Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 10:19, реферат
Здесь рассказано о жизни замечательного ученого и путешественника Чокана Валиханова. Казахский народ считает его своим первым ученым и первым революционным мыслителем. В торговом караване Чокан Валиханов совершил путешествие в неизвестный тогда русской и европейской науке Кашгар. Открытия, сделанные им, поставили молодого поручика русской армии в ряд с выдающимися географами мира.
Детство Чокана
Обучение в кадетском корпусе
Адъютант Гасфорта
Путешествие на Иссык-Куль и в Кульджу
Хождение в Кашгар
Жизнь в Петербурге
Возвращение на Родину
В ту зиму он работал над материалами, привезенными из экспедиции на Иссык-Куль, начал очерки о киргизах: об истории народа-брата, о его географическом положении, которым многое в истории определено, о делении на роды, о нравах и обычаях киргизов, о преданиях, легендах, песнях и сказках, передаваемых из поколения в поколение.
Рукопись, опубликованная впервые
полностью в Собрании сочинений
Ч. Валиханова как «Записки о киргизах»,
носит следы кропотливой
Глава 5. Хождение в кашгар
28 июня 1858 года Чокан присоединился
к семипалатинскому каравану, направляющемуся
в Кашгар. Все, что он узнал
во время этой поездки из
экономики, политической жизни,
Географический обзор. Исторический очерк. Народонаселение. Правительственная система и политическое состояние края. Промышленность и торговля. И все это о крае, про который до поездки Валиханова европейской науке не было известно почти ничего. С подчеркнутой скрупулезностью описал он, как и кем управляется Кашгар, потому что знал, насколько мало изучены европейскими учеными формы восточного городского правления. Эти его сведения впоследствии использовались очень широко.
Глава 6. Жизнь в Петербурге
13 июля 1859 года Гасфорт
отправил рапорт министру
Но идут дни, недели, месяцы, а Валиханов все еще в Омске. Что за причины могли быть у Чокана для оттягивания своей - триумфальной! - поездки в столицу?
Прежде всего та требовательность к себе, которую он выработал с юности. Валиханов представлял себе огромное значение привезенных им сведений. Поэтому он отказался от стиля официальных бумаг, писал свой отчет свободно, вдохновенно, в манере, свойственной тогдашней публицистике.
Человек, столь много разузнавший о Кашгаре, имел основания опасаться за свою жизнь. Валиханов принял необходимые меры предосторожности. Он не повез в Петербург ничего незавершенного, ничего лишь в памяти, для бесед в Азиатском департаменте. Он все сведения, все выводы, все предложения касательно русской политике в Восточном Туркестане изложил письменно. В Омске его отчет перебелил писарь. Отчет Валиханова, таким образом, существовал уже не в единственном экземпляре, и поехал с запечатанным пакетом не сам Чокан. Гасфорт уведомлял Ковалевского письмом от 27 января 1860 года, что нынешней почтой посылает отчет поручика Валиханова и вслед за сим отправляет самого Валиханова.
В Петербурге Валиханов ощущал себя посланцем и полномочным представителем не только родной Степи, но и всей Азии. И, значит, он особенно остро чувствовал, каково российское того времени восприятие Востока. Русская культура признавала свое духовное родство с Востоком. Все это Чокан видел и ведал. Именно в Петербурге он менее всего ощущал себя инородцем, и тут дело было не только в том, что он достаточно богат.
В его размышлениях о будущем казахского народа в составе многоязыкой Российской империи жило усвоенное еще в юные годы понимание, что есть две России - Россия чиновничья и Россия прогрессивная, которая научила его, как сделаться таким, каков он ныне есть: казах, образованный по-европейски вполне не утративший ни грана своей национальной сути, даже, напротив, яснее осознавший благодаря своей принадлежности к русскому передовому обществу великую ценность многовековой культуры своего народа и других народов Азии, возможности развития в будущем.
В Петербурге перед Валихановым открылась карьера. «В воздаяние отлично-усердной и ревностной службы состоящего по армейской кавалерии поручика султана Чокана Валиханова, оказанной им при исполнении возложенного на него осмотра некоторых из пограничных среднеазиатских владений, сопряженного с усиленными трудами, лишениями и опасностями...» - он был произведен в штабс-ротмистры и награжден орденом Святого Владимира.
Но, сколько бы высоких знакомств ни завел в Петербурге правнук Аблая, штабс-ротмистр султан Валиханов, он и пальцем не шевельнул ради своей карьеры...
