Цицерон: о формах государственного правления». Направление подготовки: «политология»

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 12:20, реферат

Описание работы

За многие пошедшие тысячелетия и века человечество, создав государство, было в поисках идеального государства и идеальной формы правления. Многие великие мыслители разрабатывали эту проблематику, такие как: Платон, Аристотель, Аврелий Августин, Никколо Макиавелли, Цицерон и многие другие. Эти проблема актуальна и в наше время, так как проблема государственного устройства, до сих пор не может приобрести окончательную форму идеального воплощения, не только в социальной сфере, но и в духовной, научной, религиозной.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3
Понятие государства………………………………………………………5
О формах государственного правления….………………………………6
Заключение……………………………………………………………..…10
Список литературы……………………………………………………….11

Работа содержит 1 файл

yeah.docx

— 30.20 Кб (Скачать)

Минобрнауки России

Федеральное государственное  автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Южный Федеральный Университет»

 

 

 

 

 

Реферат

Тема: «Цицерон: о формах государственного правления».

Направление подготовки: «политология»

 

 

 

 

 

 

Выполнила: Бавина Е.О.

Студентка 1 курса группа 3

Проверил: д. пол.н. Поцелуев С.П.

 

 

 

 

Ростов – на – Дону

2012.

Оглавление:

  1. Введение……………………………………………………………………3
  2. Понятие государства………………………………………………………5
  3. О формах государственного правления….………………………………6
  4. Заключение……………………………………………………………..…10
  5. Список литературы……………………………………………………….11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

За многие пошедшие тысячелетия  и века человечество, создав государство, было в поисках идеального государства  и идеальной формы правления. Многие великие мыслители разрабатывали эту проблематику, такие как: Платон, Аристотель, Аврелий Августин, Никколо Макиавелли, Цицерон и многие другие. Эти проблема актуальна и в наше время, так как проблема государственного устройства, до сих пор не может приобрести окончательную форму идеального воплощения, не только в социальной сфере, но и в духовной, научной, религиозной.

Мы остановимся и проанализируем взгляды Цицерона и предложенные им формы правления.

Знаменитое произведение Цицерона «О государстве», историческая судьба которого была необычной.Как известно, основные философские произведения Цицерона написаны в поздний период его деятельности. Они относятся к тому времени, когда Цицерон — отнюдь не по собственному желанию, но волею обстоятельств — был выключен из активной политической жизни. До начала прошлого столетия этот трактат был известен лишь по упоминаниям о нем у других авторов и по отдельным цитатам, приводимым ими, если не считать большого отрывка, которым заканчивался трактат в целом,— так называемого «Сновидения Сципиона», сохраненного Макробием, который написал к нему комментарий.

Данный трактат пользуется большой популярностью, этим и объясняется большое количество цитат и ссылок на него, встречающихся в сочинениях древних авторов, начиная с Сенеки и Плиния Старшего. Небезынтересно, что многие положения трактата охотно использовались «отцами церкви»: Амвросием, Иеронимом, а в особенности Лактанцием и знаменитым автором «О граде божием». Кстати сказать, Лактанций и Августин не только цитируют Цицерона, но зачастую в значительных фрагментах пересказывают отдельные места и рассуждения.

Перейдем к самому анализу  данного трактата.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Понятие государства.

Чтобы начать анализ, необходимо разобраться, что же такое государство, в понимании Цицерона.

Государство Цицерон определяет как дело, достояние народа, при этом он  подчеркивает,  что  «народ  не  любое  соединение людей, собранных вместе каким бы то ни было  образом,  а  соединение  многих людей,  связанных  между  собою  согласием  в  вопросах  права  и  общностью интересов»1. Тем самым государство в трактовке Цицерона предстает не  только как выражение общего  интереса  всех  его свободных членов,   что   было характерно и для древнегреческих концепций,  но  одновременно  также и как согласованное правовое  общение этих  членов,  как определенное  правовое образование, «общий правопорядок».

Также  Цицерон считал, что семья – это первоначальная ячейка общества, из которой постепенно и  естественным  путем возникает  государство.

Он  отмечал   изначальную   связь   государства   и собственности  и разделял  положение  стоика  Панетия  о  том,  что  причиной образования   государства   является   охрана    собственности.    Нарушение неприкосновенности   частной   и   государственной   собственности   Цицерон характеризует  как осквернение и нарушение  справедливости и права.

