы обучения

Факультет финансов и банковского дела

Ковальчук Юлия Васильевна 
 
 
 
 
 

Киев 2011

Дайджест написан по статье А.Т. Евтухина «Наука и образование в эпоху перемен».

«В статье дается научное понятие «эпоха перемен» и сделана попытка определить основную задачу современной науки. Раскрываются проблемы среднего и высшего  образования на мировом уровне и  предлагаются некоторые пути их решения».

Вся статья делиться на 5 частей: постановка проблемы, анализ последних публикаций, цель статьи, основные результаты исследования и вывод, соответственно.

1. В «Постановке проблемы» А.Т.Евтухин  определяет проблему, в которой он «сделает попытку разобраться…и по возможности определить некоторые задачи современной науки и образования». По мнению автора, «уровень развития самой науки определяется уровнем осознания обществом окружающего мира, то есть широта научных взглядов находится в рамках наших представлений об эпохе, в которой мы живем».

Сейчас ученые спорят насчет нынешнего времени. Одни считают, что «общество вступило в новую эпоху своего развития, другие же – не находят принципиальных отличий переживаемого нами периода времени».

2. «Анализ  последних публикаций». В данном  разделе А.Т.Евтухин использует работы многочисленных ученых, среди них Д.Белл, Ф.Уэбстер, Э.Костельс, К.Кумер, Ф.Фукуяма, Р.Йенсен. Все они имели свою собственную, отличающуюся от других, точку зрения на существующие проблемы, которые переживает современное общество.

3. «Цель  статьи» заключается в «определении  сути эпохи, в которой мы живем, задач современной науки и образования». А.Т.Евтухин  в данной статье пытается «донести до читателя собственный вывод по данной проблеме и его обоснование».

4. «Основные  результаты исследования». Данная  часть является основной в  статье, так как  в ней   А.Т Евтухин более полно раскрывает существующие проблемы и выражает свои мысли по их решению.  Так, автор дает определение «Эпоха – слово латинское и означает период времени в истории развития человечества и природы, который характеризуется определенными проблемами и путями их решения».

 А.Т.Евтухин пишет, что капитализм возник «вследствие развития производительных сил и товарно-денежный отношений», а «информация и знания являются основой мироздания и они всегда были и остаются основной производительной силой в обществе».

Свидетельством  о том, что цивилизация входит в новую стадию своего развития – новую эпоху, автор считает столкновение стран с новыми, глобальными эпохальными проблемами, такими как отравление воздуха, воды, земли, глобальное потепление и др. Глобальным проблемам посвящено множество статей, книг, но «практические шаги в их преодолении пока не дают кардинальных положительных результатов». Основываясь на этом факте, автор делает вывод о существовании кризиса в науки. По этому поводу пишет Р.Йенсен: «Представление о нашем обществе, как неустанно совершенствующемся благодаря техническому прогрессу и изобретательности исчезает». Р.Йенсена также считал, что прогресс неизбежен, но пока он не возможен, так как нет новой научной парадигмы. Таким образом, А.Т.Евтухин  констатирует факт того, что новая эпоха не наступила, что общество находится в условиях смены эпох. «Смена эпох сопровождается с одной стороны глобальным кризисом, а с другой – изменением мировоззрения людей». Так же автор статьи определяет причины кризиса науки: «общественное мышление подвержено инерции», то есть  человеку тяжело осмыслить происходящие изменения и найти методы для их решения. А.Т.Евтухин делит процесс решения проблемы на две части: первая – осознание проблем, вторая - создание новых теорий. Вследствие чего смена эпох требует длительного периода времени. Переход от одной эпохи к другой, можно условно назвать эпохой перемен или переломом эпох. Таким образом, автор статьи под эпохой перемен понимает «время, когда человечество сталкивается с новыми глобальными проблемами, но при этом оно ещё не овладело новой научной парадигмой их решения». На переломе эпох прогресс начинает проявляться в изменении сознания ученых, переосмыслении ими ценностей и путей решения проблем.

Далее А.Т.Евтухин пытается определить основную задачу, которую надо решить современной науки: обновление её фундаментального содержания. Автор пишет, что на смену «механической» модели научного мышления человека  должны прийти более жизненные подходы в науке, основой которых, по предположению А.Т.Евтухина, будет теория информации, «смысловое пространство которой выходит за традиционные рамки предмета информатики, кибернетики и других известных нам наук об информации». Этому, по мнению австрийского ученого В. Франкла, будет способствовать «создание новых ценностей на основе осознания уникальных смыслов явлений и происходящих процессов». Согласно статье новое мышление уже начинает овладевать сознанием передовых ученых.

