Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 12:42, реферат
Уже в августе 1914 (в первый месяц Мировой войны) началось формирование Чешской дружины в составе русской армии. Это подразделение формировалось из чехов и словаков, проживавших или работавших до войны на территории Российской империи. Штат дружины составлял 34 офицера (из них было 8 чехов) и 921 унтер-офицеров и солдат. Первым командиром дружины был русский подполковник Лотоцкий. В конце октября 1914 дружина была отправлена на Юго-Западный фронт в состав 3-й армии, которой командовал болгарин, перешедший на службу в Российскую армию, генерал Радко Димитриев. С марта 1915 в дружину стали зачислять чехов и словаков из перебежчиков и пленны
В Большой советской энциклопедии написано, что это было "вооруженное контрреволюционное выступление находившихся в Советской России чехословацких войск, спровоцированное представителями Антанты."
Уже
в августе 1914 (в первый месяц Мировой
войны) началось формирование Чешской
дружины в составе русской
армии. Это подразделение
Командование
Юго-Западного фронта высоко оценивало
Чешскую дружину и
Бригада была развернута в дивизию, а осенью 1917 был создан 1-й Чехословацкий корпус (две дивизии) в составе 39 тысяч солдат и офицеров. Планировалось создание и 2-го корпуса - возможно, поэтому во многих источниках указывается, что "мятежных" чехословаков было 60, 70 или даже 80 тысяч. Правда, 20 августа 1918 филиал чехословацкого Национального совета объявил мобилизацию среди всех находившихся на территории России чехов и словаков. В сентябре-декабре 1918 в корпус вступило 18.440 чехов и словаков. 15 февраля 1919 в Красноярске была сформирована 3-я чехословацкая дивизия, а общая численность корпуса достигла 50.997 солдат и офицеров. Следует отметить, что уже с 15 января 1919 началась эвакуация из Владивостока на родину чехословацких подразделений.
После большевистского переворота были и перешедшие из состава корпуса в Красную армию - всего 218 человек, то есть 0,56%. Самый известный пример - Ярослав Гашек, перешедший из легиона на службу к большевикам в 1918. Любопытно, что в отличие от Гашека, будущий президент коммунистической Чехословакии, будущий генерал Людвик Свобода будучи в 1918 подпоручиком, из Чехословацкого корпуса не дезертировал.
2-й
корпус так и не был создан,
поскольку грянул Октябрьский
переворот. Большевики
Но прежде чем начать свое кругосветное путешествие, части корпуса вплоть до середины марта 1918 (даже после заключения сепаратного мира между большевиками и Германией) еще воевали с германскими и австрийскими войсками на Украине. За последние четыре дня боев против немцев в районе Бахмача чехословаки потеряли до 600 человек убитыми и ранеными.
26 марта 1918 Совнарком РСФСР заключил с отделением Чехословацкого Национального Совета в России официальный договор, по которому чехословакам предоставлялось право ехать во Владивосток в качестве частных граждан. Чехословацкие части обязывались сдать оружие при проезде через Пензу. Для несения караульной службы им разрешалось оставить в каждом эшелоне 168 винтовок и 1 пулемет. Артиллерийское вооружение сдавалось полностью (в основном оно было передано красногвардейцам еще при переходе из Украины в Россию).
5 апреля 1918 во Владивостоке грабителями, одетыми в русскую солдатскую форму, были убиты два японца, и в городе высадились две японские роты. Ленин, решив, что это начало крупномасштабной интервенции, приказал остановить поезда с чехословаками. 10 апреля Владивостокский совдеп сообщил в Москву, что увеличения десанта не предвидится, и два дня спустя приказ Ленина был отменен. Однако эта неделя задержки вызвала сильное раздражение чехословаков.
В мае 1918 во Владивосток уже прибыло 14 тысяч чехословаков (то есть более трети состава корпуса), 4 тысячи было в районе Ново-Николаевска (ныне Новосибирск), 8 тысяч в районе Челябинска, 8 тысяч в районе Пензы (250 км западнее Волги).
