Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 23:25, контрольная работа
Цель работы – рассказать о жизни великого русского князя Д. М.Пожарского, и оценить какую роль он сыграл в судьбе Древней Руси?
Для этого следует выполнить следующие задачи:
- рассмотреть важные периоды его жизни;
- охарактеризовать его поведение при смене царей;
- оценить какую роль он сыграл в народном ополчении;
- подвести итог работе.
Введение……………………………………………………………………. 3
Начало «Смутного времени»……………………………………………… 5
Служба при царе Василии Шуйском……………………………………... 5
Первое народное ополчение………………………………………………. 7
Второе народное ополчение………………………………………………. 7
Служба при царе Михаиле Романове…………………………………….. 11
Могила Д. М. Пожарского………………………………………………... 13
Семья………………………………………………………………………... 13
Потомки…………………………………………………………………….. 14
Память………………………………………………………………………. 14
Заключение…………………………………………………………………. 15
Список литературы………………………………………………………… 16
Пожарский, едва оправившись от болезни, принял самое деятельное участие в защите столицы от войск Владислава, за что царь Михаил Фёдорович наградил его новыми вотчинами и поместьями. К концу своей жизни Пожарский имел без малого десять тысяч четей земельных угодий со многими сёлами, деревнями и пустошами и считался одним из самых богатых дворян Московского государства.
В 1619 году царь поручил Пожарскому руководство Ямским приказом. В 1620 году Пожарский был Новгородским воеводой и занимал эту должность до 1624 года. С 1624 по 1628 год Пожарский был начальником Разбойного приказа. В 1624 году, во время своей поездки на богомолье в Троице-Сергиев монастырь, царь оставил Москву на попечение Ф. И. Шереметьева, помощником у которого был Пожарский. На обеих свадьбах царя в 1624 и в 1626 г. Пожарский был в дружках царя, а жена Пожарского, Прасковья Варфоломеевна, была свахой со стороны царя. Когда Пожарский по своей службе находился в Москве, то наряду с другими именитыми боярами бывал, приглашён к праздничным царским и патриаршим столам и, по замечанию И. Е. Забелина, «въ этихъ приглашенияхъ передъ большими боярами онъ меньше не былъ». В августе 1628 года Пожарский был опять назначен воеводой в Новгород Великий с титулом наместника Суздальского, но уже в сентябре 1630 года указом царя он был вызван в Москву и назначен начальником Поместного приказа.
В 1632 году перемирие с Польшей закончилось. Русские войска осадили Смоленск. Русскими войсками под Смоленском командовали М. Б. Шеин и А. В. Измайлов. Царь послал Пожарского и князя Черкасского на помощь Шеину, но не по их вине воинские сборы затянулись, и Шеин был окружён и вынужден был
« 12 »
принять условия капитуляции в феврале 1634 года. В начале 1635 года с Польшей был заключён Поляновский мир. В переговорах с поляками участвовал и Д. М. Пожарский.
В 1636—1637 годах князь Пожарский состоял начальником Московского Судного приказа. В 1637 году ему исполнилось 60 лет, возраст по тому времени весьма преклонный. Но царь не отпускал Пожарского от себя. Он был ему нужен как человек, на которого можно положиться в любом ответственном деле. И на случай войны с крымскими татарами царь в апреле 1638 года назначает Пожарского полковым воеводой в Переяславль Рязанский. Но война эта не состоялась. Когда у Михаила Романова в 1639 году умер сначала один сын, Иван,
а затем другой, Василий, Пожарский «дневал и ночевал» (то есть был назначен на почётное дежурство) при гробах царевичей. Весной 1640 года Д. М. Пожарский вместе с И. П. Шереметьевым дважды участвовал в переговорах с польскими послами, при этом писался наместником Коломенским. Эти переговоры являются последними службами князя Пожарского, записанными в Разрядной книге.
МОГИЛА Д. М. ПОЖАРСКОГО.
По свидетельству известного архивиста XIX века А. Ф. Малиновского, сенатора, Управляющего Архивом Коллегии иностранных дел, Дмитрий Пожарский умер 30 апреля (20 апреля по старому стилю) 1642 года на 65-м году своей жизни. В монастыре Николы Зарайского была обретена записка о дне кончины Пожарского в следующих словах: «ЗРН, апреля К, преставися бояринъ князь Дмитрий Михайловичъ Пожарский, въ среду, вторыя недели по пасце». В своей работе «Обозрение Москвы», которую Малиновский закончил в 1826 году, но впервые изданной лишь в 1992 году, автор пишет, что многие думали, что Пожарский похоронен в московском Казанском соборе, первостроителем которого он был. Современные исследования показали, что его прах покоится в родовой усыпальнице в суздальском Спасо-Евфимиевом монастыре.
Род Пожарских прекратился по мужской линии в 1682 году со смертью его внука Юрия Ивановича Пожарского, умершего бездетным. После пресечения рода Пожарских усыпальница была заброшена и в 1765—1766 сломана «за ветхостью». В 1851 году известный русский археолог граф А. С. Уваров в ходе раскопок обнаружил на этом месте кирпичные склепы и белокаменные гробницы, расположенные в три ряда, и в 1885 году над ними был сооружён мраморный мавзолей, построенный на народные средства по проекту А. М. Горностаева. Мавзолей был разобран в годы советской власти в 1933 году. Археологические исследования летом 2008 года показали, что гробница осталась нетронутой. Над местом погребения Д. М. Пожарского в день его рождения 1 ноября 2008 года установлены плита и памятный крест. В 2009 году мраморный склеп восстановлен и 4 ноября открыт Президентом Медведевым.