Ещё в 1922 году В.Вернадский говорил, что «человеческая  мысль области научного знания может  постичь новое, а не топтаться  на одном месте, только если рядом  с научным творчеством идет широкое  творчество религиозное».

В переходную эпоху наука продолжает оставаться в рамках материалистического мышления, которое отвергает духовность. Многие считают, что это результат марксизма  – ленинизма, но А.Т.Евтухин опровергает эту мысль, ссылаясь на то, что «марксизм сам явился порождением индустриальной или материалистической эпохи».

Автор статьи соглашается с В.Вернадским, который писал «Несомненно, перенос в область социологии научных идей и конструкций, выросших на почве естествознания и математики не принес тех результатов, каких от них ожидали…Идет работа Сизифа: природа оказывается более сложной, чем разнообразие – бесконечное – символов и моделей, созданных нашим сознанием».

По словам А.Т.Евтухина, «монополия рационально-материалистического мышления не только тормозит прогресс, но и начинает изнутри разрушать общество».

Причинной невозможности христианства и других религий оказывать широкое влияние  на сознание и поведение людей является то, что «религиозные идеи распространяются на уровне иррационального восприятия, в то время как большинство людей  в обществе подвержено абстрактно-логическому, то есть рациональному мышлению». Причиной   формирования данного мышления является нынешнее образование.

А.Т  Евтухин называет основной причиной нарастания глобальных проблем – двойственный подход человека к действительности и своим поступкам, что очень удобно для самого человека.

«Решение  проблем современной эпохи во многом определяется качеством образования, которое получает молодежь в семье  и учебных заведениях», - пишет Евтухин.

В эпоху  перемен образование, так же как  и наука, переживает кризис. Проявление этого кризиса автор видит в том, что «содержание учебных курсов не содействуют решению не только глобальных проблем, но и многих текущих задач». Причиной этого А,Т,Евтухин считает изучение традиционных дисциплин, которые не востребованы жизнью и дублируют друг друга. Однако, основной проблемой современного образования, автор считает то, что оно основано на научной совокупности фундаментальных научных установок, представлений и терминов уходящей эпохи. 

Европейское образование своими корнями глубоко  уходит в эпоху Средневековья. С  тех времен в университетах наблюдается  консерватизм, но и теперь образованию  присущи консервативные подходы. А.Т.Евтухин относиться негативно к этому факту, он высказывает мысль о необходимости проведения сложной реформы образования. Перемены в которой не должны предусматривать такие формы обучения, как лекции, практические занятия и т.д. По мнению автора, они уже давно должны были уйти в прошлое. Это касается и «недемократичных форм оценки знаний студентов», и учебников, потому что такое обучение строиться на заучивании текста, что не ведет к положительным результатам и развитию человека.

Так же автор отмечает, что новые ростки преподавания уже  начинают появляться в некоторых науках. Как пишет  сам Евтухин: «…они, как правило, рождаются в демократических университетах и при студенческом самоуправлении. Руководителям важно их своевременно увидеть и поддержать инициативу, наполнить новые формы передачи информации научным содержанием и направить их на изучение учебных программ». Новое обучение должно быть направлено на формирование у человека общественных ценностей, таких как ответственность, сострадание, трудолюбия и.др. Также таких изменений требует и образование детей младшего возраста.

Автор считает целесообразно возобновлять работу научных центров, которые были созданы в 60-х годах XX века в бывшем СССР. Задача которых заключалась в подготовке научной элиты, которая овладела бы «мышлением прорыва».

И в  заключительной части статьи А.Т. Евтухина «Наука и образование в эпоху перемен» «Вывод» автор подводит итог о необходимости решения глобальных проблем, смысл которых заключается в формировании новой научной парадигмы и общественного мышления.

Я согласна с А.Т.Евтухиным, что образование требует реформы. Многие учебные дисциплины, которые изучаются в школах, университетах просто не нужны. Поэтому у многих   просто нет желания вникать в их суть - они их заучивают, чтобы получить положительную оценку, в итоге пользы от этого никому нет. Но автор не предлагает конкретные формы образования, к которым должно стремиться общество, потому что их просто нет. Все люди разные, у каждого свои приоритеты в жизни, поэтому идеальной системы образования, политики и др. просто не может быть.  На основе вышесказанного можно сделать вывод о том, что общество видит реальный кризис в системе образования, но путей выхода с него ещё, к сожалению, нет.  

Информация о работе Дайджест по статье А.Т. Евтухина «Наука и образование в эпоху перемен»