Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 15:35, реферат
Сторонники Ц.к. полагают, что подобно живым организмам, культуры проходят цикл развития от рождения до смерти, если их развитие насильственно не прерывается. Они абсолютно уникальны, замкнуты, их глубинные культурные смыслы недоступны друг другу. Историческая необходимость проявляется лишь как неизбежность прохождения этапов жизненного цикла отдельных культур (логика судьбы — Шпенглер), поэтому бессмысленно говорить о единых путях исторического развития, общих его целях и культурных универсалиях.
ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЕ КОНЦЕПЦИИ
ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЕ КОНЦЕПЦИИ
(Ц.к. “культурно-исторических
в культурологии осмысление
Сторонники Ц.к. полагают, что
подобно живым организмам, культуры
проходят цикл развития от
рождения до смерти, если их
развитие насильственно не
Культурологический плюрализм оказал
огромное влияние на современную философию
культуры, но вызвал множество критических
замечаний. Для исследователей, ориентированных
на позитивистскую методологию, оказалась
неприемлемой методология философии жизни
с биологическими аналогиями, интуитивным
познанием, мифологизацией исторического
процесса. Обстоятельную критику цивилизационного
подхода дал Сорокин, во многом являвшийся
сторонником плюралистического подхода.
Он указывал на отсутствие фундаментальных
оснований и, следовательно, единого критерия
для типологии культур, на смешение культурных
систем и социальных групп, ошибочное
упрощение модели при выделении только
одного жизненного цикла, тогда как развитие
культуры может протекать волнообразно;
подчеркивал, что трудно выделить критерии
зрелости, что нельзя говорить о гибели
культуры в смысле полного исчезновения
всех ее форм.
Лит.: Данилевский
Н.Я. Россия и Европа. М., 1991; Шпенглер
О. Закат Европы. Т. 1. М., 1993.
О. И. Горяинова
Культурология. XX век. Энциклопедия. 1998.
Цивилизационные концепции
(Ц.к. “культурно-исторических типов, “великих культур”, “локальных цивилизаций” и т.п.)
в культурологии осмысление культурно-исторического процесса в контексте плюралистической исторической модели, основанной на аналогии с органической жизнью.
Сторонники Ц.к. полагают, что подобно живым организмам, культуры проходят цикл развития от рождения до смерти, если их развитие насильственно не прерывается. Они абсолютно уникальны, замкнуты, их глубинные культурные смыслы недоступны друг другу. Историческая необходимость проявляется лишь как неизбежность прохождения этапов жизненного цикла отдельных культур (логика судьбы — Шпенглер), поэтому бессмысленно говорить о единых путях исторического развития, общих его целях и культурных универсалиях. Это пустые понятия, устранив к-рые можно обнаружить живое многообразие исторической жизни. Критика сторонников Ц.к. направлена против представления о едином, всеобщем историческом развитии человечества с выделением стадий древней, средневековой и новой (новейшей) истории. Они полагают, что такая схема является неправомерной экстраполяцией европейской истории на всемирную, отражающей не объективные закономерности исторического развития, а лишь угол зрения европейского исследователя. Отказавшись от линейности в трактовке историко-культурного процесса, приверженцы цивилизационной методологии приходят к идее культурной морфологии, и картина мира как истории предстает как вечное обновление, становление и угасание культурных форм, совокупность которых и реализует все богатство исторической жизни. Классические теории в рамках данного методологического подхода были разработаны Данилевским, Шпенглером, Тойнби.
Культурологический
плюрализм оказал огромное влияние
на современную философию