« 13 »
СЕМЬЯ.
Князь Дмитрий Пожарский был женат дважды. От первой жены Прасковьи Варфоломеевны у него было три сына и три дочери (даты указаны по с.с.):
Елена (год смерти неизвестен). Была замужем за князем И. Ф. Лыковым
Иван (ум. 15 февраля1668 года),
Ксения (ум. 22 августа 1625 года). Была замужем за князем В. С. Куракиным
Анастасия (год смерти неизвестен). Была замужем за князем И. П. Пронским
Фёдор (ум. 27 декабря 1632 года),
Пётр (ум. в 1647 году).
Прасковья Варфоломеевна умерла 28 августа 1635 года, и вскоре князь женился на дочери стольника Андрея Ивановича Голицына княжне Феодоре, которая пережила его на девять лет и умерла в 1651 году бездетной.
ПОТОМКИ.
Род Пожарских пресёкся по мужской линии в 1685 году со смертью Юрия Ивановича, внука князя Дмитрия.
Потомки Дмитрия Пожарского князь Андрей Михайлович Волконский и его сын, князь Петр Андреевич Волконский.
ПАМЯТЬ.
"Доколе название России, спасённой Князем Пожарским, пребудет на Земном шаре знаемо, до тех пор и он послужит примером геройства, правоты и бескорыстной любви к Отечеству".
В Великом Новгороде на Памятнике «1000-летие России» среди 129 фигур самых выдающихся личностей в российской истории (на 1862 год) дважды присутствует фигура князя Пожарского.
Памятник Минину и Пожарскому в Москве (Мартос И. П., 1818 год).
В честь Дмитрия Пожарского был назван электропоезд ЭД9М-0212.
Памятник Пожарскому в Пурехе (Гусев П. Н., 1998 год)
Памятник Дмитрию Пожарскому в Суздале (Азгур З. И., 1955 год).
Памятник Пожарскому в Борисоглебском (Переяславец, М. В., 2005 год).
Памятник (копия московского памятника, Церетели З. К., 2005 год) и центральная площадь Минина и Пожарского в Нижнем Новгороде.
Памятник Пожарскому в Зарайске (Иванов Ю. Ф., 2004 год).
« 14 »
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Дмитрий Михайлович Пожарский - уникальная историческая личность, на чью долю выпала роль спасения Российского государства. В эпоху смуты, лжи и предательства, где и приходилось действовать Пожарскому, его выделяет из массы действующих лиц того времени примечательная личностная черта - определённо сознательное отношение к происходящим событиям чрезвычайного характера. Он никогда не терялся и постоянно знал, что должен делать: при смене властей в Москве, он служит им ровно на столько, насколько они законны; а не перемётывается и не поддаётся ворам, у него свои определённые взгляды, своя политическая идеология, которая позволяет ему точно и твёрдо определить отношение к тому или иному факту и оберегает его от авантюризма и шалостей. Про таких говорят - "свой царь в голове"; Пожарского нельзя направить чужой мыслью или волей в том или ином направлении.
Этот человек до конца был верен своему человеческому долгу - свято чтить и защищать свое Отечество. На его примере исполнились слова Христа о том, что «нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. XV, 13). Имена многих и многих знатных князей и бояр стерлись в народной памяти, забыты или известны лишь историкам, архивистам, а князя Пожарского помнит народ. Род князя Дмитрия Пожарского, патриота-жертвенника записан в синодики для поминовения Спасо-Евфимьевского, Нижегородского Вознесенского, Тихоно-Луховского, Костромского Богоявленского, Костромского Ипатьевского и других монастырей, в которые жертвовал добродетельный князь.
В данной работе я рассказал о жизни князя Д. М. Пожарского, и какую неоценимую роль он сыграл в судьбе Древней Руси, таким образом, цель реферата достигнута.
« 15 »
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Костомаров Н. И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей.
Курганова Н.М. Надгробные плиты из усыпальницы князей Пожарских и Хованских в Спасо-Евфимьевом монастыре Суздаля. Памятники культуры: новые открытия 1993. — М.: 1994.
Малиновский А.Ф. Обозрение Москвы. Сост. С.Р. Долгова. — М.: 1992.
Погодин М. П. О месте погребения князя Дмитрия Михайловича Пожарскаго. — М.: 1852.
Савелов Л. М. Князья Пожарские. — М.: 1906.
Сироткин С. В. Заметка к биографии Дмитрия Михайловича Пожарского. // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. — 2001. — № 1 (3). — С. 108—110.
Смирнов С. К. Биография князя Дмитрия Михайловича Пожарскаго. — М.: 1852.
Соколов А. Н./Род Мининых и князь Дмитрий Пожарский. – Н. Новгород, 2007. – 328 с.: ил.
Шматов В.Е. Князья Пожарские — князья Суздальские или Нижегородские. — Нижегородская старина. Н.Новгород: 2006 №12.
Шматов В. Е. Князь Пожарский — человек высокой веры, чести и долга
« 16 »