Черносотенное движение в годы первой российской революции 1905-1907 гг

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 21:09, курсовая работа

Описание работы

В годы революции 1905-1907 годов создавались основные политические партии монархической ориентации от крайне правых до либерально-монархических. В указанный период шло становление сил черносотенной ориентации, выработка взаимодействия с царским правительством, разработка форм и методов воздействия на массы. С победой Февральской революции произошли существенные перемены в партийных формах черносотенства, его методах борьбы и тактических установках.

Работа содержит 1 файл

Курсовая_работа_черносотенцы.doc

— 102.50 Кб (Скачать)

      В феврале 1906 г. СРН опубликовал свой первый программный документ - избирательную  программу. В ней откровенно говорилось, что в основу действий СРН кладется признание неограниченной самодержавной власти. СРН считал вполне допустимым существование «народного представительства» в лице совещательной Государственной думы.

      Демократия  представлялась черносотенцам самым  ужасным злом, которое породил западный мир15.

      В национальном вопросе полностью  повторялась программа Монархической  партии. По рабочему вопросу лишь в  туманной декларативной форме высказывалась  мысль «об улучшении положения  всех трудящихся масс», о государственном страховании, создании промышленных артелей и сокращении рабочего дня.

      Земельный вопрос предполагалось решать в рамках официальной политики — неприкосновенность частной собственности, продажа  земли малоземельным крестьянам за счет создаваемых общественных фондов, облегчение выхода крестьян из общины, переселенчество.

      Таким образом, в программах всех монархических  партий выдвигались требования сохранения неограниченного самодержавного строя  с вариантами совещательного учреждения, неприкосновенности частной собственности, сохранения сословного строя и сословных привилегий дворянства, усиления карательной политики, «искоренения» идей социализма.

      Программы правых монархистов свидетельствовали  о тупике, в который зашел помещичье-дворянский класс в целом. В. И. Ленин, давая оценку правым, писал: «Черносотенцы, это - партии, поддерживающие правительство. Они стоят за самодержавную монархию, за полицейскую власть, за сохранение всей помещичьей земли»16.

      Главным стержнем черносотенной идеологии  был антисемитизм. Они не только поддерживали все законодательные ограничения относительно евреев, но и требовали его дальнейшего ужесточения. Черносотенцы предлагали лишить евреев всех прав, изгнать их из всех, учебных заведений, где учатся христианские дети. Одновременно евреям запрещалось открывать собственные учебные заведения. Список профессий и промыслов, которыми черносотенцы предлагали запретить заниматься евреям, охватывал почти все виды человеческой деятельности. Черносотенцы домогались, чтобы все проживавшие в России евреи были немедленно признаны иностранцами, но без каких бы то ни было прав и привилегий, предоставляемых всем прочим иностранцам.

      Черносотенный антисемитизм подпитывало социальное напряжение в «черте оседлости», где существовала острая конкуренция между ремесленниками различных национальностей. Учитывая непропорционально высокую долю евреев в торгово-промышленной среде, можно сказать, что антисемитизм здесь являлся своеобразной формой классового протеста. Характерно, что крайне правые использовали антисемитские лозунги даже в регионах, где полностью отсутствовало еврейское население17. 
 
 
 

      Глава II. Деятельность черносотенцев  в годы первой революции 1905-1907

      В период революции 1905-1907 гг. черносотенцы использовали как легальные, так и нелегальные методы борьбы. Насилие было неотъемлемой частью политики крайне правых. Вслед за организационным оформлением внутри черносотенных союзов наметилась специализация: выделились формирования, занимавшиеся в основном террором. В 1906-1907 гг. боевые дружины черносотенцев существовали в Архангельске, Астрахани, Вологде, Гомеле, Екатеринославе, Киеве, Кишиневе, Москве, Одессе, Тифлисе, Ярославле.

      В Петербурге существовала общегородская дружина, которой ведал кандидат в члены Главного совета «Союза русского народа» Н.М. Юскевич-Красовский (она опиралась на несколько районных - Нарвскую, Путиловскую), а также небольшие подразделения на ряде заводов. Боевыми силами располагало также «Общество активной борьбы с революцией». В Одессе с августа 1906 г. начала формироваться «Белая гвардия», которую впоследствии называли дружиной Союза. Дружина была разделена на 6 «сотен» (50-60 человек) и подчинялась председателю Одесского отдела. Черносотенцы постарались перенести на берега Черного моря обычаи казацкой вольницы. Командовал дружинниками «наказной атаман», во главе сотен стояли «атаманы» или «есаулы».

      В боевые дружины вступали ремесленники и мелкие торговцы. Однако в крупных  промышленных центрах дружинники вербовались в основном из рабочих и низшей заводской администрации. В черносотенные дружины принимали перебежчиков из других партий. В них оседали деклассированные и уголовные элементы. Черносотенцы были убеждены, что карательные меры не приносят желаемого результата. Поэтому крайне правые пытались самостоятельно вершить суд и расправу над вождями революции. Они включили в круг революционеров политических деятелей либерального, а часто и умеренно-охранительного толка, в том числе П.Н. Милюкова, П.А. Столыпина и И.Г. Щегловитова18.

