Церковный раскол

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 16:23, реферат

Описание работы

Патриарх Никон и протопоп Аввакум – личности, сыгравшие важнейшие роли в истории Руси, в развитии русской духовной культуры. Их имена мы связываем с Церковным Расколом, за которым стояли церковные реформы патриарха Никона.

Актуальность этой темы бесспорна. Ведь до сих пор продолжаются споры по данному вопросу. Работу над рефератом автор начинал с поиска литературы, и оказалось, что существует множество всевозможных книг, научных и художественных статей, энциклопедий, затрагивающих эту тему. Однако, к сожалению, причины раскола русской церкви и на сегодняшний день не раскрыты полностью.

У церковных реформ Никона были как сторонники, так и противники, которые остаются и по сей день. Именно этим и объясняется большое количество мнений по данному вопросу, различных интерпретаций событий тех лет.

Содержание

Введение...........................................................................................3-4
Глава 1. Церковный раскол XVII в.:

а) Направление «церковной» политики царя Алексея Михайловича, вступившего на престол;.....................................................................................4-6

б) Никон и реформы;...............................................................................6-18

в) Протопоп Аввакум.............................................................................18-22

3. Глава 2. Собор 1660 г. Низложение Никона....................................22-25

4. Заключение.........................................................................................25-26

5. Список использованных источников и литературы............................27

6. Приложения........................................................................................28-29

Работа содержит 1 файл

РЕФЕРАТ по истории.doc

— 252.00 Кб (Скачать)

     Один  раз Аввакум увидел у соседа мертвую скотину и потом ночью плакал о душе своей, думая о смерти. С той поры он привык молиться каждую ночь. Отец Аввакума умер. Мать женила сына на осиротевшей дочери кузнеца Марка, Анастасии. Девица жила в бедности, часто ходила в церковь и молилась о том, чтобы выйти замуж за Аввакума. Потом мать умерла.

     В двадцать один год Аввакум был  рукоположен в дьяконы, через  два года в попы, а еще через  восемь лет стал протопопом. Всего  у Аввакума было около пятисот  или шестисот духовных детей, потому что везде, где он показывался, он учил людей слову Божьему. 

     Аввакум всегда был защитником людей, любил правду, и в его биографии существует немало примеров заступничества за оскорбленных: некий начальник отнял дочь у вдовы, а Аввакум вступился за сироту и был избит. Потом начальник все-таки отдал девицу матери, но после еще раз избил протопопа в церкви.

     И другой начальник рассвирепел на Аввакума. Пытался убить его, но ружье  не выстрелило. Тогда этот начальник  выгнал протопопа с семьей из дому.

     Аввакум с женой и новорожденным младенцем пошел в Москву в 1646 году, где нашел покровительство у царского духовника Стефана Вонифатьева и у Ивана Неронова. Младенца крестили по дороге. В Москве протопопу дали грамоту — возвращаться на старое место. Он так и сделал, вернулся в разоренный дом, а вскоре случились новые неурядицы: Аввакум изгнал из того места скоморохов и двух медведей у них отнял. А воевода Василий Петрович Шереметев, который плыл в Казань, взял Аввакума на корабль. Но протопоп не благословил его сына Матфея, который сбрил бороду. Боярин чуть не бросил протопопа в воду.

     Протопопа изгнали с этого места, он пошел в Москву, здесь он пробыл до 1652 года и, вероятно, принимал деятельное участие в преобразовательных работах кружка Вонифатьева, в установлении единогласного наречного пения и во введении устной проповеди. Назначенный в 1652 году протопопом в Юрьевец, А. пробыл в этом городе всего 8 недель; его проповеди и настойчивое проведение единогласия подняли против него местных жителей: попы, мужики и бабы напали на Аввакума и избили его. Эта толпа пыталась взять дом протопопа приступом, воевода же велел охранять его. Аввакум опять отправился в Москву, но царь уже был недоволен тем, что протопоп оставил свое место. Аввакум жил в Москве при Казанской церкви, у протопопа Ивана Неронова. Как раз около этого времени патриархом становится Никон, который вскоре расходится со своими прежними друзьями из кружка Вонифатьева (кружок «ревнителей благочестия»).

