Цивилизационный подход к развитию общества

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 21:56, доклад

Описание работы

Основная идея заключалась в том, что у тойнби цивилизация проходила три этапа: расцвет, надлом и упадок. Тоинби подразделял цивилизации на три поколения. Общее число цивилизаций, предполагал тойнби ,еле достигло даже двузначного числа, а число примитивных обществ около 650. Но сравнивать цивилизацию с обществом все равно что кролика со слоном. Первобытные общества, к примеру, ограничены территориально и обладают сравнительно короткой жизнью. Тогда как цивилизация охватывают обширные территории и обладают более продолжительной жизнью.

Работа содержит 1 файл

Тойнби.docx

— 17.56 Кб (Скачать)

Основная  идея заключалась в том, что у  тойнби цивилизация проходила три этапа: расцвет,  надлом и упадок. Тоинби подразделял цивилизации на три поколения. Общее число цивилизаций, предполагал тойнби ,еле достигло даже двузначного числа, а число примитивных обществ около 650. Но сравнивать цивилизацию с обществом все равно что кролика со слоном. Первобытные общества, к примеру, ограничены территориально и обладают сравнительно короткой жизнью. Тогда как цивилизация охватывают обширные территории и обладают более продолжительной жизнью.

первое поколение-примитивные,  маленькие, бесписьменные культуры. Они многочисленны. У них отсутствуют какие-либо виды государственности, образование, монотеистическая религия, а тем более наука и искусство. Такие цивилизации приспособлены к жизни только в определенной географической среде. Эти культуры очень плодородны и быстро размножаются. Правда и гибнут они стихийно, если, конечно, не вливаются в более мощную цивилизацию. Причиной гибели цивилизации становится внешний, либо внутренний фактор. Революция, либо война. В таких обществах правит обычай, то есть творческий акт затруднен статичностью. Социальная связь направлена на подражание предкам, инновация в таком обществе практический невозможна. При резком изменении обстоятельств-такое изменение тойнби называет "вызовом"-общество не может дать адекватный и четкий ответ, перестроиться и измениться. В конечном итоге не дав ответа на "вызов" общество живет старыми правилами, движется к пропасти и гибнет. Правда, в среде есть так называемые "творческие меньшинства" которые осознают вызов среды и способно дать на него удовлетворительный ответ. Эта горстка энтузиастов-пророков,жрецов,философов,ученых,политиков-собственным бескорыстным примером увлекает за собой массу и общество становится на новые "жизненные" рельсы.  Начинается формирование дочерней цивилизации, унаследовавшей опыт своей предшественницы, но гораздо более гибкой и многосторонней. Только там, где возникают трудности ,где ум людей возбуждается в поисках выхода и новых форм выживания, создаются условия для рождения цивилизации более высокого уровня.

Согласно  закону "золотой середины тойнби, вызов не должен быть слишком слабым и слишком суровым. В первом случае не последует активного ответа, а во втором-непреодолимые трудности могут в корне пресечь зарождение цивилизации.

В цивилизация второго поколения социальная связь направлена на творческие личности, которые ведут за собой пионеров нового социального порядка. Цивилизации второго поколения динамичны, они создают большие города, вроде рима и вавилона, в них развивается разделение труда, товарный обмен, рынок. Утверждается сложная система рангов и статусов. Здесь могут развиться атрибуты демократии: выборные органы ,правовая система, самоуправление ,разделение властей.

Тойнби насчитывал четыре цивилизации второго поколения-египетско-шумерская, минойская ,китайская и южноамериканская. Проблема рождения цивилизации является для тойнби одной из центральных. Он считает, что ни расовый тип, ни среда, ни экономический строй не играют решающей роли в генезисе цивилизаций: они возникают в результате мутаций примитивных культур, которые происходят в зависимости от комбинаций множества причин. Предсказать мутацию трудно, как результат карточной игры. Цивилизации третьего поколения формируются на основе церквей: из первичной минойской рождается вторичная эллинская, а из нее — на основе возникшего в ее недрах христианства — формируется третичная, западноевропейская. Всего, согласно тойнби, к середине xx в. Из трех десятков существовавших цивилизаций сохранилось семь или восемь: христианская, исламская, индуистская и др.

Подобно своим  предшественникам, тойнби признает циклическую схему развития цивилизаций: рождение, рост, расцвет, надлом и разложение. Но эта схема не является фатальной, гибель цивилизаций вероятна, но не неизбежна. Цивилизации, как и люди, недальновидны: они не сознают до конца пружины своих собственных действий и важнейших условий, обеспечивающих их процветание. Ограниченность и эгоизм правящих элит в сочетании с леностью и консерватизмом большинства приводят к вырождению цивилизации. Однако в ходе истории степень осознания людьми последствий своих действий возрастает. Степень влияния мысли на исторический процесс увеличивается. Авторитет ученых и их воздействие на политическую жизнь становятся все значительнее. Религии распространяют свое влияние на политику, экономику и повседневную жизнь.

Подобно своим  предшественникам, тойнби признает циклическую схему развития цивилизаций: рождение, рост, расцвет, надлом и разложение. Но эта схема не является фатальной, гибель цивилизаций вероятна, но не неизбежна. Цивилизации, как и люди, недальновидны: они не сознают до конца пружины своих собственных действий и важнейших условий, обеспечивающих их процветание. Ограниченность и эгоизм правящих элит в сочетании с леностью и консерватизмом большинства приводят к вырождению цивилизации. Однако в ходе истории степень осознания людьми последствий своих действий возрастает. Степень влияния мысли на исторический процесс увеличивается. Авторитет ученых и их воздействие на политическую жизнь становятся все значительнее. Религии распространяют свое влияние на политику, экономику и повседневную жизнь.

В противовес фаталистическим и релятивистским теориям шпенглера и его последователей тойнби ищет прочного основания для объединения человечества, пытается нащупать пути мирного перехода к «вселенской церкви» и «вселенскому государству». Вершиной земного прогресса явилось бы, согласно тойнби, создание «общины святых». Ее члены были бы свободны от греха и способны, сотрудничая с богом, хотя бы и ценой тяжких усилий трансформировать человеческую природу. Только новая религия, выстроенная в духе пантеизма, смогла бы, по тойнби, примирить враждующие группы людей, сформировать экологически здоровое отношение к природе и тем самым спасти человечество от гибели.

Сходство  между шпенглером и тойнби бросается в глаза. Главное же различие состоит в том, что у шпенглера культуры совершенно изолированы друг от друга. Их взаимоотношения в пространстве и времени, сходство между ними может установить только историк, находящийся вне их. У тойнби же эти отношения, хотя и имеют внешний характер, составляют часть жизни самих цивилизаций. Для тойнби чрезвычайно важно, что некоторые общества должны присоединиться к другим, обеспечивая тем самым непрерывность исторического процесса, хотя тойнби и недооценил значение понятия непрерывности истории. У шпенглера подобная аффилиация вообще невозможна. Между двумя культурами у него нет никаких положительных взаимодействий вообще. Таким образом, натурализм, который у тойнби сказывается лишь на его общих принципах, у шпенглера пронизывает каждое положение его теории.

Информация о работе Цивилизационный подход к развитию общества