      Наиболее  нашумевшими преступлениями черносотенцев  были убийства в 1906г. главного эксперта кадетской партии по аграрному вопросу  профессора М.Я. Герценштейна и редактора  «Русских ведомостей» Г.Б. Иоллоса. Следующей жертвой был намечен экс-премьер граф С.Ю. Витте. Крайне правые ненавидели этого государственного деятеля за то, что он заключил Портсмутский мир и был инициатором Манифеста 17 октября 1905г. Черносотенцы решили совершить задуманное чужими руками — благо не было недостатка в неопытной молодежи, жаждавшей потрудиться на благо революции и ллохо разбиравшейся в политике. Дважды на экс-премьера было совершено покушение.

      В 1908 г. екатеринославские черносотенцы при подстрекательстве Дубровина  убили бывшего депутата Государственной думы трудовика А.Л. Караваева. Но от длинного списка намеченных террористических актов пришлось отказаться.

      Центральным событием политической жизни правых стала борьба за депутатские кресла в Государственной думе. Отношение  крайне правых к ней было двойственным. Одно время черносотенцы противопоставляли ей Земский собор, не вкладывая, впрочем, никакого конкретного содержания в свое предложение. Они постоянно подчеркивали, что законодательные учреждения вполне могут сочетаться с неограниченной самодержавной властью. Черносотенные партии принимали участие в выборах в Государственную думу всех созывов.

      Отношение черносотенцев к I Думе определил II монархический съезд в Москве в апреле 1906 г. Съезд постановил: «Государственная дума в том составе, который определился выборами, не может быть признана выразительницей истинных убеждений русского народа»19.

      Под давлением крайне правых 8 июля 1906 г. правительство решилось на роспуск  I Государственной думы. Одновременно с этим П.А. Столыпин сменил И.Л. Горемыкина на посту председателя Совета министров. Правительство рассчитывало, что окрепшие правые партии изменят состав будущей Думы. Черносотенцы были полны решимости взять реванш за прошлогоднее поражение. СРН намеревался собрать под своими знаменами всех противников революции. Поэтому в его программе была проявлена максимальная жесткость по отношению к освободительному движению. Союз предлагал за все виды революционных выступлений, начиная с политических демонстраций и кончая вооруженными восстаниями, карать исключительно смертной казнью. В то же время руководители Союза постарались учесть некоторые экономические интересы населения: защита помещичьего землевладения сочеталась с требованием ликвидировать неравноправие крестьян, передать малоземельным на выгодных условиях государственные земли, улучшить переселенческую политику. Предлагалось даже улучшить условия труда рабочих, ввести государственное страхование, сократить рабочий день. Лидеры крайне правых и на этот раз не пошли на официально оформленный блок с другими партиями. Однако местные организации легко достигали соглашения о координации предвыборной борьбы. В ноябре 1906 г. областной монархический съезд в Киеве провозгласил: «Все русские национальные партии, начиная от октябристов и кончая крайними правыми, несмотря на все различие их программ, основу имеют общую.

      Результаты  выборов во II Государственную думу были более благоприятны для правых по сравнению с прошлогодней кампанией. В целом по стране правым удалось завоевать четверть голосов выборщиков и встать вровень с блоком «прогрессивных партий» (24,8 %) и «левым блоком» (25,8 %). Черносотенцы числили в своем активе; 25-30 депутатов II Государственной думы. Но группа правых депутатов значительно поредела и через несколько месяцев насчитывала уже не более 10 человек. Правые во главе с В.М. Пуришкевичем не имели шансов изменить настроение Думы, оказавшейся более радикальной по составу. В правительственных кругах все более укреплялось мнение, что с мятежным законодательным учреждением невозможна никакая конструктивная работа. Совет министров приступил к разработке нового избирательного закона. В свою очередь черносотенцы развернули пропагандистскую деятельность, нацеленную на дискредитацию Думы20.

      14 марта 1907 г. на первой странице  «Русского знамени» появился черный крест, а в столицу хлынул поток телеграмм, моливших о разгоне Думы. 1 июня 1907 г. П.А. Столыпин потребовал отстранить от заседания Государственной думы 55 социал-демократических депутатов. В игру буквально с полуоборота включились черносотенцы. Пуришкевич устроил скандал, предложив немедленно выдать и отправить на виселицу преступников. Власти даже не захотели дожидаться ответа на свой ультиматум, царским манифестом от 3 июня 1907 г. II Государственная дума была распущена. Одновременно с этим было введено новое положение о выборах, закреплявшее большинство в Думе за господствующими классами. На первой странице «Русского знамени» аршинными буквами был напечатан царский Манифест. На обороте - ликующая надпись: «Главный совет «Союза русского народа» поздравляет свои отделы с роспуском крамольной думы». Вклад черной сотни в подготовку государственного переворота был высоко оценен; 4 июня 1907 г. Николай II послал Дубровину телеграмму, кончавшуюся словами: «Да будет же мне «Союз русского народа» надежной опорой, служа для всех и во всем примером законности и порядка».