Относительно начала чехословацкого "мятежа" существуют две версии (не считая официальной советской - о мифических "представителях Антанты"). Обе версии не противоречат друг другу, а скорее дополняют.
Согласно первой версии, катализатором конфликта стал инцидент 14 мая 1918 в Челябинске. На станции оказались по соседству эшелон чехословаков и эшелон бывших пленных венгров, отпущенных большевиками по условиям Брестского договора. Как известно, в те времена между чехами и словаками с одной стороны, и венграми с другой, были сильнейшие национальные антипатии.
В итоге - брошенной из венгерского эшелона железякой был тяжело ранен чешский солдат Франтишек Духачек. В ответ чехословаки линчевали виновного. А большевистские власти Челябинска на следующий день арестовали нескольких чехословаков, не разбираясь, кто прав, кто виноват. Чехословаки взъярились, и не только силой освободили товарищей, разоружив красногвардейцев, но и в придачу захватили городской арсенал (2.800 винтовок и артиллерийскую батарею), чтобы хорошенько вооружиться.
Впрочем, до крупного кровопролития между большевиками и чехословаками дело тогда еще не дошло - удалось достичь мирного соглашения. Однако затем, согласно этой версии, центральные большевистские власти распорядились о немедленном разоружении Чехословацкого корпуса и о расстрелах всех чехословаков, обнаруженных при оружии. Кроме того, в случае обнаружения хотя бы одного вооруженного, приказывалось арестовывать всех находившихся в эшелоне.
(Любопытно, что советские официальные источники датируют именно 14 мая 1918 мифическое совещание "представителей Антанты, командования корпуса и эсеров", на котором якобы было принято решение поднять мятеж.)
По другой версии, германский Генштаб весьма опасался появления на Западном фронте Чехословацкого корпуса. И якобы под влиянием германского посла нарком иностранных дел РСФСР Чичерин еще 21 апреля 1918 отправил телеграмму Красноярскому совдепу, в которой говорилось:
"Чехословацкие отряды не должны продвигаться на восток".
По этой же версии проходит телеграмма в Пензу от заведующего оперативным отделом наркомата по военным делам РСФСР Аралова от 23 мая 1918:
"…немедленно
принять срочные меры к
Впрочем, эта телеграмма вполне согласуется и с первой версией.
Сам наркомвоенмор Троцкий телеграфировал 25 мая 1918 всем совдепам от Пензы до Омска:
"Посылаю в тыл чехословацким эшелонам надежные силы, которым поручено проучить мятежников. Ни один вагон с чехословаками не должен продвинуться на восток."
Интересно, что по первоначальной официальной советской версии чехословацкий "мятеж" начался 26 мая 1918. То есть Троцкий объявил чехословаков мятежниками авансом. Разумеется, когда "надежные силы" Троцкого начали нападать на чехословаков, те стали "мятежниками" так сказать легально, поскольку не просто оказали сопротивление, но и разгромили наголову эти самые "надежные силы" и заняли кучу городов от Пензы до Красноярска.
А в последних советских источниках дата начала "мятежа" была перенесена на 25 мая - при том, что ни сам Троцкий, ни его телеграмма от 25 мая уже вообще не упоминались.
Примечательно, что в целом Чехословацким корпусом тогда никто не командовал. Прежнего командующего корпусом русского генерала Шокорова формально уже сменил профессор философии Томаш Масарик, ни дня до этого не служивший в армии и находившийся к тому же в то время в Париже.
(Так же формально корпус числился уже в составе французской армии, поскольку никакой Чехословакии, как государства, в то время еще не существовало, а Российская империя, в армию которой ранее входил корпус, прекратила существование.)
