Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2012 в 18:04, реферат
Четвертая республика: Период ознаменован распадом французской колониальной империи, войнами в Индокитае, затем в Северной Африке. Франция стала одной из учредительниц ООН, вступила в НАТО, в нарождающиеся европейские структуры вроде Объединения угля и стали. Во внутренней политике — период сильной нестабильности после войны, усиления влияния коммунистов (начало периода) и крайне правых (конец периода).
Введение………………………………………………………………………...3
1) Четвертая республика во Франции……………………………………....…4
2) Пятая республика во Франции………………………………………………8
Заключение…………………………………………………………………….16
Список литературы…………………………………………………………...17
Президент
был наделен значительными
Помимо указанных полномочий, президент по ст. 16 получил право принимать чрезвычайные меры по своему усмотрению в условиях, когда “установление Республики, независимость Нации, целостность ее территории или выполнение ее международных обязательств оказываются под серьезной или непосредственной угрозой, а нормальное функционирование органов государственной власти, созданных в соответствии с Конституцией, нарушено”.
Одновременно
предусматривался ряд гарантий против
установления единоличной диктатуры
президента (автоматический созыв парламента,
запрос мнения Конституционного совета
и т. п.). Однако деятельность президента
в период чрезвычайного положения
никем не контролировалась. В соответствии
сост. 19 свои наиболее важные полномочия:
назначение правительства, роспуск
палаты, введение в действие исключительных
полномочий, передача законопроектов
на референдум и ряд других —
президент осуществлял
Конституция 1958 г. отказалась от прежней политической практики избрания президента парламентом. Отныне он должен был избираться коллегией выборщиков, в которой члены парламента составляли ничтожную часть. Позднее косвенные выборы президента были заменены прямыми.
Второе
место в государственном
его компетенция закреплялась в ст. 20 Конституции: правительство должно определять и осуществлять “политику нации”, распоряжаться администрацией и вооруженными силами. Премьер-министр, полномочия которого определены более подробно, должен руководить деятельностью правительства, нести ответственность за оборону страны, обеспечивать исполнение законов, издавать нормативные акты в порядке регламентарной власти, назначать на военные и гражданские должности.
Таким образом, высшая исполнительная власть, по конституции, была недостаточно четко распределена между президентом и премьер-министром, но предполагалось, что премьер, обладая определенной автономией, осуществляет повседневное руководство внутренней политикой. Конкретные формы взаимодействия президента и премьера зависели от согласованности их действий при стратегическом верховенстве президента и, главным образом, от расстановки партийно-политических сил.
На
последнее место среди высших
государственных органов
Специальный
раздел Конституции был посвящен
взаимоотношениям между парламентом
и правительством, в котором отчетливо
закреплялась доминирующая роль правительства.
Тщательно оформленное
Акты парламента могли регулировать строго определенный и сравнительно небольшой круг вопросов (структура и принципы организации государственного аппарата, права и свободы, гражданство, налоги, основные принципы гражданского, уголовного, трудового права и др.). По этим вопросам правительство также могло издавать нормативные акты, имеющие силу закона (ордонансы), но только с разрешения парламента. Возможность подобного рода делегирования парламентом своих полномочий была прямо предусмотрена в Конституции, а последующая практика закрепила такое положение. Все остальные вопросы должны были решаться в административном порядке, регламентарной властью кабинета, т. е. путем декретов.
Правительство
обладало также значительными
Конституция
1958 г. устанавливала ответственность
правительства перед
Таким
образом, хотя система органов, по Конституции
1958 г., обладала атрибутами парламентарной
республики (ответственность
Судебная власть, по Конституции 1958 г., провозглашалась “хранительницей личной свободы”. Особое положение среди судов занял Конституционный совет, который сосредоточил в своих руках контроль за конституционностью нормативных актов и, несмотря на отсутствие прямого указания об этом, право толковать основной закон. Классическим примером системы специализированных судов является и существование во Франции органов административной юстиции во главе с Государственным советом.
В юрисдикцию административных судий входит решение вопросов о соответствии закону актов и действий исполнительных органов и должностных лиц, на практике — от решений муниципалитетов до актов президента. В остальном же традиционные формы судоустройства по прежнему сохраняются и действуют с незначительной модернизацией в 1970-х гг. (Кодекс судоустройства 1978 г.).
Конституция
1958 г. очень скупо регламентировала
систему местного управления. Вместе
с тем французская (континентальная)
модель местного управления стала образцом
для подражания в большинстве
стран мира. В ней определенным
образом сочетаются прямое государственное
управление на местах и местное самоуправление,
причем агенты государственной администрации
осуществляют надзор за деятельностью
местных представительных органов.