Возникновение государства  не  по  мнению  и  произволу  людей, а согласно всеобщим требованиям  природы,  в  том  числе  и  согласно велениям человеческой природы, в трактовке Цицерона означает, что  по  своей природе и сущности оно носит божественный  характер  и основано  на  всеобщем  разуме  и  справедливости.

О формах государственного правления.

«Итак, всякий народ, представляющий собой такое объединение многих людей,  всякая гражданская община, являющаяся народным установлением, всякое государство, которое есть народное достояние, должны, чтобы быть долговечными, управляться, так сказать, советом, а совет этот должен исходить прежде всего из той причины, которая породила гражданскую общину»2. Именно с этих слов мы начнем рассуждать о выделяемых формах правления Цицерона.

В зависимости от числа  правителей, он различает три простые  формы правления: царскую власть, власть оптиматов (аристократию) и народную власть (демократию). Каждая из этих форм должна свои положительные и отрицательные черты, но все они терпимы и могут быть достаточно прочными, если только сохраняются те основы и связи, в том числе и правовые, которые с самого начала прочно объединили людей в силу их общего участия в создании государства.  При царской власти все прочие люди отстранены от участия в принятии решений и законов; народ не пользуется свободой и отстранен от власти при господстве оптиматов. При демократии, когда все решается согласно воле народа, то какой справедливый и умеренный он ни был, все же сама равенство уже несправедлива, если при ней нет различий в общественном положении. Главным недостатком этих форм является их нестабильность, которая может привести к тирании, господство клики, либо в "безумия и произвола толпы". Эти виды господства уже не является, согласно Цицероном, формами государства, поскольку в таких случаях отсутствует само государство, как общее дело и совместное достояние всего народа, отсутствуют общие интересы и общеобязательное для всех право. Предотвратить подобное вырождение государства призвана смешанная форма государственного устройства, содержащая положительные качества трех простых форм. Главными преимуществами такого государства была бы ее стабильность и правовое равенство граждан. Собственно такой он и считает Римскую сенатскую республику. При этом, носителем царского начала были полномочия консулов, власти оптиматов - полномочия сената, народной власти - полномочия народных собраний и народных трибунов. Поэтому Цицерон подчеркивает необходимость их взаимного равновесия и равномерного распределения прав, обязанностей и полномочий между ними. Цицерон восхищался  дальновидностью и мудростью «предков», создавших такую разумную форму государства, и призывал твердо придерживаться их политических заветов. Подчеркивая опасность крена в сторону того или иного начала смешанной государственности и выступая  за их  взаимное  равновесие,   он   подчеркивал   необходимость   «равномерного распределения прав, обязанностей и полномочий  — с тем,  чтобы достаточно власти было у магистратов, достаточно влияния у совета первенствующих  людей и достаточно свободы у народа».

Цицерон, в отличии от многих других мудрецов, отрицал идею имущественного равенства и считал справедливым социальное расслоение и  неравенство в общественно-политическом отношении. Даже демократическое равенство, т.е. равенство всех свободных, он считал несправедливой, поскольку она игнорировала различие в социальном положении  и достоинстве (достоинства) граждан.

Царская власть,  чреватая  произволом  единовластного  правителя, легко вырождается тиранию,  а  власть  оптиматов  из  власти  наилучших  (по мудрости и доблести) превращается в  господство  клики  богатых  и  знатных. Хотя такая  власть и продолжает ошибочно  именоваться  правлением  оптиматов, но на деле, замечает Цицерон, «нет более уродливой формы  правления, чем  та, при  которой  богатейшие  люди  считаются  наилучшими».   Соответственно   и полновластие народа, по оценке Цицерона, приводит к  пагубным  последствиям, к «безумию и произволу толпы», к ее тиранической власти.

      Эти неправильныевиды  властвования  (тирания  единоличного  владыки  или толпы,  господство  клики)  уже  не  являются,  согласно  Цицерону,  формами государства, поскольку в таких случаях вовсе отсутствует  само  государство, понимаемое как общее дело и достояние народа, отсутствуют общие  интересы  и общеобязательное для всех право.

