Чокан Уалиханов

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 10:19, реферат

Описание работы

Здесь рассказано о жизни замечательного ученого и путешественника Чокана Валиханова. Казахский народ считает его своим первым ученым и первым революционным мыслителем. В торговом караване Чокан Валиханов совершил путешествие в неизвестный тогда русской и европейской науке Кашгар. Открытия, сделанные им, поставили молодого поручика русской армии в ряд с выдающимися географами мира.

Содержание

Детство Чокана
Обучение в кадетском корпусе
Адъютант Гасфорта
Путешествие на Иссык-Куль и в Кульджу
Хождение в Кашгар
Жизнь в Петербурге
Возвращение на Родину

Работа содержит 1 файл

С о д е р ж а н и е.docx

— 33.18 Кб (Скачать)

В ту зиму он работал над  материалами, привезенными из экспедиции на Иссык-Куль, начал очерки о киргизах: об истории народа-брата, о его  географическом положении, которым  многое в истории определено, о  делении на роды, о нравах и обычаях  киргизов, о преданиях, легендах, песнях и сказках, передаваемых из поколения  в поколение.

Рукопись, опубликованная впервые  полностью в Собрании сочинений  Ч. Валиханова как «Записки о киргизах», носит следы кропотливой многолетней  работы, как и большинство других незаконченных трудов Чокана Валиханова. Сколько вставок, поправок, пометок  на полях, сделанных в разное время  чернилами и карандашом! И какая  яркая самобытность мыслей, блистательная  система доказательств, какая смелость выводов и гипотез! Ныне признано, что работы Валиханова по этногенезу казахов и киргизов опередили  свое время. И при нынешнем чтении почти не ощущаешь их незавершенности. Недостает лишь окончательной шлифовки, которую автор производит, уже  решившись выпустить свое творение в свет. И все вместе дошедшие до нас работы Валиханова дают основание  предположить, что часть его бумаг  бесследно пропала. Его научный  поиск заставлял его вести  колоссальную предварительную работу - делать выписки из архивных документов, из переводов восточных писателей, из трудов европейских ориенталистов, географов, историков, не говоря уже о глубоком изучении общественных теорий и международных отношений.

 

Глава 5. Хождение в кашгар

28 июня 1858 года Чокан присоединился  к семипалатинскому каравану, направляющемуся  в Кашгар. Все, что он узнал  во время этой поездки из  экономики, политической жизни,  истории, географии, этнографии  Кашгара, - а собрал он там удивительный  по полноте и глубине материал - далось ему напряженнейшим трудом. Он составлял цельную картину  жизни Кашгара по кусочкам, по  обрывкам разговоров, по воспоминаниям  об исторических событиях, по  семейным преданиям. Работа, которой  он занимался в Кашгаре, напоминала  Чокану, как ему доводилось в  Омске сопоставлять и собирать  воедино факты из трудов европейских  и русских ученых с документами,  хранящимися в Омском архиве, с ханскими ярлыками, с повествованиями  восточных писателей, с казахскими  преданиями и казахской литературой.  Не овладей он до поездки  в Кашгар опытом исследования  истории казахов и не имей  он опыта постижения изустной  истории и русского политического  хабара, Валиханов никогда не  смог бы написать свой всеобъемлющий  труд о Кашгаре, который называют  гениальным. А гениальность научного  отчета Чокана Валиханова о  поездке в Кашгар заключалась  еще и в том, что собирая  и сопоставляя клочки сведений, он не везде и не всегда  мог вести подробные записи. Сколько  материалов, причем наиболее ценных, он хранил в памяти - в своей  блистательной памяти сына кочевого, поэтического, памятливого народа!

Географический обзор. Исторический очерк. Народонаселение. Правительственная  система и политическое состояние  края. Промышленность и торговля. И  все это о крае, про который  до поездки Валиханова европейской  науке не было известно почти ничего. С подчеркнутой скрупулезностью  описал он, как и кем управляется  Кашгар, потому что знал, насколько  мало изучены европейскими учеными  формы восточного городского правления. Эти его сведения впоследствии использовались очень широко.

 

Глава 6. Жизнь в Петербурге

13 июля 1859 года Гасфорт  отправил рапорт министру иностранных  дел князю А.М. Горчакову, в  котором сообщалось о благополучном  возвращении поручика султана  Валиханова. Поручик Валиханов, несмотря  на опасное положение, успел  собрать многие полезные сведения. Как только записка им будет  составлена и он поправится  в здоровье, расстроенном от многих  лишений (уже при поездке в  Кашгар Чокан знал, что страдает  грудной болезнью, называемой чахоткой), Валиханову необходимо самому  поехать в Петербург, чтобы  сделать пояснения в Азиатском  департаменте.

Но идут дни, недели, месяцы, а Валиханов все еще в Омске. Что за причины могли быть у  Чокана для оттягивания своей - триумфальной! - поездки в столицу?