     Протопоп  Аввакум оказался в числе самых  ярых противников реформы, а вскоре вообще становится лидером движения  «древлего благочестия», объединивших всех, кто выступал за сохранение старой веры. Осенью того же года он был арестован и сослан в Тобольск, где он с семьей прожил до 1655 г. От более сурового наказания — расстрижения — его спасло лишь заступничество царя. С 1656 по 1661 гг. Аввакум и его семья по Новому указу Никона включили в состав отряда сибирского землепроходца Афанасия Пашкова и был вынужден пройти вместе с ним тяжелейший многолетний путь от Енисейска до устья реки Нерчи. Несгибаемый протопоп продолжал свою активную проповедническую деятельность и постоянно вступал в конфликты с церковными и светскими властями. Подвергался наказаниям — вплоть до заключения в холодную башню и битья кнутом.

     В начале 60-х годов отношение власти к ссыльным старообрядцам ненадолго изменилось — отправив в опалу Никона (об этом ниже), государь решил вернуть некоторых из них в Москву. Возвращение Аввакума продолжалось три года (1661—1664). В мае 1664 г. Аввакум оказался в Москве. Царь встретил бывших ссыльных ласково. Аввакум знакомится с Епифанием Славинецким и Симеоном Полоцким, ведет с ними богословские споры. Однако, увидев, что Алексей Михайлович, отлучив от себя Никона, не собирается отменять реформы, он вновь восстал за старую веру. В итоге, в августе 1664 г. его с семьей ссылают на север в Пустозерск. До Пустозерска они доехать не успели, их задержали в печорском городе Мезень. 1 марта 1666 г. Аввакум был возвращен в Москву на церковный собор. На заседаниях  собора он вел бурную полемику, но решения собора были суровы — Аввакума и его соратников расстригли и предали анафеме, многим урезали языки. Анафему наложили и на старые обряды. В конце 1667 г. Аввакум и четырех его сподвижников (священника Никифора, священника Лазаря, дьякона Федора и инока Епифания) вновь сослали в Пустозерск, где заточили в земляную тюрьму. Из земляной тюрьмы Аввакум продолжал рассылать ногочисленные послания своим сторонникам, защитникам старой веры, ободрял их и поддерживал. В начале 80-х гг. начались новые гонения на старообрядцев. 14 апреля 1682 г. протопоп Аввакум вместе с тремя своим соузниками был казнен сожжением в срубе.

       Аввакум — автор более 80-ти  литературных и публицистических  произведений. «Книга бесед», написанная в 1669–1675 гг., содержит 10 бесед о сути расхождений между старообрядцами и сторонниками церковной реформы. «Книга толкований» (1673–1676 гг.) содержит толкования на различные библейские тексты. «Книга обличений, или Евангелие вечное» (1679 г.) — результат догматического спора Аввакума с дьяконом Федором по ряду богословских вопросов. Перу Аввакума также принадлежат разнообразные послания и челобитные. Самое значительное его сочинение — «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное», которое считается выдающимся памятником литературы XVII в. Все эти произведение проникнуты одной главной идеей — защитой старой веры. Анализ сочинений протопопа Аввакума позволяет сделать вывод, что споры по поводу обрядовой стороны жизни Русской Православной Церкви, были лишь средством выражения более глубинных противоречий. Главное противоречие — старообрядцы и сторонники церковной реформы по-разному видели цели и пути дальнейшего развития России13.  

     Глава 2. Собор 1660 г. Низложение Никона.