4 мая 1860 года в квартире
Русского географического
Вслед за «Очерками» в 3-й
книге «Записок русского географического
общества» за 1861 год появились
географический обзор и исторический
очерк из кашгарского отчета Валиханова.
Корифеи Географического
За штабс-ротмистром Валихановым
упрочилась слава отважного
Прожив год в Петербурге, Валиханов отказался от первоначального плана поступить на восточный факультет университета. Ему там не зачем терять время - все, чему учили на факультете, он либо успел постичь самостоятельно, либо знал, как это можно постичь, не высиживая на студенческой скамье. Чокан предпочел записаться лишь на некоторые университетские лекции. В Петербурге он продолжал работу над очерками по истории, географии и этнографии киргизов, начатыми в Омске.
Глава 7. Возвращение на Родину
Весной 1861 года Чокан засобирался
домой в Степь. Официальной причиной
считалась необходимость
В 1862 году Валиханов был выбран на должность старшего султана Атбасарского округа и не утвержден генерал-губернатором.
Летом 1863 года он принял участие в работе комиссии, которая отправилась в Степь, чтобы собрать народные мнения о проекте судебной реформы.
С 1864 года Валиханов занимался деятельностью, связанной с освободительным движением народов Восточного Туркестана...
10 апреля 1865 года, не дожив до тридцати лет, он скончался в ауле Тезека, в урочище Кочен-Тоган.
Но в Петербурге его
не забыли. Имена первооткрывателей
не исчезают из науки, не вычеркиваются
никогда и никем. Выдающиеся путешественники
А. Ф. Голубев и М. И. Венюков, побывавшие
в Заилийском крае вскоре после Чокана
Валиханова, первыми сказали о
значении его открытий. На его авторитет
ссылались все последующие
Русское географическое общество (РГО) в своем отчете за 1865 год опубликовало сообщение о безвременной кончине Валиханова, и там же были напечатаны статьи о его заслугах перед наукой. В 1867 году РГО приняло решение издать все его рукописи, а в 1868 году в «Записках» появилось в сокращенном виде описание пути в Кашгар и обратно в Алатавский округ и статья о Валиханове.
Собрание сочинений Ч.
Ч. Валиханова вышло в свет в 1904 году
под редакцией профессора Н. И. Веселовского
и заняло полностью ХХIХ том
«Записок Императорского Русского географического
общества» по отделению этнографии.
Вот слова, сказанные там Веселовским
о Чокане: «Как блестящий метеор,
промелькнул над нивой
В оставшийся малый срок жизни время Чокана летело стремительно. Умирающему от чахотки дано напоследок почувствовать себя лучше и уверовать в свое выздоровление. В один из апрельских прозрачных дней он попросил вынести его из юрты на вольный воздух. Дышалось легко. Неизвестно, о чем он мечтал, не сохранились последние слова - ни на бумаге, ни в чьей-то памяти для передачи будущим поколениям. Зато известно, в чем он был совершенно уверен. Он знал, что годы его странствий и трудов совпали с исторически очень значимым периодом в жизни его народа, когда казахи всех жузов завершали свое вхождение в состав России и вместе с тем свое воссоединение в один большой народ - мирный и поэтический, веселый и честолюбивый, полный сил и энергии, подающий огромнейшие надежды на развитие...И во всем том, что свершилось в 1865 году, составляющему веху в истории казахов, оставался навеки след его, Чокана, усилий, его понимания своего долга перед народом, его отваги, его исторического предвидения.
Им никогда не владели тщеславные помыслы, и он очень строго судил о самом себе, но все это он знал. И чувствовал очень остро, что вот теперь-то приходит его время, чтобы повести свой народ путем истинного знания и завершить все незавершенное, исполнить пророчество Достоевского - растолковать многоязыкой России, что такое Степь и ее кочевой народ, открыть всему человечеству жизнь казахов, их прошлое, их настоящее, их помыслы о будущем...
Список использованно литературы:
1. Айдарова Х. Чокан Валиханов. Алма-Ата, 1945.
2. Бегалин С. Чокан Валиханов. М., 1976.
3. Забелин И. Чокан Валиханов. М., 1956.
4. Зиманов С., Атишев А. Политические взгляды Чокана Валиханова. Алма-Ата, 1965.
5. Маргулан А. Очерк
жизни и деятельности Ч.Ч.
6. Марков С. Идущие к вершинам. Историко-биографическая повесть. М., 1968.
7. Муканов С. Степные друзья. Алма-Ата, 1979.
8. Сегизбаев О. Из истории
идейной борьбы вокруг