Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 11:13, реферат
К особенностям российской цивилизации можно отнести и огромную роль политических факторов в истории. Политика, а не экономика доминирует в обществе, делает цивилизационный выбор. Вспомните, как дается периодизация истории России. По царям – в XIX в., по генсекам или президентам – в XX в. Особую роль играют личности вождей, лидеров. Ведь они, а не народ по сути совершали цивилизационный выбор, решали судьбу страны на всех этапах её развития: Олег, перенёсший столицу из Новгорода в Киев, Владимир, избравший православие, Александр Невский, сделавший “ставку” на Орду, в противовес католическим орденам, И.Сталин, укоренивший тоталитарный режим в СССР, и М.Горбачев, начавший перестройку, и т.д.Человек русской культуры считает власть священной, ведь есть некто или нечто “наверху”, от чего зависит ситуация в стране, мое благополучие. Власть всегда “личностна”,а потому отношение к ней эмоционально окрашено. Общинность стала одной из главных характеристик русско-православной цивилизации. Русский – человек общины. Община – его защита, средство выживания. Смирение – слияние с “миром”, с общиной, коллективом – черта русской православной цивилизации.Общинность – отрицание личности одного человека (быть “как все”, “не высовываться”). Отсюда стремление к уравниловке. Жизнь воспринимается как долг, как служение “миру”. Выживание становится причиной, коллективизм – следствием. Но внутри общины коллективизм может скрывать неорганизованность, безответственность. Общинное сознание и общинное поведение сливают труд и отдых: монотонный крестьянский труд “сдабривался” плясками, пением, дракой, пьянкой.
Особенности Российского цивилизации:
К особенностям
российской цивилизации можно отнести
и огромную роль политических факторов
в истории. Политика, а не экономика
доминирует в обществе, делает цивилизационный
выбор. Вспомните, как дается периодизация
истории России. По царям – в XIX в., по генсекам
или президентам – в XX в. Особую роль играют
личности вождей, лидеров. Ведь они, а не
народ по сути совершали цивилизационный
выбор, решали судьбу страны на всех этапах
её развития: Олег, перенёсший столицу
из Новгорода в Киев, Владимир, избравший
православие, Александр Невский, сделавший
“ставку” на Орду, в противовес католическим
орденам, И.Сталин, укоренивший тоталитарный
режим в СССР, и М.Горбачев, начавший перестройку,
и т.д.Человек русской культуры считает
власть священной, ведь есть некто или
нечто “наверху”, от чего зависит ситуация
в стране, мое благополучие. Власть всегда
“личностна”,а потому отношение к ней
эмоционально окрашено. Общинность стала
одной из главных характеристик русско-православной
цивилизации. Русский – человек общины.
Община – его защита, средство выживания.
Смирение – слияние с “миром”, с общиной,
коллективом – черта русской православной
цивилизации.Общинность – отрицание личности
одного человека (быть “как все”, “не
высовываться”). Отсюда стремление к уравниловке.
Жизнь воспринимается как долг, как служение
“миру”. Выживание становится причиной,
коллективизм – следствием. Но внутри
общины коллективизм может скрывать неорганизованность,
безответственность. Общинное сознание
и общинное поведение сливают труд и отдых:
монотонный крестьянский труд “сдабривался”
плясками, пением, дракой, пьянкой.