Прежде всего та требовательность к себе, которую он выработал с  юности. Валиханов представлял себе огромное значение привезенных им сведений. Поэтому он отказался от стиля  официальных бумаг, писал свой отчет  свободно, вдохновенно, в манере, свойственной тогдашней публицистике.

Человек, столь много разузнавший  о Кашгаре, имел основания опасаться  за свою жизнь. Валиханов принял необходимые  меры предосторожности. Он не повез  в Петербург ничего незавершенного, ничего лишь в памяти, для бесед  в Азиатском департаменте. Он все  сведения, все выводы, все предложения  касательно русской политике в Восточном  Туркестане изложил письменно. В  Омске его отчет перебелил  писарь. Отчет Валиханова, таким  образом, существовал уже не в  единственном экземпляре, и поехал с запечатанным пакетом не сам  Чокан. Гасфорт уведомлял Ковалевского письмом от 27 января 1860 года, что  нынешней почтой посылает отчет поручика Валиханова и вслед за сим отправляет самого Валиханова.

В Петербурге Валиханов ощущал себя посланцем и полномочным  представителем не только родной Степи, но и всей Азии. И, значит, он особенно остро чувствовал, каково российское того времени восприятие Востока. Русская  культура признавала свое духовное родство  с Востоком. Все это Чокан видел  и ведал. Именно в Петербурге он менее  всего ощущал себя инородцем, и тут  дело было не только в том, что он достаточно богат.

В его размышлениях о будущем  казахского народа в составе многоязыкой  Российской империи жило усвоенное  еще в юные годы понимание, что  есть две России - Россия чиновничья и Россия прогрессивная, которая  научила его, как сделаться таким, каков он ныне есть: казах, образованный по-европейски вполне не утративший ни грана своей национальной сути, даже, напротив, яснее осознавший благодаря  своей принадлежности к русскому передовому обществу великую ценность многовековой культуры своего народа и других народов Азии, возможности  развития в будущем.

 

В Петербурге перед Валихановым  открылась карьера. «В воздаяние  отлично-усердной и ревностной службы состоящего по армейской кавалерии  поручика султана Чокана Валиханова, оказанной им при исполнении возложенного на него осмотра некоторых из пограничных  среднеазиатских владений, сопряженного с усиленными трудами, лишениями  и опасностями...» - он был произведен в штабс-ротмистры и награжден  орденом Святого Владимира.

Но, сколько бы высоких  знакомств ни завел в Петербурге правнук Аблая, штабс-ротмистр султан Валиханов, он и пальцем не шевельнул  ради своей карьеры...

4 мая 1860 года в квартире  Русского географического общества  близ Певческого моста действительный  член общества Чокан Чингисович  Валиханов сделал сообщение о  своем путешествии в Кашгар. Его  слушал петербургский ученый  мир. Географы, этнографы, естественники,  историки, востоковеды... Сообщение,  сделанное Валихановым на собрании 4 мая 1960 года, легло в основу  его «Очерков Джунгарии», опубликованных  в «Записках Русского географического  общества» в начале 1861 года в  книгах 1-й и 2-й. Там же были  помещены рисунки автора, а также  подготовленная им карта Семиреченского  и Заилийского края Семипалатинской области и части Илийской провинции Китая. Это, по тогдашним понятиям, и была Джунгария.

Вслед за «Очерками» в 3-й  книге «Записок русского географического  общества» за 1861 год появились  географический обзор и исторический очерк из кашгарского отчета Валиханова. Корифеи Географического общества, конечно, знали, что это лишь часть  большого труда. Подготовленное Валихановым  тогда же в Петербурге для «Записок Русского географического общества»  описание пути в Кашгар и обратно, в Алатавский округ, появилось в  свет много позже, в 1868 году.

За штабс-ротмистром Валихановым  упрочилась слава отважного путешественника, открывшего европейской науке тайны  Средней Азии. Он вошел в круг помощников Петра Петровича Семенова, вычитывал и сверял издавшиеся на русском языке труды Риттера. В военно-ученом комитете он руководил  подготовкой карт Средней Азии и  Туркестана. При участии Валиханова были выполнены «Карта пространства между озером Балхашом и хребтом  Алатау», «Рекогносцировка западной части  Заилийского края», «План города Кульджи», «Карта к отчету о результатах  экспедиции на Иссык-Куль», «Карта Западного  края Китайской империи».

Прожив год в Петербурге, Валиханов отказался от первоначального  плана поступить на восточный  факультет университета. Ему там  не зачем терять время - все, чему учили  на факультете, он либо успел постичь  самостоятельно, либо знал, как это  можно постичь, не высиживая на студенческой скамье. Чокан предпочел записаться лишь на некоторые университетские  лекции. В Петербурге он продолжал  работу над очерками по истории, географии  и этнографии киргизов, начатыми в  Омске.