     Постепенно  между царем и патриархом назревало  охлаждение. Никон, мало вникавший в существо закулисных интриг, не мог даже помыслить о перемене отношения к себе царя. Напротив, он был убежден в незыблемости своего положения. Когда же Алексей Михайлович выразил неудовольствие властными действиями патриарха, Никон 11 июля 1658 года, после службы в Успенском соборе, заявил народу, что покидает свой патриарший престол, и удалился в Воскресенский монастырь. Этим он рассчитывал окончательно сломить слабовольного царя, однако не учел роста влияния на него старообрядчески настроенного боярства.

     Заметив свою ошибку, Никон попытался вернуться  назад, но это еще больше усложнило  дело. При установившейся зависимости  русской церкви от светской власти выход из создавшегося положения  целиком зависел от воли государя, но Алексей Михайлович колебался и, не желая уступить притязаниям своего недавнего «собинного друга», в то же время долго не мог собраться с духом, чтобы нанести ему последний удар. Зато его новому окружению удалось устроить возвращение в Москву протопопа Аввакума и других членов бывшего кружка «боголюбцев»14.

     В феврале 1660 года в Москве собран был  собор, который положил не только избрать другого патриарха, но лишить Никона чести архиерейства и священства. Государь смутился утвердить такой  приговор и поручил просмотреть его греческим архиереям, случайно бывшим в Москве. Греки, сообразивши, что против Никона вооружены сильные мира сего, не только одобрили приговор русских духовных, но еще нашли, в подтверждение справедливости этого приговора, какое-то сомнительного свойства объяснение правил Номоканона.

     Церковный собор 1660 г. лишил Никона патриаршего  сана, но после того как Епифаний Славинецкий достаточно убедительно  доказал необоснованность этого  решения, Алексей Михайлович не утвердил соборного приговора. Для решения судьбы Никона решили пригласить восточных патриархов. Дело Никона затянулось до 1666 г.

     До  этого, в течение нескольких лет, ситуация оставалась напряженной. В 1660 г. Никон, когда царь решился на избрание нового патриарха, заявил, что не отказывался от патриаршества. В 1664 г. он вновь дал знать, что считает себя патриархом, появился в Успенском соборе, направил послание царю с изложением своих позиций. Дальнейшие попытки Никона вернуть себе патриаршество также окончились безуспешно.

     Собор 1666 г. низвел Никона до простого монаха и определил место его ссылки – Ферапонтов монастырь. Главным обвинителем по делу Никона выступил сам царь Алексей Михайлович.

           Преемник Никона, патриарх Иосиф,  скончался в 1672 году. После него  стал патриархом Питирим, заклятый враг Никона, который позже тоже скончался.  Был избран в патриархи Иоаким.

     В 1676 году умер Алексей Михайлович; преемник его отправил к Никону с дарами и с вестью Федора Лопухина, а  вместе с тем приказал просить  прощения и разрешения покойному царю на бумаге. Никон сказал, что Бог его простит, и судиться они будут на Страшном Суде. Это естественно огорчило и молодого царя, и подало врагам Никона орудие, чтобы сделать худшим положение изгнанника. На Никона посыпались доносы. Спустя некоторое время кирилловский архимандрит известил Иоакима, что Никон болен, принял схиму и близок к смерти, и спрашивал разрешения: как и где похоронить Никона? Тогда царь стал молить патриарха и собор сжалиться над заточником и, по крайней мере, перед смертью порадовать его свободой. Патриарх и освященный собор благословили царя возвратить Никона из заточения.        Немедленно царь послал дьяка Чепелева привезти Никона в Воскресенский монастырь. То было в 1681 году. Никон от болезни и старости едва уже двигал ноги. Его привезли на берег Шексны, посадили в струг и поплыли по его желанию, на Ярославль. Везде по берегу стекался народ, просил благословения и приносил все потребное Никону. Его сопровождал кирилловский архимандрит Никита. 16-го августа утром достигли они Толгского монастыря, близ Ярославля. Никон причастился Св. Тайн и готовился переплыть на другую сторону Волги к Ярославлю. Здесь явился к нему архимандрит Сергий, тот самый, который издевался над ним во время его низложения. Сергий кланялся ему в ноги, просил прощения за прежнее и говорил, что оскорблял его поневоле, творя угодное собору. Никон простил его.

