Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 21:56, доклад
Основная идея заключалась в том, что у тойнби цивилизация проходила три этапа: расцвет, надлом и упадок. Тоинби подразделял цивилизации на три поколения. Общее число цивилизаций, предполагал тойнби ,еле достигло даже двузначного числа, а число примитивных обществ около 650. Но сравнивать цивилизацию с обществом все равно что кролика со слоном. Первобытные общества, к примеру, ограничены территориально и обладают сравнительно короткой жизнью. Тогда как цивилизация охватывают обширные территории и обладают более продолжительной жизнью.
Основная идея заключалась в том, что у тойнби цивилизация проходила три этапа: расцвет, надлом и упадок. Тоинби подразделял цивилизации на три поколения. Общее число цивилизаций, предполагал тойнби ,еле достигло даже двузначного числа, а число примитивных обществ около 650. Но сравнивать цивилизацию с обществом все равно что кролика со слоном. Первобытные общества, к примеру, ограничены территориально и обладают сравнительно короткой жизнью. Тогда как цивилизация охватывают обширные территории и обладают более продолжительной жизнью.
первое поколение-примитивные,
маленькие, бесписьменные культуры. Они
многочисленны. У них отсутствуют какие-либо
виды государственности, образование,
монотеистическая религия, а тем более
наука и искусство. Такие цивилизации
приспособлены к жизни только в определенной
географической среде. Эти культуры очень
плодородны и быстро размножаются. Правда
и гибнут они стихийно, если, конечно, не
вливаются в более мощную цивилизацию.
Причиной гибели цивилизации становится
внешний, либо внутренний фактор. Революция,
либо война. В таких обществах правит обычай,
то есть творческий акт затруднен статичностью.
Социальная связь направлена на подражание
предкам, инновация в таком обществе практический
невозможна. При резком изменении обстоятельств-такое
изменение тойнби называет "вызовом"-общество
не может дать адекватный и четкий ответ,
перестроиться и измениться. В конечном
итоге не дав ответа на "вызов" общество
живет старыми правилами, движется к пропасти
и гибнет. Правда, в среде есть так называемые
"творческие меньшинства" которые
осознают вызов среды и способно дать
на него удовлетворительный ответ. Эта
горстка энтузиастов-пророков,жрецов,
Согласно закону "золотой середины тойнби, вызов не должен быть слишком слабым и слишком суровым. В первом случае не последует активного ответа, а во втором-непреодолимые трудности могут в корне пресечь зарождение цивилизации.
В цивилизация второго поколения социальная связь направлена на творческие личности, которые ведут за собой пионеров нового социального порядка. Цивилизации второго поколения динамичны, они создают большие города, вроде рима и вавилона, в них развивается разделение труда, товарный обмен, рынок. Утверждается сложная система рангов и статусов. Здесь могут развиться атрибуты демократии: выборные органы ,правовая система, самоуправление ,разделение властей.
Тойнби насчитывал
четыре цивилизации второго поколения-
Подобно своим предшественникам, тойнби признает циклическую схему развития цивилизаций: рождение, рост, расцвет, надлом и разложение. Но эта схема не является фатальной, гибель цивилизаций вероятна, но не неизбежна. Цивилизации, как и люди, недальновидны: они не сознают до конца пружины своих собственных действий и важнейших условий, обеспечивающих их процветание. Ограниченность и эгоизм правящих элит в сочетании с леностью и консерватизмом большинства приводят к вырождению цивилизации. Однако в ходе истории степень осознания людьми последствий своих действий возрастает. Степень влияния мысли на исторический процесс увеличивается. Авторитет ученых и их воздействие на политическую жизнь становятся все значительнее. Религии распространяют свое влияние на политику, экономику и повседневную жизнь.
Подобно своим предшественникам, тойнби признает циклическую схему развития цивилизаций: рождение, рост, расцвет, надлом и разложение. Но эта схема не является фатальной, гибель цивилизаций вероятна, но не неизбежна. Цивилизации, как и люди, недальновидны: они не сознают до конца пружины своих собственных действий и важнейших условий, обеспечивающих их процветание. Ограниченность и эгоизм правящих элит в сочетании с леностью и консерватизмом большинства приводят к вырождению цивилизации. Однако в ходе истории степень осознания людьми последствий своих действий возрастает. Степень влияния мысли на исторический процесс увеличивается. Авторитет ученых и их воздействие на политическую жизнь становятся все значительнее. Религии распространяют свое влияние на политику, экономику и повседневную жизнь.
В противовес
фаталистическим и
Сходство между шпенглером и тойнби бросается в глаза. Главное же различие состоит в том, что у шпенглера культуры совершенно изолированы друг от друга. Их взаимоотношения в пространстве и времени, сходство между ними может установить только историк, находящийся вне их. У тойнби же эти отношения, хотя и имеют внешний характер, составляют часть жизни самих цивилизаций. Для тойнби чрезвычайно важно, что некоторые общества должны присоединиться к другим, обеспечивая тем самым непрерывность исторического процесса, хотя тойнби и недооценил значение понятия непрерывности истории. У шпенглера подобная аффилиация вообще невозможна. Между двумя культурами у него нет никаких положительных взаимодействий вообще. Таким образом, натурализм, который у тойнби сказывается лишь на его общих принципах, у шпенглера пронизывает каждое положение его теории.
Информация о работе Цивилизационный подход к развитию общества