Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2011 в 00:01, реферат
Четвертый крестовый поход (1202-1204) особенно ярко обнаружил истинные цели крестоносцев, не замаскированные какими то было религиозными лозунгами. Он был начат французскими и итальянскими феодалами по призыву папы Иннокентия 3,стремившегося к созданию мирового государства под властью пап. Первоначально целью похода намечался Египет-главная держава Востока, владевшая Иерусалимом. Но результатом похода была Византия.
Город-крепость,
устоявший перед натиском многих
могучих врагов, был впервые захвачен
неприятелем. То, что оказалось не
под силу полчищам персов, аваров и
арабов, удалось рыцарскому войску, насчитывавшему
не более 20 тыс. человек. Один из участников
похода крестоносцев, француз Жоффруа
де Виллардуэн, автор высоко ценимой исследователями
«Истории захвата Константинополя», считал,
что соотношение сил осаждавших и осажденных
составляло 1 к 200. Он выражал удивление
победой крестоносцев, подчеркивая, что
никогда еще горсточка воинов не осаждала
город с таким множеством защитников.
Легкость, с которой крестоносцы овладели
огромным, хорошо укрепленным городом,
была результатом острейшего социально-политического
кризиса, который переживала в тот момент
Византийская империя. Немалую роль сыграло
и то обстоятельство, что часть византийской
аристократии и купечества была заинтересована
в торговых связях с латинянами. Иными
словами, в Константинополе существовала
своеобразная «пятая колонна».
Более полувека древний город на босфорском мысу находился во власти крестоносцев. 16 мая 1204 года в храме св. Софии фландрский граф Балдуин был торжественно коронован в качестве первого, императора новой империи, которую современники называли не Латинской, а Константинопольской империей, или Романией. Считая себя преемниками византийских императоров, ее правители сохранили многое из этикета и церемониала дворцовой жизни. Но к грекам император относился с крайним пренебрежением.
В новом государстве, территория которого на первых порах ограничивалась столицей, вскоре начались распри. Разноязыкое рыцарское воинство только во время захвата и грабежа города действовало более или менее согласованно. Теперь же прежнее единство было забыто. Дело едва не доходило до открытых столкновений между императором и некоторыми предводителями крестоносцев. К этому добавились конфликты с византийцами из-за дележа византийских земель. В результате латинским императорам пришлось менять тактику. Уже Генрих Геннегауский (1206—1216) стал искать опору в старой византийской знати. Почувствовали себя наконец здесь хозяевами и венецианцы. В их руки перешла значительная часть города — три квартала из восьми. Венецианцы имели в городе свой судебный аппарат. Они составляли половину совета императорской курии. Венецианцам досталась огромная часть добычи после ограбления города.
Множество ценностей было вывезено в Венецию, a часть богатств стала фундаментом той огромной политической власти и торгового могущества, которые приобрела венецианская колония в Константинополе. Некоторые историки не без оснований пишут, что после катастрофы 1204 года образовались фактически две империи — Латинская и Венецианская. Состоявшийся в 1215 г. 1-й Латеранский собор подтвердил полномочия Томазо Моросини и провозгласил латинский Константинополь второй кафедрой христианского мира5.
В руки венецианцев перешла не только часть столицы, но и земли во Фракии и на побережье Пропонтиды. Территориальные приобретения венецианцев за пределами Константинополя были невелики в сравнении с их планами в начале Четвертого крестового похода, но это не помешало венецианским дожам впредь пышно именовать себя «властителями четверти и получетверти Византийской империи». Впрочем, господства венецианцев в торгово-экономической жизни Константинополя (они завладели, в частности, всеми важнейшими причалами на берегах Босфора и Золотого Рога) оказалось едва ли не более важным, чем территориальные приобретения. Обосновавшись в Константинополе как хозяева, венецианцы усилили свой торговый натиск на всей площади павшей Византийской империи.
Столица
Латинской империи в течение
нескольких десятилетий была местом
пребывания самых знатных феодалов. Константинопольские
дворцы они предпочитали своим замкам
в Европе. Знать империи быстро освоилась
с византийской роскошью, переняла привычку
к постоянным празднествам и веселым застольям.
Потребительский характер жизни Константинополя
при латинянах стал еще более ярко выраженным.
Крестоносцы пришли в эти края с мечом
и за полвека своего владычества так и
не научились созидать. В середине XIII в
Латинская империя пришла в полный упадок.
Многие города и села, опустошенные и разграбленные
во время захватнических походов латинян,
так и не смогли оправиться. Население
страдало не только от непосильных налогов
и поборов, но и от гнета чужеземцев, с
презрением попиравших культуру и обычаи
греков. Православное духовенство вело
активную проповедь борьбы против поработителей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Четвертый крестовый поход, превратившийся из «пути ко Гробу Господню» в венецианское коммерческое предприятие, приведшее к разграблению Константинополя латинянами, обозначил глубокий кризис крестоносного движения. Итогом этого похода стал окончательный раскол западного и византийского христианства.
Собственно Византия после этого похода перестаёт существовать как государство более 50 лет; на месте бывшей империи создаются государства: Латинская империя, Никейская империя, Эпирский деспотат и Трапезундская империя. Часть бывших имперских земель в Малой Азии были захвачены сельджуками, на Балканах — Сербией, Болгарией и Венецией.