Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 15:00, доклад
Предметом нашего исследования стали чины, титулы, звания лиц, составляющих государственный аппарат. Представленные в систематизированном виде, они позволяют воссоздать модель российского государственного аппарата в целом.
Цель данного исследования заключается в раскрытии истории возникновения и содержания такого феномена, как титул, чин и звание в Российской империи.
Основная задача данной работы это раскрыть понятия: чин и звание.
Введение……………………………………………….3
Чины …………………………………………………..4
Звания …………………………………………………7
Заключение…………………………………………….8
Список используемой литературы…………………..11
Министерство образования и науки РФ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Пермский национальный исследовательский политехнический университет»
Факультет гуманитарный
Специальность 080504 «Государственное
и муниципальное управление»
Кафедра государственного управления
и истории
Контрольная работа
по дисциплине
«ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В РОССИИ»
На тему:
«ЧИНЫ И ЗВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ»
Выполнила студентка группы: ГМУ-10з
ФИО: Игольницина В.М.
Проверила: Колдушко А.А.
Пермь 2012
Содержание
Сегодня, когда в России продолжается процесс преобразования российской государственности, проводятся реформы государственного аппарата и переструктурирование различных уровней государственного управления, значительную актуальность приобретают не только многовековой опыт формирования государственного аппарата на всем протяжении истории России как единого государства, но и складывание и развитие системы должностей и званий, а в связи с особенностями государственного строя России - должностей, званий, чинов и титулов, присущих различным государственным структурам в разные исторические эпохи, их взаимопреемство и различие. Исторический опыт формирования, развития и преобразования государственного аппарата России может быть использован в процессе современного реформирования государственных учреждений, складывания в них определенной иерархии должностей и званий.
Указанное обстоятельство
обуславливает необходимость
Предметом нашего исследования стали чины, титулы, звания лиц, составляющих государственный аппарат. Представленные в систематизированном виде, они позволяют воссоздать модель российского государственного аппарата в целом.
Цель данного исследования
заключается в раскрытии
Основная задача данной работы это раскрыть понятия: чин и звание.
До XVIII в. Чины не имели широкого распространения и еще не вполне отделились от обозначения должностного положения или знатного родового происхождения лица, находившегося при дворе или на службе у великого князя или царя. В условиях местничества каждый чин занимал определенное место в ряду других, но четкой системы жалования не было и оно полностью зависело от воли великого князя. Преимущественное значение при этом имела степень родовитости – «порода».
К XVII в. Сложилась система высших чинов – думные чины (по старшинству: бояре, окольничие, думные дворяне, думные дьяки). Существовали при дворах великого князя своеобразные чины - должности: конюший, дворецкий, стольник, казначей и др., в приказах -дьяк, подьячий.
В н. XVIII в. С созданием регулярной армии широко распространялись в России военные чины западноевропейского типа, впервые появившиеся в XVII в.в «полках нового строя»
Преобразования Петра I резко увеличили число должностей офицеров и государственных служащих. В 1722 г была введена Табель о рангах, установившая 14 классов военных, гражданских и придворных чинов.
Чины военные. Назывались в I – V классах генеральскими, VI – XVI штаб офицерскими, IX – XIV обер - офицерскими. Обер - и штаб офицеры гвардии сначала на два класса выше армейских, с 1884 - на один. В гвардии чины майора и подполковника в 1798 были упразднены. Существовали особые военные чины, звания выше и ниже классов Табели о рангах. К первым относился генералиссимус, ко вторым – подпрапорщик, к кавалерии относился эстандарт - юнкер, в казачьих войсках – подхорунжий.
Чин генерал – фельдмаршал был введен в 1699, первым его получил в 1700 Ф.А. Головин. Последнее пожалование этого чина лицу русской службы Д.А. Милютину состоялось в 1898. всего было 64 генерал – фельдмаршала. Первыми генерал-адмиралами были Ф.А. Головин и Ф.М. Апраксин.
В XVIII – XIX вв (до 1867) военные чины имели служащие горного, путейского, телеграфного, лесного и межевого ведомства.