       На другой день, 17-го августа,  Никона повезли на другой берег  реки. Сергий сопровождал его  в струге. Народ из города и  сел встречал его на берегу  реки Которости, куда вошел струг с Волги. Толпа бросилась в воду и тащила струг на берег. Никон был в совершенном изнеможении и ничего уже не мог говорить. Народ целовал ему руки и ноги. День склонялся к вечеру; начали благовестить к вечерне. Никон в это время немного ободрился, оглянулся вокруг себя и начал оправлять себе волосы, бороду, одежду, как будто готовясь в путь. Архимандрит Никита понял, что настает последний час его и начал читать отходную. Никон протянулся на постели, сложил руки на груди и скончался.

     Погребение  было совершено новгородским митрополитом Корнилием с несколькими архимандритами; других архиереев не было. Никона при  погребении помянули патриархом. Царь целовал мертвому руки. Тело Никона было погребено в церкви Святого  Иоанна Предтечи, на том месте, где он некогда завещал себя похоронить.  

     Заключение.

     Что ж, можно подвести итоги работы. Мы разобрались в сути реформ Никона: что послужило предпосылками  реформ, как и кем они осуществлялись, какие результаты. Также мы подробно узнали о личностях протопопа Аввакума и патриарха Никона, о их жизни, о становлении их характеров и жизненных позиций.

     Безусловно, церковные реформы породили раскол русского общества, так как церковь  влияла практически на все сферы  человеческой жизни. Раскол затронул как  широкие народные массы, так и политику государства того периода.

     Как мы можем видеть на примере судеб  Аввакума и других старообрядцев, не оставшихся в стороне от общего дела, в результате борьбы с расколом погибли  тысячи людей. Да и судьба инициатора раскола Никона тоже, прямо скажем, не завидная.

     Но, тем не менее, церковный раскол – это страница нашей истории, равноправная и имеющая право на то, чтобы быть. И нам, современникам, нужно знать свою историю, и ни в коем случае мы не должны умалчивать и скрывать темные отголоски прошлого. А наоборот, наиболее тщательно изучать явления, делать выводы и стремиться к тому, чтобы подобное не повторилось в нашем будущем. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список  использованных источников и литературы

  1. Акшиков, А. Взгляд на историю: патриарх Никон/ А. Акшиков// МК и Марий Эл. – 2006. - №6, 8. – С. 12-14.
  2. Бороздин, А. Протопоп Аввакум/ А. Бороздин. – М.: Феникс, 1998. – 384 с.
  3. Дело о патриархе Никоне//Издание Археографической комиссии по документам Московской синодальной (бывшей Патриаршей) библиотеки - СПб.: Печатня С.П. Яковлева, 1897. - 512 c.
  4. Житие протопопа Аввакума им самим написанное и другие его сочинения - М.: Государственное издательство художественной литературы, 1960. - 480с.
  5. История русской церкви: В 9 т. Т. 6/ Макарий (Булгаков), митрополит Московский и Коломенский. – Изд-во Спасо-Преображенского монастыря,1996. – 800 с.
  6. Костомаров, Н.И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей/ Н.И. Костомаров. – М.: Эксмо, 2006. – 1024 с.
  7. Сайт «Институт Русской цивилизации имени митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна»: http://www.rusinst.ru/
  8. Сайт «Казанская семинария. Московский Патриархат Русской православной церкви»: http://www.kds.eparhia.ru/
  9. Сайт: «Музеи Московского Кремля» http://www.kreml.ru/
  10. Сайт «ПРАВОСЛАВИЕ.ru» по благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II: http://www.pravoslavie.ru/
  11. Сайт «Хроники Харона. Энциклопедия смерти»: http://xx.lipetsk.ru/

Информация о работе Церковный раскол