 

Глава 7. Возвращение на Родину

Весной 1861 года Чокан засобирался  домой в Степь. Официальной причиной считалась необходимость поправить  чистым воздухом и кумысом расстроенное петербургским климатом здоровье. С  отъездом Чокана совпадал у многих его друзей-сибиряков перелом  в их собственной судьбе, и казалось, он увозит с собой самый яркий  и счастливый год их общей молодости.

 

В 1862 году Валиханов был  выбран на должность старшего султана  Атбасарского округа и не утвержден  генерал-губернатором.

Летом 1863 года он принял участие  в работе комиссии, которая отправилась  в Степь, чтобы собрать народные мнения о проекте судебной реформы.

С 1864 года Валиханов занимался  деятельностью, связанной с освободительным  движением народов Восточного Туркестана...

10 апреля 1865 года, не дожив  до тридцати лет, он скончался  в ауле Тезека, в урочище Кочен-Тоган.

Но в Петербурге его  не забыли. Имена первооткрывателей  не исчезают из науки, не вычеркиваются  никогда и никем. Выдающиеся путешественники  А. Ф. Голубев и М. И. Венюков, побывавшие в Заилийском крае вскоре после Чокана Валиханова, первыми сказали о  значении его открытий. На его авторитет  ссылались все последующие исследователи  Туркестана, в том числе и автор  книги «Кашгария», изданной в 1879 году, полковник Генерального штаба, действительный член Русского географического общества А. Н. Куропаткин.

Русское географическое общество (РГО) в своем отчете за 1865 год  опубликовало сообщение о безвременной кончине Валиханова, и там же были напечатаны статьи о его заслугах перед наукой. В 1867 году РГО приняло  решение издать все его рукописи, а в 1868 году в «Записках» появилось  в сокращенном виде описание пути в Кашгар и обратно в Алатавский округ и статья о Валиханове.

Собрание сочинений Ч. Ч. Валиханова вышло в свет в 1904 году под редакцией профессора Н. И. Веселовского и заняло полностью ХХIХ том  «Записок Императорского Русского географического  общества» по отделению этнографии. Вот слова, сказанные там Веселовским  о Чокане: «Как блестящий метеор, промелькнул над нивой востоковедения потомок киргизских ханов и в  то же время офицер русской армии  Чокан Чингисович Валиханов. Русские  ориенталисты единогласно признали в лице его феноменальное явление  и ожидали от него великих и  важных откровений о судьбе тюркских народов, но преждевременная кончина  Чокана лишила нас этих надежд».

В оставшийся малый срок жизни время Чокана летело стремительно. Умирающему от чахотки дано напоследок почувствовать себя лучше и уверовать  в свое выздоровление. В один из апрельских прозрачных дней он попросил вынести  его из юрты на вольный воздух. Дышалось легко. Неизвестно, о чем он мечтал, не сохранились последние слова - ни на бумаге, ни в чьей-то памяти для  передачи будущим поколениям. Зато известно, в чем он был совершенно уверен. Он знал, что годы его странствий и трудов совпали с исторически  очень значимым периодом в жизни  его народа, когда казахи всех жузов  завершали свое вхождение в состав России и вместе с тем свое воссоединение  в один большой народ - мирный и  поэтический, веселый и честолюбивый, полный сил и энергии, подающий огромнейшие  надежды на развитие...И во всем том, что свершилось в 1865 году, составляющему  веху в истории казахов, оставался  навеки след его, Чокана, усилий, его  понимания своего долга перед  народом, его отваги, его исторического  предвидения.

Им никогда не владели  тщеславные помыслы, и он очень строго судил о самом себе, но все это  он знал. И чувствовал очень остро, что вот теперь-то приходит его  время, чтобы повести свой народ  путем истинного знания и завершить  все незавершенное, исполнить пророчество  Достоевского - растолковать многоязыкой  России, что такое Степь и ее кочевой народ, открыть всему  человечеству жизнь казахов, их прошлое, их настоящее, их помыслы о будущем...

 

 

 

 

Список использованно  литературы:

 

1. Айдарова Х. Чокан  Валиханов. Алма-Ата, 1945.

2. Бегалин С. Чокан Валиханов.  М., 1976.

3. Забелин И. Чокан Валиханов.  М., 1956.

4. Зиманов С., Атишев А.  Политические взгляды Чокана  Валиханова. Алма-Ата, 1965.

5. Маргулан А. Очерк  жизни и деятельности Ч.Ч. Валиханова. - В кн.: Валиханов Ч.Ч. Собр. Соч.  Алма-Ата, 1961, т. 1.

6. Марков С. Идущие к  вершинам. Историко-биографическая  повесть. М., 1968.

7. Муканов С. Степные  друзья. Алма-Ата, 1979.

8. Сегизбаев О. Из истории  идейной борьбы вокруг творческого  наследия Чокана Валиханова. - Ученые  записки Казахского государственного  университета, т. ХV, философия. Вып. 2. Алма-Ата, 1959.


Информация о работе Чокан Уалиханов