Одновременно нижестоящие звенья системы
подчиняются вышестоящим. В этой сфере
Конституция 1958 г. следовала распространенной
теории, согласно которой существуют “естественные”
административно-
Развитие политической системы Франции в 60—80-х гг. XX в. Основной тенденцией развития политической системы Пятой республики в первые десятилетия ее существования явилось дальнейшее усиление президентской власти, ее персонализация. Президент стал на практике не только главой государства, но и главой правительства, одновременно ослаблялось и какое-либо противодействие законодательной власти.
Значительную
роль в. такой эволюции президентской
власти сыграли конституционная
реформа 1962 г., осуществленная де Голлем
посредством референдума, которая
изменила порядок выборов президента.
Отныне избрание президента должно было
происходить с помощью
Действительный
смысл реформы заключался в противопоставлении
главы государства как
Кроме того, дальнейшее усиление президентской власти было связано с возможностью главы государства опираться на парламентское большинство, поскольку в 60— 70-х гг. президент неизменно выступал как лидер голлистской партии. Имея поддержку большинства в парламенте, он фактически возглавлял и правительство, оттеснив его формального главу — премьер-министра. Полная зависимость премьер-министра и правительства от воли президента, фактическая ответственность правительства перед главой государства вследствие совпадения президентского и парламентского большинства стали характерной чертой Пятой республики в это время. Центром принятия государственных решений стала главным образом личная канцелярия президента, свободный от всякой политической ответственности разветвленный аппарат Елисейского дворца. Заметной тенденцией в развитии режима Пятой республики в 60—70-х гг. стала и централизация судебно-полицейского аппарата. Были созданы чрезвычайные органы политической юстиции, расширены полномочия полиции и префектов.
Вместе с тем отмечались определенные сдвиги и в укреплении гарантий прав личности. В 1971 г. Конституционный совет признал преамбулу к Конституции 1958 г. (со ссылками на права человека в Декларации 1789 г. и Конституции 1946 г.) составной частью “конституционного блока” и обязал органы государственной власти уважать положения этой преамбулы как конституционные принципы. Кроме того, начиная с 1971 г., Конституционный совет декларировал целый ряд положений, определяющих принципы правового статуса личности (так называемая Судебная хартия прав человека).
Серьезные
изменения в расстановке
“Биполяризация”
открыла непосредственную возможность
прихода к власти левого блока, а
также изменений во взаимоотношениях
властей. Президент и правительство
могли отныне стать представителями
противостоящих группировок, и их фактическая
роль прямо зависела от связи с
партийно-парламентским
В 1981 году Социалистической партии удалось завоевать пост президента, получив абсолютное большинство мест в парламенте, и сформировать правительство. Сохранив основные положения Конституции 1958 г., касающиеся центрального аппарата Пятой республики, правительство социалистов вместе с тем приняло закон о децентрализации местного управления, упразднив традиционную должность префекта (потом восстановленную), ввело, хотя и в урезанном виде, пропорциональную избирательную систему. Местные органы власти получили большую самостоятельность в финансовых и других вопросах управления. В соответствии с законами 1983 г. подчинение нижестоящих органов самоуправления вышестоящим было ограничено определенными направлениями деятельности (образование, здравоохранение и т. п.), несколько смягчен был административный контроль центра над местными органами самоуправления. Право избирать представительные органы (самоуправления) было предоставлено регионам.
Период 1986—1988 гг. стал уникальным в том отношении, что помимо определенной переоценки роли государства, Пятая республика впервые испытала новацию “раздельного правления” — сосуществования президента-социалиста и правоцентристского правительства, опирающихся на оппозиционные друг другу политические блоки. Второй такой период “сосуществования” продолжался с 1993 по 1995 г., а с 1997 г., напротив, социалистическое правительство “сосуществует” с президентом-голлистом.
Политические события 80—90-х гг. показали, что, несмотря на все сложности и перипетии партийного соперничества, примат президентской власти во всех областях государственной жизни и ныне остался неизменным. Не случайно наиболее распространенными оценками Пятой республики являются такие характеристики, как “суперпрезидентская республика” или “ультрапрезидентский режим”. Вместе с тем парламент — арена партийного соперничества, и в условиях политической поляризации глава государства еще больше, чем прежде, заинтересован в поддержке парламентского большинства, а для наиболее эффективного проведения в жизнь своей политики партия или блок партий должны выиграть не только президентские, но и парламентские выборы. Если же говорить об осуществлении парламентом своей главной функции — законодательной, то здесь он по-прежнему выступает в основном в роли “регистрационной палаты”, поскольку, по Конституции 1958 г., его собственная сфера законодательных полномочий значительно ограничена, а повседневный парламентский контроль (вопросы министрам) вместе с ответственностью правительства перед парламентом не играют во Франции большой практической роли.