Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2011 в 07:07, реферат
Знаменитый русский путешественник Николай Михайлович Пржевальский был первым исследователем природы Центральной Азии. Он обладал изумительной способностью наблюдать, умел собирать большой и разнообразный географический и естественно-научный материал и связывал его воедино при помощи сравнительного метода. Он был крупнейшим представителем сравнительной физической географии, зародившейся в первой половине XIX века. [1] С 1870 г. начинается история четырех великих путешествий Н. М. Пржевальского в Центральную Азию (1870—1873, 1876—1877, 1879—1880, 1883—1885), полных трудностей, опасностей и приключений.
5 февраля Пржевальский со
Сделав астрономические определения опорных пунктов и топографическую съемку озера Лобнор, Пржевальский со спутниками отправился обратно в город Курля, куда прибыл 25 апреля. 3 июля экспедиция возвратилась в Кульджу. Здесь Николай Михайлович узнал, что в конце марта его произвели в полковники. Почти два месяца пробыли путешественники в Кульдже, где Н. М. Пржевальский узнал, что Восточный Тибет объят гражданской войной. Путь в Тибет через Кашгарию был закрыт. Он решает идти северо-восточнее: через Джунгарию в Гучэн, затем в Хами и оттуда уже прямо на юг - в Тибет. 28 августа караван выступил из Кульджи.
Из Кульджи караван сначала
двинулся по большой дороге
на север - по Талкинскому ущелью,
через хребет Борохоро, к озеру
Сайрам-Нур, а от него на
северо-восток, к озеру Эби-Нур,
крупнейшему на Джунгарской
Путь был необычайно трудным. Безводные переходы случались по 70 и даже по 100 км. В октябре нередко схватывали внезапные морозы, но, главное, Пржевальского мучил страшный зуд тела. Этой болезнью стали страдать и другие участники экспедиции. Причина болезни была, по-видимому, в соленой пыли, висевшей в воздухе и разъедавшей кожу. Решено было повернуть назад, достигнуть Зайсанского поста, чтобы вылечиться в госпитале и с новыми силами идти в Тибет. 27 ноября 1877 г. выступили в обратный путь. 20 декабря экспедиция прибыла в Зайсан. На этом закончился второй этап путешествия. 19 марта 1878 г. экспедиция покидает Зайсан. Уже через несколько дней после выхода из Зайсана самочувствие Пржевальского стало ухудшаться. Этому способствовало и сообщение брата о смерти матери, Елены Алексеевны.(4) «Теперь же к ряду всех невзгод, - записывает он в дневнике, - прибавилось еще горе великое. Я любил свою мать всей душой...»[11, c.125]
Через несколько дней судьба экспедиции решилась. Ввиду осложнения международных отношений русский военный министр дал предписание отложить путешествие в Тибет до более благоприятного времени. Пржевальский решил оставить верблюдов и все снаряжение экспедиции в Зайсанском посту, с тем, чтобы весной 1879 г. снова попытаться совершить путешествие в Тибет.[6] При этом путешествии он прошел не многим более 4тыс.км – помешала война в Западном Китае, обострение отношений между Китаем и Россией и, наконец, его болезнь.[9, c.150]
Важнейшими этого путешествия достижениями были: нанесение на карту и описание озера Лобнор, исследование горной цепи Алтынтаг и установление северной границы Тибетского нагорья, а также маршрутные съемки низовьев Тарима, озера Лобнор и хребта Алтынтаг. Были собраны большие ботанические и зоологические коллекции, в том числе шкуры диких верблюдов, впервые вывезенные из Центральной Азии. Метеорологические наблюдения дали ясное представление о климате Кашгарии. Большой интерес представляли и сведения о быте и хозяйстве лобнорцев (каракурчинцев) и таримцев. Зоологическую коллекцию он принес в дар музею Академии наук. За заслуги в обогащении науки академия избрала его почетным членом. Избрал Пржевальского своим почетным членом и Ботанический сад.
В Петербурге Николай
Результаты
лобнорского путешествия стали известны
во всем мире.