Свою концепцию наилучшей (смешанной) формы государства, в  отличие  от платоновских  проектов  идеального  государства,  Цицерон   считал   реально осуществимой,  подразумевая  при  этом  практику   римской   республиканской государственности  в  лучшую  пору   ее   существования   («при   предках»). Платоновское же государство — это, скорее, утопия, нежели осуществимый замысел.

Смысл «срединного» характера  политической позиции Цицерона  состоял  в том, что он, отстаивая  республиканские традиции  и  систему  республиканских учреждений, выступал  под  лозунгом  «всеобщего  согласия»  всех  социальных слоев  римских  граждан  в  рамках  «общего  правопорядка».  Эта  «срединная» позиция отчетливо  проявилась и в  политическом  лавировании  Цицерона  между  «оптиматами» и «популярами» —  приверженцами,  условно  говоря,  двух  линий политической ориентации соответственно на верхи и  низы  общества.  Сознавая различие  целей  оптиматов  и  популяров,  Цицерон  вместе  с  тем  развивал представление  о том, что подлинные интересы тех и других вполне  могут  быть соединены и учтены в рамках «общего согласия». Себя Цицерон, после  избрания его на  народном  собрании  консулом,  аттестовал  (не  без  демагогии)  как истинного защитника  народа, как консула-популяра.

С учетом специфики практической политики и ее особой   логики  следует все же признать, что в  своей деятельности Цицерон в  целом  оставался  верен основным идеям и принципам той теоретической концепции государства,  которую он развивал  в  своем  политическом  учении.  Ключевая  роль  и  там  и  тут отводилась  представлениям  об  «общем  благе»,  «согласовании   интересов», «общем правопорядке» и т. д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Творческое наследие Цицерона, в том числе и его учение о государстве и праве, оказало  большое влияние на  всю  последующую  человеческую  культуру. Величайшее значение Цицерона как мыслителя состоит в том, что он как никто другой из его современников выразил в своих произведениях римскую самобытность, передал в них тот особый комплекс идей и представлений, которые сложились под воздействием исторических факторов того времени в особое римское самосознание, отличное от самосознания греков, но все же свойственное античной эпохе.Его труды находились в центре внимания римских (стоики, юристы, историки)  и христианских (Лактанций, Августин и др.) авторов. Пристальный интерес к  его идеям  проявляли  мыслители  эпохи  Возрождения,  а  затем   и   французские просветители, видевшие в Цицероне  своего  великого  предтечу  и  гуманиста.

Внимание Цицерона к анализу  различных государственных форм — не только дань традиционной проблематике, но и отражение необходимости  решения практических проблем политического  характера эпохи перехода от римской  республики к империи.

Цицерон  прослеживает путь вырождения и отрицания форм в  циклическом кругообороте и, подобно  ему, приходит к выводу о «смешанной государственной форме» как лучшей и наиболее стабильной. Он отвергает  умозрительные теоретические конструкции. Цицерон стремится видеть государственный  строй Рима практическим осуществлением концепции смешанной формы государства, а также в критике исторических примеров таких государств (Крит, Лакедемон, Карфаген). Смена и круговорот простых  форм государства обусловлены  их неустойчивостью. Цицерон утверждает,  что смешанная форма призвана придать государственному устройству необходимую стабильность.

Список литературы:

  1. Ерышев А. А. История политических и правовых учений: Учеб. Пособие. – 3-е изд. – М., 2002
  2. История Древнего Рима. Под ред. Кузищина В.И. 2-е изд., перераб. и доп. - М., 1982
  3. История политических и правовых учений. Учебник под ред. Нерсесянца В.С. - М., 1996г
  4. Утченко С.Л, Политические учения Древнего Рима. – М., 1977
  5. Цицерон Марк Туллий. Диалоги: О государстве; О законах. – М., 1994.
  6. Утченко С.Л. Политико-философские трактаты Цицерона (http://grachev62.narod.ru/ciceron/Utchenko.html)

 

1Цицерон Марк Туллий. Диалоги: О государстве; О законах. – М., 1994. – стр. 20

2Цицерон Марк Туллий. Диалоги: О государстве; О законах. – М., 1994. – стр. 21

 


Информация о работе Цицерон: о формах государственного правления». Направление подготовки: «политология»