Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 09:36, доклад
В XVII столетии Россию ждали события, потрясшие духовную основу государства - Церковь.
Достаточно заглянуть в самые ранние произведения старообрядческой литературы, чтобы видеть, какие именно впечатления и опасения руководили первыми борцами раскола и их последователями. В числе таких произведений 2 челобитные, из которых одна была подана царю Алексею в 1662 году, а другая в 1667 году братией Соловечкого монастыря, восставшей против никоновских нововведений.
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Российская таможенная академия»
Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал
Российской таможенной академии
______________________________
Кафедра
гуманитарных дисциплин
ДОКЛАД
по дисциплине «Отечественная история»
на тему
«Церковный раскол XVII
в.»
Выполнила:
студентка 1-го курса
очной формы обучения экономического
факультета, группа 141
К. М. Белякова
Проверил: Д. А. Завьялов
(инициалы, фамилия преподавателя)
к.и.н.
(уч. степень)
Оценка
Подпись
«___»
2010 г.
Санкт-Петербург
2010
ОГЛАВЛЕНИЕ
В XVII столетии Россию ждали события, потрясшие духовную основу государства - Церковь.
Достаточно заглянуть в самые ранние произведения старообрядческой литературы, чтобы видеть, какие именно впечатления и опасения руководили первыми борцами раскола и их последователями. В числе таких произведений 2 челобитные, из которых одна была подана царю Алексею в 1662 году, а другая в 1667 году братией Соловечкого монастыря, восставшей против никоновских нововведений.
Церковные нововведения оправдывались одобрением восставших греческих иерархов, но в ответ на это в челобитной было замечено, что греческие учителя не умеют как подобает креститься и ходят без креста.
Беспорядок обнаружился и в Церкви, которая не смогла выполнить роль "духовного врача", хранителя нравственного здоровья народа. Естественно, что после Смуты реформа Церкви стала самой насущной проблемой. Реформу проводили не архиереи, а священники: протопоп Иван Неронов, духовник юного царя Алексея Михайловича Стефан Вонифатьев, знаменитый Аввакум. Эти "ревнители благочестия" действовали по двум направлениям. Во-первых, в области "социального христианства", под которым подразумевались устные проповеди и непосредственная работа среди паствы: закрытие кабаков, устройство богаделен, приютов для сирот. Во-вторых, они занимались исправлением обряда и собственно богослужебных книг. Остро стоял вопрос о так называемом многогласии. В храмах Великороссии для экономии времени практиковались одновременные службы разным святым и разным праздникам, ибо службы были очень длинные, и выстаивать их целиком московитам было недосуг: то в Орду надо ехать, то в Тверь, а то с татарами сшибка. В предшествующие времена многогласие никого не волновало. Иначе взглянули на него в эпоху бунтов и самозванцев: теперь казалось, и в этом был резон, что прихожане выходят из-под влияния Слова Божьего. Это надлежало исправить, и было исправлено. Единогласие восторжествовало.
Однако конфликтная ситуация этим не была исчерпана, напротив, конфликт только разрастался. Его обусловили различия в московском и греческомобряде, прежде всего в перстосложении: великороссы крестились двумя перстами , греки - тремя. Эти различия привели к спору об исторической правоте. Фактически спор свелся к выяснению вопроса о том, появился ли русский церковный обряд - двуперстие, осьмиконечный крест, богослужение на семи просфорах, сугубая "аллилуйя", хождение посолонь, то есть по солнцу, при совершении обрядов и так далее - в результате искажения невежественными переписчиками богослужебных книг или нет.
Протопоп Аввакум видел, прежде всего, источник беды в западных обычаях и новых книгах.
Доказано (в частности, Е.Е.Голубинским - самым авторитетным историком Церкви), что русские вовсе не исказили обряд и что в Киеве при князе Владимире крестились двумя перстами - точно так же, как крестились в Москве до середины XVII в. Дело в том, что в эпоху христианизации Руси в Византии пользовались двумя уставами: Иерусалимским и Студийским, - которые в обрядовом отношении разноречили. Восточные славяне приняли и соблюдали первый; у греков, а вслед за ними и у других православных народов, в том числе у малороссов, возобладал второй.
Аввакум, вне сомнения, был наиболее значительным оппонентом никонианства, а его авторитет как праведного, гонимого мученика оставался весьма высок даже в глазах противников. Не случайно царь, желая преодолеть церковные конфликты, предлагал в 1664 г. Аввакуму занять место своего духовника. Но Аввакум не пошел на компромисс. Он продолжал выступать с призывами и обличениями, написал талантливую и яркую автобиографическую книгу "Житие протопопа Аввакума" и вообще всячески досаждал "начальству" поучениями. Кончилось это для него плохо.
Когда
в 1676 г. умер царь Алексей Михайлович,
на московском престоле оказался его
сын - тихий и впечатлительный
Федор Алексеевич. Царь Федор уделял
много внимания вопросам благочестия,
в решении которых он был весьма
щепетилен. Зная характер нового царя,
Аввакум решил воспользоваться мнительностью
набожного Федора и попытаться отвратить
его от никонианства, Он написал царю письмо,
в котором сообщил, что видел во сне Алексея
Михайловича горящим в аду за грех отпадения
от истинной веры, и призвал Федора Алексеевича
отринуть "никонианскую прелесть",
дабы самому избежать подобной участи.
Но Аввакум просчитался. Федор и мысли
не допускал, что его отец может быть грешником.
Аввакум и его союзники "за великие
на царский дом хулы" были сожжены (1682).
Мученическая
смерть Аввакума окончательно разделила
никониан и старообрядцев. Иной стереотип
поведения старообрядцев выделил их из
основной массы русских и создал еще один
оригинальный субэтнос. Но при этом общеэтнические
связи разрушены не были. Так, старообрядцы
своими партизанскими действиями весьма
помогли Меншикову одержать победу при
Лесной (1708). Но в дальнейшем, в XVIII- XIX вв.,
распавшись на множество "толков"
и "согласий", старообрядцы постепенно
потеряли пассионарность и превратились
из активного субэтноса в конвиксию. К
XX в. у них оставались лишь некоторые элементы
своего стереотипа поведения, напоминающие
о бурных событиях русской истории XVII
в.
Протопоп
Аввакум был самым жарким борцом
за раскол, являлся самым верным истолкователем
его основной точки зрения и его побуждений.