Чины гражданские. Чин канцлера был введен в России в 1709 им стал Г.И. Головкин, а в последний раз присвоен в 1867 А.М. Горчакову. Он давался лицам, ведавшим внешней политикой; имевшие чин II класса назывались вице – канцлерами. Всего чин канцлера имели 11 человек. Немногочисленные гражданские чиновники других ведомств, дослужившиеся до I класса, назывались действительными тайными советниками I класса. После 1881 г этот чин получил только Д.М. Сольский и И.Л. Горемыкин. Число лиц, имевших гражданские чины, также непрерывно росло. На 1 января 1 897 состояло на службе лиц IV класса и выше – 1438 человек. V – VIII классов 50 082, IX – XIX классов – 49 993 человек.
Чины придворные. Система этих чинов сложилась к к.XVIII в.(первый придворный штаб был принят в 1727) Ранее распределявшиеся по чти по всем классам, они были сведены в две основные группы: первые чины двора (II и III классы) и вторые чины двора, к которым относились тогда камергеры (IV класс), титулярные камергеры (VIII класса) и камер – юнкер (IX класс), превращенные в 1809 из чинов в придворные звания с этого времени вторыми чинами двора стали называться придворные чины III класса. Чины обер-церемониймейстера и обер – форшнейдера могли быть II и III классов.
Придворные чины считались более почетными, чем гражданские. Поэтому некоторые чиновники, дослужившиеся до IIIкласса, в виде поощрения переводились во вторые чины двора. Гражданские чиновники низших классов могли быть пожалованы « в должность гофмейстера» или в другие должности вторых чинов двора без получения, однако соответствующего класса. В обоих случаях ускорялось чинопроизводство. Лица, получившие придворный чин, могли продолжать службу по гражданскому ведомству. В редких случаях придворный чин давался при сохранении гражданского того же или другого класса. Число придворных чинов определялось штатами и в отдельные периоды пожалований сверх комплекта не производилось. В целом за XVIII в было: обер-камергеров - 9, обер-гофмаршалов – 11, обер-гофмейстеров – 12, обер-шенков – 5, обер-шталмейстеров – 9, обер-егермейстеров – 5, обер-церемониймейстеров - 7. за XIX в число придворных чинов значительно выросло. В придворном штате на 1 января 1898 составляло 16 первых и 147 вторых чинов двора.
Чинопроизводство. Перевод в каждый следующий чин обусловливался пребыванием в предыдущем определенного числа лет, к-рое могло быть сокращено за отличия по службе. До 1856 сроки службы в каждом чине были различны для лиц разного социального происхождения и подразделялись на 3 разряда. Наиболее льготные условия чинопроизводства (по 1-му разряду) предоставлялись дворянству. Но постепенно шел процесс установления единых сроков службы. В 1906 были установлены сроки гражд. службы: в XIV, XII, X и IX классах - 3 года, в VIII-VI - 4, в V - 5 и в IV - 10 лет. Производство в III класс и выше не регламентировалось и зависело от усмотрения императора. Так, гражд. и придворных чинов первых трех классов в 1916 насчитывалось всего ок. 800 чел. Окончание высших уч. заведений (в зависимости от их рангов и успехов выпускников) давало право на получение чинов XII-VIII классов. Аналогичный порядок существовал и для воен. службы. Однако в кон. 19 в. для достижения высших воен. чинов требовалось больше времени, чем для получения равных им гражданских. С чина капитана производство в следующие чины в армий производилось только при наличии соответствующих им вакантных должностей. Гражданский и придворный чины за особые заслуги могли быть также пожалованы «вне службы», т. е. лицам, не находящимся на государственной службе (в частности, купцам).
Получение чина давало право для назначения на определенный круг должностей. В штатных расписаниях всех ведомств указывалось, какому чину или чинам соответствует каждая должность. Так, обычно должность министра соответствовала II классу, товарища министра - III классу, директора департамента (управления), губернатора и градоначальника - IV классу, вице-директора департамента и вице-губернатора - V классу, начальник отделения и делопроизводителя в Центральных учреждениях - VI классу, а столоначальника - VII классу. Имели место, однако, и случаи назначения на должность более высокого класса, чем имевшийся чин (П. А. Столыпин, напр., был назначен пред. Совета Министров и министром внутренних дел, будучи в IV классе). Основные должности по выборам от дворянства, а после 1890 и 1899 также по земству и гор. самоуправлению были приравнены к определенным классам должностей государственной службы (губернский предводитель дворянства, напр., за два трехлетия службы по выборам получал чин действительного статского советника).