      § 1. Распад черносотенных  организаций и  черносотенных союзов

     После подавления первой русской революции, когда позиция черносотенцев  должна была упрочиться, в их рядах  происходит раскол. Наступает кризис. Революция задушена, тюрьмы забиты революционерами, евреев убито столько, что самим тошно. Зверства погромов, убийства безвинных детей, женщин, стариков ужаснули даже правоверных монархистов, не говоря уже о либеральной части общества. Многие простые люди поняли, что защищали чужие интересы и отошли от движения. С этого момента выражение «черные сотни» стало употребляться в резко негативном смысле слова. Членам черносотенных организаций не подавали руки, считая, что их руки запачканы кровью. Под влиянием общественного мнения правительство вынуждено было провести ряд расследований по делам о погромах и наказать часть виновных. Черносотенцы почувствовали себя в положении слуг, которым обещали заплатить и выгнали, не заплатив. Они видели, что к ним брезгливо относятся даже те, кто раньше использовал их для борьбы с революцией.

     В конце 1907 года В.М. Пуришкевич вышел  из СРН и организовал Союз Михаила  Архангела. В 1911 году СРН снова распался на Союз во главе с Н. Марковым 2-м  и Дубровинский Союз. Русская монархическая партия, слившаяся после 1907 года с СРН, вскоре вновь выделилась в самостоятельную организацию.

     Одной из причин разногласий среди черносотенцев  было стремление руководителей СРН  отмежеваться от Дубровина, человека с  уголовно-погромной репутацией, чтобы окончательно не погубить свою идею.

     Соперничество между двумя Союзами: Дубровинским и Союзом Маркого - младшего - было довольно острое. Впоследствии Марков недобрым словом вспоминал дубровинцев, вспоминал  их, как «всегда нас травивших за то, что мы с правительством и с бюрократией». Во время YI монархического съезда, созванного Марковским Союзом в феврале 1913 года, организаторы опасались не столько еврейских козней, сколько козней доктора Дубровина. На всех мероприятиях съезда усиленный контроль тщательно проверял каждый входной билет. Тем не менее «агентам доктора Дубровина» удалось перехватить всю волынскую организацию числом около 300 человек и направить ее на свой собственный съезд, что вызвало справедливый гнев марковцев.

     Другим  камнем преткновения стали казенные субсидии. Будучи партией правящего  класса черносотенцы получали от правительства  значительные средства на издание листовок, для материальной поддержки рядовых  членов движения. Но среди действительно  идейных лидеров правых оказалось много таких, кто решал личные финансовые проблемы за счет партийной кассы. Дело усугубилось тем, что дрязги выплеснулись на страницы прессы, а в Одессе даже произошла перестрелка между сторонниками двух руководителей местного отдела СРН. Это, конечно, не способствовало укреплению рядов монархистов. Из организации уходили наиболее честные люди монархических убеждений, считавшие, что чистое дело должно делаться чистыми руками.

     Но  главной причиной неурядиц было внутреннее противоречие самого движения. Выражая интересы класса помещиков черносотенцы пытались привлечь на свою сторону крестьянство, не допуская в то же время и мысли о конфискации помещичьих земель. Создавался порочный круг, из которого не было выхода. Всероссийские съезды монархистов, прошедшие в 1911 и 1915 годах и имевшие цель сплотить правых, ни к чему не привели.

     Некоторый всплеск черносотенного движения произошел  в 1913-1914 годах в связи с празднованием 300-летия дома Романовых, делом Бейлиса, а затем началом I мировой войны. Этот всплеск показал не силу ультраправого лагеря, а скорее его вырождение. Если в 1905 году черносотенцы здраво оценивали политическую обстановку, то есть понимали, что их кумиру - монархии - угрожает опасность со стороны революционных сил, и что именно с ними надо бороться; то в 1913 году ни о каких здравых оценках не было и речи. В черносотенной печати 1913-1914 годов доминировали юбилейная эйфория и патологический антисемитизм. В то время не только либералы и революционеры, но и здравомыслящие монархисты говорили о необходимости преобразований, черносотенцы же предлагали лишь сумасбродные законы. Например, «об обязательности выкидышей для всех «жидовок» поголовно». Неприятие любых реформ, даже когда их необходимость была очевидна обществу, приводило к тому, что реформатор уже казался черносотенцам более опасным, чем революционер.

Информация о работе Черносотенное движение в годы первой российской революции 1905-1907 гг