Практически не было командования и на дивизионном и зачастую даже полковом уровне - русские офицеры, занимавшие многие командные и штабные должности, в основном уже ушли из корпуса (таково было требование большевиков), а среди чехов и словаков в крупных чинах тогда еще ходили немногие. Самый крупный чин имел Радола Гайда - единственный из чехословаков капитан. (Поэтому утверждение о каком-то "совещании представителей Антанты и командования корпуса 14 мая" - явное вранье).
Командование Пензенской группой чехословаков (8 тысяч) принял поручик Станислав Чечек, вскоре ставший полковником (с 17 июля 1918 - командующий войсками русской Народной армии). Челябинской группой (8 тысяч) командовал русский подполковник Войцеховский (командир 3-го чехословацкого полка). Сибирской группой (4 тысячи) - капитан Гайда, командир 7-го полка. Самой крупной, Восточной группой (14 тысяч) командовал начальник штаба Чехословацкого корпуса русский генерал Дитерихс.
Помимо этих четверых, из крупнейших командиров частей Чехословацкого корпуса можно упомянуть еще только поручика Швеца (ставшего вскоре полковником и командиром 1-й Чехословацкой дивизии), русского капитана Степанова (командира 1-го Чехословацкого полка), поручика Сыровы (вскоре ставшего генералом и командиром Чехословацкого корпуса), русского подполковника Ушакова (погибшего в бою под Красноярском в июне 1918).
Ни один из четверых крупнейших военачальников-чехов не был кадровым военным. 30-летний Сыровы до мировой войны был чиновником, 26-летний Гайда - лавочником, 32-летний Чечек - представителем фирмы, 35-летний Швец - учителем. Однако первые трое стали летом 1918 генералами, а четвертый - полковником на генеральской должности.
Следует сразу отметить, что вопреки многочисленным утверждениям как советских, так и даже некоторых западных источников, "мятежные" чехословаки вовсе не стремились наступать в западном направлении против большевиков и уж тем более захватывать Москву (пытаться сделать это силами всего лишь двух дивизий, растянутых от Пензы до Владивостока, было бы совершенно нелепым).
Первоначально чехословаки свергли власть большевиков в тех городах, где стояли или были поблизости их эшелоны - 26 мая в Челябинске и Ново-Николаевске, 27 мая в Мариинске, 28 в Нижнеудинске, 29 в Канске, Пензе, Сызрани, 31 в Петропавловске и Томске, 2 июня в Кургане.
Целью чехословаков оставалось возвращение в Европу, на Западный фронт, через Владивосток. Однако поскольку чехословаки вынужденно оказались в состоянии войны с большевиками, они не могли оставить на произвол судьбы свою арьергардную Пензенскую группу, а также Челябинскую группу.
Поэтому самая крупная группа чехословаков продолжала подтягиваться из Забайкалья, сосредотачиваясь во Владивостоке, а Сибирская группа пошла на соединение как с Владивостокской, так и на соединение с Челябинской группой. Челябинская группа должна была установить контакт как с Пензенской группой на западе, так и с Сибирской группой на востоке - с этой целью она 7 июня заняла Омск, а 10 июня соединилась с силами Гайды. Пензенская группа стала пробиваться на восток, через Самару и Уфу на Челябинск. Сибирская и Владивостокская группы установили контакт только 1 сентября 1918.
По официальной большевистской версии "мятеж чехословаков" "был организован англо-французскими империалистами при активной поддержке эсеров и меньшевиков".
А
вот как описывает
"И вот как раз в этот момент на сцене неожиданно появились чехо-словаки. Подробности чехо-словацкой интервенции 1918 г., до сих пор еще не вполне выяснены, не вполне выяснены также и обстоятельства, вызвавшие в конце мая того же года столкновение между большевиками и чехо-словацкими эшелонами в Пензе. Как бы то ни было, но столкновение это произошло, и в результате город на короткое время был захвачен чехами, при чем Советская власть оказалась низложенной. На самарских эс-эров пензенские события подействовали, как глоток живой воды. "А, вот он тот внешний толчок, которого мы так страстно ожидали для начала открытого выступления!" - сказали они себе и тотчас же приступили к действию.