Звания. В России в 19-20 вв. существовали почетные звания сенаторов и членов Гос. совета, в департаментах не присутствующих, т. е. не участвующих в заседаниях, нечто вроде почетных членов. Эти звания присваивались чиновникам III-I классов, которые вместе с тем могли продолжать свою деятельность в соответствии с чином и должностью. С 1860-х гг. звание сенатора, как правило, получали товарищи министров. В ряде случаев в 19 в. получение этого звания являлось концом карьеры. Звание члена Гос. совета после 1810 считалось более высоким, но с его присвоением звание сенатора для лиц, его имевших, могло сохраняться. Немногие высшие гражд. и придворные чины I-III классов (в исключит. случаях IV-V классов) получали звание статс-секретаря его величества (следует отличать от должности статс-секретаря Гос. совета - управляющего канцелярией одного из департаментов). Число лиц, имевших это звание, уменьшалось в кон. 19 - нач. 20 вв. (в 1876 - 40 чел., в 1900 - 27, в 1915 - 19 чел.). Военные, составлявшие свиту императора, кроме чинов, имели звания: генерал-адъютанта (I-III классы), которых было в нач. 20 в. 60 чел.; свиты ген.-майора или свиты контр- адмирала (первое звание введено в 18 в., второе - в 19 в.), флигель-адъютанта (в 18 в. от IV класса и ниже, в 19 в. штаб- и обер-офицеры). Статс-секретари и дежурные ген.-адъютанты имели право объявлять словесные повеления императора. В кон. 18 - нач. 19 вв. придворные чины камергера и камер-юнкера часто давались чиновникам и офицерам сравнительно низших классов, иногда - представителям старинных дворянских родов, вовсе не имевших классных чинов (в этих случаях придворные чины нередко получали и дети). Пожалование этими чинами давало право на получение IV и V классов Табели о рангах. В 1809 чины камергера и камер-юнкера были превращены в почетные звания, присваиваемые гражданам чиновникам III-V и VI-IX классов. Кроме того, они могли быть даны лицам высокого обществ. положения, не состоявшим на государственной службе, не давая им прав на чин.
Существовали придворные звания для дам: обер-гофмейстерина, гофмей- стерина, статс-дама, камер- фрейлина и фрейлина. Первые два из них могли принадлежать лишь лицам, занимавшим гофмейстерские должности.
В 1800 были введены звания коммерции- и мануфактур-советников, приравненные к VIII классу гражданской службы, которыми могли награждаться лица купеческого сословия. С 1824 право на эти звания было предоставлено всем купцам 1-й гильдии В 1836 лицам, имевшим эти звания, а также их вдовам и детям было предоставлено право ходатайствовать о причислении к потомственному почетному гражданству
В России общественное положение человека исстари определялось близостью его к верховной власти и тем вниманием, которым это лицо со стороны власти пользовалось. Выражая благосклонность своему подчиненному, правитель жаловал его титулом и чином. В целом система титулов, мундиров и орденов составляла один из устоев царской государственной машины и важный элемент социальной жизни России XVIII - начала XX в. Стержнем этой системы был чин - ранг каждого государственного служащего (военного, штатского или придворного) по установленной еще Петром I и просуществовавшей почти 200 лет четырнадцати классной «Табели о рангах всех чинов...».
Анализ гражданского чинопроизводства в России привел к выводу о том, что следствием «значительного количества гражданских должностей» становилось «более частое открытие вакансий, и по самому характеру этих самых должностей, требующих известных познаний и способностей, лица даровитые могли быстро продвигаться по иерархической служебной лестнице и, начав одновременно службу с лицами, поступившими в войска, должны были повышаться в рангах и пользоваться особыми преимуществами несравненно скорее, чем их военные сверстники». Однако ясно, что это явление не могло быть массовым, а касалось лишь наиболее способных и настойчивых гражданских служащих. Для основной массы чиновников препятствием к продвижению по должностной лестнице явилось то, что число низших должностей значительно превышало число высших. Анализируя состав придворных чинов, включенных первоначально в «Табель о рангах», исследователи, наиболее внимательно их изучавшие в XIX в., приходят к заключению, что «многие из них вовсе никогда не были жалованы и даже определить, в чем состояли их обязанности, не представляется возможным».
Сталкиваясь с упоминанием титулов, мундиров и орденов, современный читатель, а иногда и специалист-историк, нередко затрудняется в понимании их значения. И это естественно, поскольку система титулов, мундиров и орденов, существовавшая в Российской империи, была отменена еще в 1917 г. и с тех пор основательно забыта.