Во
времена Пржевальского еще
Персонал экспедиции определился в 14 человек. Утром 21 марта (2 апреля) 1879 г. караван вышел из Зайсана по направлению к городу Хами. Как и в конце второго путешествия, но теперь уже в самом начале, ему предстояло пересечь Джунгарскую равнину. Однако на этот раз путь проходил восточнее: из Зайсана к озеру Улюнгур (Булунг-Тохой), затем вверх по долине реки Урунгу, а отсюда прямо на города Баркуль (Баркель) и Хами. Пока путешественники следовали долиной реки Урунгу, они были обеспечены и водой, и пищей (особенно рыбой). Вступив 2 мая в пределы Джунгарской пустыни, они совершали переходы от одного колодца или ключа до другого в 50, 70 и более километров. Погода была очень плохая. Этот район Центральной Азии - единственное место в мире, где во времена Пржевальского еще водилась дикая лошадь. Зоолог И. С. Поляков в 1881 г. совершенно справедливо назвал этот новооткрытый вид "лошадью Пржевальского" - Eguus przewalskii. Сейчас во всем мире в неволе живет немногим более 200 чистокровных лошадей Пржевальского.
18 мая экспедиция подошла к
северным предгорьям
Здесь они пробыли почти месяц. С помощью монголов экспедиция отыскала тропу, ведущую в Цайдам, и, вступив в горы, устроила сначала стоянку у ключа, названного Благодатный. Там путешественники около двух недель изучали окрестные горы, охотились. Затем поднялись выше, в альпийскую часть гор, и остановились лагерем в небольшой долине на высоте 3560 м. На седьмой день пребывания в верхнем поясе гор Пржевальский совершил восхождение на один из многочисленных ледников, увенчавшееся открытием неведомых до того науке хребтов. Пржевальский назвал эти хребты именами великих немецких географов - Гумбольдта и Риттера, много сделавших для изучения Центральной Азии (ныне приняты местные названия хребтов: Улан-Дабан и Дакэн-Дабан).
Исследование ближайших гор
Постепенно поднимаясь вверх, экспедиция перевалила через хребет Шуга и спустилась в долину реки Шуга-Гол. Характер местности резко изменился. Чтобы попасть во внутреннюю часть Тибетского нагорья, экспедиции пришлось преодолеть три параллельные горные цепи восточной части Куньлуня. Первый с севера хребет Пржевальский назвал в честь великого итальянского путешественника хребтом Марко Поло (другое название - Бокалыктаг). Перевалив через этот хребет путешественники вступили на высокие внутренние плато. 3 октября выпал снег, затем ударил мороз. В бедном кислородом воздухе часа два требовалось, чтобы вскипятить чай, а мясо варилось чуть не полдня.
Пройдя хребет Думбуре и его
отрог - горы Цаган-Обо, экспедиция
вышла к берегам Мур-Усу (
Пробыв всего два дня в Дзун-
Прошли от города Гуй-Дуя (Гуйдэ) вверх по течению 260 км. Три месяца пробыли в бассейне Желтой реки, исследуя флору и фауну и проводя все обычные наблюдения. Лишь в конце июня путешественники выбрались из глубоких ущелий Хуанхэ на плато Кукунор и направились к озеру. У южного берега Кукунора, в устье реки Арагол, экспедиция задержалась на четыре дня. Сделав съемку восточного и северо-восточного берегов Кукунора и тем завершив съемку всего озера направились 6 июля в горы Ганьсу, к кумирне Чайбсен, куда прибыли через 8 суток. С приходом в Чайбсен завершилась глазомерная съемка, которую Пржевальский вел непрерывно от реки Урунгу. Около месяца провели путешественники в Тэтунгских горах. В начале августа экспедиция спустилась с Северо-Тэтунгских гор на равнину и направилась через пустыни Алашань и Монгольскую Гоби в Ургу, которую экспедиция достигла 19 октября. Здесь путешественники отдыхали 5 дней. На шестые сутки участники экспедиции в экипажах выехали в Кяхту, куда и прибыли 29 октября (10 ноября) 1880 г.
Путешественники
прошли 7660 км пути, в основном по не
исследованным никем районам
Центральной Азии. При этом большая
часть пути была нанесена глазомерной
съемкой на карту. В течение всего
путешествия проводились